пальчиковая гимнастика для среднего, старшего дошкольного возраста по темам недели
картотека по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Стаценко Елена Аркадьевна

пальчиковая гимнастика для среднего, старшего дошкольного возраста по темам недели

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon пальчиковая гимнастика272 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Мой любимый детский сад» Неделя знаний!

Наша  группа


В нашей группе все друзья.

(Ритмично стучат кулачками по столу),
Самый младший — это я.

(Разжимают пальчики поочередно). 
Это Маша,
(начиная с мизинца). 
Это Саша,
Это Юра,

 Это Даша.

Дружба


Дружат в нашей группе
(Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
(Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять

(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять

(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.) 
Мы закончили считать.

1

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Край родной – земля кубанская»

Край  родной


Здравствуй, солнце золотое!
(Потянуться, растопырив пальцы).
Здравствуй, небо голубое!
(Помахать «небу»)
Здравствуй, вольный ветерок!
(Движения кистей рук)
Здравствуй, маленький дубок!

(Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх)

Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!
(«Обнимашки»).


Моя страна


Посмотрю на карту я:
(Вытягивают вперед прямые ладони).
Вот российская земля.

(По очереди соединяют одноименные пальцы рук).
Есть леса тут и озера, 
Горы, реки и моря. 
Я люблю тебя, Россия,
(Крепко сжимают в «замок»). 
Ты же Родина моя!
(Прикладывают руки к груди).

2

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Что нам лето подарило»

Цветок

Вырос высокий цветок на поляне,
(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить).
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питанье
(Ритмично двигать пальцами вместе - врозь).
Дружно дают под землей корешки.
(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).


Подсолнух


Посадили зернышко,
(«щепотка»)
Вырастили солнышко.
(Растопырить ладони)
Это солнышко сорвем,                                                                                                (Ладоши раскрыть)
Много зерен соберем.
(Собирать с другой ладони зерна).

3

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«День дошкольного работника»

Наша  группа  (повторение)


В нашей группе все друзья.

(Ритмично стучат кулачками по столу),
Самый младший — это я.

(Разжимают пальчики поочередно). 
Это Маша,
(начиная с мизинца). 
Это Саша,
Это Юра,

 Это Даша.

Повар  (профессии сотрудников)

Повар готовил обед,

(Ребром ладони дети стучат по столу)

А тут отключили свет.

(Загибают большие пальцы)

Повар леща берет

И опускает его в компот. 

(Загибают указательные пальцы)

Бросает в котел поленья,

(Загибают средние пальцы)

Угли бьет поварёшкой.

(Загибают безымянные пальцы)

Сахар сыплет в бульон.

(Загибают мизинец)

И очень доволен он. (Разводят руками).

4

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Вот она какая, осень золотая!»

Осень


Ветер по лесу летал,

(Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:                                                                                      

Вот дубовый, 
Вот кленовый
(Загибать по одному пальчику).
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.

(Спокойно уложить ладони на стол).

Мы  идем  в  осенний  лес  (И. Михеева)


Мы идем в осенний лес. –
(Маршируем на месте),
А в лесу полно чудес! –
(Разводим руки в стороны,

«удивляемся»).

Дождь вчера в лесу прошел –

 (Потряхиваем ладонями обеих рук).

Это очень хорошо. – (Хлопаем в ладоши)
Будем мы грибы искать –

(Приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону).
И в корзинку собирать. –

(Сводят руки перед собой в «корзинку»).

5

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Краски осени»

Осенние  листья

 Раз, два, три, четыре, пять,  

(Загибаем пальчики, начиная с большого).
Будем листья собирать.  
(Сжимаем и разжимаем кулачки). Листья березы,  (Загибаем пальчики, начиная с большого).
Листья рябины,
Листики тополя,

Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(Пальчики «шагают» по столу).

6

Осень


Осень, осень,
(Трем ладошки друг о друга)
Приходи!
(По очереди сжимаем кулачки)
Осень, осень, (Трем ладошки друг о друга)
Погляди!
(Положить ладошки на щеки).

Листья желтые кружатся, (Движение ладонями сверху вниз)
Тихо на землю ложатся.
(Поглаживаем коленки). 

Солнце нас уже не греет, (По очереди сжимаем кулачки)
Ветер дует все сильнее,
(Разводим одновременно ручки в разные стороны).
К югу полетели птицы,
(Скрестить ручки и пошевелить пальчиками).

Дождик к нам в окно стучится. (Стучим пальчиками по ладошкам).
Шапки, куртки надеваем  
(Делаем вид).

И ботинки обуваем  (Постучать ногами).
Знаем месяцы:
(Похлопать ладошками по коленкам)
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (Кулак, ребро, ладонь).

7

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Одежда, обувь, головные уборы»

Сто  одёжек  (А. Барто)


Лиф на байке,
(Поочередно загибают пальцы на обеих руках).

Три фуфайки, (Одновременно на каждое название одежды)
На подкладке платьице.
Шарф на шее,
Шаль большая,
Что за шарик катится?
(Пожимают плечами).
Сто одёжек,
(Ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Сто застёжек,
Слово вымолвить не может.
(Похлопывают себя по плечам).
Мама так закутала,
Что не знаю,

Тут ли я! (Разводят руки в стороны).

Обувь


Посчитаем в первый раз,
(Попеременные хлопки ладонями)
Сколько обуви у нас.
(И удары кулачками по столу.)
Туфли, тапочки, сапожки,
Для Наташки и Серёжки,
(На каждое название обуви).
Да ещё ботинки
(Загибают по одному пальчику, начиная с большого).
Для нашей Валентинки.
А вот эти валенки,
Для малышки Галеньки.

8

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Все профессии важны, все профессии нужны!»

Почтальон


Что принес нам почтальон? (Сжимать и разжимать кулаки).
С толстой сумкой ходит он. (Шагать пальчиками по столу).
Перевод, журнал, газету, (Загибать пальцы, начиная с большого).
В бандероли 2 кассеты.
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали.


Пекарь


Пекарь, пекарь, из муки,
Испеки нам колобки. (Выполняем круговые движения ладонями).
Две сушки — Ванюшке, (Имитируем скатывание колобка).
Две баранки – Танюшке, (Поочередно соединяем большие пальцы) 
Два бублика – Мишке, (Обеих рук с остальными пальцами).

Два калача – Маришке. – (Упражнение «колечки»).

9

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Народная культура и традиции»

Жук,  жук

(Русская народная потешка)

Жук, жук не жужжи!

(Изображаем жука с длинными усиками).

Где ты прячешься, скажи!

(Разводим руками в стороны и пожимаем плечами).

Мой дом под кустом, (Изображаем ладонями крышу)

Под берёзовым листом!

(Опять одной рукой изображаем жука, а второй – листик, под который и залетает жук).

Дрозд - дроздок

(Русская народная потешка)

Дружок ты мой, дрозд,

В крапинку хвост,          

(Дети машут сложенными ладонями, как крыльями).  

Носик — остренький,

Бочок — пестренький,

Перья — тонкие,

Песни — звонкие.

Весной распеваются,  

(Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого).  

Зимой забываются. (Снова машут сложенными накрест ладонями).

10

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Дружат люди всей земли»

Девочки  и  мальчики


Наши девочки и мальчики (дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают как мячики (прыгают)
Головой слегка качают (качают головой)
И красиво приседают (приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так (хлопки 4 раза)
Ножками топают вот так, вот так (топают 4 раза)
Кулачки сжимают вот так. вот так (Показывают один

кулачок, портом другой)
Ладошки раскрывают вот так, вот так (Поочерёдно раскрывают ладошки)
На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки)
Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)

11

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Наши добрые дела»

Помощники

 Раз, два, три, четыре,

(Одна ладонь скользит по другой по кругу).

Мы посуду перемыли:

(Ладони прижаты друг к другу).

Чайник, чашку, ковшик, ложку

(Открывают по одному пальчику),

И большую поварешку.  

ачиная с мизинца).

Девочка  Иринка  порядок  наводила …

Девочка Иринка,  (Дети делают ритмичные хлопки).

Порядок наводила.

Девочка Иринка

Кукле говорила:

(Грозят указательным пальцем).

«Салфетки должны быть

 (Поочередно соединяют)

 В салфетнице, 

(Большой палец с остальными).

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну конечно, в солонке!»

12

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

 «Мамина неделя»

Наши  мамы


Много мам на белом свете,

(Разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи).
Всех их очень любят дети! 
Журналист и инженер,

(Поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке).
Повар, милиционер, 
Швея, кондуктор и учитель, 
Врач, парикмахер и строитель – 
Мамы разные нужны,

 (Сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны!

(Разводят руки, поднимают ладошками вверх).

Мамочка

Мамочка хорошая,     (Воздушный поцелуй над ладонью)

Мамочка любимая!    (Поцелуй над другой ладонью).

Очень я её люблю,     (Сдуваем с ладони поцелуй)

Поцелуи ей дарю!      (Сдуваем поцелуй с другой ладони).

13

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Птичий двор»

Домашние  птицы


Во дворе стоит забор,
За забором птичий двор.

(Руки на столе: правая – ладонью вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняем положение рук).
Тут галдеж и суета, 
Начинается с утра:

 (Ударяем правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняем положение).
Кукарекают, гогочут,
Громко крякают, болбочут.

 (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими).
Гуси, утки, индюки,
Курицы и петухи.

 (Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших).

Малыши

Есть у курицы цыплёнок,

 (Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца).
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок, 
У каждой мамы малыши, 
Все красивы, хороши!
(Показывают пальчики, играя ими).

14

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Зимушка – зима в гости к нам пришла!»

Зима


Пришла зима,
(Трем ладошки друг о друга)
Принесла мороз. (Пальцами массажируем плечи, предплечья).
Пришла зима,
(Трем ладошки друг о друга)
Замерзает нос.
(Ладошкой массажируем кончик носа). 
Снег, (Плавные движения ладонями)
Сугробы,
(Кулаки стучат по коленям попеременно).
Гололед.
(Ладони шоркают по коленям разнонаправлено).
Все на улицу — вперед!
(Обе руки протянуть вперед).


Мороз


Вечер приближается
(Разведите руки в стороны),
Вьюга начинается.

 (Покачайте над головой руками из стороны в сторону).
Крепчает мороз
(С усилием сожмите кулаки)
— Щиплет щеки, щиплет нос.

(Пальцами слегка ущипните щеки и нос)
Руки стали замерзать,  
(Потрите ладони)
Надо их отогревать. (Подышите на ладони).
Вечер приближается,
(Разведите руки в стороны)
Темнота сгущается.
Нам домой давно пора
— До свиданья! До утра!

15

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Неделя Этики»

Маленькая  учительница

Девочка Иринка

Порядок наводила.

Девочка Иринка

Кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице! 

(Поочерёдно соединяют большой палец с остальными, массируя подушечки).

Масло должно быть в маслёнке!

Хлебушек должен быть в хлебнице!

А соль?

Ну, конечно, в солонке!»

Помощник

 

Посуду моет наш Антошка.

(Потирают ладошки друг о друга – «моют посуду»).

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан.

(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца).

И закрыл покрепче кран.

(Выполняют имитирующее движение).

16

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Мастерская деда мороза»

Подарки


Дед мороз несет  подарки:
(«Шагают» пальчиками по столу).
Буквари, альбомы, марки,

(На каждое название загибают по одному пальчику - сначала на правой, потом на левой руке).
Кукол мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколадок пол мешка,
(Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка)
И пушистого щенка! Гав! Гав!

Наряжаем  ёлку


Раз, два, три, четыре, пять.
(Поочерёдно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого).
Будем ёлку наряжать.
(Соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны).
Мы повесим шарики,

(Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарики).
Яркие фонарики,
(Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные движения ладонями вперёд – назад).
Весёлого Петрушку,
(Показывают длинный нос)
И разные игрушки:
(Вытягивают ладони вперёд).
И мишку – шалунишку.
(Показывают «мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону).
И заиньку – трусишку.

(Прикладывают раскрытые ладони к голове).

17

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Новогодний калейдоскоп»

Новый  год

Наступает Новый год! (Хлопаем в ладоши).
Дети водят хоровод.

 (Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти вращаем внутрь - наружу).
Висят на елке шарики,

(Поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар).
Светятся фонарики. (Фонарики)
Вот сверкают льдинки,

(Сжимать и резко разжимать кулаки поочередно).
Кружатся снежинки.
(Легко и плавно двигать кистями).
В гости Дед Мороз идет,

(Пальцы шагают по коленям или по полу)
Всем подарки он несет.
(Трем друг об друга ладони).
Чтоб подарки посчитать,

(Хлопаем по коленям или по полу, одна рука - ладонью, другая - кулаком, затем меняем).
Будем пальцы загибать:

 (По очереди массажируем каждый палец)
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

18

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Новогоднее волшебство»

На  ёлке


Мы на елке веселились,
(Ритмичные хлопки в ладоши)
И плясали, и резвились.
(Удары кулачками).
После добрый Дед Мороз

(«шагают» средним и указательным пальчиками по столу).
Нам подарки преподнес.
(«рисуют» руками большой круг).
Дал большущие пакеты,
В них же вкусные предметы:
(Ритмичные хлопки в ладоши)
Конфеты в бумажках синих,

(Загибают пальчики, начиная с большого).
Орешки рядом с ними, 
Груша, яблоко,
И один золотистый мандарин.

19

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Рождественские посиделки»

Зимние  забавы


Лепим мы из снега ком,

(Дети сжимают и разжимают кисти рук)
Из комочков слепим дом.

(Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны).

Звери будут в доме жить, (Хлопают в ладоши)
Веселиться и дружить,
Вместе домик сторожить.
(Соединяют руки в «замок»).
Давай, дружок!
Давай, дружок, смелей, дружок!

(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя).
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком.
(Рисуют в воздухе круг).
И станет ком снеговиком.

 (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх).
Его улыбка так светла!

 (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку).
Два глаза, шляпа, нос, метла...

(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу).
Но солнце припечёт слегка –
(Дети поднимают руки вверх)
Увы! И нет снеговика!

(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками).

20

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Зимние забавы»

Зимние  забавы (1)


Раз, два, три, четыре, пять
(Загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять.

 (Указательным и средними пальчиками "идем" по столу).
Бабу снежную слепили,
(Катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили.
("кормим птичек").

С горки мы потом катались,

(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись.

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой).
Все в снегу домой пришли
(Отряхиваем ладошки)
Суп поели,
("едим суп"), 
Спать легли.
(Ладошки под щечку).

Снежок


Раз, два, три, четыре,
(Загибать пальчики) 
Мы с тобой снежок слепили.

(Лепить, меняя положение ладоней).
Круглый, крепкий, очень гладкий.

(Показывают круг, гладят ладони друг о друга). 
Раз – подбросим,
("подбросить", посмотреть вверх) 
Два – поймаем. ("ловят", приседают). 
Три – уроним
(встают, "роняют") 
И … сломаем!
(топают).

21

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«В гостях у сказки»

Любимые  сказки


Будем пальчики считать,
(Хлопают в ладоши),
Будем сказки называть!
Рукавичка, Теремок,

(Поочередно загибают пальчики на левой руке)
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,

(Поочередно загибают пальчики на правой руке),
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем!
Знаем Волка и козлят.
(Сжимают кулачки).
Этим сказкам каждый рад.
(Хлопают в ладоши).

Сказка  «Курочка Ряба»


Мышка быстренько бежала, (Бег пальцами по столу)
Мышка хвостиком виляла. (Имитация движения).
Ой, яичко уронила, (Сжать ручки в кулачки «яичко»)
Посмотрите-ка, разбила! (Показать «яичко» на вытянутых руках)!

22

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Маленькие исследователи»

Турист

И.п.: на ладони левой руки стоят «ножки» — указательный и средний пальцы правой руки, остальные сжаты («рюкзак за плечами»).

Я шагаю по ладошке,

Поднимаю пальцы-ножки,        

(По очереди поднимать пальцы - «турист шагает»).

Раз – два – три – четыре – пять  –

(«шагает» по пальцам по порядку, начиная с мизинца).

Хорошо мне так шагать!        

(«идти» дальше поруке вверх, «в гору»).

Хорошо мне так шагать,

Можно шейку почесать!        

(Дойти до шеи, сзади остановиться).

23

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Огород на подоконнике»

Приглашаем в огород

Заходите в огород!  (Сделать руками жест «к себе»).

Проходите между гряд -

(Указательные и средние пальцы обеих рук, как ножки, «шагают» по столу).

Там огурчики лежат,

(Изобразить огурец, для этого сложить пальцы в форме овала).

Помидоры висят,

Прямо в рот хотят.

(Изобразить помидор, для этого сложить пальцы в форме круга).

Рядом зреет репка

Ни густа, ни редка.

(Изобразить репу, для этого сложить пальцы в форме сердечка).

Наберем мы овощей

(Округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи).

Для себя и для друзей.

(Показать рукой на себя, потом на окружающих).

24


Огород


(Массаж фаланг пальцев - на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца).
Вырос у нас чеснок,
(Указательный)
Перец, томат, кабачок,
(Средний)
Тыква, капуста, картошка,
(Безымянный)

Лук и немножко горошка. (Мизинец).
Овощи мы собирали,
(Мизинец)

Ими друзей угощали, (Безымянный)
Квасили, ели, солили,
(Средний)
С дачи домой увозили.
(Указательный).
Прощай же на год,
(Большой палец левой руки)
Наш друг – огород!
(Большой палец правой руки).

25

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Азбука безопасности»

Дорожных  правил  очень много


Дорожных правил очень много.
(«Грозят» пальчиками).
Раз - Внимание дорога!
(Загибают поочередно пальцы).
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать
(Хлопки руками)
И всегда их выполнять.

 (Показывают «класс!» большим пальцем).

Безопасность

Никогда в одну розетку

Не втыкай, мой милый друг,

Телевизор и светильник,

И компьютер, и утюг.

(Поочередно соединять большие пальцы с остальными, начиная с указательных).

26

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Наши защитники»

Бойцы


Пальцы эти – все бойцы.

 (Растопырить пальцы на обеих руках), 
Удалые молодцы. (Сжать их в кулак). 
Два больших и крепких малых,

 (Приподнять два больших пальца)
И солдат в боях бывалых.
(Другие крепко прижать к столу).
Два гвардейца – храбреца!

(Приподнять указательные пальцы).
Два сметливых молодца!
(Другие крепко прижать к столу).
Два героя безымянных,
(Приподнять средние пальцы) 
Но в работе очень рьяных!
(Другие крепко прижать к столу).
Два мизинца – коротышки,
(Приподнять безымянные пальцы)
– Очень славные мальчишки!
(Хлопнуть в ладоши).

Сегодня  праздник  всех  отцов


Сегодня праздник всех отцов,

(Сжимают и разжимают пальцы)
Всех сыновей, всех кто готов,
(Хлопают в ладоши)
Свой дом и маму защитить,

(Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу)
Всех нас от бед отгородить!

 (Сжимают и разжимают пальцы).

27

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Масленица»

На  блины

   Стала Маша гостей созывать:

 (Хлопки в ладоши на каждое слово).

И Иван приди, (Подушечка полусогнутого указательного пальца одной руки мягко покачивает подушечку большого пальца другой руки).

 И Степан приди, (Подушечка указательного пальца правой руки покачивает указательный палец левой руки)

 Да и Андрей приди,

(Аналогично покачивается средний палец левой руки).

Да и Матвей приди,

(Покачиваем безымянный палец левой руки). 

А Митрошечка: (Указательный палец правой руки покачивает мизинец левой на каждое слово (четыре раза)).

— Ну, пожалуйста!

Стала Маша гостей угощать: (Хлопки в ладоши).

 — И Ивану блин,

 И Степану блин,

 Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

(Одна рука ладонью вверх. Большой палец другой руки нажимает на подушечки каждого пальца раскрытой ладони, начиная с большого).

А Митрошечке – Мятный пряничек!

(Большой палец правой руки нажимает на подушечку мизинца левой на каждое слово (четыре раза)).

Стала Маша гостей провожать: (Хлопки в ладоши). 

28

— Прощевай, Иван!

Прощевай, Степан!

Прощевай, Андрей!

 Прощевай, Матвей! (Пальцы правой руки загибают пальцы па левой ладони, начиная с большого).

 А ты, Митрошечка,

Моя крошечка,

Да ты побудь со мной

 Еще немножечко! (Большой, указательный и средний пальцы правой руки ласково поглаживают мизинец левой руки сверху вниз).

29


ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Женский день»

Мамин  праздник

Первые подснежники

(Ладошки сжать друг с другом и округлить – «Тюльпан»)

Я в руках несу.

(Сжать ладони в кулачки, держать перед собой).

Нежные цветочки,

Маме подарю. (Вытягиваем руки вперед, ладони вверх)

Будь всегда красивой,

Нежной, как цветы. (Обводим овал лица).

Хорошо, что рядом

Есть со мною ты. (Прижать ладони к груди).

Бабушка

Наша бабушка идет

(Хлопают ладонями по коленям, поочередно левой и правой руками)

И корзиночку несет.

(Пальцы слегка расставляют и соединяют их с пальцами другой руки).

Села тихо в уголочек, (Кладут руки на колени)

Вяжет деточкам чулочек. (Имитируют вязание на спицах).

Вдруг котята прибежали

(Кистями рук выполняют движение «кошечка»).

И клубочки подобрали.

Где же, где ж мои клубочки? (Разводят руки в стороны).

Как же мне вязать чулочки? (Имитируют вязание на спицах).

30

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Весна шагает по планете»

Весна


Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе)
Капают капели.
Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны)
И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону).

Сосульки

Капли звонко капали                                                                    (Попеременно ударять по столу указательными пальцами обеих рук).                                                                                              Все сосульки плакали:  (Поднести руки к лицу, как при плаче).                                                                                  «Солнце светит ярко,                                                             (Скрестить руки на уровне запястий. Пальцы растопырить, словно это солнечные лучи)                                                          Нам, сосулькам, жарко!»                                               (Попеременно ударять по столу указательными пальцами обеих рук).

31

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Быть здоровыми хотим!»

Весёлый  человечек


Я – веселый человечек, я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. (
Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу).
Разотру ладошки сильно, (
Растирают ладони).
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно, и вытягивать начну. (
Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги).
Руки я затем помою, (
Потирают ладони).
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою, и тепло поберегу.

(Складывают пальцы в замок).


Дружные  пальчики


Эти пальчики щипают, (
Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки).
Эти пальчики гуляют, (
Указательный и средний "идут" по другой руке)
Эти - любят поболтать, (
Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Эти - тихо подремать, (
Безымянный и мизинец прижимаем к ладони)
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться. (
Крутим большим пальцем вокруг мизинца).

32

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«В мире прекрасного: неделя музыки и театра»

Клавиши

Раз – два – три – четыре – пять,

Будем клавиши считать.    

 (Попеременно касаться большого пальца остальными пальцами кисти, как будто беря на фортепиано ноты).

До, ре, ми, фа, соль, ля, си –

Сколько клавишей - спроси!

Вышли  пальцы  танцевать

Раз, два, три, четыре, пять,    

(Выбрасывать пальчики из кулачка)

Вышли пальцы танцевать.

(Свободное движение ладошками).

Большой пустился в пляс,

(Круговые движения больших пальцев вокруг друг друга)

Указательный - в припляс,

(Подушечки пальцев касаются друг друга в ритме текста)

Средний пальчик – поклонился,

(Средние пальцы сгибаются и выпрямляются)     

Безымянный – притаился.

(Можно заменить эту композицию, спрятав четвертый палец одной руки в кулачок другой).

А мизинец, удалец! Цепь сомкнул, молодец!

(Можно проверить, как крепко соединились мизинцы).

Как же дальше танцевать?

(Тянуть сцепленные пальцы и разорвать связь в конце фразы)

Надо цепь нам разорвать.

33

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Неделя книги»

Зайка  книгу  нашел …

Зайка книгу нашел, (Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально)
И открыл, и прочел,

(На слове «открыл» - (Ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу).
А закрыл, все забыл.
(На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу).
И снова открыл,
(Ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу)
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.
(Ладони прижимаются друг к другу).

Книги

Много книжек есть на свете,

 (Дети ладошки соединяют вместе «книжкой»).

Читать их очень любят дети. 

(Раскрывают и закрывают «книжку»).

Если книги мы прочтем,

То узнаем обо всем:

Про моря и океаны, (Поочередно соединяют одноименные пальцы начиная с мизинца)

Удивительные страны.                             

Про животных прочитаем,                       

 И про космос мы узнаем!

34

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Тайны космоса»

Космонавт

В звёздном небе звёзды светят,                                         (Показываем звёзды, пальчики переплетаются)                Космонавт летит в ракете.                                                (Изображаем полёт ракеты: руки вверху соединить).      День летит, ночь летит, (Загибаем пальцы)                                 И на землю вниз глядит (Изображаем иллюминатор).

Космос

✋🌏🌏🌏Раз, два, три, четыре, пять – 

(По одному загибают пальчики на обеих руках)

В космос полетел отряд.

(Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх).

Командир в бинокль глядит,

(Пальцы обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль»)

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, кометы,

(Загибают пальчики обеих рук)

Поднимает руки в вышину, (Поднимаем руки вверх) 

Видит желтую луну. (Показываем круг).

35

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Мир природы: насекомые»

Насекомые


Раз, два, три, четыре, пять -

(Сжимать - разжимать пальцы в кулак).
Насекомых надо знать:

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими).
Муха, бабочка, пчела,
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок…

(Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки).
И у каждого шесть ног!

(Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев).

36

Паучок


Паучок ходил по ветке, 

А за ним ходили детки.

(Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки).
Дождик с неба вдруг полил, 

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл.

Хлопок ладонями по столу/коленям).
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,

 (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит))
А за ним ползут все детки,

(Действия аналогичны первоначальным)
Чтобы погулять на ветке.
("Паучки" ползают на голове).

37

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Домашние животные»

Домашние  животные

Раз, два, три, четыре, пять,

Как животных нам назвать?

(Поочередно загибаем пальчики на левой руке).

Самых близких, самых верных —

Каждый знает их, наверно (Хлопаем в ладоши).

Лошадь, корова, собака и кошка

(Указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке).

Как назовем их? Подумай немножко. (Разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).

В доме с хозяином дружно живут

(Изображаем руками крышу дома над головой),

Значит, домашними все их зовут.

Кошка


Раз, два, три, четыре!
(Скользящие удары ладонями друг о друга).
В нашем доме кошки жили.
(Поочередно выдвигают вперед, то одну руку, то другую.)
Кошки с мячиком играли, (соединяют пальцы рук)
Кошки молоко лакали,  (Подносят ладошки «блюдца» к лицу и языком имитируют лакание)
Кошки коготки точили, (Легко царапают колени)
Мышек сереньких ловили. (Хлопок ладошками).

38

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Праздник Победы»

Солдатики

Аты — баты, аты — баты!
на войну идут солдаты.

(Указательный и средний пальцы обеих рук «маршируют на столе», остальные пальцы прижаты к ладони. Важно, чтобы пальцы «маршировали» синхронно, в ногу).

Знамя красное несут,

(Руки поднять вверх, пальцы выпрямить, прижать друг к другу, затем согнуть руки в локтях (знамя)).

Пушки грозные везут.

(Кулаки обеих рук лежат на столе. Выпрямленные указательные пальцы изображают стволы пушек).

Солдатская  каша

Мы крупу в ковше варили,

(Левую ладонь сложить в виде пригоршни (ковш),указательным пальцем правой руки (ложкой) «помешать кашу», остальные пальцы прижаты к ладони.

Хорошенько посолили.  (Пальцы правой руки сложить щепоткой и показать, как солят кашу).

Здесь уже и ложка наша,   (Правую руку положить на стол ладонью вверх; ладонь сложить в виде пригоршни (ложка)).

Так вкусна солдата каша!   (Облизать губы языком, показывая, как было вкусно).

39

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Водоёмы. Рыбы»

Рыбки

(Ладони сомкнуты, чуть округлены).

Пять маленьких рыбок играли в реке,

(Выполняем волнообразные движения в воздухе).

Лежало большое бревно на песке,

(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок).

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение).

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!»

(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест)).

А третья сказала: «Мне хочется спать!»

(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит)).

Четвёртая стала чуть – чуть  замерзать.

(Быстро качаем ладонями (дрожь)).

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!»

(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот)).

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают)).

40

Рыбка

Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть!
(Две ладошки вместе изображают плавательные движения).                                                                   Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
(Ладони поочередно сжимаются в кулак).                               Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
(Хватательные движения щепоткой).                                      Рыбка хвостиком вильнула,
Быстро – быстро уплыла.
(Помахать рукой).

41

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Весенние первоцветы»

Подснежник


К нам Весна лишь заглянула.
(Протягивают руки вперед).
В снег ладошку окунула.

(Руки внизу, перпендикулярно корпусу).
И расцвел там нежный,

(Руки соединяют в бутон на уровне глаз)

Маленький подснежник

(Медленно раздвигают пальцы «цветок раскрылся»).

Мак

Только солнышко взойдет, 

(Сжимают и разжимают пальцы)

Мак на грядке расцветет.

Бабочка  - капустница,  

(Соединяют большие пальцы, остальными машут)

На цветок опустится.

Поглядишь – а у цветка, 

(Сжимают и разжимают пальцы)

Больше на два лепестка.

42

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«День защиты детей» / «До свидания, детский сад!»

Встали  пальчики

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, тише, не шуми,

Пальчики не разбуди.

Встали пальчики – «Ура!»

В детский сад идти пора!

(Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить»).

(С восклицанием «Ура!»  кулачки разжать, широко расставив  пальцы).

Скоро в школу

Скоро в школу мы пойдем («шагают» пальцами по столу)

И портфель с собой возьмем. (Загибают пальцы по одному).

Книжки, ручку, карандаш

Мы в портфель положим наш. (Соединяют и разъединяют пальцы).

Будем мы читать, писать, (Хлопают в ладоши)

И учиться все на «пять»! (Показывают пять пальцев).

43

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Неделя безопасности»

Постовой

 Постовой стоит упрямый

 (Пальчики «шагают» по ладошке).

 Людям машет: Не ходи!  («грозят» пальчиками).

 Здесь машины едут прямо

(Руки перед собой, изображают руль)

Пешеход, ты погоди! («грозят» пальчиками).

 Посмотрите: улыбнулся (Хлопают в ладоши)

 Приглашает нас идти. (Пальчики «шагают» по ладошке).

 Вы, машины, не спешите (Хлопки руками)

 Пешеходов пропустите! (Прыжки на месте)!

Дорожных  правил  очень  много  (повторение)

Раз - Внимание дорога! 

(Показываем указательный палец)

Два - сигналы светофора, 

(Показываем два пальца)

Три – смотри дорожный знак, 

(Показываем три  пальца)

А четыре – «переход». 

(Показываем четыре пальца)

Правила все надо знать 

(Грозим указательным пальцем)

И всегда их выполнять.

(Показывают «класс!» большим пальцем)

44

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«День России»

Родной  край

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю

Всех я вас приветствую.                

(По очереди пальцы правой руки похлопывают пальцы левой руки, начиная с большого пальца).

Моя страна

Посмотрю на карту я:

Вот российская земля.

(Вытягивают вперед прямые ладони)

Есть леса тут и озера,

Горы, реки и моря. 

(Поочередно соединяют одноименные пальцы рук)

Я люблю тебя, Россия,

(Крепко сжимают в «замок»)

Ты же Родина моя!

(Прикладывают руки к груди)

45

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Хлеб – всему голова»

Хлеб

Муку в тесто замесили,

(Сжимают и разжимают пальчики).

А из теста мы слепили:

(Прихлопывают ладошками, «лепят»). 

Пирожки и плюшки,

(Поочерёдно разгибают пальчики, начиная с мизинца).

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всё мы испечём в печи. 

(Обе ладошки разворачивают вверх).

Очень вкусно! (Гладят живот).

Дождик

Дождик, дождик, поливай

(Указательным пальцем постукивать по ладони другой)

Будет хлеба каравай!

(Образовать перед собой круг руками).

Будут булки, будут сушки,

(Похлопывать поочередно одной ладонью другую)

Будут вкусные ватрушки.

(Соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг).

46

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Урожай: фрукты, ягоды»

Собираем  фрукты

Я не бью баклуши - собираю груши!

(Левая рука полукругом перед грудью – «корзина», правая – «рвет груши с дерева и кладет в корзину»).

Яблоки сорву – друга позову.  (Смена рук).

Чищу я банан -

(Левая рука «держит банан», правая – «чистит банан»).

Другу тоже дам! (Протянуть руку вперед с бананом).

Ягоды

С ветки ягодки снимаю,  

(Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку).

И в лукошко собираю.

(Обе ладошки сложить перед собой чашечкой).

Будет полное лукошко,

(Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной  ладошкой).

Я попробую немножко.

(Одна сложенная ладошка имитирует лукошко)

Я поем ещё чуть-чуть,

(другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот).

Лёгким будет к дому путь!

(Имитируя ножки, средний указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше).

47

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Транспорт»

Грузовик

Моя ладошка –

(Погладить левую ладошку по кругу пальцами правой руки)

грузовик,

(Большими пальцами «надавливаем на сигнал», остальные

пальцы сжаты в кулачки).

Он ездить целый день привык.

(Провести по каждому пальцу левой ладошки, начиная с большого пальца, большим пальцем правой руки).

Вперед-назад,

(Ребром правой ладони имитировать пиление по всей

 вперед-назад, поверхности левой ладони)

Игрушки возит для ребят.

(Растирать винтовыми движениями пальцы левой руки,

начиная с мизинца, обхватывая каждый палец правой рукой).

А ночью, в гараже своем,

(Соединять последовательно все пальцы левой руки, начиная с указательного, с большим пальцем)

Он спит спокойным, сладким сном!

(Указательным пальцем правой руки сгибать пальцы левой руки, начиная с мизинца)!

48

Самолет


Я построю самолет,
(Разводим руки широко в стороны)
Шлем надену — и в полет.
(Показываем «шлем» над головой).
Сквозь волнистые туманы,
Полечу в другие страны,
(Шевелим пальчиками)
Над морями и лесами,
Над горами и полями,
(Делаем «брызгающие» движения пальцами)
Облечу весь шар земной.
(Обхватываем воображаемый шар).
А потом вернусь домой.
(Взмахивающие движения ладонями).

49

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«День семьи»

Моя  семья


Раз, два, три, четыре!

(Хлопают в ладоши)
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять!

(Хлопают в ладоши)
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,
Два котенка, мой щегол, сверчок и я.

(Поочередное поглаживание - массаж всех десяти пальцев).
Вот и вся моя семья!

Семья

Знаю я, что у меня

(Ладошками указать на себя)

Дома дружная семья:

(Показать «крышу домика»)

Это – мама.

Это – я,

Это – бабушка моя!

Это – папа,

Это – дед,

(Загибать пальцы на руке по одному, начиная с большого на каждое слово текста)

И у нас разлада нет!

(Указательным пальцем показать «нет»).

50

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«В царстве Нептуна»

Морские  животные

Жил да был один дельфин,

(Перед грудью, плавные движения влево – вправо).

Два конька дружили с ним.

(Ладони развернуты вертикально, поочередные движения вверх – вниз).

Приплывали к ним киты,

(Руки сложены накрест, взмахи ладонями)

И акула и моржи.

Те учили их считать:

(Сжимаем и разжимаем кулачки. Загибаем пальчики, начиная с большого).

Раз, два, три, четыре, пять. (Ладони сложены).

Осьминожки

Плыли, плыли осьминожки

(Резко и ритмично выбрасывать пальцы из кулака)

Опустились на дорожку.

(Поставить пальцы подушечками на колени).

Быстро-быстро побежали

(Пальцы бегают по коленям)

И три ножки потеряли

Но зато осталось пять –

(На слово «пять» показать раскрытые ладони)

Можно все пересчитать!

(Поочерёдно загнуть все пальцы в кулак).

51

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Мебель. Бытовые приборы»

Мебель

На кроватке мы поспали,  (Руки под щёку).

Вещи в шкаф уже убрали.  

(Свободно двигаем руками – «убираем вещи»).

Мы на стуле посидели,  

(Ладонью одной руки накрываем кулак другой).

И за столиком поели. 

(Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой).

Электроприборы

Что за шум на кухне этой?  (Сгибание мизинцев).

Будем жарить мы котлеты. (Сгибание безымянных пальцев).

Мясорубку мы возьмем (Вращение средних пальцев вокруг друг друга)

Быстро мясо провернем. (Вращение указательных пальцев вокруг друг друга).

Миксером взбиваем дружно (Вращение больших пальцев)

Всё, что нам для торта нужно, (Соединение мизинцев)

Чтобы торт скорей испечь, (Соединение безымянных пальцев)

Включим мы электропечь. (Соединение средних пальцев).

Электроприборы – это чудо!

(Движение указательными пальцами).

Жить без них нам было б худо. (Пожимаем плечами).

52

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«В здоровом теле – здоровый дух!»

Спортсмены

 

Чтоб болезней не бояться,

(Поднимают руки к плечам, вверх, к плечам, в стороны).

Надо спортом заниматься.

Играет в теннис — теннисист,

Он спортсмен, а не артист.

В футбол играет — футболист,

В хоккей играет — хоккеист,

В волейбол — волейболист,

В баскетбол — баскетболист.

(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца).

Разминка

Пять и пять пошли гулять.

Вместе весело играть.  

(Сжимание - разжимание пальцев рук).

Повернулись, улыбнулись,                                  

(Вращение кистей рук)

В кулачок опять свернулись.

Вот какие молодцы!                                            

(Стучать кулачками).

53

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Огород круглый год. Сбор урожая»

Урожай

Осень в гости к нам идет,

Урожай с собой несет:

(Попеременно: хлопки, удары кулачками).

Капусту круглую,

(Локти развести в стороны. Пальцы обеих рук соединить подушечками в форме шара (капуста)).

Картошку смуглую,  (Сжать обе руки в кулаки (картошка)).

Морковку сладкую,

(Собрать пальцы правой руки вместе, а большой палец спрятать. Пальцы направлены вниз).

Свеколку гладкую.

(Соединить пальцы правой руки подушечками и слегка округлить (свекла)).

В  огороде

В огороде, (Широко развести руки)

за забором, (Свести ладошками к себе)

Подрастают (Колебательные движения пальцами вверх)

помидоры. (Пальцы обеих рук соединить в шар).

Держатся (Сжать кулачки)

за колышки, (Поставить кулачок на кулачок)

Греются на (Поднять лицо вверх, закрыть глаза)

на солнышке. (Поднять руки вверх).

54

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Яблочный Спас на Кубани»

Яблочко

Круглое, румяное

(Изобразить яблоко: соединить два кулака вместе)

Растет оно на ветке.

(Изобразить деревья обеими руками (ладони расположить вертикально, кончиками пальцев вверх, пальцы растопырить) и слегка ими покачивать).

Любят его взрослые,

(Поднять руки вверх)

И маленькие дети.

(Опустить руки вниз, ладони держать параллельно полу).

Яблоко

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

(Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, разгибают по одному пальцу на каждое слово-определение на обеих руках одновременно).

Яблоко я пополам разломлю,

(Складывают ладони вместе и разводят пальцы в разные стороны — раскрывают ладони).

Яблоко с другом своим разделю.

 (Выставляют ладони вперёд).

 

55

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«День Государственного флага России»

Российский  флаг

Российский флаг трёхцветный –

Бело – сине – красный: (Загибают пальчики)

Белый – цвет чистоты

(Поглаживают тыльную сторону то одной, то другой руки)

Синий – неба синевы

(Руки вверх ладонями)

Третий – ярко – красный, как рассвет прекрасный!

(Пальцы рук совместить и напрячь – сделать круглое солнышко, поднимать снизу – вверх – показать как «Солнце всходит»)

Флажок

В парк с сестричкой мы ходили,

Там флажок нам подарили!

(Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе; большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе)

Я в руке – флажок держу

И ребятам им машу.

(Помахать «флажком»)

56

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Сказки А.С. Пушкина»

Семь  богатырей

У красавицы - царевны (Удары кулачками друг об друга)

Было семь богатырей. (Шевелят пальчиками)

Царевна  их кормила,

(Щелчок правой руки по подушечке каждого пальца левой)

Молочком поила.

(Надавить указательным пальцем на подушечки пальцев левой руки)

В доме прибирала.

(Помассировать правой рукой каждый палец левой, начиная с подушечки, опускаясь вниз)

Сказки им читала.

(Загнуть каждый палец правой рукой на левой руке)

Братьев всех любила, (Разогнуть каждый палец на руке)

И подарки им дарила.

57


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека " Пальчиковая гимнастика " для детей старшего дошкольного возраста.

1. Развивает речь.  2. Развивае мелкую моторику.3. Активизирует словарный запас, способствует развитию памяти, внимания....

Картотека пальчиковой гимнастики для детей старшего дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика для  старших дошкольников....

Картотека пальчиковой гимнастики для детей старшего дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития детей. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает рис...

Пальчиковая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста

Картотека упражнений на развитие мелкой моторики рук по лексическим темам....

Пальчиковая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека пальчиковой гимнастики для детей старшего дошкольного возраста

Картотека пальчиковой гимнастики для детей старшего дошкольного возраста...