В слове — суть мысли!
консультация по развитию речи

Воспитание культуры речи — проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kulturnaya_rech_pedagoga.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое общение – мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, направленный на реализацию конкретной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности и органически включается во все другие виды

Культура речевого общения дошкольника – выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Воспитание культуры речи — проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса.

С детства нам говорили о том, что существуют «добрые, волшебные слова»: «извините», «спасибо», «пожалуйста», — и мы свято верили в их магическую силу. Но проходили годы, и мы все чаще убеждались, что многие люди практически не обращают на них внимания. Вера в волшебство этих слов уходила вместе с детством. В слове — суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет. В этой связи возникают следующие задачи воспитания:

— формировать у ребенка культуру речи;

— учить его четко и ясно произносить слова;

— правильно и понятно для окружающих излагать мысль;

— вежливо отвечать на вопросы взрослых и обращаться к ним с просьбой;

— не перебивать говорящих;

— внимательно выслушивать указания старших;

— говорить без крика, владея силой голоса и различными интонациями;

— не вульгаризировать речь словами-сорняками;

— спокойно и скромно держать себя во время разговора.

Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека. Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи.

Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так, же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.

От культуры речи педагога, зависит культура речи детей.

Речь педагога должна быть:

  • грамматически правильно построенной, связной;
  • ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;
  • должна быть выдержана в определенном темпе, громкости;
  • должна быть интонационно выразительной;
  • доступной;
  • с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Так к недочетам речи педагога относится:

  • Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия, лучше, если речь протекает в слегка замедленном темпе;
  • Невнятность произношения;
  • Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
  • Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
  • Неточность произнесения отдельных звуков или слов;
  • Нарушения лексики – в грамматическом оформлении;
  • Употребление в речи слов – паразитов;
  • Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
  • Произнесение слов с неправильным ударением;
  • Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

Таким образом, работая с детьми, педагог должен обратить внимание на следующее:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.

2. Иметь лёгкую, чёткую и отчётливую речь, то есть хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм:

4. Стремиться правильно, использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью глосса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции, в соответствии с возрастом детей.

7. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений.

8. Развитие навыков общения у детей, через игровую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное воспитание детей дошкольного возраста. Суть педагогической культуры родителей.

Семейное воспитание детей дошкольного возраста. Суть педагогической культуры родителей.   Не поразителен ли тот факт, что, от ухода за детьми зависит их жизнь, их нравственное благосостояние...

Суть кризиса 3 лет.

Ребенок хочет проявлять свою личность....

"Суть системно - деятельностного подхода"

Выступление на региональном семинаре по теме: "Системно-деятельностный подход в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в условиях внедрения ФГОС"...

Мысли в словах и без слов от 3 до 5

Мысли в словах и без слов от 3 до 5...

Консультация для родителей "Как научить ребенка выражать свои мысли словами"

Владение словом - большое искусство. Для того, чтобы культурная речь ребенка стала его визитной карточкой, необходимо приложить немалые усилия....

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинс

Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников»«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тон...