"Обычаи и традиции русского народа"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Демидова Олеся Александровна

Конспект открытого занятия в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obychai_i_traditsii_russkogo_naroda.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема ООД: «Обычаи и традиции русского народа».

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Интеграция с другими образовательными областями: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Цель: формирование представлений у детей о обычаях и традициях русского народа.

Задачи:

Обучающие:

1. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

2. Расширять и углублять представления детей о предметах быта и их использовании.

Развивающие:

1. Развивать интерес к русскому народному творчеству : пословицам, поговоркам, сказкам.

2. Развивать речевую активность.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к родной земле, её прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций.

Применяемые технологии: игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.

Виды деятельности: игровая деятельность, познавательно - исследовательская деятельность,

Форма ООД (способы организации детей) : фронтальная, индивидуальная.

Методы и приёмы: словесный, наглядный.

Оборудование: проектор, зал оформлен в русском стиле предметами народного быта : каравай, печь, прялка, стол, накрытый по правилам старины (самовар, бублики, чугунки, деревянные ложки, русские народные костюмы для детей и педагога.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам. Проведение русских народных игр, хороводов.

Ход непрерывной образовательной деятельности

1. Вводная часть.

(Под русскую народную музыку дети входят в музыкальный зал)

Педагог: Ой, как много здесь гостей

Ждёт вас множество затей,

Будем петь, да играть

Старину вспоминать.

К путешествию в старину приглашаю

О русских обычаях и традициях много узнаем.

Слушайте, пойте, рассказывайте, запоминайте,

Игры веселые затевайте.

Так жили на Руси наши предки и нам завещали –

Очень хотели, чтоб мы традиции их продолжали.

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живём?  (Россия) А раньше, как называлась.  (Русь или Русская земля)   Ответы детей

Педагог: Сегодня мы с вами нарядились в русскую национальную одежду не просто так. Сегодня мы с вами совершим путешествие в старину. Вы готовы?

Вместе хлопнули в ладоши

Дружно топнули ногой

Поприветствуем друг друга (поклон до земли)

Игру в традиции начнем.

2. Основная часть

Педагог: В России есть обычай приветствовать дорогих гостей хлебом – солью: выходить к ним на встречу, держа каравай хлеба, в центре которого солонка. Хлеб – символ богатства и благополучия.

Педагог: Ребята оглянитесь вокруг, на что похож этот зал? Ответы детей.

Педагог: Добро пожаловать в русскую горницу. Кто знает, что такое горница?  (В избе большая комната одна, горницей названа она.)  Что самым главным является в доме?  (Русская печь) Почему? Ответы детей. Это, конечно же, русская печь. Без нее не обходилась ни одна изба в деревне. Ею обогревались. Русскую печь можно назвать главным элементом русской избы. Вокруг печи происходила вся жизнь домочадцев. В ней готовили еду: пекли, жарили, парили, разогревали. На ней сушили фрукты и грибы.

Она служила лежанкой и сушилкой для влажных вещей и обуви. На ней хорошо прогревались косточки и быстро проходили хвори. (болезни)

Педагог: А это, что за предмет дивный? Для чего она нужна?  Ответы детей.(Шкатулка)

Педагог: Правильно. В старые времена был такой обычай у русских людей, коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали. Мужчины из дерева вырезали ложки, скалки, матрешек, плели лапти и корзины из лыка. Как талантлив русский народ! Из обыкновенного полена мастера могли вырезать шкатулку, в которой хранились мелкие предметы. А то и комод, сундук смастерят, куда убирали одежду. А какая ж русская изба без скрипа половиц, без разноцветных половиков, которые ткали на деревянном ткацком станке или вязали своими руками.

Все это предметы быта или народный промысел. Почему эти предметы называют народный промысел? (сделанное народом) Ответы детей.

Педагог: У каждого народа есть свои традиции. Традиция — это то, что передаётся от одного поколения другому. Традиции бывают семейные. Например, почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки в этот день. Каждому человеку, когда он рождается, дают имя. Часто ребенка называют в честь бабушки или дедушки. Какие традиции есть у вас в семье? Ответы детей.

Русский народ всегда славился своими песням и сказками. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными?  (сказки  придумал народ) Ответы детей.

Педагог: И передавали от бабушек внучатам, от родителей детям. Книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям.

Из глубоких веков до нас дошли добрые сказки. А в них очень часто к имени персонажа добавляется ещё одно слово, его характеризующее. Например, лисичка – сестричка, кумушка – лиса. Давайте поиграем! Я буду называть слово, а вы подбирать к нему «сказочное» слово.

«Мишка – косолапый»;

«Петушок – золотой гребешок»;

«Кощей – бессмертный»;

«Зайчишка – трусишка»;

«Волчок – серый бочок»;

«Избушка – на курьих ножках»;

«Травушка – муравушка»;

«Баба Яга – костяная нога».

Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле. Люди наряжались в самые лучшие, праздничные одежды. Готовили вкусные угощения, дарили подарки. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов.

Под музыку, а то и без нее, водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры.

Педагог: И я вам хочу предложить такую интересную народную игру. Народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью и удальству.

Игра «Платочек»

Вот платочек расписной.

Он волшебный, не простой.

Буду с вами я играть

Всех платочком накрывать.

Дети бегают под музыку. Когда музыка обрывается, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. Педагог накрывает кого-нибудь платком и говорит

- «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?»

Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.

А ещё есть традиции, связанные с приготовлением разных блюд, - традиционная национальная кухня. У различных народов обязательно есть какое-нибудь своё национальное блюдо

В России очень много блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи. Какие кушанья вы можете назвать мне из муки, которые часто делают ваши мамы? Ответы детей.

А ещё в России очень любят щи. Из чего варят щи? Для того чтобы сварить щи, обязательно нужна капуста и другие овощи. У русского народа есть такая поговорка «Щи и каша - пища наша».

Значит, что ещё любят готовить в России? (кашу) А из чего можно сварить кашу? На Руси каша всегда занимала важнейшее место в питании, люди ели ее каждый день. Отсюда и русская пословица: «Каша – мать наша». К сожалению, на сегодняшний день многие из русских каш вышли из употребления, а часть из них была вовсе забыта. И напрасно, ведь эти каши были не только вкусны, но и полезны.

Одна из самых замечательных русских традиций - это чаепитие. Стол накрывался скатертью. На середину его ставили самовар. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения. По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара.

По русскому обычаю я вас приглашаю к столу.

3. Рефлексия.

Вот и закончилось наше путешествие в старину.

(воспитатель говорит за столом)

Ну, что, ребята, понравилось вам у меня в гостях? А, что вам больше всего понравилось?

Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками.

Используемая литература

1. Егорычев А. М., Ахтян А. Г. Воспитание ребенка в традициях русской культуры : монография. – М. : Издательство РГСУ, 2018 – 178 с.

2. Ельцова О. М, Антонова Г. А, Николаева Н. Н. Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций : Метод. Пособие. –М. ТЦ СФЕРА. Ч-1. 2019.- 112 с.

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2010. -304с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

Групповое интегрированное занятие «Обычаи и традиции русского народа. Русский фольклор»

Описание материала: Данное занятие поможет приобщить детей к русской культуре.Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре.Задачи:- Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русског...

Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа

Представляю опыт по приобщению к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа. Знакомлю с народными праздниками и традициями, которые неразрывно св...

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...