Проект «Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»
проект по развитию речи
Проект
«Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 67.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»
Введение
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», -заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант. Эти выводы не случайны.
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так?
Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т. е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков - сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него
развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).
Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику, мы активизируем зону, отвечающую за речь.
Для достижения поставленной цели проекта потребовалось изучение психолого – педагогической, методической литературы. Для создания системы игр пришлось ознакомиться с разной литературой: программами, учебно – методическими пособиями, журналами по дошкольному воспитанию и др.
Концептуализация
При реализации проекта буду исходить из следующего: поскольку речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, а игра – единственный не насильственный способ заинтересовать ребенка в выполнении каких - либо действий, направленных на его развитие, и в процессе игры малыш легко и быстро усваивает даже сложную информацию, целесообразно повышать уровень развития речи посредством применения системы игр, в частности пальчиковых (научно доказана связь между развитием мелкой моторики рук и развитием центров мозга, отвечающих за речь), используя разные формы и привлекая к сотрудничеству родителей.
Целеполагание
Для успешного решения существующей проблемы, связанной с развитием мелкой моторики рук и речи детей среднего дошкольного возраста, необходимо разработать цель, задачи проекта, этапы работы, наметить ожидаемый результат.
Цель проекта
Цель: определить систему пальчиковых игр, направленных на
развитие речи детей средней группы.
Задачи проекта
Задачи:
1) подобрать пальчиковые игры для развития речи детей среднего дошкольного возраста;
2) подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня развитию речи детей среднего дошкольного возраста;
3) привлечь родителей к сотрудничеству в проведении совместных мероприятий по реализации проекта, заинтересовав проблемой развития речи посредством пальчиковых игр.
Ожидаемый результат
Созданная система игр, направленная на развитие речи детей среднего дошкольного возраста, позволит:
1) повысить уровень развития речи детей посредством использования пальчиковых игр;
2) помочь воспитателю системно влиять на развитие речи детей (через игры) и использовать подобранный диагностический инструментарий для мониторинга;
3) родители становятся союзниками с педагогом, взаимодействуя друг с другом при использовании пальчиковых игр для развития речи детей.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
Направление деятельности | Содержание деятельности | Исполнители | Сроки реализации |
Выбор темы проекта. | Сбор и анализ литературы по выбранной теме. | Воспитатель | Сентябрь |
Диагностика развития речи детей. | П Проведение диагностики уровня речи детей 4- 5 лет. Использование диагностики уровня речевого развития дошкольников (4 - 6лет) Безруковой О.А., Каленковой О.Н. | Воспитатель | Сентябрь |
Анкетирование родителей. | Заполнение анкет «Развитие речи у дошкольников» родителями, анализ ответов. | Воспитатель Родители группы | Сентябрь |
Разработка содержания проекта | Планирование совместной деятельности. | Воспитатель | Сентябрь |
Создание картотеки пальчиковых игр. | «Наши пальчики играют» | Воспитатель | Сентябрь – октябрь |
Подготовка наглядного материала | Консультации на стенд, папки передвижки, памятки для родителей. | Воспитатель | Сентябрь – декабрь |
Составление перспективного плана игровой деятельности детей 4 – 5 лет. | Систематизация, дополнение картотеки пальчиковых игр «Наши пальчики играют». | Воспитатель | Сентябрь – октябрь |
2. Основной этап | |||
Подключение родителей к реализации проекта, выполнение проекта детьми и взрослыми. | Выступление на родительском собрании на тему: «Пальчиковые игры и их роль в развитии речи ребенка». | Воспитатель | Октябрь |
Индивидуальные беседы с родителями. | Дать родителям рекомендации по проведению пальчиковых игр. | Воспитатель | Октябрь |
Ознакомление родителей с информацией на тему «Пальчиковая игра, что это?» | Размещение папки -передвижки в приёмной, для ознакомления родителей с информацией. | Воспитатель | Октябрь |
Индивидуальные консультации для родителей. | Консультирование родителей по вопросам, возникающим в процессе реализации проекта. | Воспитатель | Октябрь – апрель |
Игра - беседа с детьми «Наши помощники». | Вызвать у детей интерес к пальчиковым играм. | Воспитатель | Октябрь |
Раздача родителям индивидуальных памяток с рекомендациями о проведении пальчиковых игр. | Дать родителям рекомендации по проведению пальчиковых игр. | Воспитатель | Ноябрь |
Привлечение родителей к выполнению дома пальчиковых игр. | Создание, раздача памятки для родителей: «Поиграем с мамой дома». | Воспитатель | Ноябрь – апрель |
Включение пальчиковых игр в различные режимные моменты. | Каждодневное систематическое использование пальчиковых игр. | Воспитатель | Сентябрь – апрель |
3.Заключительный этап. | |||
Диагностика уровня развития речи детей. | Проведение повторной диагностики уровня развития речи детей 4- 5 лет (дигностика уровня речевого развития дошкольников (4 - 6лет) Безруковой О.А., Каленковой О.Н.) | Воспитатель | Май |
Анализ проделанной работы по проекту. | Беседа с родителями «Время подводить итоги» на родительском собрании. | Воспитатель | Май |
Сравнительный анализ анкет для родителей. | Заполнение анкет «Развитие речи у дошкольников» родителями, анализ ответов. | Воспитатель | Май |
Основные формы реализации проекта:
Создание системы игр, направленных на развитие мелкой моторики рук и речи детей среднего дошкольного возраста
Система пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста, призвана помочь развитию следующих способностей:
- развитие координации пальцев и кистей рук; кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма;
- умение совершать сложные манипуляции с предметами;
- развитие речи, она стане более четкой, ритмичной, расширение словарного запаса;
- расширение общего кругозора;
- развитие памяти;
- развитие пространственного, наглядно-действенного мышления;
- развитие произвольного и непроизвольного внимания;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие быстроты реакции и эмоциональной выразительности;
- развитие способности сосредотачиваться;
В раннем детстве усвоение знаний должно происходить систематически. При планировании пальчиковых игр учитывают возраст детей, уровень их развития.
Перспективное планирование игровой деятельности детей 4 - 5лет
Месяц | Программное содержание | Название игр, игровых упражнений |
сентябрь | Развивать сенсорное восприятие, речь, память, мелкую моторику рук. | 1. «Два козленка» 2. «Часы» 3. «У жирафов» 4. «Червячки» 5. «Котята» |
октябрь | Развитие координации движений; внимания, памяти, мышления, воображения, творческих способностей и мелкой моторики рук, речи. | 1. «Паучок» 2. «Пчелки» 3. «Повстречались» 4. «Комар» 5. «Шел один я по дорожке» |
ноябрь | Развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление, речь. | 1. «Транспорт» 2. «Книги» 3. «Сказки» 4. «Прогулка» 5. «Перелетные птицы» |
декабрь | Развивать мелкую моторику рук, обогащать тактильную чувствительность ладоней; формировать зрительную память, речь. | 1. «Новогодние игрушки» 2. «Круглый год» 3. «Сколько знаю я дождей» 4. «Листочки» 5. «Счет» |
январь | Развитие мелкой моторики рук, речи, мышления, памяти. | 1. «Братья» 2. «Пять утят» 3. «Поросята» 4. «Перчатка» 5. «Лодочка» |
февраль | Развитие мелкой моторики, внимания, сенсорного восприятия. | 1. «Стайка птичек» 2. «Снежок» 3. «Комнатные растения» 4. «Дом» 5. «Фрукты» |
март | Развитие мышления, речи, внимания, мелкой моторики рук, памяти. | 1. «Обновки» 2. «Стирка» 3. «Хлеб» 4. «Новый дом» 5. «Перелетные птицы» |
апрель | Развитие мелкой моторики рук, внимания, мышления, речи. | 1. «Соберу грибы» 2. «Подводный мир» 3. «Фруктовая ладошка» 4. «Ягоды» 5. «Мальчик – пальчик, где ты был?» |
май | Мониторинг |
Приложение
Как играть в пальчиковые игры.
Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Никогда нельзя принуждать детей. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Работа с пальчиковыми играми будет эффективной, если использовать в течение дня 5 - 7 игр, один раз в неделю, добавляя новую игру. Это даст ребятам возможность хорошо освоить старые игры, но в тоже время не устать от них.
Когда же лучше всего проводить пальчиковые игры?
- во время утренней зарядки – предлагая детям упражнения на укрепление различных групп мышц, можно уделить немного времени и мышцам рук;
- перед различными видами ручного труда, рисованием, письмом, чтобы разогреть и размять руки;
- на физкультминутках – они позволяют расслабить мышцы руки, дать и отдохнуть.
Виды пальчиковых игр.
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию и делятся на группы:
- Игры – манипуляции.
«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
«Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
- Сюжетные пальчиковые упражнения.
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.
«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
- Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.
- Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).
«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).
«Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой,
затем обеими руками.
- Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.
«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан,
шестигранный карандаш, массажный мячик.
- Театр в руке.
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.
«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
Два козленка (На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные). | Часы (Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки ). |
Пять утят Пять утят плывут вперёд, | Червячки Раз, два, три, четыре, пять, |
У жирафов У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. | Котята (Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол). |
Паучок Паучок ходил по ветке, | Пчелки Домик маленький на ёлке, |
Перчатка Весёлая мышка | Поросята (Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков). |
Разминка (Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом). | Лодочка Две ладошки прижму И по морю поплыву. (Две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками.) Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя. Паруса подниму, Синим морем поплыву. А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там. (Поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.) |
Повстречались Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!", Два щенка: "Ав-ав!", Два жеребенка: Иго-го!", Два тигренка: "Ррр!" Два быка: "Муу!". Смотри, какие рога. На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы. | Десять птичек – стайка |
Комар водим пальцем вокруг уха. водим пальцем вокруг носа. пальцем дотрагиваемся до лба. ладошкой до лба. зажимаем кулачок, подносим его к уху. подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку. | Шел один я по дорожке Шел один я по дорожке, (показывает один пальчик) (показывает два пальчика) (показывает три пальчика) (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову) (показывает четыре пальчика) (царапает ноготками поверхность того, что под рукой) (на каждый счет показывает соответствующее число пальчиков) (двумя пальчиками, указательным и средним, убегает по поверхности) |
Снежок ( Загибают пальчики.) («Лепят»,меняя положение ладоней.) ( Показывают круг,гладят ладони друг («Подбрасывают»,смотрят вверх) ( «Ловят»,приседают) (Встают, «роняют») ( топают) | Пальчики Поочередно пригибаем пальчики к ладошке: (распрямляем пальчики) (хлопаем в ладоши) |
Дом ( ладошки над головой) ( ладошки около щечек) ( ладошки перед лицом) ( одна ладошка перед лицом) ( сцепили ручки) | Комнатные растения |
Овощи У девчушки Зиночки | Фрукты Как у нашей Зины |
Фруктовая ладошка | Соберу грибы Я корзину в лес беру, |
Ягоды Ягоды – это крыжовник, | Хлеб Муку в тесто замесили, |
Спортсмены Чтоб болезней не бояться, | Новый дом Тук-тук-тук, тук-тук-тук! |
Мебель Мебель я начну считать: | Портняжки Привет, Николка! |
Обновки Танечка, бери иголку, | Стирка |
Посуда Девочка Иринка порядок наводила. | Помощник |
Насекомые | Зимние забавы Что зимой мы любим делать? |
Новогодние игрушки | Игрушки |
Круглый год | На заправке |
Транспорт | Животные жарких стран |
Животные Севера | Наша армия |
Наши мамы | Книги |
В гостях у сказки | Сказки Будем пальчики считать, |
Дикие животные | Домашние птицы |
Домашние животные | Веселая встреча |
Перелетные птицы | Подводный мир |
Какие бывают рыбы? | Ладошки Ладошки вверх, Выполнять движения в соответствии с текстом |
Лужок На лужок пришли зайчата, (сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями) | Прогулка Раз,два,три, четыре,пять (загибаем пальчики) |
Счёт Один, два, три, четыре, пять - | Дом Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца. В этом домике пять этажей: На пятом сова, |
Толстяк Вот большой, смешной толстяк, Любит хвастать просто так. Как дела? — спроси его. Он подпрыгнет, крикнет: - Во! Показывают большой пальчик и шевелят им. | Братья Ивану-большому — дрова рубить. Ваське-указке — воду носить. Мишке-среднему — печку топить. Гришке-сиротке — кашу варить. А крошке Тимошке — песенки петь. Песни петь и плясать. Родных братьев потешать. Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика. |
Сколько знаю я дождей? Сколько знаю я дождей? Сосчитайте поскорей. Хлопают в ладошки Дождик с ветром, Дуют на ладошки перед собой Дождь грибной, Изображают ладошками «гриб», одна ладонь горизонтально, а другая вертикально Дождик с радугой-дугой, Проводят рукой дугу перед собой Дождик с солнцем, Пальчики перед собой растопырены в разные стороны Дождик с градом, По коленочкам пальчиками стучат Дождик с рыжим листопадом. «Фонарики» сверху вниз | Листочки 1, 2, 3, 4, 5, Отгибают пальчики Будем листья собирать. Кулачки сжимают и разжимают. Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, листья осины. Листики дуба мы соберем, Загибают пальчики Маме осенний букет принесем. «Фонарики». |
Палец толстый и большой В сад за сливами пошел, Указательный с порога Показал ему дорогу. Средний палец-самый меткий Он сбивает сливы с ветки. Безымянный подает, А мизинчик-господинчик В землю косточки кладет. Загибают пальчики поочереди. | Фрукты Этот пальчик – апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос. Высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик-ананас, Фрукт для вас и для нас. Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика. |
Кулачок! Этот пальчик - маленький, Этот пальчик - слабенький, Этот пальчик - длинненький, Этот пальчик - сильненький, Этот пальчик - толстячок, Ну а вместе кулачок! Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика. | Мальчик – пальчик, где ты был? Мальчик – пальчик, где ты был? Долго по лесу бродил. Встретил я медведя, волка, Зайку, ёжика в иголках, Встретил белочку, лисичку, Встретил лося и синичку, Всем подарки подарил, Всяк меня благодарил. Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика. Хлопают в ладошки. |
Сотрудничество с родителями
План мероприятий с родителями:
Срок проведения | Мероприятия | Тема | Ответственный |
Сентябрь | Родительское собрание | Тема: «Пальчиковые игры и их роль в развитии речи ребенка». | Воспитатель |
Октябрь | Консультации для родителей | Тема: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики и речи детей». | Воспитатель |
Ноябрь | Папка-передвижка | Тема: «Виды пальчиковых игр». | Воспитатель |
Декабрь | Информационная папка для родителей | Тема: «Как подготовить ребёнка к школе». | Воспитатель |
Январь | Круглый стол для родителей | Тема: «Изготовление развивающей игры «Магазин» (солёное тесто). | Воспитатель |
Февраль | Консультация для родителей | Тема: «Игры на развитие мелкой моторики рук для детей с нарушениями речи». | Логопед Воспитатель |
Март | Открытое занятие для родителей | Тема: «Весна красна». | Музыкальный руководитель |
Апрель | Консультация для родителей | Тема: «Пальчиковый театр». | Воспитатель |
Май | Итоговое родительское собрание | Тема: «Итоги мониторинга». | Воспитатель |
Мониторинг проекта
Диагностика уровня речевого развития дошкольников (4-6лет) Безруковой О.А.,
Каленковой О.Н.
Назначение: тестовые задания предлагаемой методики определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста разработаны с учетом междисциплинарных позиций, что позволяет интегрировать в единое диагностическое пространство множество различных параметров, которые следует учитывать при оценке речи детей. Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон обще психического развития ребенка.
Возраст: дети дошкольного возраста – 4-6 лет.
Источник: Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого
развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. Н.Н.
Бутусова [и др.]. — М.: Каисса, 2008. — 95 с.
Собственно языковое тестирование целесообразно предварить небольшим собеседованием, для того чтобы убедиться, не являются ли возможные ошибки в речи лишь следствием обедненного представления об окружающем мире.
Как тебя зовут? Сколько тебе лет? В каком городе ты сейчас живешь? В какие дни недели мы отдыхаем? Какие звери живут в лесу? (3—5 слов) Кого поздравляют 8-го марта? С каким праздником нас поздравляет Дед Мороз? Когда перелетные птицы улетают на юг? На каком этаже ты живешь? Что нужно делать, если ты собрался переходить улицу, но горит желтый свет светофора? Какой сейчас месяц? Какие ты знаешь сказки? (2—3 сказки)
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное
количество баллов — 12.
Блок I
Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.
Задание 1. Назови то, что ты видишь на рисунках.
Рисунки:
А. скворечник, люстра, гнездо, гиря, кувшин, клещи, портфель
Б. клен, рябина, колокольчики, одуванчик, дуб, ромашка, ландыш.
В. Синица, снегирь, ласточка, индюк, дятел, носорог, бегемот, рысь.
Г. смородина, вишня, малина, редис, баклажаны, свекла, кабачок.
Д. кепка, панама, комбинезон, пиджак, галстук, туфли, сандалии.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество
баллов — 36.
Задание 2. Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.
Рисунки: холодильник, хлебница, отвертка, кормушка, сети, половник, носилки.
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов Максимальное
количество баллов — 7.
Задание 3. Рассмотри рисунки и скажи, почему их поместили рядом
Рисунки (парами): сахарница — сахар; шуруп — отвертка; свитер — клубок; самокат
велосипед.
ОЦЕНКА: установлена смысловая связь — 1 балл, не установлена —
0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.
Задание 4. Рассмотри рисунки и скажи, чем различаются предметы, изображенные на
них. Рисунки: шуруп—гвоздь; кофта—свитер; пальто—шуба; табурет—стул.
ОЦЕНКА: адекватный ответ (выделение существенных признаков I —
1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4
Задание 5. Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает. Рисунки:
Девочка поливает сметаной вареники.
Мальчик раскрашивает картинку.
Девочка посыпает маком (солью, сахаром) печенье.
Мальчик выбивает ковер.
Девочка выливает воду.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.
Задание 6. Послушай слова и скажи, какое лишнее. Объясни свой выбор. Слова:
вишня, малина, крыжовник, ромашки, земляника;
морковь, огурцы, репа, яблоко, кабачок.
ОЦЕНКА: верный ответ — 1 балл, неверный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 2.
Задание 7. Растолкуй значения слов: маслёнка, пелёнка, селёдочница, дрессировщица, воротник, лыжник, шахматист, турист.
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.
Задание 8. Как называется профессия человека, который: работает на тракторе, убирает двор и улицу, показывает фокусы, играет на гитаре, на скрипке, охраняет лес?
ОЦЕНКА: правильный ответ — 1 балл, неправильный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.
Задание 9. Догадайся, какое слово будет следующим.
Образец: Курица — цыплёнок; свинья — поросёнок.
Корова — телёнок; собака —?
Ворона — гнездо; муравей —?
Лётчик — самолёт; шофёр —?
Коза — козёл; курица —?
Рыба — удочка; бабочка —?
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.
Блок II
Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции является сформированность словоизменительных и словообразовательных навыков и умений.
Задание 10. Ответь на вопросы.
Какой мяч мы называем футбольным?
Какую бочку мы называем дубовой?
Какую змею мы называем ядовитой?
Какую ветку мы называем сосновой?
Какие лыжи мы называем горными?
Какие очки мы называем солнцезащитными?
Какую машину мы называем снегоуборочной?
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов Максимальное количество баллов — 7.
Задание 11. Как изменится слово, если этих предметов будет больше, чем один?
Образец: лист—листья.
Слова: колесо, ухо, перо, молоток, пень, леденец.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимально е количество баллов — 6.
Задание 12. Рассмотри рисунки и скажи, что на них изображено.
Рисунки: чашки, пуговицы, кисточки, карандаши, топоры,
куклы.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимально е количество баллов — 6.
Задание 13. Назови иначе.
Образец: Лист дуба — это дубовый лист.
Куст сирени — это...
Сок черники — это...
Ствол берёзы — эта…
Косточка вишни — это...
Варенье из земляники — это...
Сок абрикоса — это...
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.
Задание 14. Закончи предложение.
На гитаре играет гитарист, а на скрипке ...
Из клубники варят клубничное варенье, а из смородины ...
Хвост кошки — кошачий хвост, а хвост лисы ...
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.
3адание 15. Догадайся, какое слово будет следующим.
Перец — перечница, мыло —?
Сосна — сосновый, земляника —?
Лётчик — летать, дрессировщик —?
Длинный — длиннее, короткий —?
Рыбный — рыба, мясной —?
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.
Задание 16. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся и что делают животные.
Рисунки: кошка под стулом, кошка на заборе, кошка за деревом, собака перепрыгивает барьер (через барьер), кошка спрыгивает со стула ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов.
Максимальное количество баллов — 5.
Задание 17. Послушай и повтори предложение, не меняя слов.
Наступила осень, и перелётные птицы улетели на юг.
На баяне играет баянист, а на скрипке — скрипач.
Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.
Задание 18. Послушай предложение и ответь на вопросы. Катя старше Иры на два года. Кто младше: Катя или Ира? Петю провожал дедушка. Кто уезжал?
После завтрака дедушка прочитал газету. Что дедушка сделал раньше: позавтракал или прочитал газету?
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.
Блок III
Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений.
Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического оформления речи.
Задание 19. Повтори слова:
архитектор, кораблекрушение, водопроводчик, аэропорт.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно (неправильным ответом считаются пропуски, искажения, перестановки) — 0 баллов. Максимальное количество баллов —4
Задание 20. Повтори слоги: па-ба-па; аши-асы-аши; шва-шва-жва; кра-гра-кра; сан-цан-цан.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.
Задание 21. Дай утвердительный ответ на вопрос.
Дедушка ходил вчера в аптеку? (Да, в аптеку.)
Брат вчера получил письмо?
(Да, вчера.)
Лена ходила вчера в театр? (Да, ходила.)
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.
Блок IV
Основной целью заданий этого блока является оценка уровня сформированности связного речевого высказывания (текстовой деятельности), которая складывается в результате совокупного анализа понимания и самостоятельного продуцирования/репродуцирования текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом.
Задание 22. Послушай рассказ и ответь на вопросы.
Как ежик в лесу гулял.
Пошел темной ночью серый ежик по лесу гулять. Увидел листик и наколол на иголочки. Увидел ягодку и тоже наколол. Заметил он в луже голубую звезду. Хотел и ее наколоть, но ничего не вышло. Подумал ежик, подумал и решил накрыть ее лопухом — пусть до утра полежит. А утром вместо голубой звезды обнаружил он в луже большое красное солнышко.
Вопросы: когда ежик пошел гулять? Что видел ежик в лесу? Чем ежик накрыл звезду? Что увидел ежик в луже утром? Почему вместо звезды в луже оказалось солнышко?
ОЦЕНКА: за каждый правильный ответ — 1 балл, неправильный — 0 баллы. Максимальное количество баллов — 5.
Задание 23. Разложи картинки в нужной последовательности, так, чтобы получился рассказ. Картинки (даны вперемешку):
На улице весна. Мальчик с девочкой вышли из школы и пошли домой. Перед ними на дороге оказалась большая лужа.
Мальчик перепрыгнул через лужу и пошел дальше, а девочка остановилась около нее.
Мальчик оглянулся, а девочка плачет.
Мальчик вернулся, принес дощечку и перекинул ее через лужу.
Мальчик помог девочке перейти через лужу.
ОЦЕНКА: самостоятельно выполнил задание — 2 балла, выполнил задание с небольшой помощью — 1 балл, не справился с заданием — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 2.
Задание 24. Составь рассказ по этим картинкам (картинки те же).
ОЦЕНКА:
2 балла:
а) в рассказе верно передан сюжет;
б) в рассказе присутствует как основная, так и дополнительная информация;
в) тема раскрыта полностью;
г) ребенок не испытывает трудностей в формулировании содержания.
1 балл:
а) сюжет передан частично;
б) логическая последовательность событий не нарушена;
в) в рассказе присутствует только основная информация (тема раскрыта частично);
г) ребенок испытывает некоторые трудности в формулировании содержания.
0 баллов:
а) рассказ не передает предложенный сюжет;
б) нарушена логическая последовательность событий;
в) ребенок испытывает значительные трудности в формулировании содержания текста.
Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 8.
Задание 25. Послушай рассказ. Повтори его, как запомнил.
Лев и медведь
Лев и медведь добыли мясо. Решили они полакомиться, но не смогли поделить добычу. Никто из них не хотел делиться. Стали они из-за мяса драться. Долго дрались, а потом ослабели оба и легли на землю. В это время мимо пробегала лиса. Она увидела мясо, тихонько подкралась к нему и утащила к себе в нору. Так из-за своей жадности лев и медведь остались голодными.
ОЦЕНКА:
2 балла:
а) в пересказе полностью передано содержание текста;
б) пересказ включает как основную, так и дополнительную информацию;
в) при пересказе используется вариативность речи.
1 балл:
а) содержание текста передано частично;
б) в пересказе присутствует только основная информация;
в) использованы лексика и синтаксические конструкции оригинала.
0 баллов:
а) пересказ не соответствует оригиналу;
б) нарушена смысловая организация текста;
в) значительные трудности в языковом оформлении текста. Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 6.
Заключение
Разработанный проект поможет через систему пальчиковых игр повысить
уровень развития речи детей среднего дошкольного возраста, используя разные формы работы и привлекая к сотрудничеству родителей, поддерживая их в воспитании детей и вовлекая непосредственно в образовательную деятельность.
Литература
1.Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001.
2.Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2006.- 128с.
3.Новицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006.
4.Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. М.: Каисса, 2008. — 95 с.
5. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008.
6. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008.
7.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
8.Соколова, Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 48 с.: ил.
9.Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012. – 48с.: ил.
10.Ульева Е.А. Пальчиковые игры для детей 4 – 7 лет. Пособие для педагогов и родителей. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста
В данной статье представлены материалы ученых о роли и значении пальчиклвых игр для детей дошкольного возраста и об эффективности их использования в развитии речи детей....
«Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»
Материалы разработки содержат описание, задачи, этапы разучивания пальчиковых игр....
«Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
работа по теме "Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"...
Консультация для родителей на тему "Пальчиковые игры - одно средств развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Данная консультация содержит информацию о роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...
"Пальчиковые игры, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста"
Закономерность: "Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в норме и наоборот"....
Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста
о пользе пальчиковых игр...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста
Цель работы - изучить роль пальчиковой игры, как средства развития речи детей дошкольного возраста.Задачи:1) сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;2) сделать ...