Пальчиковые игра
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Демирова Рена Алейдеровна

Пальчиковые игры в младшей дошкольной группе. Помогают в развитии связанной речи малышей, мышления, воображения и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx172.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хвощевская школа»
 

Картотека пальчиковых игр

для детей младшего дошкольного возраста

http://dou1-usolie.ru/wp-content/uploads/2022/03/pal.jpg

 Подготовила:

Воспитатель Демирова Р.А.

с..Хвощевка 2023г.

«Этот пальчик – мамочка, этот пальчик - папочка…»

Этот пальчик - мамочка, (из кулачка разгибаем большой палец)

Этот пальчик - папочка, (разгибаем указательный палец)

Этот пальчик - бабушка, (разгибаем средний палец)

этот пальчик - дедушка, (разгибаем безымянный палец)

Этот пальчик - я! (разгибаем мизинчик)

Вот и вся моя семья! (разогнули все пальцы, показывая пятерню, можно сжать и разжать кулачок).

«Этот пальчик хочет спать…»

Этот пальчик хочет спать (загибаем большой палец левой руки в кулачок)

Этот пальчик - прыг, в кровать! (загибаем указательный палец левой руки в кулачок)

Этот пальчик прикорнул (загибаем средний палец левой руки в кулачок)

Этот пальчик уж заснул. (загибаем безымянный палец левой руки)

Тиши, пальчик, не шуми, братиков не разбуди!(пальцем правой руки грозим другому пальчику)

Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора!(разжимаем кулачок).

«Мама лепит пирожки»

Мама лепит пирожки (показывает руками лепку пирожков)

Папа полку мастерит (кулачками стучим друг о друга)

Дед в очках читает книжку (соединить большой и указательный пальцы обеих рук в кольцо - «очки», приставить их к глазам)

Шьёт бабуля мне штанишки (большим и указательным пальцами показываем , как - будто взяли иголку, соединив их вместе, имитируем шитьё, вытягивая нитку)

Моет пол сестрёнка Маша (обеими руками поводить в разные стороны по полу, изображая мытьё)

Трудится семья вся наша (руки крепко сцепить с «замок»)

На лужок я побежал (по коленочкам и «пробежаться» пальчиками обеих рук)

И букет большой сорвал (соединить обе руки в локтевом суставе вместе, а кисти растопырить в разные стороны).

«Мы капустку рубим»

Мы капустку рубим, рубим (постукивать ребром ладони правой руки по ладони левой руки)

Мы морковку трём, трём (правую руку соединить в кулак, и кулачком тереть по левой ладошке)

Мы капустку солим, солим (соединив кончики пальцев в щепотку, показываем как - будто «солим»)

Мы капустку жмём, жмём (энергично сжимать и разжимать кулачки обеих рук)

«Рыбка плавает»

Рыбка плавает, ныряет. В чистой, свеженькой воде (делаем волнообразные движения только правой рукой)

То согнётся, (согнуть ладонь правой руки)

Разогнётся , (разогнуть ладонь правой руки)

То зароется в песке (ладонью правой руки поводит по полу)

(все эти движения проводим и левой рукой, правая отдыхает)

Рыбки плавают, ныряют. В чистой, свеженькой воде (делаем волнообразные движения обеими руками)

То согнутся (сгибаем обе ладони правой и левой руки)

Разогнутся (разгибаем обе ладони)

То зароются в песке (двумя ладонями и правой и левой руки поводит по полу в разных направлениях)

«Апельсин»

Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас, а он – один.

Эта долька – для ежа, (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке, начиная с большого пальца)

Эта долька – для чижа ,  (разжимаем указательный)

Эта долька – для котят, (разжимаем средний)

Эта долька - для утят, (разжимаем безымянный)

Эта долька - для бобра, (разжимаем мизинец)

А для волка – кожура!(встряхиваем обе кисти)

«Замок»

На двери висит замок (руки в замке)

Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)

Потянули, (потянули)

Покрутили, (вращаем руки)

Постучали (стучим основанием ладоней)

И – открыли! (руки разжимаются)

«Сорока - белобока»

Сорока - белобока кашку варила,

деток кормила.

(взрослый слегка щекочет ладошку ребенка)

Этому дала, (загибает мизинчик ребенка)

Этому дала, (загибает безымянный пальчик)

этому дала,

(загибает средний пальчик)

этому дала,

(загибает указательный пальчик)

а этому не дала:

(шевелит большой пальчик)

ты дров не носил, печку не топил,

тебе каши не дадим!

(слегка щекочет ребенка)

«Этот пальчик хочет спать»

Этот пальчик хочет спать.

(взрослый разворачивает левую ручку ладошкой к себе, правой ручкойзагибает мизинчик на левой руке)

Этот пальчик лег в кровать. (загибает безымянный пальчик)

Этот пальчик чуть вздремнул. (загибает средний пальчик)

Этот сразу же уснул.

(загибает указательный пальчик)

Этот крепко-крепко спит

и тихонечко сопит.

(загибает большой пальчик)

Солнце красное взойдет,

утро ясное придет,

Будут птички щебетать,

будут пальчики вставать!

(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)

Повторить то же самое с правой рукой.

«Пальчики в лесу»

Раз, два, три, четыре, пять,

вышли пальчики гулять.

(взрослый держит перед собой кулачок ребенка)

Этот пальчик в лес пошел, (разгибает мизинчик)

этот пальчик гриб нашел,

(разгибает безымянный пальчик)

этот резал, (разгибает средний пальчик)

этот ел,

(разгибает указательный пальчик)

ну, а этот лишь глядел!

(разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)

«Мальчик - пальчик»

(Пальцы сжаты в кулачок)

- Мальчик-пальчик. Где ты был?

(разгибается большой палец)

- С этим братцем в лес ходил,

(разгибается указательный)

С этим братцем щи варил,

(разгибается средний)

С этим братцем кашу ел,

(разгибается безымянный)

С этим братцем песни пел.

(разгибается мизинец)

«Варим кашу»

(Чертим пальцем круги по ладошке. Имя можно заменить на имя вашего ребёнка)

Настя кашу варила,

Деток кормила.

(Загибаем пальцы по одному, начиная с мизинца)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

(Подёргать большой палец)

А этому не дала.

(Разгибаем пальцы по одному. Здесь можно придумывать свои причины, по которым последний пальчик не получил каши)

Он сено не косил, Корову не доил,

Тесто не месил, И печку не топил.

«Рыбка в озере живёт»

(Ладошки соединены и делают плавные движения)

Рыбка в озере живет

Рыбка в озере плывет

(Ладошки разъединить и ударить по коленкам)

Хвостиком ударит вдруг

(Ладошки соединить у основания и так похлопать)

И услышим мы – плюх, плюх!

«Тесто»

(Сжимаем кисти рук)

Тесто мы месили (Ладошки «лепят»)

Мы пирог лепили

Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп

(разводим руки)

Слепим мы большой пирог!

«Повстречались два котёнка»

(На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.)

Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,

Два щенка: «Ав - ав!»,

Два жеребенка: «Иго-го!»,

Два тигренка: «Р-р-р!»

Два быка: «Му-у!».

Смотри, какие рога.

«Будем листья собирать»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибать пальцы, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимать и разжимать кулачки)

Листья берёзы, листья рябины,

(загибать пальчики, начиная с большого)

Листья тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём.  

«Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня:

(хлопать в ладоши)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал,

Подъёмный кран.

(загибать поочерёдно пальчики)

«Нарядили ножки»

Нарядили ножки (поочерёдно поглаживать одной рукой другую)

В новые сапожки.

Вы шагайте, ножки,(шагать пальчиками по столу)

Прямо по дорожке.

Вы шагайте - топайте,(постукивать пальчиками)

По лужам не шлёпайте, (погрозить пальчиком)

В грязь не заходите, Сапожки не рвите.

«Вышла курочка гулять»

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать

(хлопаем ручками по коленкам)

А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)

Лапками гребите (загребаем ручками),

Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)

Съели толстого жука, дождевого червяка

(показываем ручками, какой толстый жук)

Выпили водицы полное корытце

(показываем как черпаем воду и пьём).

«Утром солнышко встаёт»

Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз).

Хорошо-хорошо солнышку живётся,

(делаем ручками фонарики)

И нам вместе с солнышком весело живётся

(хлопаем в ладоши)

«Домашние животные»

Довольна корова своими

телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими

котятами,

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

Довольна коза своими

козлятами,

А я довольна своими ребятами!

(Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с большого пальца).

«Сказки»

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

(Вытягивают руки вперед, играя пальчиками).

Эта сказка - «Теремок».

Эта сказка - «Колобок».

Эта сказка - «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

(Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного).

«Волк и семеро козлят»

Этим сказкам каждый рад!

(Показывают большой палец).

«Все котятки мыли лапки»

(ребенок выполняет движения соответственно тексту)

Все котятки мыли лапки:

Вот так, вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки:

Вот так, вот так!

А потом они устали,

Сладко-сладко засыпали:

Вот так, Вот так!

«Расскажу про кошку»

Подставляй ладошку(вытягиваем вперед руку ладошкой вверх).

Расскажу про кошку (гладим ладонь другой рукой)

Будем пальчики считать? (шевелим пальчиками)

Будем пальчики считать! (сжимаем пальчики в кулак и разжимаем)

Раз – два – три – четыре - пять! (поочередно загибаем пальчики на руке)

Вот - кулак, (сжимаем пальцы в кулак)

А вот – ладошка. (разжимаем их) На ладошку села кошка! (ставим на ладонь пальцы второй руки)

И крадётся потихоньку. («пробегают» пальчиками по руке до плеча)

И крадётся потихоньку,

Видно мышка там живёт! …(прячут кисть другой руки в подмышечную впадину).

«Дом и ворота»

На поляне дом стоит,

(«Дом» изобразить двумя руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом).

Ну а к дому путь закрыт.

Правая и левая руки повернуты ладонями к себе,

соприкасаются  друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).

Мы ворота открываем,

Ладони разворачиваются параллельно друг другу.

В этот домик приглашаем.

«Овощи»

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

(дети делают ладошки «корзинкой)

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

(сгибают пальчики, начиная с большого).

Наша Зина - молодец! (показывают большой палец).

«Паучок ходил по ветке»

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)

Дождик с неба вдруг полил,

(хлопок ладонями по столу/коленям)

Паучков на землю смыл.

(ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит)

Солнце стало пригревать,

(делаем движения такие же, как и в самом начале)

Паучок ползёт опять, («паучки» ползают по голове)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

«В лес по ягоды»

Раз, два, три, четыре, пять

(пальцы обеих рук «здороваются» — соприкасаются друг с другом: сначала соединяйте большие пальцы, затем указательные и т. д.),

В лес идем мы погулять

(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу).

За черникой за малиной

(указательным пальцем правой руки нагибайте пальцы на левой, начиная с большого),

Зa брусникой и за калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем

(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу)

«Будем пальчики считать»

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать -

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)

Тише, тише, тише,

Не шумите!

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)

«Червячки пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, (ладони лежат на столе или на коленях, ладошками вниз, сгибаем и разгибаем пальчики)

Червячки пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает, (складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз)

Головой она кивает, (пальчики «бегут» по столу)

Каркает: «Вот и обед!»

(указательный и большой пальчики «каркают»)

Глядь - (разводим ручками), а червячков уж нет! (сжимаем пальчики в кулачки).

«Пчёлки»

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке».)

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

(заглядываем в "улей")

Надо в дом постучать,

(сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга)

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки?

(стучим кулаками друг о друга, чередуя руки)

Стали вдруг вылетать:

(разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают)

Раз, два, три, четыре, пять!

«Котик лапкой умывается»

(ребенок выполняет движения соответственно тексту)

Котик лапкой умывается

Видно, в гости собирается

Вымыл носик.

Вымыл ротик.

Вымыл ухо.

Вытер сухо.

«Шла кукушка мимо рынка»

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты)

Шла кукушка мимо рынка,

(ладони соединяются «ковшом» – корзинка)

У неё была корзинка,

(ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки)

А корзинка на пол - бух!

(разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту)

Полетело десять (девять, восемь) мух!

«Посуда»

(Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Раз, два, три, четыре,

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Мы посуду перемыли:

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(одна ладонь скользит по другой)

Мы посуду перемыли,

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Так мы маме помогали.

«Вышли пальчики гулять»

(Разжимаем поочередно пальчики из кулачка)

Один, два, три, четыре, пять-

Вышли пальчики гулять.

Один, два, три, четыре, пять-

(зажимаем пальчики в кулачок)

В домик спрятались опять!

«Берёза моя, берёзонька»

(Плавное движение правой рукой в сторону - вверх)

Берёза моя, берёзонька. (то же, но левой рукой)

Берёза моя кудрявая. (подъём рук вверх, вдох)

Стоишь ты, берёзонька,

(опустить руки, выдох)

Посреди долинушки,

(подъём рук, вдох)

На тебе, берёзонька,

(опустить руки, выдох)

Листья зелёные,

(подъём рук, вдох)

Под тобой, берёзонька,

(опустить руки, выдох)

Трава шёлковая,

(подъём рук, вдох)

Вокруг тебя, берёзонька,

(опустить руки, длительный выдох)

Девицы красные

Венки вьют, плетут…

«Сороконожки»

(Средний и указательный пальчики перемещаются)

Две сороконожки,

Бежали по дорожке.(ладошки друг напротив друга)

Встретились, (ладошки переплелись)

Обнялись, (ладошки разжались)

Насилу расстались - (ладошки машут, прощаясь)

И – попрощались!

«Пчела»

(Помахать руками)

Прилетела к нам вчера, полосатая пчела

(на каждое название насекомого загибать один пальчик)

А за нею шмель - шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (помахать ладошками и уронить ладони на стол)

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

«На моей руке пять пальцев»

(Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках)

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

«Мы сегодня рисовали»

(Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями)

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

«Белочка» (по мотивам народной песенки)

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

«Профессии»

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим)

И полезных, и приятных.

(соединять пальцы левой руки с большим)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(последовательно соединять пальцы обеих рук с большим)

Сразу всех не называю,

(сжимать и разжимать кулачки)

Вам продолжить предлагаю.

(вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

«Лето»

(загибаются пальцы по одному на каждый счет)

Вот за что люблю я лето?

Лето солнышком согрето.

Два – в лесу растет трава.

Три – ромашки – посмотри!

А четыре  - это лес,

Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять.

Шесть – пора грибов поесть.

Семь – малины я поем.

Восемь – сено мы покосим.

Девять – бабушка идет,

Землянику нам несет.

Десять – все вокруг в листву одето.

Вот за что люблю я лето!

«Осень»

Ветер по лесу летал,

(Дети делают кистями плавные

движения вперед – к груди)

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

(поочередно загибают пальцы на руке)

Вот кленовый,

Вот рябиновый разной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(встряхивают кистями рук)

«Мы идём грибы искать» (потешка)

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать!

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

(Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

 «Хозяйка»

Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу)

В миску молока налью, (наливаем молоко)

Положу туда крупу (насыпать крупу)

И поставлю на плиту. (поставить на плиту)

Будет каша хороша! (хлопать в ладоши)

Кушай, кукла, не спеша. (пригрозить пальчиком)

«Жили маленькие гномики»

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)

Маленькие гномики:

Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.

(загибать пальчики, начиная с мизинца)

Раз, два, три, четыре, пять (разгибать пальчики)

Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)

Таки – рубашки, (загибать пальчики, начиная с большого)

Тики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.

«Ёжик, ёжик колкий»

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?

(малыш катает ёжика ладошками)

Надо бельчонку сшить распашонку

(малыш катает ёжика по животику)

Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)

Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите

(катаем по полу)

Если дам иголки - съедят меня волки!!!

(ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)

 «Котёнок»

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)

На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)

Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

«Ладошки»

(ребенок выполняет движения соответственно тексту)

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок.

«Листья желтые летят»

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат.

(руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)

Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик.

(трём ладонью об ладонь)

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат

Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. (шаркаем ножками)

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат

Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик.

(указательные пальцы шаркают друг об друга).

 

«Наша Маша варила кашу»

Наша Маша варила кашу

Кашу сварила, малышей кормила.

(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

(на следующие две строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)

А этому - не дала.

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...