Картотека игр для развития фонематического восприятия у дошкольников
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Материал для педагогов и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка - детский сад № 182 «Солнечный город»
Картотека игр для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
Подготовила: учитель-логопед
Шумайлова Е.В.
Игра «Протяни звук» Цель игры: помочь ребенку развить речевое дыхание. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. В игру нужно играть, разбившись на пары. Дети становятся лицом друг к другу и по сигналу взрослого глубоко вдыхают и начинают тянуть определенный гласный звук (а, о, у, и, э). Выигрывает тот, кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха. | Игра «Повтори за мной» Цель игры: научить ребенка подражать, выразительности речи и мимике. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. В эту игру можно играть как вдвоем, так и разбившись на пары. Взрослый изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией «ах-ах-ах», «ай-ай-ай», «о-го-го», «ох-ох-ох», «ой-ой-ой» и выражая эмоции мимикой. Задача ребенка — догадаться какое настроение передает взрослый, а потом попробовать повторить слова с той же интонацией. |
Игра «Эхо» Цель игры: развить силу голоса ребенка. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, главное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет. | Игра «Пароход» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать звуки, произносить их тихо и громко. Оборудование: рисунок парохода. Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением парохода и спрашивает, что это такое, а как он гудит, а затем изображает гудок парохода, когда он находиться далеко, и просит повторить детей. Затем взрослый изображает гудок приближающегося парохода. Дети повторяют. И, наконец, взрослый имитирует гудок парохода, который находиться совсем близко. Дети снова повторяют. Необходимо следить за тем, чтобы дети правильно произносили звук парохода, находящегося вблизи, вдали и совсем близко. Эту игру можно провести как подвижную. В этом случае предложите детям двигаться как пароходы и сигналить, приближаясь к пристани или удаляясь от нее или друг от друга. |
Игра «Вездеход» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки. Оборудование: рисунок вездехода. Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением вездехода и спрашивает, что это такое. Затем предлагает детям выучить небольшое стихотворение про вездеход: Вы сегодня что, проспали? И на поезд опоздали! Вы садитесь в вездеход. Самый лучший вездеход. Всюду он вас довезет. Стихотворение следует произносить немного нараспев. Взрослому необходимо следить за тем, чтобы дети правильно выговаривали все звуки.
| Игра «Поход в лес» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить гласные звуки. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения: Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх) И друзей с собой зовем: «Ау! Ау!» (сделать ладони рупором) В этот солнечный денек (руки опустить вниз) Я залезу на пенек: «Ух!» (прижать ладони к щекам) Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев. |
Игра «Коровка» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить сонорные звуки. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Глубоко вдохнуть, на одном выдохе протяжно произнести слоги: «Моо, муу». Чтобы игра проходила веселее, можно читать различные забавные стишки, например: «Му» — коровка по утру Замычала на лугу. Травку там она жует, А дома молочко дает. Или: Рано утром пастушок Весело трубит в рожок, Коровы смотрят вслед ему И мычат протяжно: «Мууу» (сложить руки рупором). | Игра «Дом» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети вместе со взрослым стоят в кругу, делают глубокий вдох, а при выдохе протяжно произносят слоги: «Динн, донн, бимм, бомм». Затем декламируют стихотворение, одновременно делая движения. Бим — бом! Бим — бом! (стоять на месте) Дружно строим вместе дом (положить руки на пояс, наклоняться вперед). Бим — бом! Бим — бом! (хлопать в ладоши) Как хорош будет наш дом! (поднять руки вверх) *** Дин — дон! Дин — дон! (стоять на месте) Просыпается наш слон (поднять руки вверх и потянуться). Старый, добрый, серый слон (положить руки на пояс). Дин — дон! Дин — дон! (шагать на месте) |
Игра «Кто дольше» Цель игры: развивать у детей длительность и устойчивость звучания голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети сидят на диванчике, делают глубокий вдох. При выдохе протяжно произносят слоги, которые состоят из согласных «м» и «н» и различных гласных: «Маммм, миммм, муммм, моммм» и т. д. Произносить слоги следует как можно дольше. Игра «Самолет» Цель игры: развить у детей силу голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети вместе с взрослым становятся по кругу. Затем разводят руки в стороны и покачивают ими, представив себя самолетом, и протяжно произносят звук [у]. Потом быстро опускают руки вниз и, присев, коротко говорят [у].
| Игра «Котята» Цель игры: развить у детей силу голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети сидят на диванчике и читают вслух стихотворение, изменяя силу голоса в зависимости от смыслового содержания: Тише, тише Кот на крыше, (говорить следует почти без голоса). И котята чуть-чуть выше (произнести шепотом). Кот пошел за молоком (произнести с обычной громкостью) А котята кувырком. Кот принес всем молока, (говорить следует громко) Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха!» (произнести очень громко) В игре можно использовать другие стихотворения, читая которые также следует менять силу голоса.
|
Игра «Жук» Цель игры: развить у детей силу голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает им изобразить жука. Для этого нужно опустить руки вниз, а затем разводить ими в стороны и произносить «жу» низким голосом, как будто жук только расправляет крылья и собирается взлететь. Постепенно следует поднимать руки вверх и одновременно повышать голос. Когда руки будут на уровне груди надо произнести «жу» нормальным голосом. Далее поднять руки вверх, а слог «жу» произнести высоким голосом, ведь наш жук полетел. Можно разрешить детям немного покружиться.
| Игра «Ракета» Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает детям представить, что они превратились в ракеты. И вот ракета взлетает! Дети начинают протяжно произносить низким голосом звук [у], руки немного разведены в стороны. Наша ракета летит на Луну. Малыши поднимают руки вверх и протяжно произносят высоким голосом звук [у]. Ракета приземляется на Луне. Нужно опустить руки и присесть, затем протяжно произнести низким голосом звук [у]. А теперь ракета летит домой. Выполнить все движения еще раз в том же порядке. |
Игра «Поезд» Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят, выстроившись по цепочке, взрослый впереди. Все вместе начинают читать стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно перемещаясь по кругу, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, изображая поезд. Поезд мчится во весь дух: — Ух! Ух! Ух! (произносить высоким голосом) Едет — едет паровоз: «У-у-у-у! Я домой вас повезу» (произносить низким голосом). | Игра «Ножки» Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети сидят за столами и читают стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно стуча пальчиками по столу: Бегут по дорожке Нашей Маши ножки. Топ! Топ! Топ! (произносить высоким голосом и быстро и легко постукивать пальцами по столу). А вот папины ноги Идут по дороге. Топ! Топ! Топ! (произносить низким голосом, медленно и громко стучать по столу). |
Игра «Клоун» Цель игры: развить у детей умение изменять высоту и тембр голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети сидят за столом. Предложите им поиграть в клоуна, который изображает различных животных и предметы. Каждый ребенок по очереди становиться клоуном и изображает звуки, которые издает какое-нибудь животное. Остальные дети должны угадать это животное и повторить действия ведущего. Взрослому следует помочь ведущему изобразить животное или предмет. Начинать игру должен взрослый, для того чтобы показать детям, как правильно изображать животное или предмет. Можно предложить детям изобразить вой волка, шипение гуся, жужжание комара, мухи, пчелы, свист чайника, плачь ребенка, вой ветра, паровозный гудок, лопающиеся пузыри, крик вороны, кукушки и т. д. | Игра «Сказочник» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети сидят на диванчике. Предложите малышам рассказать известную им сказку. Если они затрудняются, можно подсказать им такие сказки, как «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Пых», «Машенька и медведь» и др. Нужно рассказывать сказки по ролям, изменяя интонацию и тембр голоса. Следует следить за правильным произношением всех звуков. Также необходимо следить за тем, чтобы дети, рассказывая сказку, делали вдох на паузах между фразами, а не между словами.
|
Игра «Дождик» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым и декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения: Дождик, дождик, лей, скорей! (стоять прямо, согнуть руки в локтях, повернув их внутренней стороной ладоней вверх) Хорошо меня полей! Хочется мне вырасти! (встать на носочки и поднять руки вверх) И не страшно сырости! | Игра «Гром» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети сидят за столами и декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:
Гром гремит: Бух! Бах! (ударить ладошкой по столу) Все дрожит от страха (обнять себя за плечи). Дождь закапал: кап, кап, кап (постучать кончиками пальцев по столу). Нужно спрятать нам ребят (убрать руки со стола). |
Игра «Божья коровка» Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса, Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети сидят за столами и читают стишок, постепенно увеличивая темп речи: Читая детям стихотворения, соблюдайте правильный темп речи, логические ударения и нужную интонацию. Божья коровка, Полети на облачко, Принеси нам с неба, Чтобы были летом: В огороде бобы, В лесу ягоды, грибы, В роднике водица, Во поле пшеница. | Игра «Дружные ребята» Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым. Декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения и постепенно ускоряя темп речи: Мы по кругу идем, (идти по кругу медленно и так же медленно читать стихотворение) Дружно песню поем. Поскакали по дорожке, (бежать, высоко поднимая колени, темп речи ускорить) поднимая ножки. Скачем, скачем: скок да скок (говорить очень быстро). А потом встали и молчок! (встать и замолчать) |
Игра «На велосипеде» Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса, Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Дети сидят на диване и произносят фразы сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп речи до очень быстрого. Затем темп речи опять постепенно замедляется до медленного: Сели и поехали все быстрей, Быстрей, быстрей, Быстро съехали с горы. Снова в гору едем мы, Вот па гору поднялись, И довольно смотрим вниз. | «Почтальон» У детей на столах лежат предметные картинки (1-2). Педагог собирает в сумку, с прикрепленным к ней символом или буквой, только определенные картинки-письма, например, те, в названии которых встречается звук К. Каждый ребенок выбирает такое «письмо» и, отдавая его взрослому, утрированно произносит в слове звук, обозначенный символом на почтовой сумке. Символы заменяются в связи с фонетической задачей занятия, «Магазин» Дети «покупают» с оборудованного прилавка предметы на деньги-символы или буквы. Подавая педагогу символ или букву, каждый ребенок утрированно произносит соответствующий, звук в названии покупаемого предмета. |
«Для кого картинка?» У детей в руках символы различных звуков или буквы. Педагог показывает картинку, ребенок доказывает, произносительно выделяя соответствующий звук, что эта картинка для него. Если несколько детей заявляют свои права на картинку, она достается тому, кто подберет больше слов на обозначенный символом (или буквой) звук. «Разложи предметы (картинки) к символам» Перед детьми выставляется 3-4 знакомых символа согласных звуков или букв. Вызванные дети берут из набора перевернутых картинок или игрушек, лежащих перед взрослым, по одной. Выигрывает тот, кто первым подставит свою картинку или предмет к нужному символу и всем докажет, что он поступил правильно, то есть произнесет в слове соответствующий звук утрированно. | «Пропускаем мы во двор слов особенных набор» Педагог предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуть к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх. Взрослый объясняет, что во двор мы будем «пропускать» только слова со звуком, символ которого ставится на видное место. Дети открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор». «Мяч не трогать иль поймать — постарайтесь отгадать» Педагог предлагает стоящим перед ним детям ловить мяч, если они услышат в слове звук, обозначенный символом или буквой, либо прятать руки за спину, если звука в слове не окажется. Когда ребенок поймает мяч, полезно проконтролировать сознательность его выбора, то есть предложить произнести слово, выделяя соответствующий звук. |
«Найдем спрятанные слова» Педагог показывает детям картинки с изображением моря, леса, огорода, улицы и пр. Рядом ставится определенный символ. Педагог произносит стихи: Я слова найду везде, В доме, в городе, в воде, В огороде и в саду Постараюсь и найду. Детям предлагается вспомнить предметы, которые могут находиться в указанном месте и содержать в своем названии обозначенный символом звук. | «Разбежались и собрались» У детей в руках картинки, в названии которых им следует отыскать ударный гласный звук (малИна, посУда,макарОны), а затем собраться около одного из трех детей, держащих соответствующий символ гласного звука (И, У, О). Количество одновременно выделяемых в словах гласных звуков и соответственно зрительных символов можно увеличивать по мере совершенствования внимания и восприятия детей. «Подставь символ (букву) к предмету (картинке)» Дети выбирают по одному символу из предложенных педагогом. На столе раскладываются 5-6 предметов (картинок), в названии которых имеются обозначенные звуки. Выигрывают те дети, которые раньше других отыскали соответствующий звук в названии предмета и смогли это правильно продемонстрировать. |
«Кубик» Дети по очереди кидают кубик, к каждой стороне которого прикреплено изображение символа звука или буква. Звук, символ которого оказался сверху, бросавший кубик ребенок должен отыскать в названиях выставленных картинок или предметов. «Собираем пуговки» Педагог раздает детям по 3-4 пуговки и объявляет, что в специальный «звуковой сундучок» будет собирать слова с тем или иным звуком. Звук обозначается символом и выставляется перед детьми. Дети называют слова с заданным звуком в любой позиции и опускают пуговки, к которым «пришито» их слово в сундучок. «Подарки гостям» Педагог представляет гостя занятия (Матрешку, Буратино, поросенка Лафа, Карлсона и пр.). Детям предлагается придумать и назвать подарки или кушанья, которые можно было бы предложить гостю с зачетом того, что первый звук в названии подарка (кушанья) должен совпадать с таковым в имени гостя. В случае ошибок или сомнений педагог предъявляет детям соответствующий символ. | «Поезд» Логопед показывает детям паровоз и 9 картинок с изображениями животных, объясняет: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем три вагона. Каждое животное может ехать только в определенном ему вагоне. В первом вагоне поедут животные, в названиях которых есть звук с…» и т. д. Педагог вызывает троих детей и предлагает одному ребенку отобрать пассажиров для первого вагона (звук с), другому — для второго вагона (звук ж) и последнему — для третьего вагона (звук р). Затем он приглашает еще трех детей-контролеров (или одного ребенка), которые должны проверить, на своих ли местах пассажиры. Далее логопед меняет таблички на вагонах, и дети подбирают животных, ориентируясь на названия со звуками з, ш. л. «Предмет и имя» Педагог показывает детям кукол, изображающих мальчиков или девочек, и дает им имена в зависимости от темы занятия (Маша, Катя, Вова, Павлик, Толя и др.) Каждой кукле предлагается подобрать подарки из ряда предметов, стоящих на отдельном столике, так, чтобы первые звуки в названии предмета и имени куклы совпадали. В случае ошибок педагог прибегает к помощи символа, который напоминает о нужном звуке. |
«Сумка-задумка» К сумке прикрепляется символ гласного или согласного звука. Педагог раздает детям фишки и предлагает собрать в сумку-задумку слова с заданным звуком (без учета его позиции или в определенной позиции, если таковая уже изучена с детьми). Дети называют слова с указанным звуком, одновременно складывая фишки в сумку. Усложнением в данной игре будет определенное обобщение, в рамках которого следует подбирать слова (овощи, игрушки, продукты, школьные принадлежности или другие объекты, «помещаемые» в сумку). «Что на елочке висит?» Дети снимают с елочки картинки и подбирают к ним соответствующие символы из лежащих на столике. «Цветик-семицветик» Символы звуков прикреплены к разноцветным лепесткам цветка. Ребенок, сорвавший лепесток, должен назвать слово с указанным звуком в любой позиции. | «Нам пришло письмо из Звукограда» Педагог вынимает из конверта, «присланного» в труппу, символы гласных или согласных звуков, объясняя, что получено письмо из Звукограда, где живут старички-Звуковички. Больше всего они любят игры со звуками. Взрослый предлагает написать ответ, подобрав к каждому символу по пять названий предметов (животных, игрушек и пр.). Дети называют слова, педагог их записывает на карточках и «отправляет» письмо обратно. «Волшебная карусель» Вращающаяся стрелка останавливается напротив одного из символов, изображенных по краю круга. Необходимо назвать не менее трех слов, начинающихся на данный звук. «Вспомним сказку» Перед детьми выставляются картинка к знакомой сказке и несколько символов. Ребенок берет символ и называет слова, относящиеся к содержанию текста, утрированно произнося соответствующий звук. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/12/picture-824364-1476288071.jpg)
Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".
Консультация "Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/15/picture-222112-1363363068.jpg)
Развитие фонематического восприятия у дошкольников с задержкой психического развития
Статья содержит общие сведения о фонематическом слухе, особенностях фонематического слуха у дошкольников с ЗПР. А так же примеры упражнений, направленных на развитие фонематического слуха и восприятия...
Картотека игр по развитию фонематического восприятия
Подборка игр для коррекционной работы с детьми с ОНР...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/13/picture-266117-1371143901.jpg)
Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.
Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....
Картотека упражнений по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического слуха.
УПРАЖНЕНИЕ № 1 На ст...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/27/picture-425382-1635336057.jpg)
Развитие фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Развитие фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речиХарактеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Известно, что самым рас...