«Помощь шариков Су-Джок в речевом развитии детей»
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи, детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком развитием моторики детских пальчиков. В последнее время возрос всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми. Метод Су – Джок терапии принадлежит к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.
Су – Джок терапия – это одно из направлений восточной медицины, разработанное южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе оно означает Су – кисть, Джок – стопа. В основе данной терапии является воздействие на точки человека, которые связанны со всеми внутренними органами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sudzhok_terapiya.docx | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Помощь шариков Су-Джок в речевом развитии детей»
Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей является хорошая развитая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие.
В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи, детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком развитием моторики детских пальчиков. В последнее время возрос всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми. Метод Су – Джок терапии принадлежит к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.
Су – Джок терапия – это одно из направлений восточной медицины, разработанное южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе оно означает Су – кисть, Джок – стопа. В основе данной терапии является воздействие на точки человека, которые связанны со всеми внутренними органами
Существует два вида массажёров Су Джок — шар с шипами и кольцо на палец. Шарообразное приспособление предназначено для воздействия на биологически активные зоны ладоней и ступней (поэтому иногда продают набор из двух шаров: поменьше для рук, побольше для ног). А вот кольца, похожие на упругую, скрученную в ободок пружинку, хорошо прорабатывают массажные точки на пальцах
Рассмотрим подробнее приёмы работы с шариком: удерживать шарик на расправленной ладони каждой руки сжимать шарик в кулачок, надавливая 5-10 сек, а затем раскрывать ладонь, полностью разводя пальцы в стороны и удерживать в центре ладони 5-10 сек. каждым пальчиком надавливать на иголочки шарика каждой руки. надавливать щепотью каждой руки на иголочки шарика сжимать шарик кончиками пальцев каждой руки. захватывать колючий шарик тремя пальчиками и стучать им по столу. двигаться по поверхности стола. вращать шарик между ладонями по часовой и против часовой стрелки прокатывать шарик в ладонях вперед и назад, проходя всю поверхность кисти. круговые движения шарика между ладонями перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д. Эти упражнения можно проводить в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой гимнастики. Во время игр данная методика помогает повышению физической, умственной работоспособности детей, оказывает стимулирующее влияние на развитие речи. Дети осознанно, с удовольствием массируют пальцы и ладошки с помощью шаров – «ежиков», что оказывает благотворное влияние на весь организм, а самое главное на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Выполняя упражнения с шариком Су – Джок можно проговаривать небольшие стишки.
1.Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Этот шарик непростой, (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать. Раз катаем, два катаем (катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем. Как колобок мы покатаем, (катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём, В кулачок его сожмём. (Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём, В кулачок его сожмём. (Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
Пальчиковая игра с шариками Су-Джок «Я мячом круги катаю»
Я мячом круги катаю, (круговые вращения шариком по ладони)
Взад - вперед его гоняю. (катаем шарик вверх-вниз)
Им поглажу я ладошку. (гладим ладошку шариком правой руки)
Будто я сметаю крошку, (гладим ладошку шариком левой руки)
И сожму его немножко, (сжимаем шарик в правой руке)
Как сжимает лапу кошка, (сжимаем шарик в левой руке)
Каждым пальцем мяч прижму, (поочередно прижимаем пальчики правой руки к шарику)
И другой рукой начну. (поочередно прижимаем пальчики левой руки к шарику)
Пальчиковая игра с шариками Су-Джок «Черепаха»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой
Шла большая черепаха.
И кусала всех от страха (дети катают Су - Джок между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь. (Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой»). Надавливают ритмично на Су-Джок, перекладывая из руки в руку.
Никого я не боюсь. (Дети катают Су Джок между ладоней).
Пальчиковая игра с шариками Су-Джок «Еж»
Гладь мои ладошки, еж! Ты колючий, ну и что ж! /Потом ребенок гладит их ладошками со словами:/
Я хочу тебя погладить, Я хочу с тобой поладить.
Пальчиковая игра с шариками Су-Джок «На поляне, на лужайке»
На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/
Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/
И катались по траве, /катать вперед-назад/
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/
Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/
Стала гладить и ласкать Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шариком каждый палец/
Пальчиковая игра с шариками Су-Джок «Ёжик»
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
На клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (дети катают шарик по большому пальцу вперед-назад)
Очень-очень колкие. (катают шарик по указательному пальцу)
Хоть и ростом ёжик мал, (катают шарик по среднему пальцу)
Нам колючки показал, (катают шарик по безымянному пальцу)
А колючки тоже (катают шарик по мизинцу вперед-назад)
На ежа похожи (дети катают Су-Джок между ладонями)
2.Массаж пальцев эластичным кольцом.
Пальчиковая игра с эластичными колечками «Колечко»
Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец сначала правой руки, затем - левой, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
На узорное крылечко (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)
Кто-то уронил колечко. (надеваем кольцо на безымянный палец)
И оно с крыльца скатилось, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
За ступеньку закатилось. (надеваем кольцо на указательный палец)
Дети смотрят там и тут, (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
Но колечка не найдут. (прячут колечко между ладоней)
Пальчиковая игра с эластичными кольцами «Семья»
Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Этот пальчик — дедушка, (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
Этот пальчик — бабушка, (надеваем кольцо на указательный палец)
Этот пальчик — папочка, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
Этот пальчик — мамочка, (надеваем кольцо на безымянный палец)
Этот пальчик — Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.) (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)
3. Речевые игры с шариком. (Рассказывание сказок с использованием шарика). Сказка «Ёжик»
Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр). Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки). Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони). Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно), вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони), опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу), заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу), снова вернулся на полянку (между ладонями), посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику), вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему). Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони), увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его). Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку: дыхательная гимнастика- вдох через нос, выдох на ладонь руки (повторить 2 раза).. Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз. Ёжик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец), заметил цветочек и понюхал его (на указательный), нашёл красивый листочек и подбежал его посмотреть (на средний), приметил ягодку и сорвал её (на безымянный), нашёл шишку и взял её для своей мамы в подарок (на мизинчик). Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).
Сказка «Ежик на прогулке».
Жил да был ежик в лесу, в своем домике – норке (зажать шарик в ладошке). Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился-катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками). Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (задать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика). Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик под ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики). Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).
4. Использование Су-Джок при автоматизации звуков
Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука [Ш]. На левой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На правой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный) Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Стихотворение на автоматизацию звука [Ж].
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду. Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически. Систематически выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Помощь шариков Су-Джок в речевом развитии детей."
Консультация знакомит родителей с технологией применения шариков су-джок...
"Помощь шариков Су - джок в речевом развитии детей"
Консультация о пользе использования шариков Су-джок для развития речи детей...
Консультация для родителей помощь шариков су-джок в речевом развитии детей
Консультация для родителей детей с зпр...
«Помощь шариков Су-Джок в речевом развитии детей»
Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей является хорошая развитая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в по...
«Помощь шариков Су-Джок в речевом развитии детей»
В статье представлен материал, который можно использовать с детьми дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Помощь шариков Су-Джок в речевом развитии детей»
Консультация для родителей«Помощь шариков Су-Джок в речевом развитии детей»...
Консультация для родителей "Помощь шариков Су-Джок в речевом развитии детей 4-5 лет"
Консультация для родителей«Помощь шариков Су-Джок в речевом развитиидетей 4-5 лет» Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей является хорошая развитая речь. Чем бог...