Консультация на тему: «Обогащение синонимического словаря детей старшего дошкольного возраста»
консультация по развитию речи
Консультация по развитию речи детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_rr_noyabr.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
на тему: «Обогащение синонимического словаря детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила: Агапитова О.Б.
Воспитатель логопедической группы
Роль словарной работы в обучении родному языку старших дошкольников была раскрыта М.М. Кониной и ее учениками (В.И. Яшина, Н.П. Иванова, А.П. Иваненко и др.). Вычленяя обогащение, закрепление и активизацию словаря как главные задачи словарной работы, Конина писала: «Руководство развитием детского словаря начинается не с обучения детей новым словам и оборотам речи, а с активизации имеющегося у них словарного запаса, с привлечением систематизации опыта детей».
Необходимо отметить, что основное внимание теория и практика уделяли в основном количественной стороне этого процесса — расширению объема словаря, увеличению словарного запаса в связи с работой по ознакомлению детей с окружающим, расширению ориентировки в нем. Не преуменьшая той роли, которую в усвоении родного языка играет связь обогащения словаря и ознакомления с окружающим, важно разграничить:
а) развитие речи (усвоение новых слов, терминов) как необходимое условие формирования новых знаний и представлений
б) ознакомление с окружающим как возможное условие обогащения словаря. Выделение собственно языковых задач в обогащении словаря, разграничение познавательного (расширение и углубление знаний и представлений детей об окружающей действительности) и языкового развития привело к необходимости обстоятельного анализа усвоения детьми смысловой структуры слова. Здесь необходимо подчеркнуть важность комплексного использования различных приемов в работе над семантикой слова. Формируя у ребенка представление о том, что у каждого слова есть значение, мы подводим его и к пониманию того, что одним словом могут называться разные предметы (явление многозначности), что об одном и том же можно сказать различными словами (синонимия),и что существуют слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Итак, в словарной работе на первое место выдвигается положение о том, что слово является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, явлений, процессов, свойств, а работа над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи.
Словесные обозначения (наименования) предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающей их действительностью. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений).
Слово усваивается ребенком быстрее, если обучение его употреблению связано с его смыслом, а в процессе работы над словом устанавливаются ассоциативные связи.
Важными задачами словарной работы являются обогащение, расширение и активизация словарного запаса. Основу обогащения детского словаря составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.
О синонимическом ряде расскажет Светлана Васильевна.
СИНОНИМ - Слово, отличающееся от другого по звуковой форме, но совпадающее, сходное или очень близкое по значению, напр. "скупец" и "скряга"; "есть", "жрать", "кушать" и "лопать"; "глаза" ...
Синонимическая работа с детьми (подбор слов, близких по своему значению) переплетается с усвоением тематических групп слов (глаголы движения: идти, шагать, брести, плестись и т. п.; или глаголы, обозначающие речь и ситуацию общения: сказал, спросил, ответил, прошептал, закричал, объяснил).
В старшем дошкольном возрасте работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходные значением и формированию умений использовать в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик – радостный), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся – радуются), к определенному слову (умный – толковый), дети учатся точности словоупотребления в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений. А так же у детей формируется умение выбрать из синонимического ряда наиболее подходящее слово (жаркое солнце – горячее; жаркий спор – взволнованный), развивается понимание переносного значения слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний (ручей мелкий, а река глубокая).
Анто́нимы (греч. «против» + «имя») — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать.
Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, которая проводится при составлении словосочетаний и предложений, вследствие которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу, к словосочетаниям (старый дом- новый), к отдельным словам (легкий –тяжелый), или заканчивают предложение, начатое педагогом: Один теряет, другой …..(находит).
Дети находят антонимы в пословицах, поговорках. Подбор антонимов к многозначным словам расширяет представления детей о слове, помогает уточнить его значение. А подбирая словосочетание со словами близкого и противоположного значения, дети глубже осознают многозначность слова {старый дом — ветхий; старое платье — рваное; старый друг — давний, старый билет — недействительный, или: свежий хлеб — черствый; свежая газета — вчерашняя; свежая рубашка — грязная).
Такие упражнения помогают детям понимать слова не только в прямом, но и в переносном значении: злая зима, колючий ветер, золотые руки; лес дремлет, дом растет, песня льется, ручьи бегут. Для развития понимания слов в переносном значении необходимо проводить упражнения с именами прилагательными и глаголами, которые в зависимости от противопоставлений в словосочетаниях меняют свое значение: Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая). Пластилин мягкий, а камень... (твердый). Кроме того, необходимо формировать и умение выбирать адекватное слово из синонимического ряда: жаркий (горячий) день, жаркий (взволнованный) спор.
Многозначность слова показывается дошкольникам на хорошо знакомых словах с конкретным предметным значением {ручка, игла, молния, спинка, ножка, лист, звонок), причем здесь могут использоваться слова разных частей речи: имена прилагательные (острый, старый, тяжелый, легкий, глубокий, мелкий, полный), глаголы {идти, бежать, прыгать, лить, плыть, бить) и т. п.
В развитии словаря дошкольника важным является принцип
объединения слов в тематические группы. Единицы языка связаны между собой и зависят друг от друга. Так, многозначное слово игла в значении «лист хвойного дерева» входит в семантическое поле: дерево — ствол — ветви — хвоя зеленая — пушистая, растет — опадает; игла для шитья входит в другое семантическое поле: шить — зашивать — вышивать, платье — рубашка — одежда — узор, острая — тупая — тонкая и т. п.
Развивая понимания детьми значений многозначных слов разных частей речи (молния, кран, игла; лить, плыть; полный. Острый, тяжелый). Мы учим их сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом.
Составляя предложения с многозначными словами, дети показывают, на какой смысл того или иного слова они ориентируются. Работа над многозначными словами может идти по такому направлению: название слова, подбор к нему признаков и действий, составление словосочетаний, затем предложений и, в конечном итоге, использование многозначных слов в связном тексте.
Упражнения с синонимами и антонимами преследуют практическую цель научить пользоваться различными словами языка, выбирать наиболее подходящее слово и избегать повторений слов в своей речи, приучают вдумываться в смысл употребляемых слов, правильно их сочетать (на уровне словосочетаний, предложений, высказываний).
От отдельных упражнений на подбор синонимов, антонимов и многозначных слов дети переходят к составлению связных высказываний, используя все названные характеристики предмета, явления, персонажа, их качества и действия.
Примеры игр и упражнений:
- «Что видите вокруг? уточнить представления детей о названии предметов.
- «Скажи какой? учить называть предмет, его признаки, качества, действия, подбирая слова близкие по смыслу.
- «Найди точное слово» учить точно называть предмет, его качества и действия.
- «Это правда или нет» учить находить неточности в стихотворных текстах. (Л.Станчева «Это правда или нет?»)
- «Назови другое слово» учить обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.
- «Назови одним словом» учить находить слова, оценивающие ситуацию.
- «Придумай рассказ» учить понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.
- «Скажи точнее» развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.
Делая вывод можно сказать: слова, обозначающие предметы, явления действительности, обладают многозначностью, вступают в разнообразные семантические отношения (синонимические, антонимические, ассоциативные), которые и необходимо раскрыть детям с целью обеспечения полноценного усвоения ими родного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие образной речи и обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологизмами
Предложенные игровые упражнения могут быть использованы педагогами детского сада,родителями в работе с детьми по развитию образной речи и обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста....
Проект «Обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром»
Целью педагогического проекта является обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром....
Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром
Знакомство с окружающим - одно из средств развития словаря у детей старшего дошкольного возраста. В программах детского сада не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров пр...
Консультация для воспитателей по обогащению и расширению словаря детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...
Игры по обогащению активного словаря детей старшего дошкольного возраста
Данный материал предназначен для обогащения активного словаря детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей: «ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
А.Н. Гвоздев писал: «Предложение в развитии детской речи играет огромную роль. Представляя собой известное высказывание, сообщение, оно является основой единицей речи как орудия мышления и общен...