Развитие правильной дикции у дошкольников.
презентация по развитию речи

Тулинова Юлия Юрьевна

Развитие дикции у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya2_1.pptx53.68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 88» Левобережного района г. Воронеж Развитие правильной дикции у дошкольников. Подготовила : воспитатель ВКК, Тулинова Юлия Юрьевна. 2022 г.

Слайд 2

Что такое дикция? Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесение слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот. При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы. Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо, прежде всего, укрепить мышцы языка, губ и нижней челюсти, наладить правильное речевое дыхание. Для этого используются специальные упражнения. Важно! Все недостатки в произношении формируются в детском возрасте. Основная причина дефектов речи — неправильное пользование речевым аппаратом

Слайд 3

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. Оно обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше проводить в игровой форме, чтобы дети выполняли их с интересом и удовольствием.

Слайд 4

Упражнения на развитие дыхания. Пилка дров . Дети становятся друг против друга, парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя — вдох, руки от себя — выдох. Погреться на морозе . Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки. Надуй игрушку . Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через рот и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки. Листья шелестят . Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.

Слайд 5

Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса. Эхо . Детей распределяют на две группы. Одна из групп— «эхо». Первая группа детей громко произносит вместе с логопедом гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа , оа , уи ). Вторая группа («эхо») тихо повторяет. Затем группы меняются ролями. Вьюга. Перед детьми сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: У-у-у... По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-у-у... По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки логопеда: горизонтальное движение руки - дети говорят тихо, движение руки вверх - усиление голоса, движение руки вниз - уменьшение силы голоса. Дует ветер . Дети ведут хоровод. Логопед сопровождает движения рассказом. «Утром дети идут в школу. Светит солнце. Дует тихий ветерок: в-в-в (произносится тихо). Как дует тихий ветерок? (Дети останавливаются и повторяют тихо: в-в-в.) Окончились уроки. Дети идут домой. Подошли к дому. И вдруг подул сильный ветер: в-в-в (произносится громко). Как дует сильный ветер?» Дети громко повторяют.

Слайд 6

Тренировка артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, который помогает улучшить подвижность органов артикуляции, выработать точность позы, (губ, языка) необходимую для того или иного звука. Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом в работе над дикцией. Малая подвижность речевого аппарата не позволяет детям правильно произносить звуки. Артикуляционная гимнастика заставляет органы работать скоординировано. Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно, она применяется в качестве разминки перед основными тренировками. Каждое упражнение для улучшения дикции повторяют 8-10 раз. Делают их в спокойной обстановке перед зеркалом. Упражнения можно найти в книгах: Е. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика» Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах» Т. Буденная «Логопедическая гимнастика», Е. С. Анищенкова « Ариткуляционная гимнастика для развития речи дошкольников».

Слайд 7

Упражнения для красивого тембра голоса. «Протяжные слоги» - сделать глубокий вдох. Выдыхая, произносить слоги «бом», « бим », «бон» протяжно (тянуть надо последний звук). «Кью-икс» - произносить слоги «кью» и «икс». Проговаривая «кью» сильно вытянуть губы трубочкой, на слог «икс» растянуть губы в улыбке. «Звукорежиссер» - одну ладонь нужно прижать к уху, вторую поднести ко рту на расстояние несколько см. В этом положении произносить слова, слоги и звуки. Это упражнение помогает понять истинное звучание своего голоса.

Слайд 8

Скороговорки для развития дикции. Как же выработать хорошую дикцию быстро и без особых усилий? Самый доступный способ — скороговорки. Сначала произнесите ее медленно и беззвучно, только губами. Затем повторите, четко проговаривая каждый звук. Если в спокойном темпе получается выговорить все звуки, можно увеличить скорость. Скороговорки на отработку различных звуков: 1. Звук «Ж» . Жук летел-жужжал, жужжал, Жук бежал-жужжал, жужжал, Жук на ветку сел, сказал: Ж- жжу . Как я жужжать устал! 2. Звук «К». Кукушка квакушке весь день куковала, Квакушка кукушке на это сказала: Какие прекрасные в песне слова! И громко заквакала: - Ква ! Ква-ква- ква ! 3. Звук «Ш» . Сшила Шура мишке шапку и штанишки, Сарафанчик милый Шура зайке сшила. Шарфик Шура сшить спешит, Он из шелка, шелк шуршит. 4. Звук «Б». Если бы да кабы, не росли в лесу грибы, Белкам ждать зимой беды- Все б остались без еды. Отрабатывать дикцию при помощи скороговорок необходимо ежедневно по 15-20 минут!

Слайд 9

Четверостишия для тренировок. Стихотворения - не только способны развивать память у детей, но являются мощнейшими упражнениями для развития дикции. Многократное повторение слов текста тренирует дикцию, развивает речевые мышцы. При прочтении стихов следует ясно и выразительно произносить все звуки речи. Бе -е-е, барашек маму слушай, брат барашку говорит, если будешь бить баклуши, как бездельник, будешь бит. Если есть не будешь, Лена, заболеешь непременно. Дождик, дождик, не дожди, дождик, дождик, подожди: дед домой к себе идет, деда дома внучка ждет. Петя с пони очень дружит, пони Петя верно служит. Петя пони приласкает —пони Петю покатает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование факультативных занятий в старшей группе по курсу «Говорим и развиваемся» по методике автора Г.В.Романовой «Формирование правильной дикции у дошкольников»

Методическая разработка на тему «Формирование правильной дикции у дошкольников» (факультативные занятия) по курсу «Говорим и развиваемся» предназначена для воспитателей  старших или подготовитель...

Буклет "ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ДИКЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

У современных детей все чaще встречaются недостaтки в вырaжении эмоционaльно–смыслового выскaзывaния, неясность, торопливость речи с ошибками в произношении....

Формирование правильной дикции у дошкольников

Формирование правильной дикции у дошкольников...

Скороговорки для развития правильной дикции на букву Ф

Если у ребенка возникли проблемы с произношением отдельных звуков, необходимо нам врослым ему помочь....

Формирование правильной дикции у дошкольников

В статье указаны упражнения по формированию дикции, возрастные особенности детей....

Буклет для родителей «Формирование правильной дикции у дошкольников»

Выносной материал для родителей логопедических групп....