Конспект НОД по ПкОГ в старшей группе "Звуки Ж-Ш"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Дунаева Елена Владимировна

Цель: познакомить со звуками Ж-Ш, учить детей дифференцировать их в словах, в речи.

Задачи:

 - упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука; учить находить  слова со звуками Ж-Ш; совершенствовать интонационную выразительность речи;      

- учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, скороговорках;

- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];

-развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику;

-развивать мышление, память, связную речь;        

-воспитывать интерес к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД по ПкОГ "Звуки Ж-Ш"26.94 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект НОД по ПкОГ

«Звуки [Ж] – [Ш].

Дифференциация звуков [Ж] - [Ш]»

в старшей группе

Цель: познакомить со звуками Ж-Ш, учить детей дифференцировать их в словах, в речи.

Задачи:

 - упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука; учить находить  слова со звуками Ж-Ш; совершенствовать интонационную выразительность речи;      

- учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, скороговорках;

- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];

-развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику;

-развивать мышление, память, связную речь;        

-воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование и материалы: игрушки жук, змея; мнемокартинки к скороговоркам, су-джок массажеры (по одному на каждого ребёнка); мольберт, ноутбук.

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости, а кто пришёл вы узнаете, отгадав загадки.

- Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я не железный, я же – … (ЖУК)» показ игрушки жука

Воспитатель: Правильно, ребята, это жук, а зовут его жук Жужу.

-Как жужжит жук? (жжж). А давайте пожужжим как жук. (ж-ж-ж)

Воспитатель: А сейчас встретим другого гостя. Послушайте загадку.

Веревка по земле ползет,

Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить, готова Я,

Потому что Я - (ЗМЕЯ) выставляется игрушка

Воспитатель: Молодцы, это змея. Зовут её змейка Шушу. Как шипит змея? (шшш)

Они, конечно, не настоящие, потому что настоящие жуки и змеи сейчас …(спят)

Воспитатель: Жук Жужу жужжит, змейка Шушу шипит, ребята кто догадался с какими звуками мы будем играть сегодня? (Ж-Ш).

Воспитатель: Ребята, а вам не кажется, что наши гости чем-то расстроены, по моему они поссорились.

Жук Жужу: Да, мы в ссоре. Шушу говорит, что она главнее, потому что она шипит, и её звук «Ш» главный, а я говорю, что главнее звук «Ж» и лучше жужжать, чем шипеть.

Воспитатель:  Я думаю, что вам не стоит ссориться из-за того, кто главный, ведь в русском языке все звуки важны и нужны. Мы с ребятами докажем вам, что и звук «Ш» и звук «Ж» необходимы в речи.

Воспитатель: Сегодня мы будем различать звуки Ш-Ж, правильно и чётко их произносить.

Воспитатель: А какие это звуки гласные или согласные? (согласные). При произнесении губы немного вытянуты перед, язычок «Чашечкой» приподнят, из-за щек выходит теплый воздух. (Дети произносят оба звука.

Воспитатель: Чем отличаются эти звуки? (звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой,  оба звука – всегда твердые согласные).

Воспитатель: Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.

Воспитатель: Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко дрожит) Мы будем обозначать его синим кружком с колокольчиком.

Воспитатель: А теперь звук – ш-ш-ш.

Воспитатель: Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко молчит) Мы будем обозначать его синим кружком с зачеркнутым колокольчиком.

Воспитатель: Молодцы ребята! Чтобы нам легче было играть со звуками, сначала предлагаю выполнить зарядку для наших язычков.

Артикуляционная гимнастика.

Упр. «Лягушка», «Слоник», «Варенье», «Чашечка»

Воспитатель: Молодцы ребята, вот мы и потренировали свои язычки и губки.

Дидактическая игра «Поймай звук»

Воспитатель: Сейчас я буду называть звуки, а вы, как только услышите звук [Ш] – похлопайте в ладошки, а как только услышите звук [Ж] – потопайте ногами.

Ш, ш, п, ж, д, а, ж, ш, щ, н, ж

 - Молодцы, а теперь поищем эти звуки в словах.

      Услышите звук [Ш] покажите, как ползет змея. А как только услышите звук [Ж] – скрестите руки на груди, как жучок.

Слова: пышка,  пижама, ежевика, шкаф, ножи, мыши, машина, флажок,  шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный.

Физминутка «Бежали мимо речки»

Бежали мимо речки (указательным и средним пальцем левой руки «идут» по правой руке до плеча)

Смешные человечки (указательным и средним пальцем правой руки «идут» по левой руке до плеча)

Прыгали, скакали, (указательными и средними пальцами «прыгают» по плечам)

Солнышко встречали.        (ладони на щеках)

Забрались на мостик,   (прислоняют пальцы рук)

Забивали гвозди.           (стучат кулачками друг о друга)

Потом бултых в речку!   (всплескивают руками сверху вниз)

Где же человечки?          (прячут пальцы, воспитатель ищет их)

Воспитатель: Вы хорошо справились, а сейчас следующее задание.

 Игра «Четвертый лишний» (Карточки)

Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Четвертый лишний. » Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок есть звуки «Ж-Ш», которые прячутся в начале, в середине и конце слова. Одна из картинок лишняя, вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему. 

Картинки:

Жук – жираф – мороженое – желудь;

Шкаф – матрешка – шарф – школа

Матрешка – камыш – Крош - душ

 «Ходит ежик без дорожек»

Воспитатель: А сейчас предлагаю нам немного отдохнуть и поиграть в игру с су-джок массажером 

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу (Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.)

И иголками своими колется, колется,  (Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорк мячика, затем меняют руки.)

А я ежику- ежу ту дорожку покажу, (Мячики держат в левой руке и скатывают его с правого плеча в ладонь правой руки, затем меняют руки.)

Где катают мышки маленькие шишки. (Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.)

Воспитатель: Молодцы ребята. А следующее задание называется «Замени звук [Ш] на [Ж]»

5. «Замени звук [Ш] на [Ж].

Воспитатель: Я буду вам читать слова со звуками «Ш», а вы должны будете звук «Ш» заменить на звук «Ж»

Шар – жар, шить - , шаль -, шитье -, уши -, Луша -, машет -, нашивка - …

 Воспитатель: - Откройте свои прописи с помощью закладки (Е. В. Колесникова «От слова к звуку» занятие №15

Задание №1

 - Напишите над первым вагончиком букву Ж, а над вторым букву Ш.

 - Кто изображен на первой картинке (жираф), начертите схему слова над ним, определите количество слогов в этом слове и отметьте их на схеме. Затем «поселите» его в вагон с соответствующей буквой. (Дети выполняют аналогичные задания с каждой картинкой).

 - Какие слова похожи по звучанию? (мышка – мишка)

Задание №2 – Соедините картинку с соответствующей схемой.

Проговаривание скороговорок с помощью мнемокартинок:

 - У ежа – ежата, у ужа – ужата.

 - Кошка на окошке шапку шьет,

А мышка в сапожках избушку метет.

Посмотрите наши гости Жук Жужу и змейка Шушу улыбаются, они помирились. Мы с вами доказали им, что и звук «Ж» и звук «Ш» важны и нужны в речи. Я думаю, что они никогда не будут ругаться и спорить кто главнее. Жужу и Шушу благодарят вас помощь. Давайте проводим наших гостей и попрощаемся с ними.

4 этап – рефлексивно- оценочный

Воспитатель:

-С какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи, чем отличаются?

-Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)

-Какое задание вызвало у вас трудности в выполнении? (Ответы детей)

Последующая работа:

1. Закрепление полученных знаний через развивающие игры со звуками Ж-Ш;

2. Произношение и разучивание чистоговорок, скороговорок со звуками Ж-Ш.

3. Упражнения для речевого аппарата.

Воспитатель:  - Спасибо вам ребята за помощь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»

Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...