Презентация методической идеи «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
Данный методический материал будет полезен воспитателям и педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Уникальность и оригинальность методической идеи в том, что она направлена на формирование коммуникативной компетенции, на умение детей вести диалог с помощью специально созданной диалогической среды, свободы и спонтанности, эмоционально-чувственной сферы и комфорта взаимодействия участников. Также описаны цели и задачи, методы и ожидаемые результаты применения данной идеи. Имеется фрагмент непосредственной образовательной деятельности для детей (6-7 лет) по образовательной области речевое развитие (развитие речи) с использованием интерактивных технологий на тему «Дикие животные».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovozhdenie_k_prezentatsii_metodichekoy_idei_dlya_publikatsii.docx | 32.95 КБ |
prezentatsiya_metodicheskoy_idei_e._i._dubrovinoy.pdf | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому направлению развития детей № 5
села Арзгир Арзгирского района Ставропольского края
(МКДОУ д/с №5 с.Арзгир)
Презентация методической идеи
«Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста»
подготовила: Е.И. Дубровина,
воспитатель высшей
квалификационной категории
МКДОУ д/с № 5 с. Арзгир
Слайд 1. Тема: Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Елена Ивановна Дубровина, я - воспитатель высшей категории МКДОУ д/с № 5 с. Арзгир. Хочу представить вашему вниманию методическую идею «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста».
Слайд 2. Диалогическая речь - это первая и основная форма речевого общения детей дошкольного возраста. Именно благодаря диалогу дошкольники получают знания об окружающем их мире, налаживают социальные контакты, общаясь со сверстниками и взрослыми, удовлетворяют ярко выраженную потребность в самопрезентации.
Участие в диалоге требует от детей сложных умений:
слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником;
формулировать собственное суждение, правильно выражать его средствами языка;
менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;
поддерживать определенный эмоциональный тон;
слушать свою речь, чтобы контролировать ее и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.
Слайд 3. Уникальность и оригинальность методической идеи.
В соответствии с ФГОС ДО формирование и развитие диалогического общения является одной из актуальных задач личностного развития дошкольника. Данное направление педагогического взаимодействия происходит в рамках взаимодополнения образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
Характер идеи системный, т.к. она направлена на формирование коммуникативной компетенции, на умение детей вести диалог с помощью специально созданной диалогической среды, свободы и спонтанности, эмоционально-чувственной сферы и комфорта взаимодействия участников.
Простота идеи осуществления на практике: она не требует значительных затрат на кадровое, учебно-методическое, материально-техническое обеспечение. Подобранные дидактические речевые игры не совсем обычны, их можно включать в ход занятия, в совместную деятельность воспитателя с детьми, в самостоятельную деятельность детей.
Слайд 4. Постановка целей и задач.
Цель: Пробудить речевую активность каждого ребенка.
Слайд 5. Задачи речевого развития детей дошкольного возраста:
освоение языка как средства общения;
установление детьми социальных контактов друг с другом с использованием всех доступных — речевых и неречевых средств;
овладение средствами и способами построения развернутого текста в условиях продуктивной творческой речи;
установление интерактивного взаимодействия (умения слушать и слышать собеседника, инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение и т. п.);
обучение детей построению самостоятельных высказываний, умению вести диалог, как со сверстниками, так и с взрослыми;
расширение и активизация словарного запаса;
развитие коммуникативных навыков и личного взаимодействия детей друг с другом в паре, в группе, в коллективе;
развитие творческих способностей воспитанников;
воспитание желания выслушивать друг друга до конца;
воспитание уважительного отношения к разным профессиям.
Слайд 6. Ожидаемые результаты:
У детей сформированы речевые умения, умения речевого этикета.
Прослеживается динамика развития общения в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.
Дети общаются для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвуют в обсуждении определенной темы.
Владеют неречевыми (невербальными) умениями, используют мимику, жесты.
Слайд 7. Методы обучения диалогической речи:
Разговор (беседа).
Чтение литературных произведений.
Словесные поручения.
Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалога.
Разнообразные игры (словесно-дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).
Слайд 8. Фрагмент НОД по образовательной области речевое развитие (развитие речи).
Предлагаю вашему вниманию фрагмент непосредственной образовательной деятельности для детей (6-7 лет) с использованием интерактивных технологий на тему «Дикие животные».
Тема: Дикие животные
Форма: тематическое
Группа: подготовительная Возраст детей: 6-7 лет
Автор конспекта НОД: Е. И. Дубровина, воспитатель высшей квалификационной категории.
Цель приоритетной ОО: формирование диалогической речи и навыков дошкольников задавать вопросы и отвечать на них.
Слайд 9. Задачи приоритетной ОО:
Обучающие: способствовать формированию у дошкольников умения задавать вопросы и отвечать на них полным предложением, употребляя имена существительные и прилагательные в нужном падеже.
Развивающие: закрепить представление о внешнем виде, жизнедеятельности, повадках и характерных чертах диких животных,
развивать речевой слух, образное мышление,
формировать умение составлять и отгадывать загадки по картинно-графическим планам о диких животных (внешний вид, особенности, среда обитания),
создавать условия аргументированно доказывать свою точку зрения, терпимо относиться к мнению или суждению собеседников,
способствовать обогащению и активизации словаря детей по теме «Дикие животные»,
развивать творческую активность детей, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением; зрительное внимание, восприятие, память,
Воспитывающие: воспитывать умение слушать и слышать друг друга, желание заботиться о животных.
Интеграция ОО: речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и картинок с дикими животными; беседы по теме, загадывание загадок, чтение сказок и рассказов о животных, дидактические игры: «Семья животных», «Зоологическое лото», «Найди свою маму», «Кто позвал», «Кто чем питается, где живет».
Оборудование: Мультимедиапроектор, картинно-графический план о диких животных (графическая загадка), картинки диких животных (заяц, лягушка), листы А4, фломастеры, видеозапись физминутки, карточки-подсказки к загадкам, картинки животных с заранее перепутанными «одеждами», бланки для жюри, сладкие призы.
Содержание НОД:
Разделить всех детей на 2 команды и членов жюри. Команды, придумайте название. А уважаемые члены жюри займите свое место и запишите названия команд в бланки. Итак, начнем наше путешествие в мир диких животных.
Слайд 10. Д/и «Похожи – не похожи».
Играют две команды. Воспитатель выводит на экран 2 картинки (белка и лиса). Одна команда высказывает мнение о том, что изображенные объекты не похожи, и называет отличающие их признаки. Другая команда доказывает, что объекты похожи. В игре побеждает тот, за кем осталось последнее слово.
Молодцы, ребята, отлично справились с заданием!
Слайд 11. Д/и «Графическая загадка».
Ребята, отгадайте загадку.
Слайд 12. А теперь попробуйте самостоятельно составить и загадать загадку о …. Каждой команде даю картинку животного, чтобы не видели игроки другой команды, они же потом должны отгадать её.
Молодцы, ребята, отлично справились с заданием!
Слайд 13. Физминутка. (Видеофрагмент)
Слайд 14. Д/и «Загадка-обманка».
Ребята, слушайте внимательно эти загадки, потому что ответ хочется дать в рифму, но он не является правильным.
Зимой в берлоге видит сон
Лохматый, косолапый… Медведь
Кто напуган так лисой,
Длинноухий и косой..
Тут трусишке не до игр!
От лисы несётся...Заяц
Пищу хоботом берёт
Толстокожий… Слон
Умный, серый и свободный,
Я зимой всегда голодный.
А для зайцев я гроза,
Потому что я … Волк
Молодцы, ребята, отлично справились с заданием!
Слайд 15. Д/и «Звериный фотошоп». Ребятам предлагаются картинки животных с заранее перепутанными «одеждами».
Игровое задание «Встреча зверей». Разговор зверей на заданную педагогом или выбранную детьми тему. Найти среди всех зверей настоящую лису по определенным признакам. Нужно задавать вопросы друг другу, которые предполагают ответы только «да» или «нет». Спрашивать: «Ты лиса?» - нельзя! Выигрывает тот, кто задаст меньше вопросов и узнает лису.
Молодцы, ребята, отлично справились с заданием! А теперь слово жюри! Благодарю вас, ребята, за отличную работу! А дикие животные за то, что вы так много о них знаете, передали вам сладкие подарочки.
Слайд 16. Рефлексия. На этом фрагмент непосредственно-образовательной деятельности заканчивается. Хотелось бы подвести краткий итог: Несомненным достоинством дидактических игр, направленных на развитие диалогического общения и речи старших дошкольников является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей друг к другу, педагогу, заданиям. В результате систематической, последовательной, кропотливой работы дети смогут пользоваться диалогической речью, для того, чтобы перейти к монологической.
А ещё я прошу вас, поделитесь своим мнением: что вас удивило, что вы будете применять на практике, что показалось трудным, что было интересным?
Слайд 17. Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР" (презентация)
презентация к педагогическому проекту "Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"...
Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре.
Игры по развитию диалогической речи детей...
Тема: «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при взаимодействии с учителем – логопедом »
Итоговый практико-значимый проект....
Использование игровых технологий в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
В материале представлены игровые технологии:1.сюжетно-ролевые игры с использованием телефона.2. игры парами.3. дидактические игры4 Неподготовленный диалог воспитателя с детьми.5.Подвижные игры, где ес...
«Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир челов...
Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре
Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре...
Активные формы развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста
В данном опыте описывается метод интервьюирования как эффективный метод для построения диалога и развития культуры общения у детей старшего дошкольного возраста....