Взаимодействие ДОУ с семьей по организации домашнего чтения
проект по развитию речи

Дядькина Татьяна Владиславовна

опыт работы на тему "Взаимодействие ДОУ с семьей по организации домашнего чтения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Сосново-Борская начальная школа – детский сад»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЕЙ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ

Воспитатель:

Дядькина Татьяна Владиславовна, первая квалификационная категория

2024 г.

(2 слайд) 

В современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Условием оказания педагогической помощи родителям является установление контактов и педагогическое просвещение родителей через общение.

В наше время родителям проще включить телевизор или разрешить поиграть в компьютер, чем сесть рядом с ребёнком и прочитать книгу. Многие считают, что книги в наш век устарели и говорить о них не актуально.

Но по мнению учёных, именно чтение является важнейшим условием формирования мыслительных способностей. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средством формирования личности ребенка, объединяет детский коллектив. С помощью художественного слова ребёнок овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой.

Задача взрослого сделать из ребёнка активного читателя.

В ходе повседневных наблюдений, мы выявили, что детям недостаточно читают в семье и обсуждают прочитанное, поэтому речь детей скудная и несвязная.

(3 слайд)

В процессе домашнего семейного чтения реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Отсюда и главная задача детского сада – научить родителей читать совместно с ребёнком и общаться с ним.

(4 слайд)

Поэтому был разработан проект «Читающая семья», который призван помочь в решении этих задач.

(5 слайд)

В соответствии с планом мероприятий проекта «Читающая семья» было проведено анкетирование родителей об организации домашнего чтения в семье, о педагогической компетентности взрослых в области понимания специфики детской литературы и особенностей приобщения сына или дочери к чтению книг. 

Таким образом, мы выяснили мнение родителей по поводу детского чтения, узнали о создании условий чтения в домашних условиях, заинтересованности родителей в данном вопросе. Родители солидарны с мнением, что книга несет все самое доброе и хорошее, а именно: развивает память, мышление, расширяет кругозор ребенка, способствует развитию коммуникативных способностей.

Но, не все родители могут уделить достаточно времени для совместного чтения. Поэтому, чтобы привлечь внимание родителей к  домашнему  чтению и дальнейшему развитию речевой активности детей, необходимо расширить работу с родителями по данной теме.

Для наиболее эффективной работы с родителями по организации домашнего чтения были использованы следующие формы:

(6 слайд)

  • создание библиотеки в группе для детей и родителей

(В нашей мини библиотеке мы подбираем литературу по разнообразным жанрам: стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги. Дети имеют возможность самостоятельно по своему вкусу спокойно рассмотреть и взять понравившуюся книгу домой, прочитать её вместе с родителями.

Для поддержания интереса детей в познании книг мы регулярно обновляем библиотеку ещё и по разным темам в соответствии с планом образовательной деятельности.);

(7 слайд)

  • изготовление книжек-самоделок родителями совместно с детьми по прочитанным сказкам (Готовые книжки- самоделки презентуются детьми в группе. Ребенок представляет свою книгу, рассказывает о ее содержании.);

(8 слайд)

  • выставка семейных фотографий «Читающая семья» (родителям было предложено запечатлить момент домашнего чтения на фото, мы получили интересные и теплые фотографии за семейным чтением);

(9 слайд)

  • организация выставок совместных творческих работ на тему «Любимые сказки»;

(10 слайд)

  • организация мастерской по ремонту книг «Книжкина больница» 

(ребята с удовольствием принимают участие в ремонте книг в детском саду, а также берут книги домой, чтобы отремонтировать их вместе с родителями);

(11 слайд)

  •  оформление рекомендаций по проблемам домашнего чтения в родительском уголке: «Роль книги в развитии детей», «Домашнее чтение», «Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение?», «Литературное воспитание ребенка в семье», «Читаем с удовольствием», «Воспитание сказкой».

(12 слайд)

  • изготовление памятки для родителей (В данной памятке даётся информация о важности чтения вместе с ребёнком)

(13 слайд)

Таким образом, родители стали активными участниками всех дел в группе.

Согласно повторному анкетированию, после проведенных различных мероприятий, интерес к чтению значительно вырос. Дети стали активнее общаться друг с другом, их словарный запас заметно расширился, научились составлять интересные рассказы и сказки, без затруднения могут назвать любимых авторов и любимые книги, с желанием о них рассказывают. Совместное домашнее чтение сблизило взрослых и детей.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что работа по организации домашнего чтения в рамках детского сада полезна, ценится родителями, и будет проводиться  регулярно на протяжении нахождения детей в ДОУ.

(14 слайд)

Спасибо за внимание!

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155)
  2. Павлова, А. Домашняя библиотека и семейное чтение/А. Павлова //Семейное чтение. - 2008.- №2.-9-12
  3. Кондратьева Н. В. Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе // Молодой ученый. - 2017. -  №46. - С. 291-293.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

советы родителям по организации домашнего чтения

1.    Показывать ребенку, что чтение вслух оставляет вам удовольствие.2.    Демонстрируйте ребенку уважение к книге.3.    Во время чтение сохраняйте ...

Взаимодействия воспитателя с семьей по организации домашнего чтения

В статье есть советы как приблизить ребенка к книге как полюбить читать книги...

Анкета для родителей «Организация домашнего чтения в семьях»(найдено в интернете)

Анкета для родителей  «Организация домашнего чтения в семьях»...

Анкетирование родителей по теме «Организация домашнего чтения в семьях»

Размещена анкета и результаты анкетирования по организации домашнего чтения....