Как расширить словарный запас у ребенка
консультация по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 236
«Детский сад комбинированного вида»
КАК РАСШИРИТЬ
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС У РЕБЕНКА
Консультация для родителей
Подготовила:
учитель-логопед Ткачева Н.Н.
г. Кемерово
2024
- Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство является сензитивным периодом для усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. В период дошкольного возраста ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.
- Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определённого уровня когнитивного развития ребёнка. При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.
- Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребёнка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определённой структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов. Овладение грамматическим строем речи долговременный процесс, который длится в течение всего дошкольного детства и завершается к 5-6 годам.
- Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитие ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры. Игры регулярно проводятся логопедом, воспитателями и родителями, с их помощью можно ежедневно закреплять употребление обобщающих слов в речи детей. В свободное время дети охотно играют в эти игры. Мы радуемся первым словам малыша, запоминаем, как он их сказал, в какой ситуации, с какой интонацией. Но незаметно летит год за годом, крохе уже и 3, и 4 года, а для него и высокая гора, и широкая река имеют одно обозначение: большая. Взрослого человека он продолжает называть большим. «Правильно, ты еще маленький!»
- Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Развивая речь ребенка, нужно заботиться не столько о том, чтобы он произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и произносит сам, были наполнены для малыша живыми образами, конкретным действенным содержанием. Поэтому знакомя ребенка с новым объектом, необходимо вместе с ним внимательно рассмотреть его, сообщить название. Показ следует сочетать с активными действиями ребенка по обследованию объекта. Необходимо многократно повторять новое слово, использовать новое слово в сочетании с разными знакомыми ребенку словами.
- Конечно, 3 и 4 года - еще не возраст классических почемучек, но в преддверии этого феномена нам нельзя оставаться только наблюдателями. Именно пассивность родителей приводит к обеднению словарного запаса детей. С подачи взрослого укореняются в обиходе малыша слова большой - маленький, в то время как каждый из нас может без особого напряжения подобрать около 10 синонимов и антонимов к этим словам. Так почему не научить этому ребенка?
- Развитие словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста является важным этапом в языковом развитии. В этом возрасте дети активно учатся использовать новые слова и выражения, расширяют свой словарный запас. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов.
- Попросите ребенка подобрать слова со сходным значением, например:
- мальчик веселый, а как по-другому можно сказать? (синоним- радостный); смелый — храбрый, дорожка — тропинка, большой - огромный, гигантский, хороший - отличный, говорить - болтать, лепетать.
- Дети любят играть в слова, подбирать антонимы, вы называете ребёнку слово, а он находит противоположное по значению, для примера можно назвать несколько слов, а дальше попросить ребенка самого подумать:
- старый дом – новый дом; старый человек – молодой человек;
- лёгкий – тяжелый; быстро – медленно; добрый – злой;
- глупый – умный; легкий – тяжелый; грязный – чистый;
- больной – здоровый; веселый – грустный; сильный – слабый;
- черный – белый; внизу – вверху; глубокий – мелкий; мокрый - сухой
- открытый – закрытый; полный – пустой; горячий – холодный;
- мягкий – твердый; мальчик грустный и мальчик веселый.
- Объясните детям значение многозначных слов:
- Молния (как явление природы, замок молния на куртке ребенка).
- Кран (подъемный кран работает на стройке, из крана идет вода).
- Лист (лист на дереве, лист в книге).
- Ручка (шариковая, которой пишут, ручка дверная). Игра является одним из самых эффективных способов обучения детей чему-то новому. Во время игры дети могут использовать новые слова и выражения, а также учиться правильно их применять. Предлагаю поиграть с ребенком в речевые игры и упражнения.
- «Что видишь вокруг?»
- Цель упражнения: уточнить представления детей о названии предметов — Назовите предметы, которые вы видите вокруг.
- Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.)
- — Что значит слово... мяч, кукла, кубик?
- Понаблюдайте за ребенком, к пяти годам у детей развивается словотворчество, это такие слова, которые ребенок придумывает сам.
- Прочтите ребенку выражения: «Папа, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?
- Всегда детям интересна речевая игра «Найди точное слово»
- Цель данной игры - научить детей точно называть предмет, его качества и действия.
- Говорите ребенку:
- - Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное.
- - Что это?» (Яблоко).
- - Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие. —
- Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона... (летает), рыба... (плавает), кузнечик... (прыгает), уж... (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух... (кукарекает), тигр... (рычит), мышь... (пищит), корова... (мычит).
- Уважаемые родители! Будьте терпеливы и, самое главное, доброжелательны. Если вы сами будете проявлять интерес к подобным заданиям, ребенок будет стремиться возвращаться к ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Как расширить словарный запас ребенка".
Материал поможет в работе с детьми младшего дошкольного возраста....
Советы логопеда. Расширяем словарный запас ребенка
информация для размещения на стенде "Советы логопеда"....
Консультация "Как расширить словарный запас ребенка"
Ребенку шесть лет, впереди последний предшкольный год. Каждому родителю хочется, чтобы к этой новой, порой трудной и ответственной жизни их ребенок был готов не хуже других. Торопятся записать детей н...
Консультация для родителей "Как расширить словарный запас ребенка?"
Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями. Перед ним открывается много интересного, нового, привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? И...
Как расширить словарный запас ребенка?
Данная консультация будет полезна родителям и законным представителям ребенка....
Консультация для родителей."Как расширить словарный запас ребенка"
Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями.У него возникает масса вопросов.Как правильно и ненавязчиво ответить на вопросы и при этом расширить словарный запас ребенка, поможет консульт...
Как расширить словарный запас ребенка
консультация...