Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников
статья по развитию речи

Валишина Алия Кудратовна

Публикация посвящена современным игровым технологиям, которые способствуют развитию речи дошкольников. Рассматриваются различные методики и игровые приемы, направленные на активизацию речевых навыков детей, расширение их словарного запаса и улучшение грамматической структуры речи. Особое внимание уделено использованию интерактивных игр, ролевых заданий и диалогов, которые стимулируют детскую активность и интерес к общению. Материал будет полезен педагогам, стремящимся эффективно развивать речь у детей через игровые подходы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публикация на тему

«Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников»

Автор: Валишина  Алия Кудратовна

Воспитатель 1 категории МДОБУ Детский сад №2 с.Киргиз-Мияки

        Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

        В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, трудно выучить наизусть стихотворение, пересказать услышанный рассказ взрослого. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная и необходимая работа.

                Наиболее благоприятное речевое развитие в дошкольном детстве происходит в игре, игровых действиях.

        Понятие«игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

        Цель игровых технологий в развитии связной речи –«разговорить» детей, насытить познавательной информацией, развить психологические процессы растущего дошкольника, это получение удовольствия и максимальной пользы.

        Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, умением осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазию ребёнка. Только при этих условиях игра будет полезна для развития речи дошкольника и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

                Между речью и игрой существует  двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре,  а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. В игре  дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая барьер стеснения из-за неправильной речи.

                В настоящее время становится все более востребованным поиск эффективных методов и приемов, направленных на развитие речи.

                Работа в ДОУ началась с анализа методической литературы, на основе которой уже несколько лет реализовывалась основная образовательная программа. На основе этого был сделан вывод, что есть необходимость обновления образовательного процесса и потребность поиска новых методик, построенных на более эффективных приёмах и нетрадиционных техниках.

        Далее изучались нетрадиционные формы проведения образовательной деятельности с детьми: занятия-соревнования, литературные викторины, занятия-фантазии, занятия-путешествия; занятие, построенное на сюжете, когда сюжетная линия игры и решает задачи обучения. Ниже представлены некоторые из них.

Пальчиковый театр.  Большим интересом у детей пользуется пальчиковый театр. В центре по развитию речи живут покупные персонажи любимых сказок и те, которые изготовили дети своими руками из соленого теста. Уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. А также самодельный настольный театр на конусах.

Схемы для развития связной речи детей. Для обогащения словарного запаса, для обучения детей составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов использую метод мнемотехники.

Дидактические игры по развитию речи. Игры «Найди звук», «Доскажи словечко», «Угадай слово», « Составь слово из букв». «Добавить к слову пропущенный звук», «Найди звуку место». Составление звуковой схемы слова.

В центре развития речи карточки-пиктограммы на эмоциональную сферу, на развитие умения передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию. Таблица эмоций.

Игра «Скажи так же, как нарисовано на схеме», нацелена на формирование у детей умения выражать в речи разные эмоциональные, интонационные конструкции.

Особое место в развитии речи детей дошкольного возраста я отвожу игровой технологии ТРИЗ. Используя элементы данной технологии в решении задач по развитию речи. Игры «Да -Нетка», «Хорошо – плохо», «Что умеет делать», «Наоборот», «Чем был – чем стал» и др.

Сочиняем сказку.Все дети любят слушать сказки. А если рассказ сопровождать визуализацией, то сказка для них становится еще интереснее. Сочинение детьми сказки «Колобок - продолжение». Упражнения типа «Салат из сказок» (смешивание разных сказок).

«Что будет, если…?»( сюжет задаёт воспитатель).

« Изменение характера персонажей» (старая сказка на новый лад).

Игра «Сочини сказку или рассказ» (Цель игры развивать внимание, память, ассоциативно-творческое мышление, пространственное и творческое воображение, речь, умение рассказывать сказку, развивать мелкую моторику пальцев руки).

Результаты

                Можно сделать вывод о том, что развитие речи с помощью игровых форм деятельности дает большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников

В презентации представлены игровые технологии развития речи дошкольников...

"Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников"

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении....

Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников

Игра – вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением/...

Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников

Современные игровые технологии в развитии речи дошкольниковРазделы: Работа с дошкольникамиКлючевые слова: игровые технологии, развитие речи, развитие речевой деятельностиАктуальность (условия формиров...