"Интерактивные технологии в речевом развитии дошкольников"
консультация по развитию речи

Коваленко Татьяна Александровна

Эффективные технологии в речевом развитии дошкольников: картинки-ассоциации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_ped_nahodka_kovalenko.docx30.88 КБ
PDF icon moya_ped_nahodka_kovalenko.pdf1.44 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Образовательный комплекс им. Владимира Храброго»

Тема: «Интерактивные технологии в речевом развитии дошкольников»

                                                           

                                                            Подготовила: воспитатель высшей категории

                                                            Коваленко Татьяна Александровна

г.о. Серпухов, 2024

Слайд 1

Татьяна Александровна Коваленко, воспитатель высшей квалификационной категории.

Слайд 2

Сегодня я расскажу вам о своих педагогических находках» и представляю вашему вниманию «Интерактивные методы и технологии в речевом развитии дошкольников: картинки-ассоциации, сторителлинг, синквейн и кластер».

Актуальность темы нашла своё «отражение» в нормативно-правовых документах дошкольного образования. А именно:

Слайд 3

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», представленному на слайде.

Слайд 4

И принимая во внимание некоторые из задач ФГОС ДО (на слайде)

А также нацеленность образовательного процесса на достижение целевых ориентиров по образовательной области речевое развитие в процессе диагностики мной была выделена проблема речевой готовности ребенка к школе. Под речевой готовностью понимается взаимосвязь множества компонентов,

Слайд 5

основными из которых (представлены на слайде) являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.

Задача дошкольной образовательной организации - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью  в начальной школе.

Для себя сделала вывод,  чтобы воспитать физически развитого, любознательного, активного ребенка, который способен средствами общения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, необходимо осуществлять творческий подход к традиционным методам развития речи и обновлять (обогащать) методики их проведения.

Я отдала предпочтение интерактивным методам и технологиям.

Слайд 6

Таким как: картинки-ассоциации, сторителлинг, синквейн и кластер. Которые я использую как на занятиях по развитию речи, обучению грамоте, по ознакомлению с природой и с окружающим миром, так и на занятиях кружка дополнительного образования «Пиши, читайка», руководителем которого я являюсь.

Слайд 7

В ходе работы над темой я постаралась выявить на сколько эффективно использование интерактивных методов и технологий: картинки-ассоциации, сторителлинг, синквейн и кластер влияет на процесс формирования связной речи и общения со взрослыми и сверстниками, обогащение словаря и обучения грамоте.

Слайд 8

Цель определила необходимость постановки и решения следующих задач, которые представлены на слайде.

 1. Подробно изучить использование интерактивных методов и технологий, таких как: картинки-ассоциации, сторителлинг, синквейн и кластер в работе по речевому развитию дошкольников.

2. Выявить уровень речевого развития и интереса (мотивации) к занятиям на начало года в процессе основной диагностики.

3. Внести корректировки в структуру занятий по развитию речи, обучению грамоте и кружка «Пиши, читайка» с применением данных интерактивных технологий.

4. Проанализировать результативность работы по данному направлению.

Слайд 9, 10.

Не буду заострять ваше внимание на первом этапе работы над данной темой. Подчеркну то, что в процессе изучения и анализа данной темы я приняла участие в педагогических он-лайн конференциях, о чем свидетельствуют дипломы, представленные на слайде. Мною была проведена консультация для педагогов «Стортеллинг – интерактивный метод как средство развития связной речи дошкольников» на педчасе ДОУ и мастер-класс «Использование картинок-ассоциаций в работе по формированию звуковой культуры речи».  

В ходе изучения и использования  данных методов и технологий,  удалось выделить положительные стороны их использования.

Слайд 11

Картинки-ассоциации – интерактивная технология запоминания букв из авторской методики  Наталии Пятибратовой «Изучаю и запоминаю звуки и буквы». Работая по  этой технологии я заметила улучшение в развитии ассоциативного мышления, так как использование этого пособия предусматривает опору на основные каналы восприятия дошкольника: зрение, слух, кинестетические ощущения. Это создаёт связь между ними, благодаря чему звуки и буквы запоминаются очень быстро и прочно. Игры с картинками косвенно влияют на коррекцию звукопроизношения малышей, а также готовят артикуляционный аппарат к появлению правильных звуков речи. Примеры использования игр с данным пособием представлены на слайде и более подробно в методических рекомендациях к данной методике.

Слайд 12

Работая с картинками-ассоциациями необходимо соблюдать следующий алгоритм, который представлен на слайде.

Схема интерактива:

ИЗОБРАЖЕНИЕ           ДВИЖЕНИЕ (ЖЕСТ)          ОЗВУЧИВАНИЕ      

УЗНАВАНИЕ БУКВЫ

Я отметила эффективность данной технологии в том, чем чаще пользуешься ею, тем быстрее дети запоминают звуки и буквы. В кружке «Пиши-читайка это способствует переходу на следующий этап:  знакомство с капельным алфавитом «Дом-облако» и прокапывание букв, звукослияние («капитаны и принцессы», лодочки – открытый слог) и слогослияния.

Слайд 13

Сторителлинг

Сторителлинг – это искусство увлекательного рассказа.

В русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сочинительство». Я использую в работе педагогический  и образовательный сторителлинг. Педагогический - техника подачи познавательной информации.  Выполняет следующие функции: (на слайде) наставническая, мотивирующая, воспитательная, образовательная, развивающая.

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.

Слайд 14

 На слайде представлены виды, которые были использованы мной.

1.В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Пример: сказ про Дом-облако (знакомство с капельным алфавитом).

2.В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Пример: Остров принцесс.

Данный вид сторителлинга содействует передаче не только теоретического, но и практического знания. Оно особенным способом выражается в практической продуктивной деятельности и предполагает собой передачу умений и навыков.

3.Цифровой сторителлинг - это формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, картинки и др.).

Таким образом, эта технология помогла мне повысить уровень заинтересованности и активности детей и облегчила процесс запоминания информации через сюжет истории. У ребят сформировалась способность

воспринимать и перерабатывать информацию; расширился их словарный запас, а устная речь стала более содержательной.  

Слайд 15

Еще один очень интересный и эффективный метод, который я использую,  работая над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

На слайде представлена модель синквейна. Работая по ней, необходимо соблюдать правила.

1 строка: Предмет или явление.

2 строка: Описать какой этот предмет.

3 строка: Действия данного предмета.

4 строка: Нравится ли данный предмет и как? Непосредственно  мнение о затронутой теме,   личное отношение  к тому, о чем говорится в тексте.

5 строка: Как можно по-другому назвать этот предмет?  Всего одно слово или словосочетание, которое отражает суть предмета или явления,  о котором говорится в синквейне,  это личное  мнение по теме стихотворения или повторение сути, синоним, ассоциация. 

Слайд 16

Для себя отметила, что данная технология способствует развитию речи и мышление детей, облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, помогает пополнить словарный запас и формирует умение находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Слайд 17

Определение технологии кластер представлено на слайде.

 «Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, гроздь, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Основоположником кластерной теории признанно считается профессор Гарвардской школы Майкл Портер».     / Никитина, А. В. Кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся / А. В. Никитина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 20-31. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33512/.

  Суть кластера заключается в выделении конкретной темы, её смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

Использование мною этой технологии способствует активизации мыслительной деятельности детей, закреплению умения детей ставить вопросы, выделять главное, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения. 

Хочу от себя отметить, что дети стали более открыты и активны в своих высказываниях, так как в процесс составления вовлечен весь коллектив, детям это интересно.

Слайд 18 На этом слайде вы видите достоинства использования этой технологии.

Слайд 19 на слайде представлены кластеры, которые были изготовлены совместно с детьми по разным лексическим темам.

Слайд 20

Прогресс результатов очевиден, что можно отследить на сравнительной диаграмме.

Проанализировав результаты мониторинга, в сентябре 2021 мы отметили невысокие результаты речевого развития.  Так лишь 26 % детей справляются с заданиями самостоятельно, с дозированной помощью взрослого с заданиями справились 56% ,  не справились с заданиями мониторинга 18% детей. Проведя мониторинг речевого развития в мае 2022 года, пришли к следующим результатам: процент детей, справившихся с заданиями самостоятельно увеличился и составил - 82 %, справившихся с заданиями с дозированной помощью взрослого  - 16%, а процент детей, которые не справились с заданиями составил - 2% (часто болеющий).

Проведенный мониторинг показал эффективность внедрения вышеперечисленных интерактивных методов и технологий в работу по развитию связной речи и обучению грамоте детей в нашей группе, и в работе кружка «Пиши, читайка».

Результаты диагностики показали, что у детей достаточно высокий  уровень речевого развития. Дети стали активнее использовать в речи синонимы, сравнения, прилагательные, глаголы. На вопросы воспитателя стали отвечать полными предложением, речь стала более яркая и выразительная. Дети углубленно освоили раздел обучения грамоте. У них сформированы умения проводить звуковой анализ слов, используя условные обозначения, сопоставлять звук с буквой,  звукослияния и слогослияния. Дети более заинтересованы и мотивированы на речевую деятельность, они более активны и раскрепощены в своих высказываниях, более уверены в общении.

Как показывает практика работы, данные интерактивные методы и технологии, могут быть полезны воспитателям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей, испытывающих трудности речевого общения, взаимодействия со сверстниками.

Речевое развитие не задерживается, если ребенок получает новые, яркие впечатления и создана обстановка, в которой у него появляется желание говорить и вступать в речевое общение.

Закончить свое выступление хочу словами педагога-психолога Джона Дьюи «Современные дети требуют современных идей! Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра!»

Слайд 21

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Интерактивные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Целью мастер - класса я вляется повышение уровня педагогической компетентности по использованию интерактивных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста....

Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Главным условием развития личности ребенка в дошкольном возрасте является общение. Поэтому задача педагога специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, вз...

Использование интерактивных технологий в математическом развитии дошкольников

Использование интерактивных технологий в математическом развитии дошкольников Математика в настоящее время перестала быть предметом занятий только ученых, теперь занятия математикой привлекают к ...

Проект "Использование интерактивных игр в речевом развитии дошкольников"

Использование интерактивных игр в речевом развитии дошкольников...

Применение интерактивных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона...

Использование интерактивных игр в речевом развитии дошкольников

А так же наша группа использует в работе интерактивные игры компании  МЕРСИБО,  я представлю вам те варианты мультимедийных игр, которые используем на занятиях с применением интерактивного п...

Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников. Занятие по развитию речи и чтению художественной литературы. Чтение Сказка В. Г. Сутеева «Палочка-выручалочка»

Конспект открытого просмотра к педсовету № 2Тема: «Использование инновационных технологийв речевом развитии дошкольников»...