Лэпбук "Речевичок"
учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Белова Татьяна Николаевна

Методическое пособие по речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_rechevichok.docx397.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Сакмарский детский сад «Берёзка»

Методическое пособие

по речевому развитию

Лэпбук «Речевичок»

                                                     Автор: Белова Татьяна Николаевна,                                                                                                  воспитатель высшей категории

                      МБДОУ д/с «Берёзка»

с. Сакмара Оренбургская область

2023г.

Современный педагог – профессионал, постоянно занимающийся  самообразованием, повышающий  свой уровень профессиональной компетентности и  владеющий  необходимыми образовательными технологиями. Каждый педагог  в своей педагогической деятельности, в связи с внедрением ФГОС дошкольного образования, ищет новые подходы, идеи, формы и методы, которые были бы интересны дошкольникам, и эффективно решали  педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

Методическое пособие: Лэпбук «Речевичок» предназначен для развитие речи детей через дидактическую игру. В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, словаря, связной речи, развитие зрительного восприятия. Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции.

Цель: закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме.

Задачи: 

Образовательные:

  • проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях; 
  • учить применять их в практической деятельности – игре.

Развивающие: 

  • закреплять умение составлять рассказ по картинке.                                              
  • закреплять умение находить слова с заданным звуком;
  • развивать умение правильно отвечать на поставленный вопрос;
  • развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные: 

  • воспитывать интерес к речевым играм,

Основа лэпбука, сделана из картонной папки, обклеенной цветной бумагой. Внутренняя часть лэпбука содержит много дидактического материала по развитию речи.  Информация представлена кратно, понятно и доступна для детского восприятия.

Лэпбук представляет собой папку-раскладушку, состоящую из четырех разворотов. Включает: дидактические игры, игровые упражнения, которые размещаются в отдельных конвертиках (закреплены на основе лэпбука).

В пособии представлены 10 дидактических игр:

Звуковые дорожки

Цель: Автоматизировать изолированный звук, формировать звуковую культуру речи.
Методика работы: Проводя указательным пальцем по дорожке, малышу следует длительно произносить звук, а взрослому – следить за правильностью его артикуляции и качеством звучания. Вести пальчиком надо точно по дорожке. Начинать работу следует с самых простых звуков и звокоподражаний, постепенно переходя к небольшим фразам. Продолжительность произнесения звука зависит от возраста ребенка и соответствует количеству его лет.

«Распредели по домикам - он, она, оно»

Цель: упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода.

Материалы: Карточки с изображениями персонажей и предметов.

Ход игры: Правила игры заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами. Карточки размещаются на специальном поле, отдельным для каждого рода. После окончания сортирования карточек по родам, дети должны пояснить сделанный выбор. Детям предлагается разложить картинки в домики под названием «Он», «Она», «Оно».

Дидактическая игра «Большой – маленький»

Оборудование: парные карточки.

Педагог выкладывает карточки на стол, на которых изображены большие и маленькие предметы. После чего предлагает детям (ребенку) назвать картинки с изображением больших и маленьких предметов парами, предварительно объясняя, что маленький предмет надо назвать ласково. (Это стол. Это столик.)

«Собери картинку и придумай рассказ»

Цель: способствовать развитию связной грамматически правильной речи

Материалы: карточки с сюжетными картинками.

Ход задания: ребёнок берёт карточку и составляет рассказ, согласно сюжету.

Зеркальце и карточки для артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика преследует различные цели и задачи, которые зависят от конкретного речевого нарушения у ребенка и его индивидуальных особенностей.

Например:

  1. Коррекция дефектов произношения — артикуляционная гимнастика помогает исправить у детей такие неточности звукопроизношения, как замена, искажение или пропуск звуков. 
  2. Улучшение четкости и ясности речи — упражнения по артикуляционной гимнастике помогают улучшить произношение звуков, что делает речь более понятной и выразительной.
  3. Развитие мышц артикуляционного аппарата — упражнения по артикуляционной гимнастике направлены на развитие и укрепление мышц языка, губ и нёба, что улучшает контроль над ними и делает произношение звуков более точным.
  4. Развитие слухового восприятия — артикуляционная гимнастика помогает детям научиться лучше различать звуки, что способствует развитию их слуха.
  5. Подготовка к дальнейшему обучению — выполнение артикуляционной гимнастики помогает детям развивать навык произношения звуков, который необходим, например, для правильного чтения.
  6. Повышение уверенности в себе — более четкая речь помогает детям чувствовать себя увереннее в общении со сверстниками и взрослыми.

Дидактическая игра «Что делает»

Игра «Кто что делает»

Цель: расширить и активизировать словарь ребенка.

Задачи: учить детей при рассматривании картинки называть предметы, изображенные на ней, их качества, действия; развивать игровые навыки, умение показать, воспитывать интонационную выразительность речи.

Материал и оборудование: сюжетные картинки с одним действием (мальчик поливает цветы из лейки, девочка причесывается расческой и др.), предметы и игрушки, изображенные на картинке.

Дидактическая игра «Из чего это сделано»

Направлена на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста. 

Цель: совершенствовать знания детей о предметах окружающей действительности и о материалах, из которых они сделаны. 

Задачи:

  • дать представления о связях предметов окружающего мира; 
  • познакомить с продуктами человеческого труда и с русскими народными промыслами; 
  • развивать логическое мышление; 
  • расширять кругозор и словарный запас детей; 
  • учить детей сравнивать предметы, устанавливать причинно-следственные связи. 

Пример игры: взрослый предлагает ребёнку определить, из чего сделаны предметы. Например: взрослый задаёт вопрос: «Мячик сделан из чего?» Ребёнок отвечает: «Из резины». Взрослый: «Значит он какой?» Ребёнок: «резиновый мячик». Так игра продолжается с другими предметами

Дидактическая игра «Противоположности»

Цель: обучение умению находить предметы и явления, что противоположны по значению.

Задачи:

  • расширение представления об объектах окружающего мира;
  • обучение навыку дифференциации объектов по визуальным признакам;
  • речевое развитие, обогащение индивидуального словаря;
  • улучшение памяти, концентрации внимания, способности логически мыслит

Картотека чистоговорок

Цель: выработка автоматизированного правильного четкого произношения, развитие речи дошкольника и дифференциация всех звуков.

Картотека скороговорок

Цель: развитие речи.

Скороговорки развивают речевой аппарат, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, чёткой и понятной.

Задачи скороговорок:

  • Учить правильно произносить звуки на основе скороговорок.
  • Развивать память, внимание, логическое мышление.
  • Воспитывать речевую культуру, уверенность в общении.

Театрализованная игра «Теремок»

Цель: проигрывание сказки «Теремок» через театрализованную деятельность.

Задачи

  • Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий; играть в коллективе, четко выполняя действия.
  • Развивать умение переживать и сопереживать героям; умение подражать действиям зверей.
  • Воспитывать выразительность речи и умение изменять тембр голоса, с помощью которого можно выражать настроения героев и их отношение друг к другу.

Словарная работа: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайка-побегайка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь, ставнями резными.

Оборудование: герои сказки на палочках

Предварительная работа: Чтение сказки «Теремок»; обсуждение сказки, рассматривание иллюстраций, разучивание пальчиковой гимнастики «Строим теремок».

«Какой, какая, какое»

Цель: Закрепить умение использовать в речи прилагательные среднего, мужского и женского родов.

Материалы: карточки с картинками предметов разных родов.

Ход игры: ребёнок берёт карточку и образовывает прилагательные среднего, мужского и женских родов.

Дидактическая игра «Один и много».

Цель: упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. Научить умению слушать сверстника и отзываться вовремя, когда речь идет об одинаковых предметах.

Игровой материал: Парные картинки с изображениями игрушек, на одной из которых нарисован один предмет, а на другой - несколько таких же предметов: мячи, неваляшки, пирамидки, лошадки, грузовики, зайчата.

Дидактическая игра «Размытый рассказ»

Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.

Материал. Карточки с рассказами

IMG_20220127_205722.jpgЧитая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.