Конспект комплексного занятия по ознакомлению с художественной литературой для детей
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Предлагаю конспект занятия по басне Л.Толстого «Старый дед и внучек», 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Старый дед и внучек

 Воспитатель: Огнева Н.А.

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с художественной

литературой для детей

Программные задачи:

- учить детей эмоционально воспринимать образное содержание басни, понимать характер

героев;

- из букв составлять слова, подбирать пары рифмующихся слов;

- развивать внимание, память, логическое мышление, монологическую речь детей,

поэтический слух;

- воспитывать уважение к взрослым и пожилым людям, желание помогать им, ухаживать

за ними.

Предварительная работа:

- беседа;

- рассматривание иллюстраций, фотографий бабушек и дедушек.

Словарная работа: лоханка, невестка, брань, снести.

Оборудование: иллюстрации к басне Л.Толстого «Старый дед и внучек», буквы большого

формата А, Р, С, О, В.

Литература:

В.В. Коноваленко «Развитие связной речи»,

 Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе».

Ход занятия

Дети сидят на ковре полукругом.

Воспитатель. Сегодня я познакомлю вас с басней Л.Толстого: «Старый дед и внучек».

Послушайте внимательно.

Воспитатель читает детям басню.

Воспитатель. Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, зубов не

было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол

сажать и давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её

подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме

портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.

Старик только горько вздохнул, ничего не сказал.

Сидят, раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играют:

что–то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит:

«Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой

Лоханки кормить. Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно

за то, что они так обижали старика, и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за

ним.

Беседа по содержанию

- Что произошло с дедом?

- Как проявляется старость у деда?

- Почему у деда ноги не ходили, глаза не видели, уши не слышали?

- Как обидели деда в семье?

- Где стали давать деду обед?

- Что случилось во время обеда за печкой?

- Почему дед уронил и разбил чашку?

- Как во второй раз обидела невестка старого деда?

- Как можно назвать поступок невестки?

Воспитатель. Правильно недобрый, злой, жестокий, глупый.

- Как ответил на жестокость родителей сын?

- Как можно назвать поступок Миши?

- Почему заплакали отец и мать?

- Чему научил родителей Миша?

- Как надо относится к старым и слабым?

Воспитатель: Правильно. Им нужно помогать, ухаживать за ними, не обижать.

Ответы детей.

Игра: «Назови ласково»

Дед – дедуля,

Бабушка – бабуля,

Старик – старичок,

Внук – внучок,

Сын – сынок,

Невестка – невестушка,

Мать – мамуля.

Физминутка: «Будем прыгать и скакать».

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать!

Наклонился правый бок.

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку,

Разомнём мы ножки.

Согнём правую ножку,

Раз, два, три.

Согнём левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли

И немного подержали.

Головою покачали

И все дружно вместе встали.

Игра: «Какие слова спрятались в буквах?»

А, Р, С, О, В. Нужно составить из данных букв как можно больше слов. Буквы

используются выборочно. Примеры: Оса, сова, роса, ров, сор, аист и.т.д.

Лексическая игра: «Скажи в рифму».

Дети должны подобрать пары рифмующихся слов. Примеры слов: Дочка-бочка, почка-

точка, речка-печка, свечка-овечка и т.д.

Воспитатель: Молодцы. Все справились со всеми заданиями. У всех всё получилось.

Умницы. На этом занятие закончено_


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи «Золотая осень»

Произведения искусства - литературно-поэтические, художественно-изобразительные, музыкальные будут больше понятны и доступны детям, если знакомить с ними в комплексе, что мы и попытались сделать, объе...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы....

Комплексное занятие по ознакомлению с художественной литературой:"Пересказ русской народной сказки:"Царевна - лягушка"

На кружке :"Планета книголюбов использую различные методы и приёмы.Главной задачей является привите интереса к чтению.Ведь детям проще всего посмотреть фильм,поиграть в компьютер,а вот читать дети и в...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой детей в младшей группе. Рассказывание сказки "Теремок". Чтение русской народной песенки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду».

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой детей в младшей группе. Рассказывание сказки "Теремок". Чтение русской народной песенки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду». Провела воспи...

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

Программное содержаниеПознакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна», напомнить стихотворение А. Плещеева «Осень наступила».Учить называть и сопоставлять характерные признаки весны и осени.Во...