Лэпбук "Речевичок"
учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Сакмарский детский сад «Берёзка»
Методическое пособие
по речевому развитию
Лэпбук «Речевичок»
Автор: Белова Татьяна Николаевна, воспитатель высшей категории
МБДОУ д/с «Берёзка»
с. Сакмара Оренбургская область
2023г.
Современный педагог – профессионал, постоянно занимающийся самообразованием, повышающий свой уровень профессиональной компетентности и владеющий необходимыми образовательными технологиями. Каждый педагог в своей педагогической деятельности, в связи с внедрением ФГОС дошкольного образования, ищет новые подходы, идеи, формы и методы, которые были бы интересны дошкольникам, и эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.
Методическое пособие: Лэпбук «Речевичок» предназначен для развитие речи детей через дидактическую игру. В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, словаря, связной речи, развитие зрительного восприятия. Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции.
Цель: закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме.
Задачи:
Образовательные:
- проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях;
- учить применять их в практической деятельности – игре.
Развивающие:
- закреплять умение составлять рассказ по картинке.
- закреплять умение находить слова с заданным звуком;
- развивать умение правильно отвечать на поставленный вопрос;
- развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к речевым играм,
Основа лэпбука, сделана из картонной папки, обклеенной цветной бумагой. Внутренняя часть лэпбука содержит много дидактического материала по развитию речи. Информация представлена кратно, понятно и доступна для детского восприятия.
Лэпбук представляет собой папку-раскладушку, состоящую из четырех разворотов. Включает: дидактические игры, игровые упражнения, которые размещаются в отдельных конвертиках (закреплены на основе лэпбука).
В пособии представлены 10 дидактических игр:
Звуковые дорожки
Цель: Автоматизировать изолированный звук, формировать звуковую культуру речи.
Методика работы: Проводя указательным пальцем по дорожке, малышу следует длительно произносить звук, а взрослому – следить за правильностью его артикуляции и качеством звучания. Вести пальчиком надо точно по дорожке. Начинать работу следует с самых простых звуков и звокоподражаний, постепенно переходя к небольшим фразам. Продолжительность произнесения звука зависит от возраста ребенка и соответствует количеству его лет.
«Распредели по домикам - он, она, оно»
Цель: упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода.
Материалы: Карточки с изображениями персонажей и предметов.
Ход игры: Правила игры заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами. Карточки размещаются на специальном поле, отдельным для каждого рода. После окончания сортирования карточек по родам, дети должны пояснить сделанный выбор. Детям предлагается разложить картинки в домики под названием «Он», «Она», «Оно».
Дидактическая игра «Большой – маленький»
Оборудование: парные карточки.
Педагог выкладывает карточки на стол, на которых изображены большие и маленькие предметы. После чего предлагает детям (ребенку) назвать картинки с изображением больших и маленьких предметов парами, предварительно объясняя, что маленький предмет надо назвать ласково. (Это стол. Это столик.)
«Собери картинку и придумай рассказ»
Цель: способствовать развитию связной грамматически правильной речи
Материалы: карточки с сюжетными картинками.
Ход задания: ребёнок берёт карточку и составляет рассказ, согласно сюжету.
Зеркальце и карточки для артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика преследует различные цели и задачи, которые зависят от конкретного речевого нарушения у ребенка и его индивидуальных особенностей.
Например:
- Коррекция дефектов произношения — артикуляционная гимнастика помогает исправить у детей такие неточности звукопроизношения, как замена, искажение или пропуск звуков.
- Улучшение четкости и ясности речи — упражнения по артикуляционной гимнастике помогают улучшить произношение звуков, что делает речь более понятной и выразительной.
- Развитие мышц артикуляционного аппарата — упражнения по артикуляционной гимнастике направлены на развитие и укрепление мышц языка, губ и нёба, что улучшает контроль над ними и делает произношение звуков более точным.
- Развитие слухового восприятия — артикуляционная гимнастика помогает детям научиться лучше различать звуки, что способствует развитию их слуха.
- Подготовка к дальнейшему обучению — выполнение артикуляционной гимнастики помогает детям развивать навык произношения звуков, который необходим, например, для правильного чтения.
- Повышение уверенности в себе — более четкая речь помогает детям чувствовать себя увереннее в общении со сверстниками и взрослыми.
Дидактическая игра «Что делает»
Игра «Кто что делает»
Цель: расширить и активизировать словарь ребенка.
Задачи: учить детей при рассматривании картинки называть предметы, изображенные на ней, их качества, действия; развивать игровые навыки, умение показать, воспитывать интонационную выразительность речи.
Материал и оборудование: сюжетные картинки с одним действием (мальчик поливает цветы из лейки, девочка причесывается расческой и др.), предметы и игрушки, изображенные на картинке.
Дидактическая игра «Из чего это сделано»
Направлена на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: совершенствовать знания детей о предметах окружающей действительности и о материалах, из которых они сделаны.
Задачи:
- дать представления о связях предметов окружающего мира;
- познакомить с продуктами человеческого труда и с русскими народными промыслами;
- развивать логическое мышление;
- расширять кругозор и словарный запас детей;
- учить детей сравнивать предметы, устанавливать причинно-следственные связи.
Пример игры: взрослый предлагает ребёнку определить, из чего сделаны предметы. Например: взрослый задаёт вопрос: «Мячик сделан из чего?» Ребёнок отвечает: «Из резины». Взрослый: «Значит он какой?» Ребёнок: «резиновый мячик». Так игра продолжается с другими предметами
Дидактическая игра «Противоположности»
Цель: обучение умению находить предметы и явления, что противоположны по значению.
Задачи:
- расширение представления об объектах окружающего мира;
- обучение навыку дифференциации объектов по визуальным признакам;
- речевое развитие, обогащение индивидуального словаря;
- улучшение памяти, концентрации внимания, способности логически мыслит
Картотека чистоговорок
Цель: выработка автоматизированного правильного четкого произношения, развитие речи дошкольника и дифференциация всех звуков.
Картотека скороговорок
Цель: развитие речи.
Скороговорки развивают речевой аппарат, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, чёткой и понятной.
Задачи скороговорок:
- Учить правильно произносить звуки на основе скороговорок.
- Развивать память, внимание, логическое мышление.
- Воспитывать речевую культуру, уверенность в общении.
Театрализованная игра «Теремок»
Цель: проигрывание сказки «Теремок» через театрализованную деятельность.
Задачи
- Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий; играть в коллективе, четко выполняя действия.
- Развивать умение переживать и сопереживать героям; умение подражать действиям зверей.
- Воспитывать выразительность речи и умение изменять тембр голоса, с помощью которого можно выражать настроения героев и их отношение друг к другу.
Словарная работа: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайка-побегайка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь, ставнями резными.
Оборудование: герои сказки на палочках
Предварительная работа: Чтение сказки «Теремок»; обсуждение сказки, рассматривание иллюстраций, разучивание пальчиковой гимнастики «Строим теремок».
«Какой, какая, какое»
Цель: Закрепить умение использовать в речи прилагательные среднего, мужского и женского родов.
Материалы: карточки с картинками предметов разных родов.
Ход игры: ребёнок берёт карточку и образовывает прилагательные среднего, мужского и женских родов.
Дидактическая игра «Один и много».
Цель: упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. Научить умению слушать сверстника и отзываться вовремя, когда речь идет об одинаковых предметах.
Игровой материал: Парные картинки с изображениями игрушек, на одной из которых нарисован один предмет, а на другой - несколько таких же предметов: мячи, неваляшки, пирамидки, лошадки, грузовики, зайчата.
Дидактическая игра «Размытый рассказ»
Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.
Материал. Карточки с рассказами
Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.