Консультация на тему: «Обогащение синонимического словаря детей старшего дошкольного возраста»
консультация по развитию речи

Агапитова Оксана Борисовна

Консультация по развитию речи детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_po_rr_noyabr.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Консультация

на тему: «Обогащение синонимического словаря детей старшего дошкольного возраста»

 

Выполнила: Агапитова О.Б.

Воспитатель логопедической группы

 

 Роль словарной работы в обучении родному языку старших дошкольников была раскрыта М.М. Кониной и ее учениками (В.И. Яшина, Н.П. Иванова, А.П. Иваненко и др.). Вычленяя обогащение, закрепление и активизацию словаря как главные задачи словарной работы, Конина писала: «Руководство развитием детского словаря начинается не с обучения детей новым словам и оборотам речи, а с активизации имеющегося у них словарного запаса, с привлечением систематизации опыта детей».  

Необходимо отметить, что основное внимание теория и практика уделяли в основном количественной стороне этого процесса — расширению объема словаря, увеличению словарного запаса в связи с работой по ознакомлению детей с окружающим, расширению ориентировки в нем. Не преуменьшая той роли, которую в усвоении родного языка играет связь обогащения словаря и ознакомления с окружающим, важно разграничить:

 а) развитие речи (усвоение новых слов, терминов) как необходимое условие формирования новых знаний и представлений

 б) ознакомление с окружающим как возможное условие обогащения словаря. Выделение собственно языковых задач в обогащении словаря, разграничение познавательного (расширение и углубление знаний и представлений детей об окружающей действительности) и языкового развития привело к необходимости обстоятельного анализа усвоения детьми смысловой структуры слова. Здесь необходимо подчеркнуть важность комплексного использования различных приемов в работе над семантикой слова. Формируя у ребенка представление о том, что у каждого слова есть значение, мы подводим его и к пониманию того, что одним словом могут называться разные предметы (явление многозначности), что об одном и том же можно сказать различными словами (синонимия),и что существуют слова, противоположные по смыслу (антонимы).

 Итак, в словарной работе на первое место выдвигается положение о том, что слово является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, явлений, процессов, свойств, а работа над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи.

Словесные обозначения (наименования) предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающей их действительностью. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений).

Слово усваивается ребенком быстрее, если обучение его употреблению связано с его смыслом, а в процессе работы над словом устанавливаются ассоциативные связи.

Важными задачами словарной работы являются обогащение, расширение и активизация словарного запаса. Основу обогащения детского словаря составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

О синонимическом ряде расскажет Светлана Васильевна.

 СИНОНИМ - Слово, отличающееся от другого по звуковой форме, но совпадающее, сходное или очень близкое по значению, напр. "скупец" и "скряга"; "есть", "жрать", "кушать" и "лопать"; "глаза" ...

Синонимическая работа с детьми (подбор слов, близких по своему значению) переплетается с усвоением тематических групп слов (глаголы движения: идти, шагать, брести, плестись и т. п.; или глаголы, обозначающие речь и ситуацию общения: сказал, спросил, ответил, прошептал, закричал, объяснил).

В старшем дошкольном возрасте работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходные значением и формированию умений использовать в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик – радостный), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся – радуются), к определенному слову (умный – толковый), дети учатся точности словоупотребления в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений. А так же у детей формируется умение выбрать из синонимического ряда  наиболее подходящее слово (жаркое солнце – горячее; жаркий спор – взволнованный), развивается понимание переносного значения слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний (ручей мелкий, а река глубокая).

Анто́нимы (греч. «против» + «имя») — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать.

Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, которая проводится при составлении словосочетаний и предложений, вследствие которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу, к словосочетаниям (старый дом- новый), к отдельным словам (легкий –тяжелый), или заканчивают предложение, начатое педагогом: Один теряет, другой …..(находит).

   Дети находят антонимы в пословицах, поговорках. Подбор антонимов к многозначным словам расширяет представления детей о слове, помогает уточнить его значение. А подбирая словосочетание со словами близкого и противоположного значения, дети глубже осознают многозначность слова {старый дом — ветхий; старое платье — рваное; старый друг — давний, старый билет — недействительный, или: свежий хлеб — черствый; свежая газета — вчерашняя; свежая рубашка — грязная).

Такие упражнения помогают детям понимать слова не только в прямом, но и в переносном значении: злая зима, колючий ветер, золотые руки; лес дремлет, дом растет, песня льется, ручьи бегут. Для развития понимания слов в переносном значении необходимо проводить упражнения с именами прилагательными и глаголами, которые в зависимости от противопоставлений в словосочетаниях меняют свое значение: Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая). Пластилин мягкий, а камень... (твердый). Кроме того, необходимо формировать и умение выбирать адекватное слово из синонимического ряда: жаркий (горячий) день, жаркий (взволнованный) спор.

Многозначность слова показывается дошкольникам на хорошо знакомых словах с конкретным предметным значением {ручка, игла, молния, спинка, ножка, лист, звонок), причем здесь могут использоваться слова разных частей речи: имена прилагательные (острый, старый, тяжелый, легкий, глубокий, мелкий, полный), глаголы {идти, бежать, прыгать, лить, плыть, бить) и т. п.

В развитии словаря дошкольника важным является принцип
объединения слов в тематические группы. Единицы языка связаны между собой и зависят друг от друга. Так, многозначное слово игла в значении «лист хвойного дерева» входит в семантическое поле: дерево — ствол — ветви — хвоя зеленая — пушистая, растет — опадает; игла для шитья входит в другое семантическое поле: шить — зашивать — вышивать, платье — рубашка — одежда — узор, острая — тупая — тонкая и т. п.        

Развивая понимания детьми значений многозначных слов разных частей речи (молния, кран, игла; лить, плыть; полный. Острый, тяжелый). Мы учим их сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом.

Составляя предложения с многозначными словами, дети показывают, на какой смысл того или иного слова они ориентируются. Работа над многозначными словами может идти по такому направлению: название слова, подбор к нему признаков и действий, составление словосочетаний, затем предложений и, в конечном итоге, использование многозначных слов в связном тексте.

Упражнения с синонимами и антонимами преследуют практическую цель научить пользоваться различными словами языка, выбирать наиболее подходящее слово и избегать повторений слов в своей речи, приучают вдумываться в смысл употребляемых слов, правильно их сочетать (на уровне словосочетаний, предложений, высказываний).  

От отдельных упражнений на подбор синонимов, антонимов и многозначных слов дети переходят к составлению связных высказываний, используя все названные характеристики предмета, явления, персонажа, их качества и действия.

Примеры игр и упражнений:

  • «Что видите вокруг? уточнить представления детей о названии предметов.
  • «Скажи какой? учить называть предмет, его признаки, качества, действия, подбирая слова близкие по смыслу.
  • «Найди точное слово» учить точно называть предмет, его качества и действия.
  • «Это правда или нет» учить находить неточности в стихотворных текстах. (Л.Станчева «Это правда или нет?»)
  • «Назови другое слово» учить обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.
  • «Назови одним словом» учить находить слова, оценивающие ситуацию.
  • «Придумай рассказ» учить понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.
  • «Скажи точнее» развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

Делая вывод можно сказать: слова, обозначающие предметы, явления действительности, обладают многозначностью, вступают в разнообразные семантические отношения (синонимические, антонимические, ассоциативные), которые и необходимо раскрыть детям с целью обеспечения полноценного усвоения ими родного языка.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образной речи и обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологизмами

Предложенные игровые упражнения могут быть использованы педагогами детского сада,родителями в работе с детьми по развитию образной речи и обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста....

Проект «Обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром»

Целью педагогического проекта является обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром....

Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром

Знакомство с окружающим - одно из средств развития словаря у детей старшего дошкольного возраста. В программах детского сада не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров пр...

Игры по обогащению активного словаря детей старшего дошкольного возраста

Данный материал предназначен для обогащения активного словаря детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей: «ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

А.Н. Гвоздев писал: «Предложение в развитии детской речи играет огромную роль. Представляя собой известное высказывание, сообщение, оно является основой единицей речи как орудия мышления и общен...