Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме "Урожай".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Брызгалова Татьяна Александровна

Цель: закрепление словаря существительных, прилагательных.

Задачи:

Образовательные: закреплять словарь (существительные, прилагательные, обобщённые понятия «овощи», «фрукты»); согласовывать прилагательные с существительными; составлять предложения с однородными членами, элементарные описания (внешние характеристики) овощей и фруктов (состоящие из двух-трёх предложений).

Развивающие: развивать речь, внимание, мышление, память.

Воспитательные: стимулировать умение слушать друг друга, говорить по очереди, не перебивать говорящего.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи в средней группе «Урожай»

Цель: закрепление словаря существительных, прилагательных.

Задачи:

Образовательные: закреплять словарь (существительные, прилагательные, обобщённые понятия «овощи», «фрукты»); согласовывать прилагательные с существительными; составлять предложения с однородными членами, элементарные описания (внешние характеристики) овощей и фруктов (состоящие из двух-трёх предложений).

Развивающие: развивать речь, внимание, мышление, память.

Воспитательные: стимулировать умение слушать друг друга, говорить по очереди, не перебивать говорящего.

Оборудование: игрушки-овощи и фрукты по количеству детей, платок для воспитателя, корзина, тазик для овощей, ваза для фруктов.

Ход занятия

1. Вводная часть. Организационный момент(Воспитатель вносит корзину с игрушечными овощами).

– Посмотрите, какой богатый урожай созрел у меня в огороде!

2. Основная часть.

– Скажите, что созрело в огороде? (Овощи).

Д/и «Кто знает, продолжает»

Я сейчас буду читать вам стихотворение и показывать овощ из корзины, а вы должны добавить слово.

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто, летом выросла … (капуста)

Собираем мы в лукошко очень крупную… (картошку)

От дождя земля намокла, вылезай толстушка … (свекла)

Из земли - за чуб плутовку! Тянем сочную … (морковку)

Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук)

Вот зеленый толстячок – крупный гладкий … (кабачок)

И красавец великан темно-синий … (баклажан)

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.

– А теперь послушайте сказочную историю.

Жила-была бабушка Катерина. Всё лето она трудилась на своём огороде, ухаживала за своим садом. И уродился у бабушки Катерины богатый урожай. Взяла бабушка корзину и пошла собирать овощи и фрукты. Ходит она по саду и огороду, каждый овощ, каждый фрукт осматривает. Выбирает только самые спелые, самые красивые, самые хорошие. Ходит бабушка Катерина, приговаривает: «Кто себя похвалит, о себе расскажет, того я в корзинку положу».

Всем овощам и фруктам хочется в бабушкину корзинку попасть. И решили они сами себя похвалить, о себе рассказать, кто они и какие.

– Я хочу стать бабушкой Катериной, вы согласны? А вы превратиться в овощи и фрукты. Я предлагаю вам выбрать один овощ или фрукт и сказать кем вы будете в сказке. (Дети выбирают и дают примерные ответы: «Я буду помидором», «Я буду яблоком», «Я редиска» и т. д.).

Здесь будет находиться «огород», а здесь «сад» (2 лавочки на ковре). Занимайте свои места на грядке, если вы выбрали овощи. Те кто выбрал фрукты размещайтесь в саду.

Воспитатель обходит детей и приговаривает: «Кто себя похвалит, о себе расскажет, того я в корзинку положу» и спрашивает: «Ты кто? Ты какой?» (Примерный ответ: «Я помидор. Я большой, круглый, красный, спелый».) При необходимости педагог задаёт наводящие вопросы, после которых подводит ребёнка к итоговому высказыванию.

После беседы ребёнок получает одобрение («Такой помидор мне нужен. Полезай ко мне в корзинку»). Ребёнок кладёт свой овощ (фрукт) в корзинку и идёт вместе с воспитателем к другим детям.

Д/и «Собираем урожай». Дифференциация понятий «овощи» и «фрукты».

Педагог говорит от имени бабушки Катерины:

–Урожай я собирала да очень устала. А потом урожай надо разобрать: овощи – в тазик, фрукты – в вазу. Вы мне поможете?

– Какие вы молодцы, все правильно разделили! Дети, назовите одним словом то, что лежит в тазике, и то, что лежит в вазе.

– Все верно. В тазике – овощи, а в вазе – фрукты.

– Ой, молодцы. И я отдохнула. Давайте поиграем в хороводную игру

Огородная-хороводная

Дети стоят в кругу, предварительно выбираются «морковь», «лук», «капуста», «шофер». Они тоже стоят в кругу.

Дети идут по кругу и поют:

Есть у нас огород. Там своя морковь растет

Вот такой ширины, вот такой вышины! (2 раза)

Дети останавливаются и раскрывают руки в ширину, а затем поднимают их вверх. Дети, стоя на месте, поют:

Ты, морковь, сюда спеши. Ты немного попляши

А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза) Выходит «морковь», пляшет и по окончанию куплета кладет игрушку-морковь в корзинку, возвращается в круг.

Дети идут по кругу и поют:

Есть у нас огород, там зеленый лук растет

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

Ты лучок сюда спеши, ты немного попляши,

А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)

В кругу танцует «лук», по окончанию куплета кладет лук в корзинку, возвращается в круг.

Дети идут по кругу и поют:

Есть у нас огород и капуста там растет

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

Ты капуста, к нам спеши, та немного попляши,

А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)

Выходит «капуста» и пляшет в кругу, по окончанию куплета кладет капусту, возвращается в круг.

Дети идут по кругу и поют:

Есть у нас грузовик, он не мал и не велик.

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

Ты, шофер, сюда спеши, ты немного попляши

А потом не зевай, увози наш урожай!

Выходит «шофер» с машиной и пляшет в кругу, по окончанию куплета кладет корзинку с овощами в кузов и увозит.

Пальчиковая игра

Мы капусту рубим рубим (Ручками показываем, как мы рубим капусту) Мы морковку трём, трем (Ручками показываем, как мы трем морковку)

Мы капусту солим солим. (Пальчики щепоткой – солим)

Мы капусту мнем, мнем (Ручками «мнем» капусту).

– А что можно заготовить на зиму из фруктов? (Компот, варенье)

3. Заключительная часть

– Чем мы сегодня занимались? (Собирали урожай)

– Кому мы помогали? (Бабушке Катерине)

– Где выросли овощи? (В огороде на грядках)

– Где выросли фрукты? (В саду на деревьях)

– Все вы молодцы! Очень хорошо справились со всеми заданиями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в средней группе "Кошка с котятами"

Открытое занятие для родителей и коллег. Использовала интерактивную доску и слайды. Очень понравилось....

"Предметы личной гигиены" план - конспект по развитию речи для средней группы

план - конспект по развитию речи для средней группы "Предметы личной гигиены"...

Конспект по развитию речи в средней группе. "Осень".

Конспект по развитию речи на тему: "Осень"....

Конспект занятияпо развитию речи в старшей группе «Домашние животные»

Конспект занятия в старшей группе «Домашние животные»Задачи:Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том...

Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе. Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬ

Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе.Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬЦель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в ...

Конспект по развитию речи в средней группе 4-5 лет. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь ».

Упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками  «З», «зь»...

Конспект по развитию речи в средней группе 4-5 лет. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь ».

Цель: Упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками  «З», «зь...