Трансляция опыта «Современные эффективные практики организации образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Орлова Валентина Сергеевна

Приемы и способы организации образовательной деятельности по речевому развитию младших дошкольникв

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные эффективные практики организации образовательной

деятельности по речевому развитию дошкольников»

 

      Речевое развитие детей дошкольного возраста в данный момент тема очень актуальная, т.к. количество детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями остаётся достаточно высоким. Дети не говорят, говорят неправильно, испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.

В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии. Это неслучайно, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников.

Если ребенок не говорит, либо говорит плохо, работу следует начинать с упражнений по развитию дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и игровые упражнения. Для чего они нужны?  Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. В своей работе я уделяю большое таким упражнениям достаточно большое внимание.

С рождения и до школы у ребёнка активно формируются все сенсорные системы: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» всю поступающую информацию. Если у ребенка слабая активная деятельность, то и речь у него, как правило, тоже страдает. Давно замечено нейропсихологами, что при выполнении определённых физических действий образуется огромное количество нейронных   связей и как следствие, повышается способность к обучению. Помочь в этом могут нейропсихологические упражнения и игры. Они  развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений и игр имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности ребенка.

Помимо нейроигр, для развития речи детей я активно использую пальчиковые игры. Они развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Это замечено уже давно.

Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. 

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения ребенка со взрослым.

Использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все компоненты речи.

     За последние несколько лет применение интерактивного оборудования в образовательных, развивающих и воспитательных целях доказало свою эффективность.   Стало очевидно, что дети неохотно пользуются бумажными материалами, но зато с удовольствием выполняют задания на сенсорных столах, планшетах, панелях. В своей работе я использую такое интерактивное техническое средство, как мультемедийный образовательный интерактивный пол.

   
Интерактивный пол — это компьютер с мультимедийным экраном, который демонстрируется непосредственно на пол.

Основные функции интерактивного пола в работе :

диагностика речевых проблем у детей;

Многообразный дидактический материал для обучения;

отработка речевых навыков на практике.

    Интерактивный пол несет в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока не умеют читать и писать. Движение, звук, мультипликация привлекают внимание ребенка.

    Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим интерактивным полом, являются стимулом познавательной активности детей. В процессе своей деятельности ребёнок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.

Интерактивный пол позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, аквариум, неожиданные и необычные интерактивные эффекты);

    Как проводится работа с интерактивным полом

1. Подбор воспитателем заданий и упражнений для ребенка.

2. Ребенка знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которую надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы, чтобы у ребенка не возникло ощущения непонятности. Ребенка информируют о правилах игры, дают ему четкие инструкции.

3. В процессе игры ребенок стремиться к достижению поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднения, то педагог корректирует действия ребенка.

4. По окончании игры анализируется результат, подводится итог. Дети получают одобрение не только от, но и со стороны героев мультфильмов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Все это детям интересно и, действительно, является эффективным методом для развития речи ребенка.

Интерактивный пол имеет несколько преимуществ:

1. Занятия проходят в игровой форме, ребенок не чувствует, что это сложная работа.

2. Прикосновения к картинкам развивает мелкую моторику и тактильные навыки, что важно при нарушениях речи.

3. Дети меньше устают и мотивированы посещать занятия.

4. Развивается мелкая моторика рук, координация движений глаз.

5. Формируются такие качества как внимательность, целеустремлённость, сосредоточенность.

6. Формируется потребность в речевом общении, пополняется активный словарь.

    Интерактивный пол создает комфортную среду для развития речевых способностей ребенка, снимает блоки и зажимы, а также вызывает желание возвращаться к занятиям снова.

• развитие психических процессов,

• Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики и развитие тактильных ощущений;

• Развитие связной речи, составление рассказов по картинкам.

Таким образом,  применение разнообразных и эффективных методов организации деятельности по речевому развитию детей, основанных на принципах игры, творчества и сотрудничества, создает условия для успешного формирования речевых умений и навыков, что является основой для дальнейшего обучения и социализации детей.

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в современных условиях реализации ФГОС»

ДОКЛАДк педагогическому советутема: «Организация образовательной деятельностипо речевому развитию детей дошкольного возрастав современных условиях реализации ФГОС»...

Мастер-класс «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников»

Педагогом представлен материал по использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников....

Современные педагогические технологии процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников.

Современные педагогические технологии процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников....

6 апреля в ДОП «Ивушка» прошел педагогический совет на тему «Современные подходы к организации образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников».

В ходе педсовета педагоги ДОП «Ивушка» познакомились с опытом работы дошкольной образовательной площадки по познавательному развитию дошкольников. Воспитатель Карасени С.В. представила вни...

"Использование современных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников".

Су-Джок терапия для детей дошкольного возраста.Цель мастер-класса: ознакомить воспитателей с современной нетрадиционной технологией - Су-Джок терапией в работе с детьми по развитию речи. Повысить проф...