Гекс-технология как средство развития речи и коммуникативных навыков старших дошкольников
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Черкасова Татьяна Викторовна

В статье рассматривается опыт использования гекс-технологии как средства развития речи и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Статья будет полезна педагогическому и родительскому сообществам, которые интересуются современными подходами к развитию детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geks-tehnologiya_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

ГЕКС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В современном мире, где информационные технологии играют всё более значимую роль, вопрос развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста становится особенно актуальным, так как именно в дошкольном возрасте происходит активное формирование речевых навыков и умений.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования задачами образовательной области «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» являются: «…владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной речи…», «…развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками…».

Основными направлениями Федеральной образовательной программы дошкольного образования в направлении «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» является развитие речевой инициативы и самостоятельности в процессе общения и рассказывания.

Одним из инновационных подходов, который привлекает внимание педагогов и родителей, является гекс-технология.

Гекс-технология представляет технологию, направленную на развитие речи, мышления, воображения и коммуникативных способностей детей. Она основана на использовании гексов — геометрических шестиугольных карточек, которые служат основой для создания различных игровых ситуаций и заданий. Актуальность такого обучения для дошкольников обусловлена тем, что в дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образная память. Запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, которые увидели.

Важно отметить, что гекс-технология не заменяет традиционные методы работы с дошкольниками, а дополняет их, позволяя достичь более высоких результатов в развитии речи и коммуникативных навыков. Мы используем технологию как в индивидуальной работе, так и в организации групповой работы с детьми. Дети могут работать в парах или небольших группах, обсуждая и соединяя карточки. Такая работа помогает детям научиться сотрудничать и делиться информацией.

Гекс-технологию я начала использовать на занятиях с целью рефлексии воспитанников по итогу занятия. В результате заметила, что применение данной технологии помогает дошкольникам не только развить множество важных навыков, а также способствует развитию связной речи, умения общаться, договариваться со сверстниками.

Далее стала применять работу с гексами в обучении составления цельной смысловой картины чего-либо (явления, события, понятия). Мои воспитанники без затруднений соединяют гексы в коллажи и составляют по ним рассказы: «Что такое Новый год», «Что такое зима», «Опасные предметы», «Хорошие привычки», «Моя семья», «Правила поведения в детском саду», «Весна», «День Победы» и другие. Такие упражнения способствуют активизации словаря детей, совершенствованию грамматического строя речи, согласованию действий между детьми, заинтересованности в общем результате совместной деятельности.

Применяю гекс-технологию для развития навыков классификации. Игра «Классификация»: раздаю детям карточки с изображением различных предметов, животных, растений и т. п., а дети распределяют их по группам. Таким образом, дети учатся классифицировать объекты по определённым признакам и объяснять своё решение. Игра «Что лишнее?». Для этой игры понадобятся гексы с изображениями предметов по определённой теме (например, овощи, фрукты, одежда). Один из предметов должен быть лишним. Задача детей — найти его и объяснить свой выбор.

Очень эффективна технология в ознакомлении детей с произведениями

художественной литературы: значительно облегчает понимание и запоминание художественных произведений детьми. Любое художественное произведение можно закодировать в гексы, и это будет хорошим помощником ребёнку для восстановления содержания произведения. Игра «Собери сказку»: читаем детям сказку, а затем предлагаем гексы, на которых изображены персонажи или какие-либо атрибуты из этой сказки. Задача детей — собрать сказку, соединив гексы в правильном порядке. Детям нравится заполнять пустые гексы и рисовать содержание сказки, соединяя гексы в единое целое. Такие игры способствуют обогащению восприятия произведений художественной литературы, совершенствованию художественно-речевых  умений.

В играх «Придумай историю», «Создай свой мир», «Составь предложение», «Логические цепочки» дети на свой выбор отбирают карточки и создают свои собственные истории. Добавляем пустые гексы, на которых дети с радостью дорисуют картинки, необходимые для их истории. Это будет способствовать развитию их воображения, связной речи. А если ребята работают в подгруппах, то соответственно, они учатся договариваться, слушать собеседника, дополнять ответы, работать в команде.

Викторина «Что это?», «Опиши предмет». Показываем детям гекс с изображением какого-либо предмета или явления, а дети должны назвать его и описать, используя признаки или действия с этим предметом. Например, изображение «светофор», дети должны назвать предмет и объяснить принцип его работы. Выполняя задания, дети могут подбирать соответствующие гексы или схематично рисовать свои. Такие занятия способствуют расширению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, пониманию значений слов. Дети учатся выслушивать мнение сверстника и дополнять его.

Игровая ситуация «Где мы были»: дети создают картину экскурсий, используя гексы с фотографиями об экскурсиях по посёлку. Затем они представляют «свой проект» другим детям, рассказывают и отвечают на  вопросы слушателей. Такое упражнение способствует развитию связной и диалогической речи дошкольников, вызывает у детей желание поделиться своими впечатлениями со сверстником.

Беседа: «Что мы знаем о...» на какую-либо тему (например, «Животные», «Растения», «Профессии») использую гексы, как наглядный материал. Дети задают друг другу вопросы, высказывают своё мнение и аргументируют его, что способствует развитию связной, диалогической речи, умения слушать и дополнять других.

Для ознакомления родителей с данной технологией и повышения компетентности родителей в вопросах развития речи у детей провела мастер – класс «Счастливое детство». Мастер-класс направлен на то, чтобы помочь родителям понять важность развития речи и освоить эффективные технологии, которые они смогут использовать дома с детьми. Это позволит создать благоприятную среду для речевого развития ребёнка и улучшить коммуникативные навыки всей семьи.

Таким образом, применение гекс-технологии в работе со старшими дошкольниками:

- способствует расширению словарного запаса детей, формированию грамматического строя речи и развитию связной, диалогической речи;

-  помогает детям научиться общаться друг с другом, выражать свои мысли и чувства, слушать и понимать других; способствует формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания и уважения;

- способствует развитию мелкой моторики у детей, что положительно влияет на развитие речи и мышления.

Гекс-технология является эффективным средством развития речи и коммуникативных навыков у дошкольников и используется в различных формах работы с детьми по всем образовательным областям, что делает её доступной для широкого круга педагогов и родителей.

        

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: УЦ Перспектива, 2014
  2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. ООО «ТЦ Сфера», 2023
  3. Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», Москва, 2001
  4. Аствацатуров Г.О. Шестиугольное обучение как образовательная технология [электронный ресурс] http://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnolo-giya
  5. Обучение с помощью шестиугольника [электронный ресурс] http://www.classtools.net/blog/using-hexagon-learning-for-categorisation-linkage-and-prioriti-sation

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование театрализованных игр, как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников".

В данной консультации раскрывается эффективность развития коммуникативных навыков старших дошкольников посредством театрализованных игр, а также рекомендации по включению театрализованных игр в учебны...

Игра – театрализация как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников.

Статья посвящена вопросам развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Автор раскрывает основные способы и механизмы социализации в детском возрасте: участие ре...

Проект Родное слово:" Фольклор как средство развития речи и словесного творчества старших дошкольников".

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора в совместной деятельности....

Исследовательский проект «Театрализованная деятельность – как средство развития творческих и коммуникативных способностей старших дошкольников».

Одной из задач ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Поэтому проблема творческого развития детей является одной из перспективн...

Песочная терапия, как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР.

В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья дошкольников. Поэтому усилия работников ДОУ сегодня, как никогда, н...

«Предметно- пространственная среда как инструмент развития речи и коммуникативных навыков младших дошкольников.»

Раскрыть особенности организации развивающей предметно-пространственной среды  в младшей группе детского сада;- показать возможности  использования развивающей предметно-пространственной сре...