Комплекс артикуляционной гимнастики
учебно-методический материал по развитию речи

Шумова Елена Ивановна

Для логопедических групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методическая разработка78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексы артикуляционной                                                    гимнастики                                                                                 для логопедической группы                                                          « Василёк»

Воспитатели: Казарина Т.А. , Шумова Е.И.


Артикуляционная гимнастика №1.

  1. «Улыбка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые тубы (удерживать 5 сек.)

  1. «Лопаточка» - открыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Держать 3-5 сек.

  1. «Накажем непослушный язычок» - положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его, произнося пя-пя-пя.

  1. Набрать воздух, с силой дуть, заставляя вибрировать губы с включением голоса.

  1. Кончик языка упереть в нижние резцы, причём выгибать кверху переднюю часть спинки языка, если дотронуться до выгиба языка, он должен быть твёрдым, напряжённым.

6) Упражнения для губ: удерживание губ в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены.

Артикуляционная гимнастика №2.

  1. «Улыбка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы (удерживать 5 сек.)

  1.  «Хоботок» - губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой.

  1. «Улыбка - хоботок» - чередовать упражнения.

  1. «Вкусное варенье» - языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз.

  1. «Грибок» - открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу.

  1. «Чистим нижние зубы» - улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево (нижняя челюсть не двигается)

  1. «Чашечка» - открыть рот положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки (удерживать 5 сек)

Артикуляционная гимнастика №3.

1) «Улыбка - хоботок» - чередовать упражнения

2) «Лопаточка» - открыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Держать 3-5 сек

3) «Накажем непослушный язычок» - положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его, произнося ПЯ-ПЯ-ПЯ

4) «Грибок» - открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу.        

5) «Гармошка» - положение языка как в упражнении «Грибок». Не отрывая языка от нёба, открывать и закрывать рот.

6) «Дразнилка» - зубы на расстоянии ширины пальца, ребёнок показывает язык, обтягивает вглубь рта.

7) «Цоканье».

Артикуляционная гимнастика №4.

  1. «Улыбка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые тубы (удерживать 5 сек.)

  1. «Лопаточка» - открыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Держать 3-5 сек.

  1. «Пароход» - приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы-Ы-Ы

  1. «Вкусное варенье» - языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз.

  1. «Кучер» - останови лошадку губами.

  1. Облизать зубы спереди, сзади, губы в улыбке.

7) Упражнения для губ: удерживание губ в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены.

Артикуляционная гимнастика № 5 - для звуков [Л. Л'].

  1. «Улыбка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые тубы (удерживать 5 сек.)

  1. «Лопаточка» - открыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Держать 3-5 сек.

  1. «Накажем непослушный язычок» - положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его, произнося пя-пя-пя.

  1. «Маляр» - открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу.

  1. «Вкусное варенье» - языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз.

  1. «Качели» - улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз- два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.

  1. «Пароход» - приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы-Ы-Ы.

  1. «Чистим верхние зубы» - улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево (нижняя челюсть не двигается).

  1. «Посчитай нижние зубки» - улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны.

  1. «Поймай звук Л» - улыбнуться. Во время произнесения звука [А] широкий кончик языка «закусить» зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук [Л].

Артикуляционные гимнастика № 6 - для звука «Р».

  1. Для развития силы и направления воздушной струи:
  • Набрать воздух, с силой дуть, заставляя вибрировать губы с включением голоса.
  • Кончиком языка ударять в нёбо за зубами и говорить ДДД.
  • «Фокус».
  • «Кто дальше загонит мяч».

  1. Упражнения для губ:
  • «Кучер» - останови лошадку губами.
  • Положить широкий распластанный язык на нижнюю губу и тоже остановить лошадку губами.

  1. Упражнения для языка:
  • «Вкусное варенье»
  • «Маляр»
  • Язык широко распластать и просунуть его между зубами, сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя дрожать язык
  • «Цоканье»
  • «Грибок»
  • «Почистим зубы»
  • «Барабанщики» (песенка на дддд).

Артикуляционная гимнастика № 7 – для звука «Й»

  1. «Улыбка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые тубы (удерживать 5 сек.)

  1. «Лопаточка» - открыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Держать 3-5 сек.

  1. Кончик языка упереть в нижние резцы, причём выгибать кверху переднюю часть спинки языка, если дотронуться до выгиба языка, он должен быть твёрдым, напряжённым.

Артикуляционная гимнастика №8 - для Звука «Л» для развития силы воздушной струи.

  1. Для развития силы и направления воздушной струи:
  • «Сдуй ватку».
  • «Пропеллер» - губы сближены, струя воздуха направлена через узкую щель. Ребёнок рассекает движениями указательного пальца струю из стороны в сторону.
  • «Кто дальше загонит мяч».
  • «Фокус».

  1. Упражнения для губ:
  • Широко открыть рот, губы и челюсти неподвижны. Зубы открыты на 1,5 пальца. Язык на дне рта. Подержать так на счёт 3, 5,10.
  • «Покажи зубки».
  • «Произносить ы-а» - оскал - широко открыть рот, облизать верхнюю и нижнюю губу.
  • Облизать зубы спереди, сзади, губы в улыбке.

  1. Упражнения для языка:
  • «Наказать непослушный язычок», «Вкусное варенье»
  • «Пароход» - язык между зубами, произносить «ы ы».
  • «Индюк», «Болтушка», «Качели».
  • Пощёлкать языком, пощёлкать беззвучно - «Чашечка».
  • «Дразнилка» - зубы на расстоянии ширины пальца, ребёнок показывает язык, обтягивает вглубь рта.

Артикуляционная гимнастика № 9 – для звука «Ц».

  1. Для развития силы и направления воздушной струи:

Просунуть кончик языка между зубами и, разжав зубы, с силой отдёрнуть кончик языка внутрь, не слишком далеко, одновременно с выдохом воздуха толчком.

  1. Упражнения для губ:

Удерживание губ в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены.

  1. Упражнения для языка:

Открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние передние зубы, язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу, язык касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук «Т», - кончик языка упирается в передние нижние зубы.

Артикуляционная гимнастика № 10 - для шипящих звуков (Ш. Ж, Ч, Щ)

  1. «Улыбка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы (удерживать 5 сек.)

  1. «Хоботок» - губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой.

  1. «Улыбка - хоботок» - чередовать упражнения.

  1. «Лопаточка» - открыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Держать 3-5 сек.

  1. «Накажем непослушный язычок» - положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его, произнося ПЯ-ПЯ-ПЯ.

  1. «Чашечка» - открыть рот положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки (удерживать 5 сек).

  1. «Бублик» - выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы.

  1. «Лошадка» - пощёлкать кончиком языка.

  1. «Маляр» - открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу.

  1. «Вкусное варенье» - языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз.

  1. «Грибок» - открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу.

        

  1. «Гармошка» - положение языка как в упражнении 11 «Грибок». Не отрывая языка от нёба, открывать и закрывать рот.

Артикуляционная гимнастика № 11 - для свистящих звуков (С. 3. Ц)

  1. «Улыбка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы (удерживать 5 сек.)

  1. «Хоботок» - губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой.

  1. «Улыбка - хоботок» - чередовать упражнения.

  1. «Лопаточка» - открыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Держать 3-5 сек.

  1. «Накажем непослушный язычок» - положить широкий язык между губами и «пошлёпан»» его, произнося пя-пя-пя.

  1. «Киска сердится» («Горка») - улыбнуться, открыть рот.

  1.  Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счёт «раз» - выгнуть язык горкой упираясь кончиком в нижние зубы. На счёт «два» вернуться в исходное положение.

  1. «Чистим нижние зубы» - улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево (нижняя челюсть не двигается).

  1.  «Качели» - улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз-два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.

  1. «Посчитай нижние зубки» - улыбнуться, приоткрыть рот, Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация интегрированного занятия "Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики с использованием других здоровьесберегающих технологий"

Презентация заняла 1 место на городском конкурсе творческих презентаций(2011г.) по городу Архангельску. Занятие проводит логопед и воспитатель. Возможно проведение занятия в средней и старшей группе д...

"Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков " Крепенчук О.И.

Общая артиуляционная гимнастика.I-комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»II-комплекс для постановки шипящих «ш,ж,ч,щ».III-комплекс для постановки звука "Л"IV...

Комплекс артикуляционной гимнастики

Комплекс содержит краткое описание и картинку для более правильного восприятия упражнения....

СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)

При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...

начальный комплекс артикуляционной гимнастики с элементами пальчиковой гимнастики при стёртой дизартрии

Артикуляционные движения сопровождаются движениями рук, это способствует:усилению воздействия на двигательный центр, расширению зрительного диапозонов, распределению внимания (контроль над движением р...

Комплекс артикуляционной гимнастики,способствующей выработке движений и положений артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения свистящих звуков.

Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков .1.«Заборчик»...

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...