Методические упражнения для развития фонематического слуха
методическая разработка по развитию речи
Методические упражнения для развития фонематического слуха
Для детей с недостаточно развитым фонематическим слухом характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи. Эффективной формой работы, способствующей развитию речевого слуха, являются фонематические пятиминутки, которые можно проводить в режимные моменты и на занятиях по развитию речи во всех возрастных группах детского сада. Материалом для фонематических упражнений могут служить разные стишки, скороговорки, чистоговорки, потешки, в которых часто повторяются какие-то определенные звуки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonematicheskiy_sluh.docx | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические упражнения для развития фонематического слуха
Для детей с недостаточно развитым фонематическим слухом характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи. Эффективной формой работы, способствующей развитию речевого слуха, являются фонематические пятиминутки, которые можно проводить в режимные моменты и на занятиях по развитию речи во всех возрастных группах детского сада. Материалом для фонематических упражнений могут служить разные стишки, скороговорки, чистоговорки, потешки, в которых часто повторяются какие-то определенные звуки.
Мини-сборник для развития фонематического слуха
Скороговороки
На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Стрекоза стерегла стрекозу справа, стрекоза стрекозу слева.
От топота копыт пыль по полю летит.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
На опушке в избушке живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, в каждом лукошке кошка, кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.
Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.
Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
Около кола колокола, около ворот коловорот.
Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.
«Расскажите про покупки». – «Про какие про покупки?» – «Про покупки, про покупки, про покупочки свои».
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
Как у Васи во дворе водопровод? Во дворе Васи водопровода нет.
Говорил попугай попугаю: Я тебя, попугай, попугаю. Отвечает ему попугай: Попугай, попугай, попугай!
Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
Испугались медвежонка еж с ежихой и с ежонком, стриж с стрижихой и стрижонком.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап!
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
Потешки
Братья. Русская народная потешка.
Ивану-большаку — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить.
Мишке-середке — печку топить.
Тришке-сиротке — кашу варить.
А крошке Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.
Загибая по одному пальцы, начиная с большого, пропевают потешку.
Ладушки. Русская народная потешка.
— Ладушки, ладушки! Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку. Ребенок и взрослый, ритмично хлопают текст потешки
Попили, поели.
Домой полетели!
Нa головку сели,
Петушком запели.
Ку-ка-ре-ку! Поднимают рук вверх и опускают на голову
Братцы. Соединяют большой палец одной руки с другими пальцами по очереди
Идут четыре брата
Навстречу старшему.
— Здравствуй, большак! —– говорят.
— Здорово, Васька — указка,
Гришка – сиротка
Мишка – середка.
Да крошка Тимошка.
Кто приехал. Болгарская народная потешка
Кто приехал? Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Быстро хлопать кончиками больших пальцев.
Мы, мы, мы! Кончики больших пальцев прижать друг к другу, а кончики остальных одновременно быстро хлопают
Мама, мама, это ты? Хлопать кончиками больших пальцев
Дa, да, да! Хлопать копчиками указательных пальцев.
Папа, папа, это ты? Хлопать кончиками больших пальцев
Дa, да, да! Хлопать кончиками средних пальцев.
Братец, братец, это ты? Хлопать кончиками больших пальцев
Да, да, да! Хлопать кончиками безымянных пальцев
Ох, сестричка, это ты? Хлопать кончиками больших пальцев
Дa, да, да! Хлопать кончиками мизинцами.
Все мы вместе, Хлопать всеми пальцами
Дa, да, да!
Апельсин. Л. В. Зубкова
Мы делили апельсин.
Много нас,
А он один.
Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.
Эта долька — для ежа.
Эта долька — для стрижа.
Эта долька — для утят.
Эта долька — для котят.
Эта долька — для бобра
По очереди загибают пальцы, начиная с большого.
А для волка — кожура.
Сжимают пальцы обеих рук в кулаки
Он сердит на нас — беда;
Разбегайтесь – Кто куда! Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки
Пять малышей. По мотивам английского фольклора
Один малыш качается в саду,
Указательный, палец правой руки выпрямлен и направлен вверх, остальные сжаты в кулак
Два малыша купаются в пруду, Теперь выпрямлены два пальца указательный и средний.
Три малыша ползут к дверям в квартире, Выпрямить еще и безымянный палец.
А в эту дверь стучат еще четыре. Выпрямлены все пальцы, кроме большого
С пятью другими тоже все в порядке: Раскрыть всю ладонь
Им весело, они играют в прятки. Закрыть лицо руками.
Где притаились, ясно и ежу, Пальцы обеих рук сжаты в замок. Выпрямить пальцы левой руки и большой палец правой.
Но я глаза зажмурил и вожу: Закрыть глаза рукой.
«Один, два, три, четы ре, пять… По очереди раскрывают пальцы, сжатые в кулак: указательный, средний, безымянный, мизинец, большой
Ну, берегитесь: я иду искать!» Погрозить указательным пальцем.
Стишки
Пролетел весёлый жук (Ж-Ж-Ж).
Зазвенел комарик вдруг ( 3-3-3 ).
Ветер ветки раскачал ( У-У-У),
"Шарик" тоже зарычал ( Р-Р-Р )'
Зашумел в воде камыш ( Ш-Ш-Ш )!
И опять настала тишь ( Ш-Ш-Ш ).
( Ш-Ш-Ш ) - шуршит опавший лист
( С-С-С ) - змеиный слышен свист
( Ж-Ж-Ж ) - шмели в саду жужжат
( Р-Р-Р ) - моторы тарахтят.
" Маши заблудилась "
Плачет Маша: (А-А-А ),
А волчище. ( У-У-У)!
Страшно Машеньке в лесу,
Позовём её - (А-У)!
(М-М-М) - мычит телёнок:
" Я уж не ребёнок."
( 3-3-3 ) - звенит пчела:
" Мёд я вам нашла!"
Тигры рычат: (ГАР-Р-Р),
Вороны кричат: ( КАР-Р-Р ),
Кони хрипят: (ХР-Р-Р),
Ставни скрипят: (СКР-Р-Р),
Холодно мне: ( БР-Р-Р ).
Летит вертолёт: (ДР-Р-Р ).
Трактор ревёт: ( ТР-Р-Р ).
Ночью настала тишь,
Спит наш малыш: ( Ш-Ш-Ш ).
Пароход гудит: ( У-У-У )
Скоро к берегу приду!
Самолёт летит: (Л-Л-Л ).
Автомобиль гудит: ( В-В-В ).
А мотор ревёт: ( Р-Р-Р).
Прокатиться всех зовёт: (ТР-Р-Р).
"Паровозик"
Паровозик - ( Ч-Ч-ЧУ ),
"Прокатиться я хочу"!
"Змея "
Шелестя, шурша травой ( Ш-Ш-Ш ),
Засвистел вдруг шнур живой ( С-С-С).
Во он встал и зашипел ( Ш-Ш-Ш ),
Подходи, кто очень смел ( Ц-Ц-Ц).
" Кошка с собакой "
Зашипела, зафыркала кошка ( Х-Ф ),
Страшно стало собачке немножко ( Р-Р-Р ).
" Пчела "
В дом свой, улей, пчела ( 3-3-3 )
Первый мёд принесла (3-3-3 )!
" Волк и комарик "
Волк комарика ловил (3-3-3)
Себе лапой нос разбил ('У-У-У )!
Стой, комарик, я прошу ( У-У-У ),
Себе лоб я почешу (У-У-У).
" Плотник "
Летят опилки белые ( Ф-Ф-Ф ), •
Летят из-под пилы ( Ш-Ш-Ш ).
Это плотник делает ( Ф-Ф-Ф)
Окна и полы ( Ш-Ш-Ш ).
Чистоговорки
Бо-бо-бо – большой забор.
Бы-бы-бы – в лесу грибы.
Ба-ба-ба – бежит кабан
Ба-ба-ба - у верблюда два горба.
Аба-аба- аба - ускакала жаба.
Бе-бе-бе - куплю шарик я себе.
Бобы-бобы-бобы - есть везде микробы.
Ву-ву-ву – лови сову.
Вы-вы-вы – бегут львы.
Ва-ва-ва - разболелась голова.
Ва-ва-ва - по ночам не спит сова.
Ав-ав-ав - в книге десять глав.
Ве-ве-ве - я стою на голове.
Ви-ви-ви - книги ты не рви.
Га-га-га – у козы рога.
Гу-гу-гу – по лугу бегу.
Гу-гу-гу – Гале помогу.
Гу-гу-гу – гуси на лугу.
Да-да-да - каша — лучшая еда!
Ад-ад-ад - я учиться рад.
Де-де-де - будь вежливым везде.
Ед-ед-ед - жил-был дед.
Жу-жу-жу - Как-то еж пришел к ужу.
Жу-жу-жу - Я с ежами не дружу.
Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.
За-за-за – на лугу стоит коза.
Зу-зу-зу – мы увидели козу.
Зе-зе-зе – травку дали мы козе.
Ко-ко-ко – море далеко.
Ка-ка-ка – дай молока.
Ку-ку-ку – лежи на боку.
Ок-ок-ок – беги со всех ног.
Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло.
Ла-ла-ла – мама клещи принесла.
Лу-лу-лу – бабушка дала пилу.
Ли-ли-ли – папа строит корабли.
Ле-ле-ле – он их строит на земле.
Ла-ла-ла - по сосне течет смола.
Ма-ма-ма – я сама.
Мы-мы-мы – ждем зимы.
Ом-ом-ом – строим дом.
Па-па-па – на столе крупа.
Пы-пы-пы - варю кашу из крупы.
Пы-пы-пы – нет крупы.
Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.
Ри-ри-ри – на орехи посмотри.
Ро-ро-ро – у орехов есть ядро.
Ра-ра-ра – за горой стоит гора.
Ру-ру-ру – мышка спряталась в нору.
Ра-ра-ра – высокая гора.
Са-са-са, са-са-са - у сосны стоит лиса,
Си-си-си, си-си-си - мы едем мимо на такси.
Сa-са-са, са-са-са - Ой-ой-ой! Летит оса!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы - не боимся мы осы!
Та-та-та – я везу кота.
Ту-ту-ту – помоги коту.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
Ты-ты-ты - у куклы белые банты.
Ха-ха-ха – поймал петуха.
Хо-хо-хо – идет Пахом.
Хи-хи-хи – поел ухи.
Чо-чо-чо, чо-чо-чо - У меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу - Раз болит – иди к врачу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу - Нет, к врачу я не хочу.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши - Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше - Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша - Выходи из камыша.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща - Дождь идет – я без плаща.
Ще-ще-ще, ще-ще-ще - Нет дождя, а я в плаще.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу - Я тебя не отыщу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития фонематического слуха
В данной книге представлена система упражнений для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, нач...
Упражнения для развития фонематического слуха
В данной книге представлена система упражнений для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, нач...
Игры и упражнения для развития фонематического слуха.
Опыт работы по развитию фонематического слуха у детей, посещающих логопедическую группу. Совместная работа воспитателя и логопеда....
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА (приложение)
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия), лексической, грамм...
Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста....
Упражнения на развитие фонематического слуха
Игры и упражнения, не требующие особой подготовки. Они позволят развить слуховое внимание детей....
Упражнения на развитие фонематического слуха
Игры и упражнения, не требующие особой подготовки. Они позволят развить слуховое внимание детей....
- Мне нравится (1)