"Рыбалка с котом Леопольдом"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

МИРОНОВА ИННА ФИЛИППОВНА

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Рыбалка с котом Леопольдом"18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастная группа: 6 - 7 лет

Образовательная область: речевое развитие (обучение грамоте с детьми с тяжелыми нарушениями речи)

Цель: закрепление знания детей о звуках и буквах, изученных за 1 период обучения

Задачи:

- закреплять умение выделять первый звук в слове;

- формировать умение составлять слово из перепутанных букв;

- формировать умение составлять слова из данных букв;

- развивать фонематическое восприятие детей;

- развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата; развивать общую и мелкую моторику;

- развивать логическое мышление, воображение, память, внимание;

- воспитывать доброжелательность, сплоченность, благородство.

Предварительная работа: занятия по обучению грамоте: гласные звуки и буквы А, У, О, Ы, согласные звуки буквы М, П, Т, С, Н, Д, Б, К, Р.

Оборудование: картинка кот Леопольд на палочке, карта, картинки с номерами, дорожка, буквы, гимнастические коврики, ребусы, Су Джок, ТИКО-конструктор, магнитофон с записью музыки.

Ход:

I. Вводная часть

- Здравствуйте, ребята, скажите, пожалуйста, какое наступило время года? (Осень). А какое время года было до осени? (Лето). Чем вы больше всего любите заниматься летом? (Гулять, играть в мяч и т.д.). Знаете ли вы, чем можно заниматься на реке или озере, взяв с собой удочку, сочок и ведро? (Ходить на рыбалку). А хотите не ждать лето и отправиться прямо сейчас на рыбалку? И отравимся мы не одни, а с нашим гостем (кот Леопольд). Что-то котик расстроен. Он очень любит уху из рыбы, но не может добраться до реки по карте, так как не умеет читать. Ребята, а мы с вами можем ему в этом помочь? (Поможем ему добраться до реки, наловить рыбу и сварить вкусную уху). Для этого мы с вами вспомним буквы, которые уже выучили и хорошо знаем. Нам необходимо будет выполнить много интересных заданий, определить первый звук в слове, произнести слова по слогам и составлять слова. Мы будем работать все вместе и по одному. Итак, куда мы с вами отправляемся? (На рыбалку).

II. Основная часть

- Посмотрите ребята, а Леопольд грустит, покажите, как вы грустите? Или даже рассержен. А разве можно с таким настроением отправляться на рыбалку, конечно же, нет. А с каким настроением нужно пойти, чтобы все удавалось и получалось и мы наловили много рыбы? Конечно же, с хорошим и радостным настроением, покажите, как вы радуетесь? Замечательно, а еще мы с вами очень дружные и выручаем и поддерживаем друг друга, покажите как? Молодцы!

Путь предстоит не близкий и нам потребуется много сил.

- А теперь разомнем наши губы и язычок.

Артикуляционная гимнастика «Рыбы»

1.«Пузырьки лопаются» - Беззвучное произнесение [п], темп произнесения то убыстрять, то замедлять

2. «Хищная рыбка» - Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы

3. «Рыбка жуёт водоросли» - Имитировать жевание

4. «Ракушка открывается» - Рот открыт, язык высунуть «лодочкой», держать

неподвижно, губы то широко раскрывать, то касаться ими

«лодочки»

5. «Рыбка поёт» - Вытянуть губы «трубочкой» и медленно открыть рот, также медленно закрыть его

- Молодцы ребята, итак первое задание, выберите по одной карточке. У кого карточка под номером 1, что нарисовано на ней? Назовите слово и определите, какой первый звук в этом слове? Возьми нужную букву и вклей в наше слово на карте. Карточка номер 2, карточка номер 3, карточка номер 4. Что за слово у нас получилось? (МОСТ). Какой замечательный мост, давайте по нему пройдем вместе руки в стороны на носочках, идем друг за другом держим равновесие. А теперь положим правую руку на плече соседу и пройдем по нашему мостику боком приставными шагами. Молодцы ребята справились с этим заданием, двигаемся дальше. Присаживайтесь на стульчики.

- Следующее задание. На доске домики, а они чем-то отличаются друг от друга? (У первого домика одно окошко, у второго домика два окошка, у третьего домика три окошка). Ребята также и в словах, бывает один, два и три слогов. Нужно произнести слова по слогам и соединить нужную картинку с тем домиком в котором столько же окошек сколько и слогов. Первое слово: ЛЕ – ТО, СА - ПО – ГИ, ЛЕС , СА - ЧОК - прохлопываем. Молодцы выполнили задание и появились буквы, какое слово из них можно составить? ДОМ прочитаем все вместе и вписываем в карту.

- Чтобы нам узнать, что мы будем делать дальше, нам нужно сыграть в игру «Составь слово по первому звуку». Показываю картинку с ребусами, сначала слова РУКА подходит? Нет здесь 4 буквы, а нам нужно 3. АУ походит? Нет буквы 2. СОН – подходит. И нам пора с вами отдохнуть проходите на нашу полянку. Закроем глаза и послушаем музыку. Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.

Отдохнули пора отправляться дальше. И новое слово, а сколько букв в этом слове(4).

-  Послушайте загадку и отгадайте ее.

В море плавает, в реке,

С плавниками в чешуе.

Она ни с кем не говорит,

Пузырьки пускает и молчит. (РЫБА)

- А какая рыбка нам нужно для ухи мы узнаем, когда выполним следующее задание. Подходите к столам, на них детали из ТИКО-конструктора соберите из них слова, прочитайте по очереди. (Названия рыб К-А-Р-А-С-И, А-К-У-Л-Ы, О-К-У-Н-И). Молодцы, ребята, а какую рыбу наш кот не сможет поймать? Конечно же, АКУЛУ. Так как КАРАСИ и ОКУНИ – это речные рыбы и живут в реке, а АКУЛЫ – это морская рыба и водится в море. Как мы назовем, одним словом РЫБЫ. Вписываем слово. Прочитаем все вместе.

- Молодцы ребята, много наловили рыбы, а теперь нам ее нужно приготовить, а какое блюдо мы узнаем, выполнив следующее задание. На ваших столах есть еще один замечательный конструктор. С его помощью, мы узнаем какие продукты и предмет, с помощью которого мы будем готовить, но некоторые буквы потерялись, подумайте какие и вставьте их. Каждый будет работать на своем листочке.

слово – ЫБА, какой потерялся – Р

слово – АРТОШКА – К

слово – ВЕДР – О

слово – ОРКОВЬ – М

слово – УК – Л.

- Ребята, что из этого всего можно приготовить? СУП. А какой суп можно приготовить из рыбы, вы узнаете, отгадав загадку.

Наловили мы лещей, Карасей и окуней.

Получилась неплоха

И навариста ... (уха). Конечно УХА, какой первый звук в слове уха – У, второй – Х, третий – А.

III. Заключительная часть

- Ребята, а для кого нам нужна была уха? (Для кота Леопольда). Как мы ему помогли? (Добраться по карте до реки, чтобы наловить рыбу и сварить уху). Замечательно, мы справились со всеми заданиями? Давайте с вами вспомним, какие слова у нас получились? Прочитаем их по порядку все вместе. Ребята, вы были все молодцы, а какое задание было самым интересным для вас сегодня? А самым трудным? С каким заданием вы справились лучше всего? Мне понравилось как…. А за что мы можем похвалить… А на следующем занятии мы с вами познакомимся еще с одним звуком, чтобы составлять еще больше слов.

- Ребята, вам понравилась наше сегодняшнее путешествие с котом Леопольдом? Придете домой, и расскажите родителям, как вы путешествовали и чем еще можно заниматься летом. Кот Леопольд очень доволен и теперь знает, как ему добраться до реки в следующий раз, когда ему снова захочется рыбки. До свиданья котик. Наше занятие закончилось, до свидания ребята


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «День Рождения кота Леопольда»

Цель:1.    Закрепить знания о свойствах предметов, умение находить признаки их сходства и различия, объединять предметы в группы по общему признаку.2.    Уточнить предста...

Сценарий осеннего утренника в средней группе "На рыбалку с котом Леопольдом"

сценарий осеннего утреннина в средней группе "На рыбалку с котом Леопольдом"...

Сценарий экологической сказки для старших дошкольников 5-7 лет «Рыбалка Кота Леопольда»

Сценарий экологической сказки для старших дошкольников 5-7 лет «Рыбалка Кота Леопольда» Цель: Формирование у детей основ экологического сознания средствами театрализованной деяте...

Сценарий экологической сказки для старших дошкольников 5-7 лет «Рыбалка Кота Леопольда»

Цель: Формирование у детей основ экологического сознания средствами театрализованной деятельности...

Сценарий экологической сказки для старших дошкольников 5-7 лет «Рыбалка Кота Леопольда» Материал предназначен для детей 5-7 лет

Цель: Формирование у детей основ экологического сознания средствами театрализованной деятельности...

Сценарий экологической сказки "Рыбалка кота Леопольда"

Сценарий экологической сказки "Рыбалка кота Леопольда"...