Комплекс артикуляционной гимнастики
учебно-методический материал по развитию речи
Предварительный просмотр:
Комплексы артикуляционной гимнастики для логопедической группы « Василёк»
Воспитатели: Казарина Т.А. , Шумова Е.И.
Артикуляционная гимнастика №1.- «Улыбка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые тубы (удерживать 5 сек.)
- «Лопаточка» - открыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Держать 3-5 сек.
- «Накажем непослушный язычок» - положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его, произнося пя-пя-пя.
- Набрать воздух, с силой дуть, заставляя вибрировать губы с включением голоса.
- Кончик языка упереть в нижние резцы, причём выгибать кверху переднюю часть спинки языка, если дотронуться до выгиба языка, он должен быть твёрдым, напряжённым.
6) Упражнения для губ: удерживание губ в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены.
Артикуляционная гимнастика №2.
- «Улыбка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы (удерживать 5 сек.)
- «Хоботок» - губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой.
- «Улыбка - хоботок» - чередовать упражнения.
- «Вкусное варенье» - языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз.
- «Грибок» - открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу.
- «Чистим нижние зубы» - улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево (нижняя челюсть не двигается)
- «Чашечка» - открыть рот положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки (удерживать 5 сек)
Артикуляционная гимнастика №3.
1) «Улыбка - хоботок» - чередовать упражнения
2) «Лопаточка» - открыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Держать 3-5 сек
3) «Накажем непослушный язычок» - положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его, произнося ПЯ-ПЯ-ПЯ
4) «Грибок» - открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу.
5) «Гармошка» - положение языка как в упражнении «Грибок». Не отрывая языка от нёба, открывать и закрывать рот.
6) «Дразнилка» - зубы на расстоянии ширины пальца, ребёнок показывает язык, обтягивает вглубь рта.
7) «Цоканье».
Артикуляционная гимнастика №4.
- «Улыбка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые тубы (удерживать 5 сек.)
- «Лопаточка» - открыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Держать 3-5 сек.
- «Пароход» - приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы-Ы-Ы
- «Вкусное варенье» - языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз.
- «Кучер» - останови лошадку губами.
- Облизать зубы спереди, сзади, губы в улыбке.
7) Упражнения для губ: удерживание губ в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены.
Артикуляционная гимнастика № 5 - для звуков [Л. Л'].
- «Улыбка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые тубы (удерживать 5 сек.)
- «Лопаточка» - открыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Держать 3-5 сек.
- «Накажем непослушный язычок» - положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его, произнося пя-пя-пя.
- «Маляр» - открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу.
- «Вкусное варенье» - языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз.
- «Качели» - улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз- два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.
- «Пароход» - приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы-Ы-Ы.
- «Чистим верхние зубы» - улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево (нижняя челюсть не двигается).
- «Посчитай нижние зубки» - улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны.
- «Поймай звук Л» - улыбнуться. Во время произнесения звука [А] широкий кончик языка «закусить» зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук [Л].
Артикуляционные гимнастика № 6 - для звука «Р».
- Для развития силы и направления воздушной струи:
- Набрать воздух, с силой дуть, заставляя вибрировать губы с включением голоса.
- Кончиком языка ударять в нёбо за зубами и говорить ДДД.
- «Фокус».
- «Кто дальше загонит мяч».
- Упражнения для губ:
- «Кучер» - останови лошадку губами.
- Положить широкий распластанный язык на нижнюю губу и тоже остановить лошадку губами.
- Упражнения для языка:
- «Вкусное варенье»
- «Маляр»
- Язык широко распластать и просунуть его между зубами, сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя дрожать язык
- «Цоканье»
- «Грибок»
- «Почистим зубы»
- «Барабанщики» (песенка на дддд).
Артикуляционная гимнастика № 7 – для звука «Й»
- «Улыбка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые тубы (удерживать 5 сек.)
- «Лопаточка» - открыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Держать 3-5 сек.
- Кончик языка упереть в нижние резцы, причём выгибать кверху переднюю часть спинки языка, если дотронуться до выгиба языка, он должен быть твёрдым, напряжённым.
Артикуляционная гимнастика №8 - для Звука «Л» для развития силы воздушной струи.
- Для развития силы и направления воздушной струи:
- «Сдуй ватку».
- «Пропеллер» - губы сближены, струя воздуха направлена через узкую щель. Ребёнок рассекает движениями указательного пальца струю из стороны в сторону.
- «Кто дальше загонит мяч».
- «Фокус».
- Упражнения для губ:
- Широко открыть рот, губы и челюсти неподвижны. Зубы открыты на 1,5 пальца. Язык на дне рта. Подержать так на счёт 3, 5,10.
- «Покажи зубки».
- «Произносить ы-а» - оскал - широко открыть рот, облизать верхнюю и нижнюю губу.
- Облизать зубы спереди, сзади, губы в улыбке.
- Упражнения для языка:
- «Наказать непослушный язычок», «Вкусное варенье»
- «Пароход» - язык между зубами, произносить «ы ы».
- «Индюк», «Болтушка», «Качели».
- Пощёлкать языком, пощёлкать беззвучно - «Чашечка».
- «Дразнилка» - зубы на расстоянии ширины пальца, ребёнок показывает язык, обтягивает вглубь рта.
Артикуляционная гимнастика № 9 – для звука «Ц».
- Для развития силы и направления воздушной струи:
Просунуть кончик языка между зубами и, разжав зубы, с силой отдёрнуть кончик языка внутрь, не слишком далеко, одновременно с выдохом воздуха толчком.
- Упражнения для губ:
Удерживание губ в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены.
- Упражнения для языка:
Открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние передние зубы, язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу, язык касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук «Т», - кончик языка упирается в передние нижние зубы.
Артикуляционная гимнастика № 10 - для шипящих звуков (Ш. Ж, Ч, Щ)
- «Улыбка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы (удерживать 5 сек.)
- «Хоботок» - губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой.
- «Улыбка - хоботок» - чередовать упражнения.
- «Лопаточка» - открыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Держать 3-5 сек.
- «Накажем непослушный язычок» - положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его, произнося ПЯ-ПЯ-ПЯ.
- «Чашечка» - открыть рот положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки (удерживать 5 сек).
- «Бублик» - выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы.
- «Лошадка» - пощёлкать кончиком языка.
- «Маляр» - открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу.
- «Вкусное варенье» - языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз.
- «Грибок» - открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу.
- «Гармошка» - положение языка как в упражнении 11 «Грибок». Не отрывая языка от нёба, открывать и закрывать рот.
Артикуляционная гимнастика № 11 - для свистящих звуков (С. 3. Ц)
- «Улыбка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы (удерживать 5 сек.)
- «Хоботок» - губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой.
- «Улыбка - хоботок» - чередовать упражнения.
- «Лопаточка» - открыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Держать 3-5 сек.
- «Накажем непослушный язычок» - положить широкий язык между губами и «пошлёпан»» его, произнося пя-пя-пя.
- «Киска сердится» («Горка») - улыбнуться, открыть рот.
- Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счёт «раз» - выгнуть язык горкой упираясь кончиком в нижние зубы. На счёт «два» вернуться в исходное положение.
- «Чистим нижние зубы» - улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево (нижняя челюсть не двигается).
- «Качели» - улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз-два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.
- «Посчитай нижние зубки» - улыбнуться, приоткрыть рот, Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация интегрированного занятия "Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики с использованием других здоровьесберегающих технологий"
Презентация заняла 1 место на городском конкурсе творческих презентаций(2011г.) по городу Архангельску. Занятие проводит логопед и воспитатель. Возможно проведение занятия в средней и старшей группе д...
"Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков " Крепенчук О.И.
Общая артиуляционная гимнастика.I-комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»II-комплекс для постановки шипящих «ш,ж,ч,щ».III-комплекс для постановки звука "Л"IV...
Комплекс артикуляционной гимнастики
Комплекс содержит краткое описание и картинку для более правильного восприятия упражнения....
СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)
При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...
начальный комплекс артикуляционной гимнастики с элементами пальчиковой гимнастики при стёртой дизартрии
Артикуляционные движения сопровождаются движениями рук, это способствует:усилению воздействия на двигательный центр, расширению зрительного диапозонов, распределению внимания (контроль над движением р...
Комплекс артикуляционной гимнастики,способствующей выработке движений и положений артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения свистящих звуков.
Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков .1.«Заборчик»...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...