Проект «Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»
проект по развитию речи

Лубяницкая Людмила Викторовна

Проект

«Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx67.28 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

Введение

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

В.А. Сухомлинский

           Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», -заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант. Эти выводы не случайны.

         Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так?        

         Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то  есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

          О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т. е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков - сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него

развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

 Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).

        Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику, мы активизируем зону, отвечающую за речь.

        Для достижения поставленной цели проекта потребовалось изучение психолого – педагогической, методической литературы. Для создания системы игр пришлось ознакомиться с разной литературой: программами, учебно – методическими пособиями, журналами по дошкольному воспитанию и др.

Концептуализация

         При реализации проекта буду исходить из следующего: поскольку речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, а игра –  единственный не насильственный способ заинтересовать ребенка в выполнении каких - либо действий, направленных на его развитие, и в процессе игры малыш легко и быстро усваивает даже сложную информацию,      целесообразно повышать уровень развития речи посредством  применения системы игр, в частности пальчиковых (научно доказана связь между развитием мелкой моторики рук и развитием центров мозга, отвечающих за речь), используя разные формы и привлекая к сотрудничеству родителей.

Целеполагание

        Для успешного решения существующей проблемы, связанной с развитием мелкой моторики рук и речи детей среднего дошкольного возраста, необходимо разработать цель, задачи проекта, этапы работы, наметить ожидаемый результат.

Цель проекта

        Цель: определить систему пальчиковых игр, направленных на

развитие речи детей средней группы.

Задачи проекта

Задачи:

1)        подобрать пальчиковые игры для развития речи детей среднего   дошкольного возраста;

2)        подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня развитию речи детей среднего дошкольного возраста;

3)        привлечь родителей к сотрудничеству в проведении совместных мероприятий по реализации проекта, заинтересовав проблемой развития речи посредством пальчиковых игр.

Ожидаемый результат

        Созданная система игр, направленная на развитие речи детей среднего дошкольного возраста, позволит:

1)        повысить уровень развития речи детей посредством использования пальчиковых игр;

2)        помочь воспитателю системно влиять на развитие речи детей (через игры) и использовать подобранный диагностический инструментарий для мониторинга;

3)        родители становятся союзниками с педагогом, взаимодействуя друг с другом при использовании пальчиковых игр для развития речи детей.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап

Направление деятельности

Содержание деятельности

Исполнители

Сроки реализации

Выбор темы проекта.

Сбор и анализ литературы по выбранной теме.

Воспитатель

Сентябрь

Диагностика развития речи детей.

П       Проведение диагностики уровня речи детей 4- 5 лет. Использование

диагностики уровня речевого развития дошкольников (4 - 6лет) Безруковой О.А., Каленковой О.Н.

Воспитатель

Сентябрь

Анкетирование родителей.

Заполнение анкет «Развитие речи у дошкольников» родителями, анализ ответов.

Воспитатель Родители группы

Сентябрь

Разработка содержания проекта

Планирование совместной деятельности.

Воспитатель

Сентябрь

Создание картотеки пальчиковых игр.

«Наши пальчики играют»

Воспитатель

Сентябрь – октябрь

Подготовка наглядного материала

Консультации на стенд, папки передвижки, памятки для родителей.

Воспитатель

Сентябрь – декабрь

Составление перспективного плана игровой деятельности детей 4 – 5 лет.

Систематизация, дополнение картотеки пальчиковых игр «Наши пальчики играют».

Воспитатель

Сентябрь – октябрь

2. Основной этап

Подключение родителей к реализации проекта, выполнение проекта детьми и взрослыми.

Выступление на родительском собрании на тему: «Пальчиковые игры и их роль в развитии речи ребенка».

Воспитатель

Октябрь

Индивидуальные беседы с родителями.

Дать родителям рекомендации по проведению пальчиковых игр.

Воспитатель

Октябрь

Ознакомление родителей с информацией на тему «Пальчиковая игра, что это?»

Размещение папки -передвижки в приёмной, для ознакомления родителей с информацией.

Воспитатель

Октябрь

Индивидуальные консультации для родителей.

Консультирование родителей по вопросам, возникающим в процессе реализации проекта.

Воспитатель

Октябрь – апрель

Игра - беседа с детьми «Наши помощники».

Вызвать у детей интерес к пальчиковым играм.

Воспитатель

Октябрь

Раздача родителям индивидуальных памяток с рекомендациями о проведении пальчиковых игр.

Дать родителям рекомендации по проведению пальчиковых игр.

Воспитатель

Ноябрь

Привлечение родителей к выполнению дома пальчиковых игр.

Создание, раздача памятки для родителей: «Поиграем с мамой дома».

Воспитатель

Ноябрь – апрель

Включение пальчиковых игр в различные режимные моменты.

Каждодневное систематическое использование пальчиковых игр.

Воспитатель

Сентябрь   –

апрель

3.Заключительный этап.

Диагностика уровня развития

речи детей.

Проведение повторной диагностики уровня развития речи детей 4- 5 лет  (дигностика уровня речевого развития дошкольников (4 - 6лет) Безруковой О.А., Каленковой О.Н.)

Воспитатель

Май

Анализ проделанной работы по проекту.

Беседа с родителями «Время подводить итоги» на родительском собрании.

Воспитатель

Май

Сравнительный анализ анкет для родителей.

Заполнение анкет «Развитие речи у дошкольников» родителями, анализ ответов.

Воспитатель

Май

Основные формы реализации проекта:

Формы реализации для детей:

Методы реализации

игры, беседы, чтение,

художественное творчество,

совместная деятельность,  

пальчиковый театр,

показ

объяснение

наглядный пример

беседа

наглядная информация

Формы реализации для родителей:

Методы реализации

консультации для родителей,

памятки,

тематические родительские собрания,

папки – передвижки, ширмы – раскладушки,

презентация.

показ

объяснение

наглядный пример

беседа

наглядная информация

Создание системы игр, направленных на развитие мелкой моторики рук и речи детей среднего дошкольного возраста

         Система пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста, призвана помочь развитию следующих способностей:

 - развитие координации пальцев и кистей рук; кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма;

- умение совершать сложные манипуляции с предметами;

- развитие речи, она стане более четкой, ритмичной, расширение словарного запаса;

- расширение общего кругозора;

- развитие памяти;

- развитие пространственного, наглядно-действенного мышления;

- развитие произвольного и непроизвольного внимания;

- развитие слухового и зрительного восприятия;

- развитие быстроты реакции и эмоциональной выразительности;

- развитие способности сосредотачиваться;

         В раннем детстве усвоение знаний должно происходить систематически. При планировании пальчиковых игр учитывают возраст детей, уровень их развития.

Перспективное планирование игровой деятельности детей 4 - 5лет

Месяц

Программное содержание

Название игр, игровых упражнений

сентябрь

Развивать сенсорное восприятие, речь, память, мелкую моторику рук.

1.  «Два козленка»

2.  «Часы»

3. «У жирафов»

4. «Червячки»

5. «Котята»

октябрь

Развитие координации движений; внимания, памяти, мышления, воображения, творческих способностей и мелкой моторики рук, речи.

1. «Паучок»

2.  «Пчелки»

3.  «Повстречались»

4.  «Комар»

5. «Шел один я по дорожке»

ноябрь

Развивать мелкую моторику рук, внимание,

 мышление,

 речь.

1. «Транспорт»

2. «Книги»

3. «Сказки»

4. «Прогулка»

5. «Перелетные птицы»

декабрь

Развивать мелкую моторику рук, обогащать тактильную чувствительность ладоней; формировать зрительную память, речь.

1. «Новогодние игрушки»

2. «Круглый год»

3. «Сколько знаю я дождей»

4. «Листочки»

5. «Счет»

январь

Развитие мелкой моторики рук, речи, мышления, памяти.  

1. «Братья»

2. «Пять утят»

3. «Поросята»

4. «Перчатка»

 5. «Лодочка»

февраль

 Развитие мелкой моторики, внимания, сенсорного восприятия.

1. «Стайка птичек»

2. «Снежок»

3. «Комнатные растения»

4. «Дом»

5. «Фрукты»

март

Развитие мышления, речи, внимания, мелкой моторики рук, памяти.

1. «Обновки»

2. «Стирка»

3. «Хлеб»

4. «Новый дом»

5. «Перелетные птицы»

апрель

Развитие мелкой моторики рук, внимания, мышления, речи.

1. «Соберу грибы»

2. «Подводный мир»

3. «Фруктовая ладошка»

4. «Ягоды»

 5. «Мальчик – пальчик, где ты был?»

май

Мониторинг

Приложение

Как играть в пальчиковые игры.

       Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.   Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.  

        При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

       Очень чётко придерживаемся следующего правила:  не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Никогда нельзя  принуждать детей.  Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

        Работа с пальчиковыми играми будет эффективной, если использовать в течение дня 5 - 7 игр, один раз в неделю, добавляя новую игру. Это даст ребятам возможность хорошо освоить старые игры, но в тоже время не устать от них.

        Когда же лучше всего проводить пальчиковые игры?

  1. во время утренней зарядки – предлагая детям упражнения на укрепление различных групп мышц, можно уделить немного времени и мышцам рук;
  2. перед различными видами ручного труда, рисованием, письмом, чтобы разогреть и размять руки;
  3. на физкультминутках – они позволяют расслабить мышцы руки, дать и отдохнуть.

Виды пальчиковых игр.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию и делятся на группы:

  1. Игры – манипуляции.

         «Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения. 

«Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

  1. Сюжетные пальчиковые упражнения.

        «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). 

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы. 

«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой. 

«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются. 

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев. 

  1. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

        Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г. 

  1. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

       «Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д. 

«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). 

«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение. 

 «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку). 

«Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой,

затем обеими руками. 

  1. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

        В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). 

«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук. 

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь. 

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.  

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук. 

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди. 

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой. 

Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан,
шестигранный карандаш, массажный мячик. 

  1. Театр в руке.

       Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. 

«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»). 

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж. 

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе. 

Два козленка

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).
Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
(
Держим кисти горизонтально, сближаем руки).
А навстречу шёл другой,
 
Возвращался он домой.
(
На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).
Два рогатых глупых братца
 
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух!
 
(
На слово "бух" - хлопаем в ладоши).
И с моста в водичку - плюх!
 
(
Роняем руки на колени).

Часы 

(Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки ).
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом!", 
(
Один хлопок над головой).
Мышь скатилась кувырком. 
(
Руки "скатываются" на пол).
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом!" 
(
Два хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!"
(
Три хлопка).
Мышь скатилась кувырком.

Пять утят

Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
(
Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке". Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)
Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
(
постепенно пальцы загибаются)
Четверо утят плывут...
Трое утят плывут...
Двое утят плывут...
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
(
На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки ("мамой-уткой").
И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.

Червячки

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(
Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони). 
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(
Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз). 
Каркает: "Вот и обед!"
(
Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).
Глядь - а червячков уж нет!
(
Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

У жирафов

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(
Хлопаем по всему телу ладонями).
На лбу, ушах, на шее, на локтях, 
На носах, на животах, на коленях и носках. 
(
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. 
(Щипаем себя, как бы собирая складки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях, 
На носах, на животах, на коленях и носках. 
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

Котята

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят, 
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых, 
Два маленьких самых
И самых красивых. 
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Паучок

Паучок ходил по ветке, 
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Дождик с неба вдруг полил, 
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)
Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным, "паучки" ползают на голове.)

Пчелки

Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей").
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
(Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки). 
Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).
Раз два, три, четыре, пять!

Перчатка

Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх). 
Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши "ковшом").
Мышат позвала.
 
(Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест).
Им корочку хлеба
Дала покусать,
 
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков). 
Погладила (отшлёпала) всех
 
(Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
И отправила спать.
 
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

Поросята

(Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков). 
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
(Мизинцы).
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
(Безымянные).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
 
("Фонарики").
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
(Средние).
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
(Указательные).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,
 (Большие).
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

Разминка

(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
 
(Прижимаем указательные пальцы к губам).
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
 
(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.
 
(Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)

Лодочка

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

(Две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками.)

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

(Поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.)

Повстречались

Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",

Два щенка: "Ав-ав!",

Два жеребенка: Иго-го!",

Два тигренка: "Ррр!"

Два быка: "Муу!".

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

                    Десять птичек – стайка
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
Птички, птички – по домам!
Перечисляем, напевая, массируем (для старших показываем по одному) пальчики-птички по очереди, последним должен остаться большой пальчик «орлан», показываем его. Последняя строчка - ручки прячем за спину.

                           Комар
"Летит муха вокруг уха, жжж" 

водим пальцем вокруг уха.
"Летят осы вокруг носа, сссс" 

водим пальцем вокруг носа. 
"Летит комар, на лоб - оп" 

 пальцем дотрагиваемся до лба. 
"А мы его - хлоп" 

ладошкой до лба. 
"И к уху, зззз" 

зажимаем кулачок, подносим его к уху. 
"Отпустим комара? отпустим!" 

подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку.

        Шел один я по дорожке

Шел один я по дорожке, 

(показывает один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, 

(показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, 

(показывает три пальчика)
Ой, мы видили котенка! 

(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, 

(показывает четыре пальчика)
На лапках - острые царапки, 

(царапает ноготками поверхность того, что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, 

(на каждый счет показывает соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать!

 (двумя пальчиками, указательным и средним, убегает по поверхности)
Играем сначала левой рукой, затем правой, затем двумя руками.

                         Снежок
Раз,два,три,четыре, 

( Загибают пальчики.) 
Мы с тобой снежок слепили 

(«Лепят»,меняя положение ладоней.) 
Круглый,крепкий,очень гладкий. 

( Показывают круг,гладят ладони друг
о друга.Грозят пальчиком)
 
Раз – подбросим, 

(«Подбрасывают»,смотрят вверх) 
Два – поймаем. 

( «Ловят»,приседают) 
Три – уроним 

(Встают, «роняют») 
И … сломаем!

 ( топают)

        Пальчики

Поочередно пригибаем пальчики к ладошке: 
Этот пальчик хочет спать, 
Этот пальчик лег в кровать, 
Этот пальчик прикорнул, 
Этото пальчик уж заснул. 
Встали пальчики. Ура! 

(распрямляем пальчики) 
Всем гулять идти пора! 

(хлопаем в ладоши)

        Дом
Стук -стук- постук,
раздается где то стук.
Молоточки стучас, сторят домик для зайчат-
вот с такою крышей, 

( ладошки над головой)
вот с такими стенами, 

( ладошки около щечек)
вот с такими окнами, 

( ладошки перед лицом)
вот с такою дверью, 

( одна ладошка перед лицом)
и вот с таким замком! 

( сцепили ручки)

               Комнатные растения
На окно скорее глянь:
Здесь у нас цветет герань.
А здесь красавец бальзамин,
Амариллис рядом с ним.
Фуксия, бегония -
Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
Мы все названья помним!
Раскрывают ладошку.
Мы взрыхлим цветы, польем,
Пошевеливают опущенными вниз пальцами.
Пусть подрастают день за днем!
Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком».

Овощи

У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке:
Дети делают ладошки «корзинкой».
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Сгибают пальчики, начиная с большого.
Наша Зина – молодец!
Показывают большой палец.

Фрукты

Как у нашей Зины
Фрукты в корзине:
Дети делают ладошки «корзинкой».
Яблоки и груши,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы -
До чего красивы!
Посмотрите на ранет!
Сгибают пальчики, начиная с мизинца.
Вкуснее наших фруктов нет!
Гладят живот.

            Фруктовая ладошка
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.
Фрукт для вас и для нас.
Показывают ладошками вокруг и на себя.

Соберу грибы

Я корзину в лес беру,
Там грибы я соберу.
Удивляется мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг!»
Показывают удивление, разводят руки в стороны.
Подосиновик, масленок,
Подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь -
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.
А мухомор не понесу.
Пусть останется в лесу!
Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.

Ягоды

Ягоды – это крыжовник,
Клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник,
Смородина и земляника.
Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке.
Запомнил ягоды я наконец.
Что это значит?
Приподнимают плечи, удивляются.
Я – молодец!
Большой палец вытягивают вперед.

Хлеб

Муку в тесто замесили,
Сжимают и разжимают пальчики.
А из теста мы слепили:
Прихлопывают ладошками, «лепят».
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи -
Всё мы испечем в печи.
Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх.
Очень вкусно!
Гладят живот.

Спортсмены

Чтоб болезней не бояться,
Надо спортом заниматься.
Поднимают руки к плечам, вверх, к плечам, в стороны.
Играет в теннис теннисист,
Он спортсмен, а не артист.
В футбол играет футболист,
В хоккей играет хоккеист,
В волейбол – волейболист,
В баскетбол – баскетболист.
Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Новый дом

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток бери, мой друг!
Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок.
Мы построим новый дом,
Ставят рядом ладошки-«стены»,
Есть окошко в доме том.
Есть еще одно, повыше,
Складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют «крышей».
Есть труба вверху на крыше.
Мизинец отставляют в сторону – труба.
Дом готов, зовем гостей:
«Приходите поскорей!»
Делают приглашающий жест рукой.

Мебель

Мебель я начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.
Много мебели назвал -
Десять пальчиков зажал!
Поднимают зажатые кулачки вверх.

Портняжки

Привет, Николка!
Бери скорей иголку.
Будем шить Кате
Новое платье.
Руки сжаты в кулачки. На каждое слово поочередно разжимают пальцы, начиная с мизинца левой руки

Обновки

Танечка, бери иголку,
Сошьем рубашку и футболку,
Брюки, кофточку и платье,
И оденем куклу Катю.
Показывают указательный палец правой руки – иголку. Вращают указательным пальцем вокруг каждого пальца левой руки. Повторяют другой рукой.

                         Стирка
Постираю чисто, с толком
Рубашку, кофту и футболку,
Свитерок и брюки -
Делают движения кулачками, имитирующие стирку. Пальцами правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки. (При повторе то же с другой рукой.)
Устали мои руки!
Встряхивают обе руки.

Посуда

Девочка Иринка порядок наводила.
Показывают большой палец.
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!»
Поочередно соединяют большой палец с остальными.

                       Помощник
Посуду моет наш Антошка.
Потирают ладошки друг о друга – «моют посуду».
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан,
Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.
И закрыл покрепче кран.
Выполняют имитирующее движение.

                Насекомые
Дружно пальчики считаем -
Насекомых называем.
Сжимают и разжимают пальцы.
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
Вращают мизинцем.
Прячьтесь!
Прячут руки за спину.

Зимние забавы

Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах
бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
Поочередно соединяют большой палец с остальными.

                Новогодние игрушки
Праздник приближается,
Елка наряжается.
Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.
Мы развешали игрушки:
Бусы, шарики, хлопушки.
Поочередно соединяют большой палец с остальными.
А здесь фонарики висят,
Блеском радуют ребят.
Крутят ладошками в воздухе – «фонарики».

                       Игрушки
У Антошки есть игрушки:
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка.
Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.

                       Круглый год
Круглый год, круглый год!
Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем.
За зимой весна идет,
А за весною следом
Торопится к нам лето.
И у кого не спросим -
Идет за летом осень.
А за осенью сама
Вновь идет, спешит зима.
Поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). Повторяют другой рукой.

                   На заправке
Все машины по порядку
Подъезжают на заправку:
Обеими руками «крутят руль» перед собой.
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз
И тяжелый лесовоз.
Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки.

                       Транспорт
Будем пальчики сгибать -
Сжимают и разжимают пальчики.
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолет,
Трамвай, метро и самолет.
Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.
Пять пальцев мы в кулак
зажали,
Пять видов транспорта назвали.
Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.
Посчитаем
Раз, два, три, четыре, пять -
Буду транспорт я считать.
Сжимают и разжимают пальчики.
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолет,
Корабль, поезд, вертолет.
Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.

         Животные жарких стран
За мамой слонихой шагает слоненок,
За крокодилихой - крокодиленок,
За львицей шагает маленький львенок,
За верблюдицей бежит верблюжонок,
За зеброй спешит полосатый зебренок.
За кем же торопится каждый ребенок?
Поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с больших.

                 Животные Севера
Тепы-тяпы, тепы-тяпы,
Это ласты, а не лапы.
У тюленей ласты эти
Носят мамы, папы, дети.
Ладошками с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают по коленям или по столу (руки при этом неподвижны).

                    Наша армия
Аты-баты, аты-баты!
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота -
Рота за ротой!
Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.

                     Наши мамы
Много мам на белом свете,
Всех их очень любят дети!
Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель -
Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.
Мамы разные нужны,
Сжимают обе ладошки в «замочек».
Мамы разные важны!
Разводят руки, поднимают ладошками вверх.

                           Книги
Много книжек есть на свете,
Читать их очень любят дети.
Если книги мы прочтем,
То узнаем обо всем:
Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книгу».
Про моря и океаны,
Удивительные страны.
Про животных прочитаем
И про космос мы узнаем.
Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.

              В гостях у сказки
Раз, два, три, четыре, пять -
Любим сказки мы читать.
Царевна-Лягушка, Конек- Горбунок,
Мышка-норушка и Колобок.
Курочку Рябу назвать еще надо -
Героев из сказок вспомнить мы рады!
Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.

                         Сказки

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.
Эта сказка – «Теремок».
Эта сказка – «Колобок».
Эта сказка – «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.
Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.
«Волк и семеро козлят» -
Этим сказкам каждый рад!
Показывают большой палец.

                Дикие животные
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисенок, это волчонок,
Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
Вращают большим пальцем.

               Домашние птицы
Есть у курицы цыпленок,
У гусыни есть гусенок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утенок.
Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца.
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!
Показывают пальчики, играя ими.

            Домашние животные
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я довольна своими ребятами!
Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.

                  Веселая встреча
Здравствуй, котенок!
Здравствуй, козленок!
Здравствуй, щенок!
И здравствуй, утенок!
Здравствуй, веселый, смешной
поросенок!
Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных.

Перелетные птицы
Тили-тели, тили-тели -
С юга птицы прилетели!
Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.
Прилетел к нам скворушка -
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж -
Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.
Все вернулись, прилетели,
Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.
Песни звонкие запели!
Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют».

                 Подводный мир
Посмотри скорей вокруг!
Делают ладошку у лба «козырьком».
Что ты видишь, милый друг?
Приставляют пальцы колечками у глаз.
Здесь прозрачная вода.
Плывет морской конек сюда.
Вот медуза, вот кальмар.
А это? Это рыба-шар.
А вот, расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог.
Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

        Какие бывают рыбы?
Мы в подводном мире, друг,
Выполняют движения руками, как будто плывут.
Рыбы плавают вокруг:
Делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой.
Рыба-меч, рыба-молот
и рыба-пила,
Рыба-удильщик и рыба-игла.
Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.

                    Ладошки

Ладошки вверх, 
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок

Выполнять движения в соответствии с текстом

                         Лужок

На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зелёный на лужок
Приходи и ты, дружок! 

(сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями)

                      Прогулка

Раз,два,три, четыре,пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались 
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись 
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли 
(отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп"), 
спать легли 
(ладошки под щечку).

                                            Счёт

Один, два, три, четыре, пять -
(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два,три, четыре, пять -
(зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

                          Дом 

Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.

В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.

На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

Толстяк

Вот большой, смешной толстяк,

Любит хвастать просто так. 

Как дела? — спроси его. 

Он подпрыгнет, крикнет: - Во!

Показывают большой пальчик и шевелят им.

Братья

Ивану-большому — дрова рубить. 

Ваське-указке — воду носить. 

Мишке-среднему — печку топить. 

Гришке-сиротке — кашу варить. 

А крошке Тимошке — песенки петь. 

Песни петь и плясать. 

Родных братьев потешать.

Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика.

Сколько знаю я дождей?

Сколько знаю я дождей? 

Сосчитайте поскорей. 

Хлопают в ладошки

Дождик с ветром, 

Дуют на ладошки перед собой

Дождь грибной,

Изображают ладошками «гриб», одна ладонь горизонтально, а другая вертикально

Дождик с радугой-дугой,

Проводят рукой дугу перед собой

Дождик с солнцем,

Пальчики перед собой растопырены в разные стороны

Дождик с градом,

По коленочкам пальчиками стучат

Дождик с рыжим листопадом.

 «Фонарики» сверху вниз

Листочки

1, 2, 3, 4, 5, 

Отгибают пальчики

Будем листья собирать. 

Кулачки сжимают и разжимают.

Листья березы,

Листья рябины,                                                 

Листики тополя, листья осины.

Листики дуба мы соберем, 

Загибают пальчики

Маме осенний букет принесем.

«Фонарики».

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел,

Указательный с порога

Показал ему дорогу.

Средний палец-самый меткий

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный подает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки кладет.

Загибают пальчики поочереди.

Фрукты

Этот пальчик – апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос.

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик-ананас,

Фрукт для вас и для нас.

Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика.

Кулачок!

Этот пальчик - маленький, 

Этот пальчик - слабенький, 

Этот пальчик - длинненький, 

Этот пальчик - сильненький, 

Этот пальчик - толстячок, 

Ну а вместе кулачок!

Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика.

Мальчик – пальчик, где ты был?

Мальчик – пальчик, где ты был? 

Долго по лесу бродил. 

Встретил я медведя, волка, 

Зайку, ёжика в иголках, 

Встретил белочку, лисичку,

Встретил лося и синичку, 

Всем подарки подарил, 

Всяк меня благодарил.

Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика.

Хлопают в ладошки.

Сотрудничество с родителями

План мероприятий с родителями:

Срок проведения

Мероприятия

Тема

Ответственный

Сентябрь

Родительское собрание

Тема: «Пальчиковые игры и их роль в развитии речи ребенка».

Воспитатель

Октябрь

Консультации для родителей

Тема: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики и речи детей».

Воспитатель

Ноябрь

Папка-передвижка

Тема:        

«Виды пальчиковых   игр».

Воспитатель

Декабрь

Информационная папка для родителей

Тема: «Как подготовить ребёнка к школе».

Воспитатель

Январь

Круглый стол для родителей

Тема: «Изготовление развивающей игры «Магазин» (солёное тесто).

Воспитатель

Февраль

Консультация для родителей

Тема: «Игры на развитие мелкой моторики рук для детей с нарушениями речи».

Логопед

Воспитатель

Март

Открытое занятие для родителей

Тема: «Весна красна».

Музыкальный руководитель

Апрель

Консультация для родителей

Тема: «Пальчиковый театр».

Воспитатель

Май

Итоговое родительское собрание

Тема: «Итоги мониторинга».

Воспитатель

Мониторинг проекта

Диагностика уровня речевого развития дошкольников (4-6лет) Безруковой О.А.,

Каленковой О.Н.

Назначение: тестовые задания предлагаемой методики определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста разработаны с учетом междисциплинарных позиций, что позволяет интегрировать в единое диагностическое пространство множество различных параметров, которые следует учитывать при оценке речи детей. Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон обще психического развития ребенка.

Возраст: дети дошкольного возраста – 4-6 лет.

Источник: Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого

развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. Н.Н.

Бутусова [и др.]. — М.: Каисса, 2008. — 95 с.

Собственно языковое тестирование целесообразно предварить небольшим собеседованием, для того чтобы убедиться, не являются ли возможные ошибки в речи лишь следствием обедненного представления об окружающем мире.

Как тебя зовут? Сколько тебе лет? В каком городе ты сейчас живешь? В какие дни недели мы отдыхаем? Какие звери живут в лесу? (3—5 слов) Кого поздравляют 8-го марта? С каким праздником нас поздравляет Дед Мороз? Когда перелетные птицы улетают на юг? На каком этаже ты живешь? Что нужно делать, если ты собрался переходить улицу, но горит желтый свет светофора? Какой сейчас месяц? Какие ты знаешь сказки? (2—3 сказки)

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное

количество баллов — 12.

Блок I

Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.

Задание 1. Назови то, что ты видишь на рисунках.

Рисунки:

А. скворечник, люстра, гнездо, гиря, кувшин, клещи, портфель

Б. клен, рябина, колокольчики, одуванчик, дуб, ромашка, ландыш.

В. Синица, снегирь, ласточка, индюк, дятел, носорог, бегемот, рысь.

Г. смородина, вишня, малина, редис, баклажаны, свекла, кабачок.

Д. кепка, панама, комбинезон, пиджак, галстук, туфли, сандалии.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество

баллов — 36.

Задание 2. Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.

Рисунки: холодильник, хлебница, отвертка, кормушка, сети, половник, носилки.

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов Максимальное

количество баллов — 7.

Задание 3. Рассмотри рисунки и скажи, почему их поместили рядом

Рисунки (парами): сахарница — сахар; шуруп — отвертка; свитер — клубок; самокат

велосипед.

ОЦЕНКА: установлена смысловая связь — 1 балл, не установлена —

0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.

Задание 4. Рассмотри рисунки и скажи, чем различаются предметы, изображенные на

них. Рисунки: шуруп—гвоздь; кофта—свитер; пальто—шуба; табурет—стул.

ОЦЕНКА: адекватный ответ (выделение существенных признаков I —

1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4

Задание 5. Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает. Рисунки:

Девочка поливает сметаной вареники.

Мальчик раскрашивает картинку.

Девочка посыпает маком (солью, сахаром) печенье.

Мальчик выбивает ковер.

Девочка выливает воду.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 6. Послушай слова и скажи, какое лишнее. Объясни свой выбор. Слова:

вишня, малина, крыжовник, ромашки, земляника;

морковь, огурцы, репа, яблоко, кабачок.

ОЦЕНКА: верный ответ — 1 балл, неверный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 2.

Задание 7. Растолкуй значения слов: маслёнка, пелёнка, селёдочница, дрессировщица, воротник, лыжник, шахматист, турист.

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

 Задание 8. Как называется профессия человека, который: работает на тракторе, убирает двор и улицу, показывает фокусы, играет на гитаре, на скрипке, охраняет лес?

ОЦЕНКА: правильный ответ — 1 балл, неправильный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

 Задание 9. Догадайся, какое слово будет следующим.

Образец: Курица — цыплёнок; свинья — поросёнок.

Корова — телёнок; собака —?

Ворона — гнездо; муравей —?

Лётчик — самолёт; шофёр —?

Коза — козёл; курица —?

Рыба — удочка; бабочка —?

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Блок II

Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции является сформированность словоизменительных и словообразовательных навыков и умений.

Задание 10. Ответь на вопросы.

Какой мяч мы называем футбольным?

Какую бочку мы называем дубовой?

Какую змею мы называем ядовитой?

Какую ветку мы называем сосновой?

Какие лыжи мы называем горными?

Какие очки мы называем солнцезащитными?

Какую машину мы называем снегоуборочной?

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов Максимальное количество баллов — 7.

Задание 11. Как изменится слово, если этих предметов будет больше, чем один?

Образец: лист—листья.

Слова: колесо, ухо, перо, молоток, пень, леденец.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимально е количество баллов — 6.

Задание 12. Рассмотри рисунки и скажи, что на них изображено.

Рисунки: чашки, пуговицы, кисточки, карандаши, топоры,

 куклы.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимально е количество баллов — 6.

Задание 13. Назови иначе.

Образец: Лист дуба — это дубовый лист.

Куст сирени — это...

Сок черники — это...

Ствол берёзы — эта…

Косточка вишни — это...

Варенье из земляники — это...

Сок абрикоса — это...

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

Задание 14. Закончи предложение.

На гитаре играет гитарист, а на скрипке ...

Из клубники варят клубничное варенье, а из смородины ...

Хвост кошки — кошачий хвост, а хвост лисы ...

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

3адание 15. Догадайся, какое слово будет следующим.

Перец — перечница, мыло —?

Сосна — сосновый, земляника —?

Лётчик — летать, дрессировщик —?

Длинный — длиннее, короткий —?

Рыбный — рыба, мясной —?

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 16. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся и что делают животные.

Рисунки: кошка под стулом, кошка на заборе, кошка за деревом, собака перепрыгивает барьер (через барьер), кошка спрыгивает со стула ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов.

Максимальное количество баллов — 5.

Задание 17. Послушай и повтори предложение, не меняя слов.

Наступила осень, и перелётные птицы улетели на юг.

На баяне играет баянист, а на скрипке — скрипач.

Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.

Задание 18. Послушай предложение и ответь на вопросы. Катя старше Иры на два года. Кто младше: Катя или Ира? Петю провожал дедушка. Кто уезжал?

После завтрака дедушка прочитал газету. Что дедушка сделал раньше: позавтракал или прочитал газету?

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.

Блок III

Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений.

Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического оформления речи.

Задание 19. Повтори слова:

архитектор, кораблекрушение, водопроводчик, аэропорт.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно (неправильным ответом считаются пропуски, искажения, перестановки) — 0 баллов. Максимальное количество баллов —4

Задание 20. Повтори слоги: па-ба-па; аши-асы-аши; шва-шва-жва; кра-гра-кра; сан-цан-цан.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 21. Дай утвердительный ответ на вопрос.

Дедушка ходил вчера в аптеку? (Да, в аптеку.)

Брат вчера получил письмо?

(Да, вчера.)

Лена ходила вчера в театр? (Да, ходила.)

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.

Блок IV

Основной целью заданий этого блока является оценка уровня сформированности связного речевого высказывания (текстовой деятельности), которая складывается в результате совокупного анализа понимания и самостоятельного продуцирования/репродуцирования текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом.

Задание 22. Послушай рассказ и ответь на вопросы.

Как ежик в лесу гулял.

Пошел темной ночью серый ежик по лесу гулять. Увидел листик и наколол на иголочки. Увидел ягодку и тоже наколол. Заметил он в луже голубую звезду. Хотел и ее наколоть, но ничего не вышло. Подумал ежик, подумал и решил накрыть ее лопухом — пусть до утра полежит. А утром вместо голубой звезды обнаружил он в луже большое красное солнышко.

Вопросы: когда ежик пошел гулять? Что видел ежик в лесу? Чем ежик накрыл звезду? Что увидел ежик в луже утром? Почему вместо звезды в луже оказалось солнышко?

ОЦЕНКА: за каждый правильный ответ — 1 балл, неправильный — 0 баллы. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 23. Разложи картинки в нужной последовательности, так, чтобы получился рассказ. Картинки (даны вперемешку):

На улице весна. Мальчик с девочкой вышли из школы и пошли домой. Перед ними на дороге оказалась большая лужа.

Мальчик перепрыгнул через лужу и пошел дальше, а девочка остановилась около нее.

Мальчик оглянулся, а девочка плачет.

Мальчик вернулся, принес дощечку и перекинул ее через лужу.

Мальчик помог девочке перейти через лужу.

ОЦЕНКА: самостоятельно выполнил задание — 2 балла, выполнил задание с небольшой помощью — 1 балл, не справился с заданием — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 2.

Задание 24. Составь рассказ по этим картинкам (картинки те же).

ОЦЕНКА:

2 балла:

а) в рассказе верно передан сюжет;

б) в рассказе присутствует как основная, так и дополнительная информация;

в) тема раскрыта полностью;

г) ребенок не испытывает трудностей в формулировании содержания.

1 балл:

а) сюжет передан частично;

б) логическая последовательность событий не нарушена;

в) в рассказе присутствует только основная информация (тема раскрыта частично);

г) ребенок испытывает некоторые трудности в формулировании содержания.

0 баллов:

а) рассказ не передает предложенный сюжет;

б) нарушена логическая последовательность событий;

в) ребенок испытывает значительные трудности в формулировании содержания текста.

Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 8.

Задание 25. Послушай рассказ. Повтори его, как запомнил.

Лев и медведь

Лев и медведь добыли мясо. Решили они полакомиться, но не смогли поделить добычу. Никто из них не хотел делиться. Стали они из-за мяса драться. Долго дрались, а потом ослабели оба и легли на землю. В это время мимо пробегала лиса. Она увидела мясо, тихонько подкралась к нему и утащила к себе в нору. Так из-за своей жадности лев и медведь остались голодными.

ОЦЕНКА:

2 балла:

а) в пересказе полностью передано содержание текста;

б) пересказ включает как основную, так и дополнительную информацию;

в) при пересказе используется вариативность речи.

1 балл:

а) содержание текста передано частично;

б) в пересказе присутствует только основная информация;

в) использованы лексика и синтаксические конструкции оригинала.

0 баллов:

а) пересказ не соответствует оригиналу;

б) нарушена смысловая организация текста;

в) значительные трудности в языковом оформлении текста. Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 6.

Заключение

       Разработанный проект поможет через систему пальчиковых игр повысить

уровень развития речи детей среднего дошкольного возраста, используя разные формы работы и привлекая к сотрудничеству родителей, поддерживая их в воспитании детей и вовлекая непосредственно в образовательную деятельность.

Литература

1.Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001.

2.Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2006.- 128с.

3.Новицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006.

4.Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. М.: Каисса, 2008. — 95 с.

5. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008.

6. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008.

7.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

8.Соколова, Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 48 с.: ил.

9.Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012. – 48с.: ил.

10.Ульева Е.А. Пальчиковые игры для детей 4 – 7 лет. Пособие для педагогов и родителей. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

В данной статье представлены материалы ученых о роли и значении пальчиклвых игр для детей дошкольного возраста и об эффективности их использования в развитии  речи детей....

«Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

Материалы разработки содержат описание, задачи, этапы разучивания пальчиковых игр....

«Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

работа по теме "Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей на тему "Пальчиковые игры - одно средств развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Данная консультация содержит информацию о роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

"Пальчиковые игры, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста"

Закономерность: "Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в норме и наоборот"....

Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Цель работы - изучить роль пальчиковой игры, как средства развития речи детей дошкольного возраста.Задачи:1) сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;2) сделать ...