картотека "Игры на деление слов на слоги"
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

поздеева евгения владимировна

Картотека предназначена для детей старшего дошкольного возраста, для обучения деления слов на слоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_na_delenie_slov_na_slogi.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на деление слов на слоги

Чудесный мешочек.

Цель. Развитие умения делить слава на слоги.

Оборудование. Мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.

Ход игры. Дети по порядку выходят к доске, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слова повторяется по слогам или делится для переноса, в зависимости от задания.

Телеграф.

Цель. Развитие умения делить слава на слоги.

Ход игры.

l вариант.

Педагог говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слава, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Первое слово педагог произносит по слогам и сопровождает его хлопками. Затем он называет слова, а вызванный ребенок самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками. Если ребенок неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши. Испорченный телеграф нужно починить, т. е. произнести слово правильно по слогам и отхлопать.

Ребенок, правильно выполнивший задание или исправивший ошибку товарища, получает фишку. Выигрывает тот ряд или те дети, кто был мастером и у кого больше фишек.

l l вариант.

Педагог говорит: «Сейчас мы с вами будем отгадывать слова. Я не назову их, а только передам по телеграфу: отстучу количество слогов. Вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Назвавший сразу два-три слова становится телеграфистом или получает флажок (по договоренности).

Купи игрушку.

Цель. Развитие умения определять количество слогов в слове.

Оборудование. Игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, дудка, собака, кубики, пирамидка, матрешка, пушка.

Ход игры. Педагог раскладывает игрушки на столе и предлагает детям «купить» те из них, в названиях которых два слога. Ребенок подходит к столу, выбирает игрушку, четко произносит слова по слогам. Если ответ правильный, ребенок отставляет игрушку в сторону, она «куплена». После того как игрушки, в названиях которых два слога, «куплены», предлагается детям «покупать» игрушки, в названиях которых три слога.

В конце игры педагог выясняет, почему никто не «купил» мяч и пирамидку.

Комментарий для педагога. Для данной игры можно подбирать игрушки из наборов посуды, мебели. Вместо игрушек можно использовать картинки, изображающие предметы одежды, обуви и т.д. Соответственно изменяется и название игры.

Молчанка .

Цель. Развитие умения определять количество слогов в слове.

Оборудование. Карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ребенка.

Ход игры. Педагог называет слово, а дети поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.

Подбор слов может быть произвольным и тематическим.

Кто быстрее?

Цель. Развитие умения определять количество слогов в слове.

Оборудование. Слова, записанные на доске в два-три столбика (по количеству рядов).

Ход игры. Дети по одному с каждого ряда выходят к доске и отмечают цифрой против слова в своем столбике количество слогов в нем. За каждое правильно указанное количество слогов ряд получает очко. Дополнительные очки насчитываются за найденные у соперника ошибки.

Зоопарк.

Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Оборудование. Три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, под кармашками графическое изображение слогового состава слов (первый кармашек - один слог, второй - два слога, третий - три слога); карточки с изображением животных и их названиями.

Ход игры. Педагог говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Ребятам предлагается определить, каких зверей, в какую клетку можно посадить. Дети по порядку выходят к доске, берут карточку с изображением животного, прочитывают его название по слогам и определяют количество слогов в слове. По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.

Примерный материал.

Слон, верблюд, тигр, лев, медведь, крокодил, носорог, волк, лиса, жираф, лось, шакал, заяц, барсук.

Слог - шаг.

Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Ход игры.

I вариант. Педагог дает каждому ребенку задание: «Сделай два шага вперед!», «Сделай три шага вперед!», «Сделай шаг вперед!»

Ребенок должен вспомнить слово из стольких слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога.

Игровой жетон вручается правильно «прошагавшему» слово.

I I вариант. Оборудование. Предметные картинки.

Ход игры. Все дети получают по одной картинке. Представитель каждого ряда с поднятой картинкой делает столько шагов, сколько слогов в слове.

Выигрывает тот ряд, кто больше названий картинок «прошагал» верно.

Отгадайте, кого я называю?

Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Ход игры. Педагог предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например: педагог хлопает три раза, дети считают, после чего должны встать Се-ре-жа, Ма-ри-на, Та-ма-ра и т. д.

Кто уйдет дальше?

Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Ход игры. Один из детей выходит к доске и идет от нее к столу, делая шаг на каждый слог выбранного им слова. Его остановка отмечается знаком на полу. педагог спрашивает детей, кто может уйти дальше, и вызывает к доске желающего. Если ребенок прошагал дальше, т. е. подобрал слово с большим количеством слогов, его остановка также отмечается. Если остановка оказалась ближе, чем у предыдущего ребенка, ход не засчитывается. Выигрывает тот, кто, правильно разделив слово на слоги, ушел дальше всех.

Собери слова.

Цель. Развитие умения составлять слова из слогов; накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование. Карточки со слогами.

Ход игры. Педагог пишет на доске слог ва и раздает по одной карточке каждому ребенку. Дети по порядку выходят к доске и прикладывают свою карточку к написанному слогу так, чтобы получилось слово. В конце игры педагог предлагает записать в тетрадь запомнившиеся слова по слогам.

Выигрывает тот, кто правильно и больше всех записал слов.

Примерный материал. - Слоги: тра, дро, сло, та, за, гон, со, сла, сли, бук, тык, сле, спра, и, хал, клюк.

Перевертыши.

Цель. Развитие умения составлять слова из слогов; накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование. Карточки со слогами (4-6) у каждого ребенка.

Ход игры. Педагог называет по отдельности два слога. Дети берут карточки со слогами и составляют из них сначала одно слово, потом, переставив слоги, другое. Выигрывают те, которые ответят, какие два слова получились.

Примерный материал.

Слоги: сос, на; чай, ка; вес, на; ка, мыш; бан, ка; ла, ска; ни, тка; ра, но; на, ши; ка, кой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

Тема : Слог. Деление слов на слоги старшая группа

Тема : Слог. Деление слов на слоги.Цель: Дать понятие о слоговом составе слова.Задачи:Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове;Ф...

«Звук и буква. Звуковой анализ слов. Подбор слов к схемам. Деление слов на слоги». «Птицы».

Чтобы ребенок не путал буквы, не переставлял их местами, важно учить детей не просто сливать буквы в слоги, слоги в слова, а научить детей звуковому (фонетическому)...

Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове....

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» ...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...