Конспект НОД по ПкОГ в старшей группе "Звуки Ж-Ш"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: познакомить со звуками Ж-Ш, учить детей дифференцировать их в словах, в речи.
Задачи:
- упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука; учить находить слова со звуками Ж-Ш; совершенствовать интонационную выразительность речи;
- учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, скороговорках;
- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];
-развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику;
-развивать мышление, память, связную речь;
-воспитывать интерес к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД по ПкОГ "Звуки Ж-Ш" | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ПкОГ
«Звуки [Ж] – [Ш].
Дифференциация звуков [Ж] - [Ш]»
в старшей группе
Цель: познакомить со звуками Ж-Ш, учить детей дифференцировать их в словах, в речи.
Задачи:
- упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука; учить находить слова со звуками Ж-Ш; совершенствовать интонационную выразительность речи;
- учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, скороговорках;
- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];
-развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику;
-развивать мышление, память, связную речь;
-воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование и материалы: игрушки жук, змея; мнемокартинки к скороговоркам, су-джок массажеры (по одному на каждого ребёнка); мольберт, ноутбук.
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости, а кто пришёл вы узнаете, отгадав загадки.
- Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я не железный, я же – … (ЖУК)» показ игрушки жука
Воспитатель: Правильно, ребята, это жук, а зовут его жук Жужу.
-Как жужжит жук? (жжж). А давайте пожужжим как жук. (ж-ж-ж)
Воспитатель: А сейчас встретим другого гостя. Послушайте загадку.
Веревка по земле ползет,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я,
Потому что Я - (ЗМЕЯ) выставляется игрушка
Воспитатель: Молодцы, это змея. Зовут её змейка Шушу. Как шипит змея? (шшш)
Они, конечно, не настоящие, потому что настоящие жуки и змеи сейчас …(спят)
Воспитатель: Жук Жужу жужжит, змейка Шушу шипит, ребята кто догадался с какими звуками мы будем играть сегодня? (Ж-Ш).
Воспитатель: Ребята, а вам не кажется, что наши гости чем-то расстроены, по моему они поссорились.
Жук Жужу: Да, мы в ссоре. Шушу говорит, что она главнее, потому что она шипит, и её звук «Ш» главный, а я говорю, что главнее звук «Ж» и лучше жужжать, чем шипеть.
Воспитатель: Я думаю, что вам не стоит ссориться из-за того, кто главный, ведь в русском языке все звуки важны и нужны. Мы с ребятами докажем вам, что и звук «Ш» и звук «Ж» необходимы в речи.
Воспитатель: Сегодня мы будем различать звуки Ш-Ж, правильно и чётко их произносить.
Воспитатель: А какие это звуки гласные или согласные? (согласные). При произнесении губы немного вытянуты перед, язычок «Чашечкой» приподнят, из-за щек выходит теплый воздух. (Дети произносят оба звука.
Воспитатель: Чем отличаются эти звуки? (звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой, оба звука – всегда твердые согласные).
Воспитатель: Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.
Воспитатель: Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко дрожит) Мы будем обозначать его синим кружком с колокольчиком.
Воспитатель: А теперь звук – ш-ш-ш.
Воспитатель: Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко молчит) Мы будем обозначать его синим кружком с зачеркнутым колокольчиком.
Воспитатель: Молодцы ребята! Чтобы нам легче было играть со звуками, сначала предлагаю выполнить зарядку для наших язычков.
Артикуляционная гимнастика.
Упр. «Лягушка», «Слоник», «Варенье», «Чашечка»
Воспитатель: Молодцы ребята, вот мы и потренировали свои язычки и губки.
Дидактическая игра «Поймай звук»
Воспитатель: Сейчас я буду называть звуки, а вы, как только услышите звук [Ш] – похлопайте в ладошки, а как только услышите звук [Ж] – потопайте ногами.
Ш, ш, п, ж, д, а, ж, ш, щ, н, ж
- Молодцы, а теперь поищем эти звуки в словах.
Услышите звук [Ш] покажите, как ползет змея. А как только услышите звук [Ж] – скрестите руки на груди, как жучок.
Слова: пышка, пижама, ежевика, шкаф, ножи, мыши, машина, флажок, шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный.
Физминутка «Бежали мимо речки»
Бежали мимо речки (указательным и средним пальцем левой руки «идут» по правой руке до плеча)
Смешные человечки (указательным и средним пальцем правой руки «идут» по левой руке до плеча)
Прыгали, скакали, (указательными и средними пальцами «прыгают» по плечам)
Солнышко встречали. (ладони на щеках)
Забрались на мостик, (прислоняют пальцы рук)
Забивали гвозди. (стучат кулачками друг о друга)
Потом бултых в речку! (всплескивают руками сверху вниз)
Где же человечки? (прячут пальцы, воспитатель ищет их)
Воспитатель: Вы хорошо справились, а сейчас следующее задание.
Игра «Четвертый лишний» (Карточки)
Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Четвертый лишний. » Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок есть звуки «Ж-Ш», которые прячутся в начале, в середине и конце слова. Одна из картинок лишняя, вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему.
Картинки:
Жук – жираф – мороженое – желудь;
Шкаф – матрешка – шарф – школа
Матрешка – камыш – Крош - душ
«Ходит ежик без дорожек»
Воспитатель: А сейчас предлагаю нам немного отдохнуть и поиграть в игру с су-джок массажером
Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу (Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.)
И иголками своими колется, колется, (Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорк мячика, затем меняют руки.)
А я ежику- ежу ту дорожку покажу, (Мячики держат в левой руке и скатывают его с правого плеча в ладонь правой руки, затем меняют руки.)
Где катают мышки маленькие шишки. (Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.)
Воспитатель: Молодцы ребята. А следующее задание называется «Замени звук [Ш] на [Ж]»
5. «Замени звук [Ш] на [Ж].
Воспитатель: Я буду вам читать слова со звуками «Ш», а вы должны будете звук «Ш» заменить на звук «Ж»
Шар – жар, шить - , шаль -, шитье -, уши -, Луша -, машет -, нашивка - …
Воспитатель: - Откройте свои прописи с помощью закладки (Е. В. Колесникова «От слова к звуку» занятие №15
Задание №1
- Напишите над первым вагончиком букву Ж, а над вторым букву Ш.
- Кто изображен на первой картинке (жираф), начертите схему слова над ним, определите количество слогов в этом слове и отметьте их на схеме. Затем «поселите» его в вагон с соответствующей буквой. (Дети выполняют аналогичные задания с каждой картинкой).
- Какие слова похожи по звучанию? (мышка – мишка)
Задание №2 – Соедините картинку с соответствующей схемой.
Проговаривание скороговорок с помощью мнемокартинок:
- У ежа – ежата, у ужа – ужата.
- Кошка на окошке шапку шьет,
А мышка в сапожках избушку метет.
Посмотрите наши гости Жук Жужу и змейка Шушу улыбаются, они помирились. Мы с вами доказали им, что и звук «Ж» и звук «Ш» важны и нужны в речи. Я думаю, что они никогда не будут ругаться и спорить кто главнее. Жужу и Шушу благодарят вас помощь. Давайте проводим наших гостей и попрощаемся с ними.
4 этап – рефлексивно- оценочный
Воспитатель:
-С какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи, чем отличаются?
-Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
-Какое задание вызвало у вас трудности в выполнении? (Ответы детей)
Последующая работа:
1. Закрепление полученных знаний через развивающие игры со звуками Ж-Ш;
2. Произношение и разучивание чистоговорок, скороговорок со звуками Ж-Ш.
3. Упражнения для речевого аппарата.
Воспитатель: - Спасибо вам ребята за помощь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп
в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".
Как сделать объемную аппликацию...
Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»
Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...