Консультация для родителей
консультация по развитию речи (старшая группа)

Коржова Елена Григорьевна
"РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry._konsultatsiyadocx.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

 Речевое развитие ребенка – это одна из основных задач познавательно-речевого развития дошкольников. Оно включает в себя формирование словаря, работу над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя, а также развитие связной речи.

В этом помогают речевые игры для детей дошкольного возраста, которые являются не только игровым методом обучения дошкольников, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством комплексного развития личности детей.

Речевые игры и упражнения формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и учат детей правильно выражать свои мысли. Их основная задача – научить детей составлять рассказы о предметах, каких-то явлениях в окружающей их жизни. Другой задачей этих игр является нахождение синонимов, антонимов, а также слов, схожих по звучанию.

Важность речевых игр в развитии речи детей дошкольного возраста

Развитие речи происходит путем регулярного общения и подражания. К сожалению, далеко не все родители уделяют достаточное внимание общению со своими детьми из-за своей занятости на работе или в силу непонимания необходимости регулярного общения с ребенком.

Дефицит общения приводит к различным речевым проблемам, которые приводят к сложностям при обучении в общеобразовательном учреждении. 

К таким проблемам относятся:

  • Примитивность фраз;
  • скудный словарный запас;
  • недостаточное использование литературных слов и выражений;
  • проблемы при пересказе прочитанного или услышанного;
  • недостаточно эмоциональная окраска речи, неумение пользоваться интонацией;
  • проблемы с дикцией.

Дидактические упражнения и игры – это увлекательный и эффективный способ формирования грамотной и выразительной речи, выработки четкого, эмоционального и интонационно верного произношения.

Дети, увлеченные процессом игры, не замечают того, что они учатся, хотя они и сталкиваются с необходимостью решения задач, которые поставляются в игровой форме. Решение этой задачи становится для каждого ребенка важным условием личных достижений в игре и эмоциональной связи с другими участниками.

        При этом поводом для речевого развития может быть любое явление природы или предмет. Можно вводить в словарь не только сами названия предметов, но и их отдельные части («Что есть у дерева?» - ствол, листья, кора и т.д.). При рассмотрении предмета можно задавать ребенку различные вопросы: «Какого он цвета?», «Для чего он нужен?», «Из чего он сделан?». При таком подходе ребенок учится называть разные признаки и характеристики предметов, что само собой способствует развитию его речи.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

         5-6 лет – ответственный период в жизни ребенка, поскольку начинается его активная подготовка к школе. И если еще год назад можно было списать все проблемы на юный возраст, то теперь придется взглянуть правде в глаза – если ребенок не произносит верно большую часть звуков, путается, не может построить связное предложение, то серьезная проблема налицо и более откладывать визит к профессионалу нельзя.

        Дети в этом возрасте уже должны связно говорить, обладать развитым фонематическим слухом, уметь формулировать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Нормальный темп речи формируется к пяти годам, замедленная или, напротив, очень быстрая и нечеткая речь в этом возрасте крайне нежелательна.

Также к числу речевых норм относится следующее.

Правильное произношение всех звуков – каждый из них должен четко звучать как в составе слога и слова, так и в целом предложении.

Способность передавать восклицательную и вопросительную интонацию.

Словарный запас становится все более богатым, родители уже не смогут перечислить все слова, которыми владеет их ребенок, их около 3 тысяч. Также в этом возрасте многие дети активно придумывают новые слова, забавные и необычные, которые со временем забудутся. Активно развивается непроизвольная память, поэтому малыши без проблем запоминают только что услышанные выражения.

В речи начинают звучать сложные по построению фразы, предложения становятся все более развернутыми, ребенок в состоянии подробно рассказать о событии, свидетелем которого он стал.

К 5-6 годам в речи ребенка уже должны четко звучать традиционно «трудные» фонемы [р] и [л], если же этого не происходит, то налицо проблема и требуется помощь логопеда.

Понять, что речевое развитие пятилетки соответствует возрасту, можно по его способности придумать связный рассказ по картинке, наличию в речи различных частей речи, абстрактных и обобщающих слов. Такие ошибки, как неправильное употребление форм множественного числа («яблоков» вместо «яблок») говорят лишь о том, что у дошкольника пока недостаточно знаний для правильного построения фразы, и к речевым проблемам они отношения не имеют.Каждый ребенок – индивидуальность, поэтому его «результаты» лучше всего оценивать не в сравнении с другими детьми, а сопоставляя его собственные итоги различных периодов.

Важность речевых игр в развитии речи детей дошкольного возраста

Развитие речи происходит путем регулярного общения и подражания. К сожалению, далеко не все родители уделяют достаточное внимание общению со своими детьми из-за своей занятости на работе или в силу непонимания необходимости регулярного общения с ребенком.

Дефицит общения приводит к различным речевым проблемам, которые приводят к сложностям при обучении в общеобразовательном учреждении. 

К таким проблемам относятся:

  • Примитивность фраз;
  • скудный словарный запас;
  • недостаточное использование литературных слов и выражений;
  • проблемы при пересказе прочитанного или услышанного;
  • недостаточно эмоциональная окраска речи, неумение пользоваться интонацией;
  • проблемы с дикцией.

Дидактические упражнения и игры – это увлекательный и эффективный способ формирования грамотной и выразительной речи, выработки четкого, эмоционального и интонационно верного произношения.

Дети, увлеченные процессом игры, не замечают того, что они учатся, хотя они и сталкиваются с необходимостью решения задач, которые поставляются в игровой форме. Решение этой задачи становится для каждого ребенка важным условием личных достижений в игре и эмоциональной связи с другими участниками.

При этом поводом для речевого развития может быть любое явление природы или предмет. Можно вводить в словарь не только сами названия предметов, но и их отдельные части («Что есть у дерева?» - ствол, листья, кора и т.д.). При рассмотрении предмета можно задавать ребенку различные вопросы: «Какого он цвета?», «Для чего он нужен?», «Из чего он сделан?». При таком подходе ребенок учится называть разные признаки и характеристики предметов, что само собой способствует развитию его речи.

  1. «Исправь ошибки»

Намеренно рассказывайте ребёнку сказку  и  допускайте  грамматические

ошибки, пусть ребёнок их исправит.

Например: Я ходила в осенний лес. Там я видела серый заяц, рыжая белка,

колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес!

2. «Последнее словечко». Суть игры в том, что ее участники должны по очереди описывать предмет.

3. «Я знаю пять названий»

Цель: 

продолжать работу над обобщенным значением слов.

Ход игры:

дети встают в круг и начинают передавать друг другу платочек. По сигналу педагога (хлопок) ребенок, у которого в руках оказался платок, отвечает на вопрос педагога «Кто знает пять названий предметов одежды (деревьев, ягод, фруктов, овощей, птиц, домашних животных, диких животных, посуды, мебели и т. д.?»

4. «Скажи наоборот» («Подбери антонимы»)

Цель: 

игра «Скажи наоборот» направлена на развитие мышления, речи ребенка, памяти, логики и интеллекта. 
Ход игры: 

играющие бросают друг другу мяч и называют слова с противоположным значением. Бросьте мяч ребенку и скажите: «Тепло!». Малыш ловит мяч и бросает его обратно, одновременно говоря: «Холодно!». Вновь бросьте мяч и скажите: «Высокий!», ребенок ответит «Низкий!» и т. д.

АНТОНИМЫ:
большой – маленький
высокий - низкий
огромный - малюсенький
тонкий - толстый
добрый - злой
глупый - умный
легкий - тяжелый
грязный - чистый
красивый - некрасивый/уродливый
больной - здоровый
веселый - печальный
гибкий - негибкий\жесткий
молодой - старый
сильный - слабый
темный - светлый
черный - белый

внизу – вверху
древний/старинный - современный
новый - старый
глубокий - мелкий
мокрый - сухой
водный - безводный
волосатый - лысый
прямой - кривой
одетый - раздетый
включенный - выключенный
открытый - закрытый
полный - пустой
горячий - холодный
мягкий - твердый
внутри - снаружи
шумный - тихий/бесшумный
широкий - узкий
один - много.

5. «Рифмы»

Цель: 

- Развитие  слухо–речевой  памяти, формирование  навыков  анализа ритмического рисунка слов (методом соотнесения).

Ход игры: 

Взрослый не торопясь, внятно, произносит три слова и просит ребенка повторить их. Затем взрослый называет ряд слов, среди которых надо найти слово/слова, рифмующееся (рифмующиеся) с третьим словом из запомненного ряда. 

Мак-дом-ветка

 (слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка)

совок  -  вагон  - гном

(дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток)

калитка  -  дом  -  каток

(улитка, гном, платок, листок, ком)

при трудностях удержания в памяти трех исходных слов можно схематически нарисовать предметы на листке бумаги.

6. «Озорные мышки» (Слоговой синтез)

Цель:

Формирование умений  анализа и синтеза звуко – слогового состава слов, оптимизация слухо-речевой памяти.

Ход игры:

Игра предваряется чтением стихотворения (взрослым ребёнку).

         В грамоту мышки дружно играли:

        Картинки смотрели, все буквы назвали,

        Отгрызли кусочек от каждого слова.

        Слова – горько плачут.

        Составим их снова!

Задание/Инструкция: Мышки отгрызли и утащили слог «са» из всех слов. Сейчас я назову тебе  оставшиеся кусочки слов.   Добавь к каждому кусочку  слог «СОК»,  чтобы кусочки снова превратились в слова. Назови слово целиком.

Слова:  ПЕ (СОК), НО(СОК), ЛЕ(СОК), ПОЯ(СОК), ГОЛО(СОК),  КОЛО(СОК).

Вариант игры для синтеза слов со слогом «РА»

Слова: ИГ(РА), НО(РА), ГО(РА), ЖА(РА), ШКУ(РА), КАНУ(РА).

Вариант игры для синтеза слов со слогом «ЗА»

Слова: КО(ЗА), ВА(ЗА), РО(ЗА), СТРЕКО(ЗА), ГРО(ЗА), СЛЕ(ЗА), МИМО(ЗА)

                       

7. «Кто где живёт?»

Цель:

закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры:

Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?-Белка. Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь.

Вариант 2. педагог:-Дети: Где живёт медведь?-В берлоге. Где живёт волк?-В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

8.  «Кто может совершать эти действия?»

Цель:

активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры:

педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. педагог:- Дети: Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

9. «Кто кем был?»

Цель:

развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. Ход игры:

педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом, Хлеб – мукой, Лошадь – жеребёнком, Шкаф – доской, Корова – телёнком, Велосипед – железом, Дуб – жёлудем, Рубашка – тканью, Рыба – икринкой, Ботинки – кожей, Яблоня – семечкой, Дом – кирпичём, Лягушка – головастиком, Сильный – слабым, Бабочка – гусеницей, Взрослый – ребёнком.

10. «Хорошо – плохо»

Цель:

знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход игры:

 педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог: Дождь. Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным. Педагог: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

11. «Шаги. Кто быстрее доберется до..»

Ход игры:

игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш и оговаривают тему шагов. Например, «Вежливые слова», «Все круглое», «Все горячее», «Все мокрое», «Слова утешения» и т.д. Каждый может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь слово.

12. «Внимание, розыск!»

Цель: развиваем связную речь, внимание и наблюдательностть.

Ход игры:

в эту игру играют не меньше 5 человек. Ведущий говрит: «Я разыскиваю подругу (друга). У нее голубые глаза, темные длинные волосы, она любит коше и не любит молоко». Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...