Конспект по развитию речи в подготовительной группе беседа "Летний день - год кормит"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шарипова Аниса Камилевна

Цель: развивать диалогическую речь : учить отвечать на вопросы полно и развернуто.

Задачи:

Уточнить и расширить знания о процессе хранения урожая.

Активизировать словарь словами:  заготовки, погреб, моченый, маринованный, соленый, квашеный, мякоть, кожура, моченый,

Учить образовывать причастия от глаголов.

Развивать зрительное восприятие.

Воспитывать уважение к труду взрослых.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Занятие по развитию речи в подготовительной группе

Тема: беседа "Летний день  - год кормит"

Цель: развивать диалогическую речь : учить отвечать на вопросы полно и развернуто.

Задачи:

Уточнить и расширить знания о процессе хранения урожая.

Активизировать словарь словами:  заготовки, погреб, моченый, маринованный, соленый, квашеный, мякоть, кожура, моченый,

Учить образовывать причастия от глаголов.

Развивать зрительное восприятие.

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Методы и приемы:

Словесный: описание, художественное слово, вопросы.

Игровой: физ. минутка, пальчиковая гимнастика, дид. игры

Наглядный:  рассматривание овощей и фруктов, натуральные и в картинках.

Практический: работа со схемой

Оборудование: сюжетные картинки, настоящие овощи и фрукты (яблоко, помидор, огурцы, картошка, лук, перец, морковь). демонстрационные картинки, банка с соленьем, корзинка, салфетка, мяч мал.

Ход занятия

- Ребята, какое сейчас время года?

-Чем отличается начало осени от поздней осени? Отличается она изобилием - люди собирают урожай фруктов, овощей и ягод.  А сейчас слушайте внимательно

Загляни в осенний сад

Чудо-мячики висят.

Красноватый, спелый бок

Ребятишкам на зубок. (Яблоки)

-Правильно это яблоки, посмотрите, яблоко она какого цвета? какой формы? Какая она на ощупь?  Кожура у яблока тонкая но жесткая, мякоть у яблока белая, мягкая, сладкая, иногда с кислинкой, так же у яблока есть косточки, из них вырастает дерево -  яблоня, весной она цветет,  а летом из этих цветочков появляются яблочки, на солнце они краснеют и созревают. Яблоко очень полезна для детей и взрослых.  А яблоко это овощ или фрукт?

Часто варим на обед,

Добавляем в винегрет,

Любят дети, даже крошки,

Блюда из простой...(Картошки)

-Правильно это картошка, посмотрите, картошка какого цвета? Какой формы? Какая она на ощупь? Кожура у картошки тонкая, мякоть - жесткая, белая либо желтая, при приготовлении он становится мягкой и рассыпчатой. Весной мы сажаем картошку в землю, из этой картошки вырастает ботва(стебель и листья), после цветут цветы, и к осени вся ботва начинает увядать, мы раскапываем огород и собираем урожай, вместо одной старой картошки теперь  10-15 новых.        А картошка это фрукт или овощ?

Он в пупырышках, зелёный,

Вкусен свежий и солёный.

Помидору друг и брат,

С ними так хорош салат!

Этот стройный молодец

Хрусткий, тонкий…(Огурец)

-Правильно, посмотрите, огурец  какого цвета? Какой формы? Какая на ощупь? Кожура, какая у огурца? мякоть - светлее, чем кожура. Она хрустящая, и вкусная, еще у огурца есть семечки. Огурец это овощ или фрукт?

Красный вкусный, хоть не сладкий.

Зреет на обычной грядке,

Но, как в сказке, с давних пор

Все зовут его: «Синьор»…(Помидор) 

-Правильно, посмотрите, помидор какого цвета? А какой он формы? Какая на ощупь? Кожура какая у помидора? А мякоть? Есть у помидора семечки, какие они?  Помидор овощ или фрукт?  

Хоть и злой он, но полезный,

Защищает от болезней.

Кто одёжку оборвёт,

Слёзки горькие прольёт.

Если вдруг ваш нос заложен,

Он, как доктор, вам поможет

И микробы убегут…

Как врача зовут все? ...(лук)

-Правильно это лук. Лук какого цвета? Какой формы? У лука есть шелуха, она многослойна и тонкая, а сам лук белый тоже слоистый, острый. Лук очень полезный, несмотря на его вкус и запах. Лук это овощ.

Разноцветный, как фонарик,

Иногда похож на шарик.

Он блестящий, крепкий, гладкий.

Догадались? (Перец сладкий)

-Правильно это перец. Этот перец, какого цвета? Какой формы? Кожура у него очень тонкая похожая на пленку, а внутри он пустой, если его разрезать, то мы увидим внутри, лишь много-много семечек, но сам перец вкусный и сладкий. Перец это овощ.

Д.Игра "Четвертый лишний"

Поиграем в игру, я буду выкладывать  четыре предмета, из них один будет отличаться по какому-то признаку, вы должны определить, и полно ответить, почему вы так считаете?

Огурец, помидор, тыква, яблоко.

Помидор, свекла, капуста, банан.

Абрикос, малина, смородина, клубника.

гранат, клубника, помидор, тыква.

Банан, баклажан, огурец, картошка.

Морковь, тыква, апельсин, капуста.

Груша, яблоко, арбуз, банан.

Абрикос, арбуз, апельсин, яблоко.

Вишня, смородина, малина, гранат.

Огурец, капуста, арбуз, абрикос.

-Засиделись мы, ребятки, давайте подвигаемся, разомнемся, соберем урожай. Встали.

Физ. Минутка 

Картошка созрела, мы картошку -выкопаем, выкопали.

А морковку - выдернем, выдернули.

Яблоки - сорвем, сорвали.

Помидоры - снимем, сняли.

Капусту - срубим, срубили.

Свеклу - дергаем, выдернули.

Огурцы - снимем, сняли.

Чеснок - выкопаем, выкопали.

-Вот и собрали урожай. Выпрямились, сели на свои места.

-Из собранного урожая будем делать заготовки. Сделаем салат из капусты.

Пальчиковая гимнастика

"Мы капусту рубим, рубим (ребром ладони)

Мы морковку трем, трем (кулачки трут друг-дргуа)

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы салат мнем,  мнем (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладем и пробуем.

-Капусту мы приготовили.  Посмотрите, что еще можно сделать из овощей (ставлю банку).

-Вы знаете что это?

- Это маринованные огурцы. Собранные овощи и фрукты тщательно отбирают, моют,  а затем солят, маринуют, делают из них консервы, компоты, соки, джемы, варенье.

- А как ваши родители и бабушки хранят овощи и фрукты?

-Картофель, морковь, свеклу хранят в специальных хранилищах, погребах.

-Яблоки, разные ягоды можно хранить в морозильнике.

-Помидоры, огурцы солят и маринуют в баночках.

Подвижная игра "Заготовки"

- А сейчас поиграем: встали в круг, я буду задавать вопрос, и кидать мяч, а вы должны ответить и кинуть мяч обратно.

- Огурцы маринуют, значит, они какие (маринованные).

- Капусту квасят, значит, он? (квашенный).

-Яблоки сушат, значит, они (сушеные)

- Помидоры солят, значит, они? (соленые)

- Грибы сушат, значит, они? (сушеные).

-Яблоки мочат, значит, они? (моченые)

-Молодцы все справились, с вопросами. Садимся на свои места.

Дид.игра.

 -Сейчас, еще немного по упражняемся. Посмотрите на доску, здесь есть схема. На схеме 6 заданий. В первом вы должны рассказать что это. Во втором - сказать какого цвета. В третьем какая по форме, в четвертом - какой на ощупь. В пятом - где растет, в шестом - в каком виде можно его есть, и что можно приготовить из этого.

Например - морковь - это овощ. Она оранжевого цвета, она в форме конуса. На ощупь - гладкая, морковь растет на грядке, ее можно есть сырой, а так же можно жарить, варить, парить, делать из нее салаты.

-Молодцы! У всех получились полные и правильные рассказы.

-Есть народная мудрость  "Летний день  - год кормит". Как вы понимаете эту пословицу?

- Овощам и фруктам нужно теплое солнце и вода, чтобы они могли поспеть вкусными и полезными. Поэтому, если в летний день  у себя в огороде постараться и  посадить разные овощи и ягоды, то у вас будет большой  запас вкусных и полезных продуктов к вашему столу зимой и на целый год. Эта мудрая пословица касается тех, у кого есть свой огород, ведь именно хорошая земля и светящее солнышко дает жизнь посадкам в огороде и саду, и хорошему  урожаю.

-Сейчас, вы можете помочь мне собрать все овощи и фрукты в корзинку и поиграть в свои игры.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Этот День Победы»

Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за героизм наших людей в годы ВОВ...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие.Цель: Обогащать словарный запа...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «День матери»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «День матери»Цель: повышение социальной значимости материнства; развитие лексико- грамматического строя речи и связной речи детей, ...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «День народного Единства»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «День народного Единства» Цель: Знакомство детей с праздником - «День народного единства», историей его возникновения. Задачи: Воспитывать ...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему "День космонавтики"

Конспект занятия в подготовительной группе "День космонавтики"...