Консультация для родителей: «Скороговорки и развитие речи детей»
консультация по развитию речи (средняя группа)

Что такое скороговорки? Скороговорка – это фраза или стишок, построенная из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенная для проговаривания вслух. Скороговорки – самый весёлый способ исправить ребёнку произношение «неподдающихся» звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_rr.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Улыбка»

Консультация для родителей:

«Скороговорки и развитие речи детей»

Воспитатель по развитию речи: Казанова Е.Е.

2024 год

Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно, красиво, чётко и внятно произнося все звуки родной речи. Все дети разные и у всех речь развивается по – разному. Кто-то начинает говорить раньше, кто - то позже, кто - то произносит правильно все звуки, а кто – то нет. Правильно речь важна для каждого человека!

Что такое скороговорки? Скороговорка – это фраза или стишок, построенная из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенная для проговаривания вслух. С помощью скороговорок можно закреплять правильное произношение звуков речи, что способствует развитию правильной речи детей.

Изначально скороговорки были придуманы для развлечения. Люди, собираясь вместе на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки, было весело и забавно. Скороговорки относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.

Зоя – зайкина хозяйка.

Спит в тазу у Зои зайка.

Чем полезны скороговорки?

Скороговорки – самый весёлый способ исправить ребёнку произношение «неподдающихся» звуков. Дети, как правило, с удовольствием включаются в полезную игру. Скороговорки развивают речевой аппарат детей, делая его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, плавной, выразительной, четкой, понятной, а дети в будущем станут успешными. Скороговорки произносятся обязательно быстро, но они учат детей, которые быстро говорят, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали. Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать тонкости в интонации, смысле, значении. Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания. Например, «Мама мыла мылом Милу». Ребенок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает. Кроме того, это самое настоящее развлечение. От души смеяться над собственными и чужими ошибками в произношении, когда одну, казалось бы, совсем простую фразу из нескольких слов каждый из вас крутит по двадцать раз и никак не выкрутит, - очень весело и полезно!

Это замечательная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника.

• начинайте разучивать скороговорки с малышом, как только он научился говорить.

• Проговаривайте фразы медленно и четко. Потом ребёнок начнёт проговаривать скороговорки вместе с вами.

• Начинайте с самых простых и легких скороговорок. При этом маленькие детки могут «прохлопать» каждый слог или слово ладошками, или «отстукивать» мячом.

• Проводите разучивание скороговорок в форме игры, без натиска и нажима, только по доброй воле ребёнка и обязательно под ваш совместный громкий хохот.

• Все участники процесса проговаривания скороговорок должны получать удовольствие!

Как проговаривать скороговорки с ребенком? 1. Произносите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных.

2. Ребёнок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме, работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

3. Чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.

4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.

6. Устройте конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребёнку повторить ее трижды.

Каждому звуку – своя скороговорка.

Существует множество различных скороговорок. Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. -Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

В процессе усовершенствования дикции ребенка необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми у малыша возникают трудности или проблемы.

Примеры скороговорок• Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

• Ткёт ткач ткани на платки Тане.

• Осип охрип, Архип осип.

• На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

.

• Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Литература 1. Лопухина И. С. «Коррекция речи у дошкольников» СПб., 1994.

2. Куликовская Т. «Скороговорки и чистоговорки» (Практикум по улучшению дикции). М., 2000.

3. Смирнова М. В. «2500 скороговорок» М., 2003.

4. Успенская Л. П., Успенский М. Б. «Учитесь правильно говорить» М., 1993.

5. О. Козак. «Загадки и скороговорки» - СПб: Союз, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Условия успешного развития речи детей"

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.  Данный материал отвечает на вопрос: "Каковы  же условия ...

Консультация для воспитателей ясельной группы "Развитие речи детей раннего возраста"

Всем известно, что своевременное психическое и личностное развитие детей обеспечивает развитие речи. Но не все знают, что причины нарушений в развитии детей старшего дошкольного возраста  - недос...

Консультация: Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы о...

Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”

Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....

Консультация на тему: "Рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста".

Работа по обогащению словаря ребенка. Развитие грамматического строя речи. Развитие связной речи у детей 3-его тода жизни....