Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей дошкольного возраста.
картотека по развитию речи
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам- это подборка упражнений для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Пальчиковые игры помогают детям лучше справляться с бытовыми навыками (застёгивание пуговиц, завязывание шнурков и рисование).Улучшают координацию движений, активизируют речевые центры мозга. Развивиают творческие способности и воображение детей. Создают благоприятную атмосферу для общения между взрослыми и детьми, способствуют укреплению эмоциональной связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_palchikovyh_igr_po_leksicheskim_temam.docx | 164.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам
1. «Здравствуй детский сад!»
«Наша группа»
В нашей группе все друзья (Ритмично стучат кулачками по столу)
Самый младший – это я.
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша. (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика)
«Как живёшь?»
- Как живёшь? - Вот так! (Показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («Шагать» пальчиками по столу)
- Как даешь? - Вот так! (Протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (Кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (Помахать рукой)
- Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (Щёки надули и руками лопнули)
2. «Наши игрушки»
«Игрушки»
Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)
Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)
Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)
В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)
«Я с игрушками играю»
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – катаем машинку)
«Заводим игрушку»
Хлоп, хлоп, (хлопают)
Раз, два, три, (сжимать в кулачки обе руки)
Быстро ключик поверни. (наклонять поднятые ладони вправо-влево)
Хлоп, хлоп, (хлопают)
Раз, два, три, (сжимать в кулачки обе руки)
И игрушку заведи! (пальцы соединить в щепоть, имитировать завод игрушки)
«Таня и кукла»
Куклу Таня мылом мыла, (трут ладошку ладошкой)
Куклу так и не отмыла. (Разводят руки в стороны, качая головой)
Разозлилась наша Таня, (с досадой машут рукой)
Стала мыть котенка в ванне. («Кошка» - средний и безымянный пальцы соединить с большим, указательный и мизинец поднять вверх)
«Игрушки»
На большом диване в ряд (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино, (загибают по очереди пальчики)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. ( разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Кате (попеременно хлопают и стучат кулачками)
Мы игрушки сосчитать.
«Мячик»
Чуть ударишь этот мячик, (округлить ладони, пальцы касаются кончиками друг друга)
Начинает он скакать: (перемещают «шарик» вверх-вниз)
Скачет, скачет, скачет, скачет, (легкие прыжки на месте)
И не может перестать.
3. «Сбор овощей»
Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.)
Без меня в кастрюле пусто (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)
Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.)
И останусь только я!
В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)
Нас прокормит целый год.
«Овощи»
У девчушки Зиночки, (Хлопать в ладоши.)
Овощи в корзиночке: (Сделать ладоши «корзинкой»)
Вот пузатый кабачок,
Положила на бочок, (Загибать пальчики обеих рук
Перец и морковку одновременно, начиная с большого.)
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина — молодец! (Показать большой палец.)
«Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла, ( «Шагать» пальчиками по столу.)
Хозяйка с базара домой принесла: (Хлопать в ладоши, ударять кулачки друг о друга.)
Картошку, капусту, морковку, кабачок, горох, (Загибать пальцы, начиная с мизинца.)
Баклажан, огурец, помидор, петрушку и свеклу.
ОХ!! Хлопнуть в ладоши.
« Овощи»
В огород пойдем, ( маршировать на месте)
Урожай соберем. ( идти по кругу, взявшись за руки)
Мы морковки натаскаем, (имитировать, как таскают)
И картошки накопаем, ( копают)
Срежем мы кочан капусты ( срезают)
Круглый, сочный, очень вкусный. (показать руками)
Щавеля нарвем немножко ( «рвут»)
И вернемся по дорожке. (идти по кругу, взявшись за руки)
«У Лариски – две редиски»
У Лариски- ( По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с Две редиски. большого, на одной или обеих руках.)
У Алёшки-
Две картошки.
У Серёжки – сорванца_
Два зелёных огурца.
А у Вовки-
Две морковки.
Да ещё у Петьки
Две хвостатых редьки.
4. «Мы любим фрукты»
«Фрукты»
Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)
Кислым соком брызжет он (Пальцы резко разводим в стороны.)
В чай его, положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».)
Вместе с жёлтой кожей (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай»)
«Фруктовая ладошка»
Этот пальчик – апельсин, (Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!» (Показывают ладошками вокруг и на себя)
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас.
«Компот»
Будем мы варить компот,
Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.
Фруктов нужно много вот:
Будем яблоки крошить,
Загибают пальчики начиная с большого.
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим на песок.
Варим, варим мы компот.
Опять «варят» и «помешивают».
Угостим честной народ.
Развести руки в стороны.
«Сливы»
Толстый палец и большой в сад за сливами пошёл,
Указательный с порога указал ему дорогу.
Средний палец-самый меткий, он сбивает сливы с ветки.
Безымянный собирает, а мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает.
( Поочерёдно загибать пальцы правой,а затем левой руки)
«Яблоки»
Большой пальчик яблоки трясёт.
Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.
Второй их собирает.
Разгибаем указательный палец.
Третий их домой несёт.
Разгибаем средний палец
Четвёртый высыпает.
Разгибаем безымянный.
Самый маленький – шалун.
Разгибаем мизинец
Всё, всё, всё съедает.
5. «В гостях у осени»
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины, (Загибают пальчики, начиная с большого)
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средними и указательными пальчиками)
«Осенью»
Ветры яблони качают. (Руки стоят на столе, опираясь на локти, пальцы разведены в стороны, Покачивать руками)
Листья с веток облетают. (Кисти рук расслаблены и расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола ).
Листья падают в саду,
Их граблями я гребу. (Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола . Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями).
«Золотая осень»
Ветер по лесу гулял. (Плавные движения кистями рук
влево – вправо).
Ветер листики считал. (Сжимать-разжимать пальцы рук.)
Вот дубовый, (Загибать пальцы обеих рук,
начиная с большого.)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер сбросил на тропинку. (Плавно опустить ладони на колени.)
6. «Ягод и грибов не счесть»
«Грибники»
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик жарить стал,
Этот всё на стол подал,
Этот сел и всё съел!
От того и потолстел!
, (Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с мизинчика)
«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять,
(Пальцы обеих рук по очереди «здороваются»,начиная с больших)
В лес идём мы погулять
За черникой, за малиной,
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдём
И братишке принесём
(Поочередно загибают пальчики, начиная с большого).
7. «Идём гулять»
«Варежка»
Маша варежку надела: (Сжать пальцы в кулачок)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал, (Все пальцы разжать, кроме большого)
В свой домишко не попал».
Маша варежку сняла: (Разогнуть большой палец).
«Поглядите – ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь, (Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.)
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»
«Обувь»
Посчитаем в первый раз, (Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.)
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки, (На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
«Я перчатку надеваю»
Я перчатку надеваю,
Я в неё не попадаю.
(Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.)
Сосчитайте-ка ребятки,
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
(Загибают пальчики.)
«Одежда»
Раз, два, три, четыре, пять - (Соединять пальцы обеих рук,
начиная с больших.)
Будем вещи мы стирать. (Сжать ладони в кулачки, поднимать и опускать ладони.)
Платье, брюки и носочки, (Загибать пальцы сначала на правой, а затем, на левой руке, начиная с большого.)
Юбку, кофточку, платочки.
Шарф и шапку не забудем –
Их стирать мы тоже будем. (Потереть кулачки друг о друга).
«Стирка»
В таз воды я наливаю. (сжимают и разжимают кулачки)
Свои вещи достаю. (хватательные движения руками)
Их сама я постираю (потереть кулачок о кулачок)
И в порядок приведу. (стряхивают «воду» с рук)
Мама очень удивится, (развести руки)
Будет мной она гордиться. (поднять вверх большие пальцы обеих рук)
8. «Я - человек»
«Быть здоровыми хотим»
(Движения по тексту)
Утром рано мы проснулись,
Сладко, сладко потянулись.
Глазки широко открыли,
Улыбнуться не забыли.
Носом воздух нюхать стали,
Губки маму целовали.
Ушки, верные друзья,
Слышат то, чего нельзя.
Шея правит с головой,
Поверти-ка ей, друг мой.
Кисти, локти, плечи – это руки, дети.
Вот колени, две ступни –
Это ноги – знаем мы.
Есть спина, и живот,
Только не наоборот.
«Наши пальчики – малютки»
Наши пальчики – малютки
Не хотят ждать ни минутки, (Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)
Тук – тук, молоточками, (Наклоняются и поочерёдно ритмично стучат кулачками по коленям.)
Хлоп – хлоп, лапоточками, (Ритмично хлопают по коленям.)
Прыг – прыг, словно зайки,
Скачут на лужайке. (Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)
«Пальчик, пальчик, прячься»
Пальчик прячется в ладошку. (Дети поколачивают сжатыми кулачками.)
Вот так, вот так.
Ты его согрей немножко. (Дуют в сложенные ладошки.)
Вот так, вот так.
Если пальчики замёрзли. (Дети сжимают и разжимают пальцы.)
Вот так, вот так.
Отогреть всегда их можно (хлопают в ладоши.)
Вот так, вот так.
9. «Моя семья»
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
«Кто живет у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре, пять. (Загибать пальчики.)
Кто живет у нас в квартире? (Хлопать в ладоши.)
Папа, мама, брат, сестренка, (Загибать пальчики.)
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я –
Вот и вся моя семья! (Сжимать кулачки.)
Раз, два, три, четыре, пять. («Фонарики».)
Всех начну считать опять. (Хлопать в ладоши.)
«Как у нас семья большая»
Как у нас семья большая (ритмично хлопают в ладоши и ударяют кулачками)
Да веселая:
Два у лавки стоят, (загибают большие пальцы на обеих руках)
Два учиться хотят, (загибают указательные пальцы)
Два Степана у сметаны объедаются. (средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются. (безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются. (загибают мизинцы)
«Моя семья»
Раз, два, три, четыре, пять, (сжимать и разжимать пальцы на обеих руках)
Начинаю я считать.
Папа – раз, (согнуть большой палец)
А мама – два, (согнуть указательный палец)
Три – сестра, (согнуть средний палец)
Четыре – я. (согнуть безымянный палец)
Деда и бабой не забуду, (согнуть мизинец)
Пять и шесть – считать я буду.
Как я рад, что у меня (сжимать и разжимать пальцы)
Очень дружная семья. (соединить обе руки в рукопожатии)
10. Мебель разная нужна»
«Мебель»
На кроватке мы поспали, (Руки под щёку.)
Вещи в шкаф уже убрали. (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)
Мы на стуле посидели (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)
И за столиком поели. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)
«Мебель»
Мебель я начну считать:
Кресло стол, диван, кровать, (Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки)
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвал –
Десять пальчиков зажал! (Поднимать зажатые кулачки вверх)
11. «Без посуды никуда»
«Посуда»
Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».)
Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)
Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)
Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)
«Помощники»
Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, (Опять трут ладошкой ладошку.)
Только чашку мы разбили. (Загибают пальчики.)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. (Сжимают и разжимают кулачки.)
12. «Бытовая техника»
Что за шум на кухне этой? (Выполняют движения по тексту стихотворения)
Будем жарить мы котлеты
Мясорубку мы возьмем,
Быстро мясо провернем.
Миксером взбиваем дружно
Все, что им для крема нужно.
Чтобы торт скорей испечь,
Включим мы электропечь.
Электроприборы — это чудо!
Жить без них нам было б худо.
«Пылесос»
Пылесос, пылесос, (Ритмичное сгибание пальцев обеих рук (ладони смотрят вперёд))
Ты куда суёшь свой нос? (то же, но ладони обращены друг к другу).
Я жужжу, я жужжу, (Соприкосновение кончиков пальцев)
Я порядок навожу
«Утюг»
Я - утюг, помощник мамы.
Глажу простыни, пижамы. (Одна ладонь скользит по другой по кругу)
Ты малыш, меня не тронь,
Я горячий как огонь. (Сгибают и разгибают пальчики)
«Компьютер»
Мы компьютер покупаем, (сжимают и разжимают пальцы)
Ждал его я целый год! (хлопают в ладоши)
Но одно меня смущает: (сжимают и разжимают пальцы)
Мышь в компьютере живет. (пальцами «бегут» по столу).
Я взял бумагу и перо, (сжимают и разжимают пальцы)
Нарисовал утюг.
Порвал листок, (делают движения, словно рвут бумагу)
Швырнул в ведро. (кидают в сторону)
В ведре раздался стук. (кулачком стучат по столу)
13. «Зимушка зима»
«Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок, (Изобразить, будто катим перед собой снежный ком.)
Кати по снегу свой снежок. («Рисовать» руками снеговика из трех комков.)
Он превратится в снежный ком, («Рисовать» руками большой круг.)
И станет ком снеговиком. (Широко улыбнуться.)
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла. (Показывают по тексту)
Но солнце припечет слегка - (Поднять руки вверх; прижать основания ладошек, раскрыть пальцы в стороны.)
Увы! – и нет снеговика. (Развести руки, пожать плечами.)
«Зимние забавы»
Лепим мы из снега ком, (Дети сжимают и разжимают кисти рук)
Из комочков слепим дом. (Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)
Звери будут в доме жить, (Хлопают в ладоши)
Веселиться и дружить
Зимние забавы
Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)
В снежки играть,
На лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
«Лыжники»
Мы бежим с тобой на лыжах (Дети «скользят» шагают пальцами по столу «на лыжах»)
Снег холодный лыжи лижет («Скользят», делая поочередно движения пальцами)
А потом – на коньках, («бегут» на коньках)
Но упали мы. Ах!
А потом снежки лепили, (Показывают, как лепят снежки сверху то одна рука, то другая)
А потом снежки катили, (катят воображаемый комок)
А потом без сил упали («кидают друг в друга»)
И домой побежали
«Снежок»
Раз, два, три, четыре (Загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили (Лепить, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий. (Показывают круг, гладят ладони друг о друга)
Раз – подбросим («Подбросить», посмотреть вверх)
Два – поймаем. («Ловят», приседают)
Три – уроним (Встают, «роняют»)
И … сломаем! (Топают)
«Зима»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками «идем» по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками «комок»)
Птичек крошками кормили («кормим птичек «)
С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели («едим суп»),
спать легли (ладошки под щечку).
Снег»
Снег сегодня шел с утра. (быстро шевелить пальцами)
Рада снегу детвора. (хлопают в ладоши)
Снег на ветках, на дорожках, (поднимают руки вверх, шевелят пальцами)
На носах и на ладошках. (дотрагиваются до носа, показывают ладошки)
«Зима»
Раз, два, три, четыре, пять, (каждый палец правой руки по очереди ударяет по столу)
К нам зима пришла опять (каждый палец левой руки по очереди ударяет по столу)
И с собою принесла (каждый палец правой руки по очереди ударяет по столу)
Ветер, снег и холода. (каждый палец левой руки по очереди ударяет по столу)
«Пирог»
Падал снег на порог. (медленно опускают ладони на стол)
Кот слепил себе пирог. («лепят» пирожок)
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек. («бегут» пальчиками обеих рук по столу)
Пирожки себе пеки («лепят» пирожок)
Не из снега – из муки.
«Снежная пороша»
Ветер ветками играет, (поднимают руки вверх, покачивают ими)
Снегом землю засыпает. (быстро шевелят пальцами)
Сыплет снежная пороша (пальчики «здороваются» друг с другом)
Прямо в детские ладоши. (показывают ладошки)
Пальчиковые игры на тему «Зимние забавы»
«Во дворе»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальцы по одному)
Мы во двор пришли гулять. («идут» по столу указательным и средним пальцами)
Бабу снежную лепили, («лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, («сыплют крошки»)
С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой)
А еще в снегу валялись. (кладут ладони на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхивают ладони)
Съели суп и спать легли. (укладывают руки под щеку)
«Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибают пальцы, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе)
И совсем-совсем не сладкий. (грозят пальцем)
Раз – подбросим, два – поймаем. (подбрасывают и ловят воображаемый снежок)
Три – уроним (роняют воображаемый снежок)
И…сломаем. (топают)
14. «Зимовье зверей»
«Волк и заяц»
Волк раскроет свою пасть,
Хочет зайчика украсть:
Щелк да щелк и снова щелк!
Не поймает зайца волк,
(Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинцы на обеих руках прижимать друг к другу, а подушечку большого пальца то прижимать к сомкнутым четырем пальцам, то отпускать, изображая волчью пасть. «Щелкать пастью» на обеих руках.)
Пастью щелкает напрасно –
Заяц бегает прекрасно! (Расслабить пальцы на обеих руках и «бежать» ими по поверхности стола.)
«Животные зимой»
Спят зимой барсук и ежик, (Загибают пальцы на руке, перечисляя животных и насекомых, впадающих зимой в спячку.)
И медведь зимой спит тоже.
Спят пчела и муравей,
Ждут весенних теплых дней.
«У кого какая шубка»
Шуба серая у волка, (Поочередно загибают пальцы, перечисляя диких животных и цвета их «шуб»).
Шуба ежика в иголках,
Шуба рыжая лисы –
Удивительной красы.
Шуба белая у зайца,
У медведя – бурая.
Не страшны ему дожди (Качают головой из стороны в сторону).
И погода хмурая.
«Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом ( Дети загибают пальцы на обеих руках
Есть нора – надежный дом. по одному пальцу на каждое двустишие.)
Не страшны зимой метели,
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры,
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом, (поочередно хлопают в ладоши и ударяют
Всем тепло, уютно в нем. друг о друга кулачками обеих рук.)
«Зайчик»
Зайчик скачет по лужайке, (сжать пальцы в кулак, указательный и средний поднять вверх)
Прыг-скок, прыг-скок, (сжать руки в кулаки, «зайчик» - чередовать движения)
Испугался волка зайка (сжать руки в кулаки, поднести их к груди)
И пустился наутек. (раскрыть ладошки, вытянуть руки перед собой)
Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы)
Крепко спал в берлоге. (кладут руки под щеку)
Весною он проснулся, (тянут руки вверх)
Зевнул и потянулся.
- Здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы)
- Здравствуй, белочка-сестричка!
- Здравствуй, серенький волчонок!
- Здравствуй, беленький зайчонок!
«Мальчик с пальчик»
- Мальчик с пальчик, (четыре раза сгибать большой палец левой руки)
Где ты был?
- Долго по лесу бродил! (четыре раза сгибать большой палец правой руки)
Встретил я медведя, волка, (большой палец поочередно касается всех пальцев)
Зайку, ежика в иголках.
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил, (четыре пальца последовательно сгибаются – кланяются)
Всяк меня благодарил.
15. «Домашние любимцы»
«Котик»
Котик маленький сидит (Раскрытые ладони приложить к ушам; сгибать и разгибать сомкнутые пальцы, показывая, как котик шевелит ушами.)
И ушами шевелит.
Вот как, вот как,
Как ушами шевелит.
Котик маленький замерз,
Прикрывает лапкой нос. (Потирать нос поочередно то одной, то другой ладонью.)
Котик-котик, Котофей! (Попрыгать или сидя пошевелить стопами, переставляя их с пятки на носок.)
Быстро мы тебя согреем!
Прыг-скок, прыг-скок!
Прыгай с пятки на носок!
«Домик для Барбоса»
(Соединить руки подушечками пальцев и основаниями ладоней. Покачать «домик» вперед-назад, вправо-влево.)
Поиграем с вами просто:
Строим домик для Барбоса.
Крепкий дом, теплый дом,
Будет жить Барбосик в нем.
Чтоб устроить там веселье,
Всех зовет на новоселье.
«Повстречались»
(На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы)
Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».
Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го»
Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!
16. «Скоро, скоро Новый год!»
«Новый год у ворот»
(Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.
Поочередно соединяют большой палец с остальными.
«Фонарики»)
Праздник приближается,
Елка наряжается.
Мы развесили игрушки:
Бусы, шарики, хлопушки.
А здесь фонарики висят,
Блеском радуют ребят.
«Ёлочка»
Перед нами ёлочка (пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «ёлочки»)
Шишечки, иголочки. (Кулачки; указательные пальчики выставлены)
Шарики, фонарики, («шарики» из пальцев вверх, вниз)
Зайчики и свечки, («ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)
Звёзды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе)
«Подарки»
Дед Мороз принёс подарки: (шагают пальчиками по столу)
Буквари, альбомы, марки,
Кукол, мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка! (На каждое название подарка, загибают по одному пальчику, сначала на правой, а потом на левой руке)
«Здравствуй, Дедушка Мороз!»
- Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)
Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.)
- Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.)
Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)
«Новый год»
В зале елка появилась, (выпрямленные пальцы переплетаются между собой – «елка»)
Вся огнями засветилась. (ритмичное касание одинаковых пальцев двух рук)
Скоро Дед Мороз придет, (поочередное касание одинаковых пальцев, начиная с мизинцев)
Всем подарки принесет. (поочередное касание одинаковых пальцев, начиная с больших)
«Дед Мороз»
Этот пальчик – Дед Мороз. (руки сжать в кулачки, выставив вверх большие пальцы)
У него есть красный нос, (поочередно отгибают из кулачков указательные пальцы)
Есть седая борода. (отгибают средние пальцы)
Очень ждем его всегда! (делают ладонями подзывающие движения)
Со Снегуркой он придет («шагают» пальчики по столу)
И подарки принесет. (хлопают в ладоши)
«На елке»
Мы на елке веселились, (ритмичные хлопки в ладоши)
И плясали, и резвились. (ритмичные удары в ладоши)
После добрый дед Мороз («шагают» средним и указательным пальцами по столу)
Нам подарки преподнес.
Дал большущие пакеты, (рисуют руками большой круг)
В них же – вкусные предметы: (загибают пальцы по одному, начиная с большого)
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
17. «Зимующие птицы»
«Кормушка»
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли (Хлопок, кулачок)
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели.
А во вторник снегири
Ярче утренней зари.
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Десять шумных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок (Поочерёдно загибать пальчики)
«Зимующие птицы»
Прилетайте, птички! (Зовущие движения пальчиками)
Сало дам синичке (Режущие движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки (Пальчиками «крошим хлеб»)
Хлебушка немножко.
Эти крошки голубям (Правую руку вперёд)
Эти крошки воробьям (Левую руку вперёд)
Галки да вороны,
Ешьте макароны! (Тереть ладонью о ладонь)
«Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей
Дятел в пёстрых пёрышках, (Загибают по одному пальчику)
Всем хватило зёрнышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
18. «В гостях у сказки»
«Колобок»
Я Колобок, Колобок! (Выполнять движения, как будто катаем колобок.)
По амбару метен, (Имитировать подметание.)
По сусекам скребен, (Поскрести пальцами рук по столу.)
На сметане мешен, (Выполнять движения, как будто замешиваем тесто.)
В печку сажен, (Имитировать действия по тексту.)
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел, (Изобразить дедушку.)
Я от бабушки ушел, (Изобразить бабушку.)
Я от зайца ушел... (Загибать пальчики.)
Покатился Колобок дальше – только его и видели.
«Репка»
Тянут, тянут бабка с дедкой, (Дети вытягивают большие пальцы)
Из земли большую репку. (Указательные)
К ним пришла тут внучка, (Средние)
Подбежала Жучка, (Безымянные)
Кошка тоже потянула. (Мизинцы)
Хоть держалась крепко, (Берут репку)
Вытянута репка! (Поднимают руки вместе с репкой)
19. «Народные мастера»
«Мы веселые матрешки»
Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки, (Указательным и средним пальцами идут по полу)
В сарафанах наших пестрых (Соединяют ладошки вместе)
Мы похожи словно сестры. (Руки в замок)
«Матрешки»
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
Хороши у нас одежки,
Ладушки, ладушки.
Кружимся мы и танцуем,
Ладушки, ладушки.
Хоровод водить мы будем,
Ладушки, ладушки.
(Дети выполняют движения по тексту)
20. «На улицах большого города»
«Светофор»
Красный он один такой: (Погрозили пальцем.)
Не иди, а просто стой!
Желтый – все еще стоим (Показали ладонь перед собой)
И внимательно следим
А зеленый подмигнет – (Подмигнуть и пальчиками «шагаем».)
И свободен переход.
«Дорожных правил очень много»
Дорожных правил очень много. («Грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога! (Загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать (Хлопки руками)
И всегда их выполнять. (Показывают «класс!» большим пальцем)
«Транспорт»
Автобус, троллейбус, машина, трамвай («Пересчет» пальчиков)
О них ты на улице не забывай.
В морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного)
«Машины»
По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)
«Транспорт»
Мы с первым пальцем-малышком (по очереди загибают пальцы)
В трамвайный парк пойдем пешком.
С другим – поедем мы в трамвае,
Тихонько песни напевая.
А с третьим – сядем мы в такси,
Попросим в порт нас отвезти!
С четвертым пальчиком в ракете
Мы полетим к другой планете.
Садись-ка, пятый, в самолет,
С тобой отправимся в полет.
21. « Моя безопасность»
«Мы – пожарные»
На машине ярко – красной ( Двумя руками имитируем езду на машине «крутим руль»)
Мчимся мы вперёд. ( Ритмично щёлкаем пальцами рук)
Труд тяжёлый и опасный ( Энергично потираем ладонь о ладонь вертикально)
Нас, пожарных, ждёт. (Скрещивают руки на груди и ритмично похлопываем по плечам скрещенными руками )
Вой пронзительный сирены ( Ритмично покачивают головой)
Может оглушить ( Указательные пальцы обеих рук подносим к ушам, ритмично постукиваем)
Будем и водой, и пеной ( Ритмично «выбрасываем» пальцы из сжатого кулака).
Мы пожар тушить. (Ритмично постукивают кулачками друг о друг)
И в беду попавшим людям ( Ритмично потирают ладони)
Сможем мы помочь ( Ритмично похлопывают руками по бокам)
С пламенем бороться будем, ( Ритмично потопывают)
Мы и день и ночь! (Ритмично хлопают в ладоши)
22. «Защитники Отечества»
«Мы солдаты»
Мы солдаты, мы солдаты (Шагаем пальцами по коленям, столу).
Бодрым шагом мы идем.
В нашу армию, ребята,
Просто так не попадешь. (Грозим указательным пальцем)
Нужно быть умелыми, (Сжимаем-разжимаем пальцы)
Сильными и смелыми. (Показываем силу рук)
«Солдатики»
Аты — баты, аты — баты! на войну идут солдаты.
( Указательный и средний пальцы обеих рук «маршируют на столе», изображая солдат (остальные пальцы прижаты к ладони).
Знамя красное несут,
(Руки поднять вверх, пальцы выпрямить, прижать друг к другу, затем согнуть руки в локтях (знамя))
Пушки грозные везут
(Кулаки обеих рук лежат на столе. Выпрямленные указательные пальцы изображают стволы пушек)
«Вертолет»
(пальцы обеих рук, кроме указательных и больших, «сплетают», указательные выдвигают вперед и соединяют их подушечки – хвост вертолета, большими пальцами выполняют совместные круговые движения – лопасти вертолета)
Быстро лопасти крути!
Вертолет, лети, лети!
Подарите мне фуражку, (ритмичное касание одинаковых пальцев обеих рук)
Сапоги и автомат. (разводить пальцы обеих рук, начиная с больших)
Стану воином отважным, (интенсивное сжимание рук в кулаки)
Защищать вас буду рад. (пальцы сцепить в «замок»)
Сегодня праздник всех отцов, (сжимают и разжимают пальцы)
Всех сыновей, всех, кто готов, (хлопают в ладоши)
Свой дом и маму защитить, (из ладошек делают «домик»)
Всех нас от бед отгородить! (сжимают и разжимают пальцы)
«23 февраля»
Февраль, февраль, зима и солнце! (хлопают в ладоши)
И первых птичек переклик! (перекрещивают большие пальцы, остальными машут – «птица»)
Сегодня выглянул в оконце: (закрывают лицо ладонями, затем выглядывают, раздвигая их)
Застыл, к стеклу лицом приник.
Мои друзья – вчера мальчишки – (сжимают и разжимают пальцы)
Сегодня выросли и вдруг
Все, как один, забросив книжки, (хлопают в ладоши)
За руки взялись, встали в круг.
И обещали мамам, сестрам (сжимают и разжимают пальцы)
Границы радости беречь.
Беречь весь мир: и птиц, и солнце, (загибают пальцы на одной руке)
Меня в окошке уберечь!
23. «Кем быть?»
Много есть профессий знатных (Соединять пальцы правой руки с большим) И полезных, и приятных (Соединять пальцы левой руки с большим)
Повар, врач, маляр, учитель
Продавец, шахтёр, строитель (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим пальцем)
Сразу всех не называю (Сжимать и разжимать кулачки)
Вам продолжить предлагаю (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх)
«Пекарь»
Пекарь, пекарь, из муки
Испеки нам колобки. (Выполняем круговые движения ладонями)
Да сушки — Ванюшке, (Имитируем скатывание колобка)
Да баранки – Танюшке, (Поочередно соединяем большие пальцы
Да бублики – Мишке, обеих рук с остальными пальцами – упражнение «колечки»)
Да калачи – Маришке.
«Портнихи»
(Раскрыть обе ладони и поочередно продевать пальцы одной руки между пальцами другой.)
Тетушки-ежихи –
Классные портнихи!
Могут все на свете сшить
И на память подарить.
«Швея»
Мама кукле платье шила, (по очереди касаться большим пальцем остальных на правой руке)
Я ей помогала. ( то же на левой руке)
Чтобы мама не грустила, (то же на правой руке)
Песни распевала. (то же на левой руке)
24. «Мамочка любимая»
«Оладушки у бабушки»
Как вчера у бабушки (Положить кисти обеих рук на стол ладонями вниз и одновременно перевернуть их на тыльную сторону.)
Мы пекли оладушки.
Раз-два, румяные! (Ладонью гладить тыльную сторону другой руки, затем поменять руки.)
Раз-два, горячие!
Раз-два, их жарили! (Повторить первое движение.)
Три – поворачивали!
Вкусные оладушки (Повторить второе движение.)
Ели мы у бабушки!
«Маму я свою люблю»
Маму я свою люблю, я всегда ей помогу: (Сжать руки на груди)
Я стираю, (Потереть кулачок о кулачок)
Полоскаю, (Кулачки сжимать-разжимать)
Воду с ручек отряхну, (Стряхиваем воду с пальчиков)
Пол я чисто подмету (Погладить одну ладошку другой)
И дрова ей наколю. (Постучать кулачком по ладони свободной руки)
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать. (Сложить ладошки вместе и положить под щечку)
Я на цыпочках хожу, (Указательный и средний пальцы ходят по ладони свободной руки)
И ни разу, и ни разу я словечка не скажу. (Указательный палец к губам)
«Мамин день»
Первые подснежники (подушечки пальцев обеих рук сомкнуты, ладони округлены)
Я в руках несу. (сжать обе руки в кулак)
Нежные цветочки (пальцы лодочкой, запястья прижаты друг к другу)
Маме подарю. (вытянуть руки вперед, не меняя положения кистей)
Будь всегда красивой, (развести руки в стороны)
Нежной, как цветы! (пальцы лодочкой)
Хорошо, что рядом (соединить ладони, прижать)
Есть со мною ты! (вытянуть руки вперед ладонями)
25. «Комнатные растения»
На окно скорее глянь:
Здесь у нас цветёт герань.
А здесь красавец бальзамин,
Амариллис рядом с ним
Фуксия, бегония (Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)
Мы все названия помним! (Раскрывают ладошку)
Мы взрыхлим цветы, польём (Шевелят опущенными вниз пальцами)
Пусть подрастают день за днём (Ладони соединяют «бутон», затем поднимают над головой и раскрывают)
«Цветы растут»
Высокие, красивые цветы у нас растут (Поднимают руки вверх, ладони вместе, пальцы широко расставлены)
А корни под землёю для них водичку пьют (Руки опустить, ладони соединить обратной стороной, широко расставить пальцы)
«Алые цветки»
Наши алые цветки распускают лепестки
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки
Тихо засыпают
Головками качают.
(Выполнять движения по тексту)
26. «Здравствуй, Весна!»
«Весна»
Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе)
Капают капели.
Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны)
И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону)
«Подснежник»
К нам Весна лишь заглянула (Протягивают руки вперед)
В снег ладошку окунула (Руки внизу, перпендикулярно корпусу)
И расцвел там нежный, (Руки соединяют в бутон на уровне глаз)
Маленький подснежник (Медленно раздвигают пальцы «цветок раскрылся»)
«Капель»
Кап, кап, кап – (ритмично стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого)
Звенит капель.
Приближается апрель.
«Весна»
Раз – весна, (согнуть мизинец правой руки)
Два – капель, (согнуть безымянный палец)
Три – сосульки тают. (согнуть средний палец)
Март прошел, идет апрель, (согнуть указательный палец)
Птицы прилетают. (ладони скрестить, большие пальцы переплести – «птица»)
«Веселые льдинки»
Под самым карнизом, (сжимают и разжимают пальцы)
Над самым оконцем
Забралось в сосульки (стучат пальцами по столу)
Весеннее солнце. (поднимают руки и делают «солнышко»)
Сверкая, бегут (сжимают и разжимают пальцы)
По сосулькам слезинки…
И тают сосульки – (стучат пальцами по столу)
Веселые льдинки.
«Луч»
Солнца луч скользнул в окошко. (сжимают и разжимают пальцы)
Я зажму его в ладошке. (соединяют руки в «замочек»)
Аккуратно, чуть дыша, (смотрят в ладони, чуть приоткрыв их)
Спрячу в ларчик малыша. (закрывают ладони и убирают руки под стол)
И тихонько шаг за шагом («шагают» пальчиками по столу)
Маме отнесу бродягу. (сжимают руки и вытягивают их вперед)
27. «Птицы прилетели»
«Скворечник»
Мы построили скворечню (Попеременно постукивать кулачками друг о друга и по столу.)
Для веселого скворца.
Мы повесили скворечник (Свести руки над головой.)
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером (Попеременно постукивать кулак о кулак и ладонью о ладонь.)
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки – (Соединять каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно, по 2 раза.)
Черненькие перышки.
«С юга птицы прилетели!»
Тили-тели, тили-тели – (Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.)
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка – (Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели, (Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.)
Песни звонкие запели! (Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица.
«Птички и ветер»
Маленькие птички, (сжимаем и разжимаем кулачки)
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают. (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (соединили пальцы в "замок")
Там не тронет их никто.
«Птички»
Птички полетели, (ладони повернуть к себе, переплести большие пальцы – «птица»)
Крыльями махали.
На деревья сели, (поднимают руки вверх, пальцы широко расставлены)
Вместе отдыхали. (пальцы сцеплены в «замок»)
«Грачи»
Грачиха говорит грачу: (сжимают и разжимают пальцы)
«Слетай с грачатами к врачу, (соединяют два больших пальца, остальными машут)
Прививки делать им пора (сжимают и разжимают пальцы)
Для укрепления пера!»
«Апрель»
Мы раскрыли окна, (как будто раскрывают окна)
Распахнули дверь. (открывают дверь)
Солнечный и мокрый (сжимают и разжимают пальцы)
К нам пришел апрель. («шагают» пальцами по столу)
Забурлил ручьями, (загибают по одному пальцу)
Зазвенел, запел.
Первыми скворцами (машут руками, словно крыльями)
На березы сел.
«Ласточка»
Ласточка, ласточка, (на каждую строку большой палец «здоровается» дважды с другими)
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу,
Весну-красну.
28. «Прогулка в зоопарк»
В жарких странах носорог
Просто ходят по дороге (Соединить между собой большие пальцы)
Мокнут в речке бегемоты (Соединять указательные пальцы)
Львы выходят на охоту (Соединять средние пальцы)
Крокодилы, обезьяны, зебры, жители саванны (Соединять безымянные пальцы)
И тропические птицы (Соединять мизинцы )
Есть чему тут подивиться! (Развести ладони)
«Черепаха»
Черепаха не скучая
Час сидит за чашкой чая,
А куда спешить тому,
Кто всегда в своём дому? (Поочередно соединяем большие пальцы обеих рук с остальными пальцами)
«Бегемот»
Бегемот разинул рот - ( Раскрыть ладони, изображая пасть бегемота)
Булки просит бегемот.
«Слон»
Очень много силы в нём (сжать кулаки)
Ростом он почти что с дом (соединить руки над головой «крыша»)
У него огромный нос
Будто он лет двести рос! (Приложить два кулака к носу)
29. «Береги здоровье»
«Водичка»
Водичка, водичка, (Выполнять ладонью круговые движения перед лицом, как будто умывается.)
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели, (Погладить глазки руками от внутреннего края к наружному, как будто моем.)
Чтобы щечки краснели, (Круговыми движениями погладить щечки.)
Чтоб смеялся роток, (Улыбнуться.)
Чтоб кусался зубок! (Показать зубки.)
Пальчиковые игры на тему «Космос»
«Начинаем мы взлетать»
Раз, два, три, четыре, пять, (по очереди сгибают пальцы на обеих руках)
Начинаем мы взлетать. (по очереди выпрямляют пальцы на обеих руках)
На ракете улетим (соединяют пальцы рук, поднять руки вверх)
И всю Землю облетим. (руки развести в стороны, сделать круг)
На Луне мы «прилунимся» (сжать пальцы в кулак)
И на Землю возвратимся. (соединить одинаковые пальцы обеих рук, округлив ладони)
«Космонавт»
В темном небе звезды светят, ( Сжимают и разжимают пальцы)
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит (изображают рукой полет ракеты)
И на землю вниз глядит. (опускают медленно руку вниз)
«Комета»
В космосе сквозь толщу лет (сжимают и разжимают пальцы)
Ледяной летит объект. (кулак поднимают вверх, наклоняют вправо, влево)
Хвост его – полоска света, (из второй руки делают «хвост кометы» и прикладывают)
А зовут объект – комета. (сжимают и разжимают пальцы
30. «Жители водоёмов»
«Рыбка»
Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями изобразить, как плывет рыбка.)
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница, (Погрозить пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула (Медленно сближать ладони и хлопать. Пальчиками шевелить – «ротик у рыбки».
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула, (Сложить ладошки, наклонять пальцы в стороны.)
Рыбка быстро уплыла. (Снова «плыть».)
«Рыбка в озере живет»
Рыбка в озере живет, (Ладошки соединить и выполнить плавные движения.)
Рыбка в озере плывет,
Хвостиком ударит вдруг, (Ладошки разъединить и ударить по коленкам.)
И услышим мы – плюх, плюх! (Ладошки соединить у основания и похлопать.)
«Рыбка»
Вильнет хвостом (ладони сложить вместе, изображать плавающую рыбку)
Туда-сюда –
И рыбки нет, (разводят руки в стороны)
И нет следа.
«Море»
Море очень широко, (разводят руки в стороны)
Море очень глубоко. (движение ладоней вниз)
Рыбки там живут. Друзья, (ладони сложить вместе – «рыбка»)
А вот воду пить - нельзя. (грозят пальчиком)
«Медузы»
Две огромные медузы (соединяют ладони и округляют, раздвигают и сдвигают пальцы)
Прилепились пузом к пузу.
Выгнем щупальца сильнее –
Вот как гнуться мы умеем!
31. «Птичий двор»
«Петушок»
Наш красивый петушок (Обе руки сжаты в кулачки)
Кверху поднял гребешок. (Разжать ладони)
Крылышками машет. (Кистями помахать в воздухе)
На лужайке пляшет.
Крошки хлебные клюёт. (Указательными пальцами постучать по столу)
Пёстрых курочек зовёт. (Кистями рук сделать манящие движения)
«Домашние птицы»
Есть у курицы цыплёнок,
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок.
(Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца)
У каждой мамы малыши,
Все красивы хороши!
(Показать все пальчики, «играя» ими)
32. «День Победы!»
Майский праздник (Кулачок, ладошка попеременно)
День Победы (Кулачок, ладошка попеременно)
Отмечает вся страна ( Кулачок, ладошка попеременно)
Надевают наши деды (Сгибают и разгибают пальчики)
Боевые ордена (Сгибают и разгибают пальчики)
«Салют»
Над площадью, над крышами
Над праздничной Москвой
Взвиваются всё выше
Огней фонтан живой (Сжимать и разжимать кулачки)
На улицу, на улицу все радостно бегут (Шагают средним и указательным пальцем по столу)
Кричат «Ура», любуются на праздничный салют (Хлопать в ладоши)
33. «Цветущая весна»
«Первоцветы»
Вырос цветок на весенней полянке, (Неплотно соединяют ладони)
Нежную голову робко поднял. (Поднимают руки перед собой)
Ветер подул - он качнулся неловко, (Покачивают ладонями перед собой)
Вперед и назад, налево, направо (Вперед и назад, налево, направо)
«Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне, (Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить).
Утром весенним раскрыл лепестки. (Развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питанье (Ритмично двигать пальцами вместе врозь).
Дружно дают под землей корешки.
(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).
на»
«Солнце»
В колыбельке золотой (Изобразить качание колыбели.)
Спало солнце за рекой. (Изобразить сон.)
Встало солнце поутру, (Руки поднять вверх.)
Разбудило детвору. (Похлопать в ладоши.)
Вышли детки поиграть, (Медленно хлопать ладонями по коленям.)
Стали прыгать и скакать. (Быстро хлопать ладонями по коленям.)
«Солнечные зайчики»
Солнечные зайчики (Раскрыть ладонь и поглаживать ее круговыми движениями указательного пальца другой руки.)
У меня в ладошке,
Их поглажу пальчиком,
Покружу немножко. (Несколько раз сжать и разжать кулак.)
Вдруг пропало солнышко,
Спряталось за тучку.
Лишь тепло оставило
У меня на ручке.
34. «Весёлые насекомые»
«Божьи коровки»
Божья коровка (дети машут руками)
Черная головка. (За голову хватаются)
Улети на небо, (руки поднимают высоко)
Принеси нам хлеба. (Руки вперед)
Черного и белого (две ладошки в одну сторону, и в другую)
Только не горелого. (Пальчиком грозят)
«Насекомые»
Раз, два, три, четыре, пять (Сжимать и разжимать пальцы в кулак)
Насекомых надо знать: (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими пальцами)
Муха, бабочка, пчела,
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок… (Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки)
И у каждого шесть ног! (Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой
«Жук»
Я веселый майский жук, (сжимают кулачки)
Знаю все сады вокруг. (указательный и мизинец разводят в стороны – «усы»)
Над лужайками кружу, (шевелят «усами»)
А зовут меня Жу-жу.
Божья коровушка
Божья коровка, (сжимая пальцы в кулак сделать «жука»)
Полети на облочко, (машут руками)
Принеси нам с неба, (сжимают и разжимают пальцы)
Чтобы были летом (загибают пальцы по одному)
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.
«Пчела»
Прилетела к нам вчера (машут ладошками)
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек (на каждое название загибают один пальчик)
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (делают круги из пальцев, подносят к глазам)
Пожужжали, полетали, (машут ладошками)
От усталости упали. (роняют ладони на стол)
«Паучок»
У тропинки под рябиной (сжимают и разжимают кулачки)
Сеть раскинул паучок, (стучат пальцами по столу)
Нить прозрачной паутины (держат в пальцах воображаемую нить)
Намотал на кулачок. (наматывают воображаемую нить)
35. «Мой город»
«Мой город»
Раз, два, три, четыре, пять ( Загибать пальцы начиная с большого на правой руке) В город выйду погулять ( Загибать пальцы на левой руке)
Вдоль по улице иду (Разгибают пальцы на левой руке, начиная с мизинца)
Во все стороны смотрю (Разгибают пальцы на правой руке, начиная с мизинца)
Так красиво всё кругом (Загибают пальцы на левой руке)
В моём городе родном (Загибают пальцы на правой руке)
«Люблю по городу гулять»
Люблю по городу гулять
Люблю смотреть, люблю считать
Невский –раз, Зимний –два,
Три – красавица Нева,
А четыре – мост Дворцовый,
Пять- гуляю по Садовой,
Шесть – к Исаакию схожу
И на купол погляжу.
Семь - конечно Летний сад.
Как красив его наряд!
Восемь – Крепость у Невы
Были там наверно вы.
Девять - повстречался мне
Медный Всадник на коне.
Десять – из-за поворота
Вижу Нарвские ворота. (На каждое название загибают по одному пальцу)
КАРТОТЕКА ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых гимнастик по лексическим темам для детей дошкольного возраста
Вашему вниманию предлагается картотека пальчиковых гимнастик, которые можно использовать для развития мелкой моторики, как часть занятия, а также в режимных моментах....
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для младшего дошкольного возраста.
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для младшего дошкольного возраста....
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей старшего возраста.
Развитие мелкой моторики....
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста
картотека польчиковых игр для старшего возраста...
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста
Картотека пальчиковых игр по лексическим темамдля детей старшего дошкольного возраста...
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей среднего возраста
Ученые – психологи, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, котор...
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей дошкольного возраста
Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что уровень ра...