Картотека артикуляционной гимнастики для старшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (старшая группа)

Дмитриева Ольга Николаевна

Картотека артикуляционной гимнастики для старшего дошкольного возраста. Цель данной гимнастики: развитие артикуляционной моторики. Дети выполняют упражнения быстро и уверенно, так как присутствует элементы подражания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_artikulyatsionnoy_gimnastiki_5-6_let.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека артикуляционной гимнастики для старшего дошкольного возраста

Упражнение:

- сжать губы, надуть щёки воздухом и удерживать их в таком положении 3-5 секунд - поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу - повторить 2-3 раза. Следить, чтобы щёки оставались надутыми, а воздух не выходил через губы.

ШАРИК

Быстро щёчки раздуваем,
Будто шарик надуваем.
Шарик лопнул - ничего,
Вновь надую я его!

Упражнение:
- в спокойном темпе попеременно нужно выполнять упражнения «Обезьянка» и «Бульдог» - повторить 3-5 раз.
Следить, чтобы двигался только язык.

ДРУЗЬЯ

Обезьяна и бульдог,
Кто соединить их смог?
Язычок то вверх, то вниз-
Вот такой у них каприз.

Упражнение:
- открыть рот, округлив губы рупором, вытягивать их вперед
- положение губ, как при произнесении звука О - удерживать губы в таком положении 3-5 сек - повторить 2-3 раза.

БУБЛИК

Губки круглые сложи
Бублик вкусный покажи!

- широко улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы - положение губ, как при произнесении звука И - держать губы в улыбке 3-5 сек - повторить 2-3 раза.
Следить, чтобы прикус был естественным, а нижняя челюсть не выдвигалась вперёд.

ЛЯГУШКА

Улыбается лягушка -
Тянет губки прямо к ушкам!

Упражнение:
- приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами - удерживать его в таком положении 5 сек. При затруднении в выполнении этого упражнения, можно провести между нижней губой и нижними зубами соской или ложечкой, указав на то место, куда нужно «спрятать» язык.

ОБЕЗЬЯНКА

Спрячу язык я за нижней губой,
Стану я в миг обезьянкой лихой.

Упражнение:
- широко открыть рот (птенчик просит есть), язык спокойно лежит в ротовой полости - удерживать положение 3-5 сек - повторить 2-3 раза.
Следить, чтобы во время выполнения упражнения рот был широко открыт, не закрывался. Язык не должен втягиваться вглубь ротовой полости, он расслаблен, лежит спокойно, не двигается.

ПТЕНЧИК

Птенчик клювик открывает
- Червячка поесть желает!

Упражнение:
- улыбнуться, приоткрыть рот - присосать широкий кончик языка к твёрдому нёбу за верхними зубами, и с силой его оторвать со щелчком - пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»)
- упражнение выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее») - повторить 4-6 раз.
Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работал только язык, при необходимости держать подбородок рукой.

ЛОШАДКА

Ротик шире открываю,
Язык к нёбу прижимаю.
Прыгнул вниз мой язычок, И раздался звук "Цок-цок".

Упражнение:
- поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы («тигрёнок разозлил-ся»), и опустить её обратно - поднять руки на уровне лица, согнуть пальцы («выпустить когти») - повторить 5-10 раз.
Следить, чтобы двигалась только верхняя губа.

ТИГРЕНОК

А у рыжего тигрёнка
Зубки острые торчат.
Так похож он на котёнка,
Очень любит он ребят.

Упражнение:
- губы в улыбке
- открыть рот и с напряжением произнести долгое «ы- ы-ы...» («как гудит пароход»).
Следить, чтобы кончик языка не приподнимался и находился в глубине рта, звук Ы не переходил в И, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

ПАРОХОД

Быстро по реке плывёт

И гудит наш пароход - «b-ы-ы...»!

Упражнение:
- приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами - удерживать его в таком положении
5 сек.

При затруднении в выполнении этого упражнения, можно провести между верхней губой и верхними зубами соской или ложечкой, указав на то место, куда нужно «спрятать» язык.

БУЛЬДОГ

Чтобы бульдожкою стать на минутку,
Спрячь язычок свой за верхнюю губку.

Упражнение:
- губы и зубы сомкнуты
- губы с напряжением вытянуть вперёд трубочкой - удерживать губы в таком положении 3-5 сек - повторить 2-3 раза.
Следить, чтобы губы удерживались в заданном положении, не расслаблялись раньше времени.

СЛОН

Подражаю я слону-
Губы хоботком тяну!

Упражнение:
- улыбнуться, широко открыть рот
- высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (поднять боковые края языка и его кончик, а среднюю часть прогнуть к низу) - стараться удерживать язык в таком положении 5-10 сек - повторить 4-6 раз.
Следить, чтобы рот был открыт, нижняя челюсть не подталкивала язык вверх, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы (на начальных этапах можно придерживать её пальцем).

ЧАШЕЧКА

Улыбнулся, рот открыл,
Язык вылез и застыл.
К зубкам подниму края-
Вот и чашечка моя!

Упражнение:
- улыбнуться, приоткрыть рот - положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу - удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 5-10 сек. - затем убрать язык и закрыть рот - повторить упражнение 3-5 раз.
Следите, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась внутрь. Язык должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

ЛОПАТОЧКА

Язычок - широкий, гладкий,
Получается лопатка.
Ты лопатку положи И спокойно подержи.
Раз - два - три - четыре - пять,
Лопатку можно убирать.

Упражнение:
- рот открыть, улыбнуться
- широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх «горкой» - удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

ГОРКА

Вот, так горка, что за чудо!
Выгну я язык упруго,

В зубки кончиком упрусь

И по горке покачусь.

Упражнение:
- улыбнуться, открыть рот - поцокать языком, будто скачешь на лошадке - присосать широкий язык к нёбу (это шляпка грибка, а подъязычная уздечка - ножка) - удерживать в таком положении язык
5-10 сек. Повторить 3-5раз.
Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

ГРИБОК

Широко открыл я рот,
Щёлкнуть я хотел вот-вот.
Присосал свой язычок,
Получился гриб-сморчок.

Упражнение:
- приоткрыть рот и, улыбаясь, высунуть как можно дальше язык, напрячь его - придать языку позу длинной и тонкой «иголочки»
- удерживать эту позу в спокойном состоянии 3-5 сек - повторить 2-3 раза.
Следить, чтобы язык не лежал на губе, а выдвигался вперёд, был узким, его края не касались уголков рта.

ИГОЛОЧКА

Язычок свой напрягай И иголку получай,
Вот теперь иголка И остра и колка!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста 3 - 7лет

Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата...

Методическая разработка: Картотека артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста

В картотеки представлена артикуляционная гимнастика в стихотворной форме...

Картотека артикуляционной гимнастики для детей младшего возраста

Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться логопедом, воспитателями, родителями несколько раз в день. В итоге вырабатываются полноценные движения артикуляционных органов, необхо...

Картотека артикуляционной гимнастики в старшей группе

Картотека артикуляционной гимнастики в с старшей группе...

Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему Картотека артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста « Веселый язычок»

Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему Картотека артикуляционной гимнастики  для детей дошкольного возраста «  Веселый язычок»...

Нетрадиционные формы работы при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с ТНР "Вкусная артикуляционная гимнастика"

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии, и...