"Почему ребенок плохо говорит, не умеет общаться"
статья по развитию речи
Значение речи для человека столь велико, что смело можно сказать: без речи нет человека. Речь — самый удивительный, самый тонкий и сложный механизм, подаренный нам природой. Ребенок не рождается с этим даром, а должен открыть его в себе с помощью окружающих людей, прежде всего родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад октябрь 24г. | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Михневская СОШ»
(дошкольное отделение «Осинка»)
ДОКЛАД
на тему:
"Почему ребенок плохо говорит,
не умеет общаться".
Подготовила: учитель-логопед
Тазина И.В.
2024 г.
Значение речи для человека столь велико, что смело можно сказать: без речи нет человека. Речь — самый удивительный, самый тонкий и сложный механизм, подаренный нам природой. Ребенок не рождается с этим даром, а должен открыть его в себе с помощью окружающих людей, прежде всего родителей. Речь так сложна, что может нарушаться от воздействия многочисленных причин. В результате затрудняется общение, создаются неблагоприятные условия для психического развития ребенка, формируются черты характера, осложняющие его жизнь: робость, неуверенность в своих силах, зависимость от окружающих. Существует мнение, что маленьких детей не беспокоит дефект их речи в силу привычки, особенно если она нарушена с самого становления. Это не совсем правильное суждение. Они переживают свой недостаток, и иногда очень остро, но эти переживания носят эпизодический, ситуационный характер. По мере взросления увеличивается интенсивность речевого общения и возрастает значение речи в жизни ребенка, что приводит к осознанию своего дефекта. Переживания приобретают другое качество, становятся более систематическими, субъективно более мучительными, иногда вплоть до мыслей о самоубийстве.
Ученые считают, что сначала ребенок учится слушать речь окружающих его людей и различать звуки речи, а потом, научившись в них разбираться, начинает говорить сам. Обучение речи происходит в течение первого года жизни, когда он одновременно осваивает все богатство красок, звуков, запахов окружающего мира и собственные движения. Восприятие речи может иметь либо функциональную, либо органическую природу. В том и другом случае требуется помощь специалистов. В первом — логопеда, во втором — логопеда и врача. Только с их помощью можно поставить окончательный диагноз и назначить правильное лечение.
Нарушения восприятия речи не только имеют причину, но и сами могут стать причиной других нарушений речи. Поэтому так важно их своевременное исправление.
Вторая большая категория нарушений связана с говорением. Как ясно из сказанного, одной из причин может быть недостаточное умение распознавать речь, в том числе собственную. Ведь любое действие для правильного осуществления требует контроля. Не является исключением и речь. А если учесть сложность и тонкость речевых движений — то особенно тщательного контроля.
В других случаях при сохранном контроле речи нарушаются условия ее порождения, которые также можно разделить на две группы: центральные и периферические.
К центральным относят расстройства, связанные с поражением участков мозга, отвечающих за речевые движения. В результате затрудняется само становление навыков говорения — создание планов (программ) речевого высказывания или движений органов, производящих речь (артикуляторов).
Периферические расстройства заключаются в тех или иных дефектах органов, отвечающих за произношение.
Кто же подвержен риску нарушения речи? Прежде всего, дети в период ее становления. Те, у кого имеются какие-либо повреждения мозговых центров, отвечающих за речь, или исполнительных речевых органов.
Среди факторов, предрасполагающих к нарушениям речи, встречаются также такие, которые не носят специфического характера, то есть они не всегда сказываются на ее развитии. Это неблагополучное протекание беременности, родов, тяжелые соматические заболевания матери во время беременности и самого ребенка в ранний период детства.
Анатомический дефект нёба, приводящий к нарушению речи, относится к наследственным заболеваниям и может быть предсказан с высокой степенью точности.
Недостаточный словарь, плохое владение грамматическими формами могут быть обусловлены тем, что родители уделяют мало внимания речевому общению со своим ребенком. Самые разные заболевания могут затруднять нормальный ход развития речи как наиболее сложного, а значит, и наиболее ранимого вида деятельности человека.
Многие искренне завидуют людям легким, подвижным, общительным, но при этом категорически отрицают такие способности у себя, считая столь привлекательные черты врожденными. Нет, говорят они с грустью, я не такой, таким надо родиться. Другие перерывают горы литературы, в которой сегодня нет недостатка, усваивают множество полезной информации о навыках общения (теоретически!) и благополучно продолжают вести себя по-старому. Иному человеку не помогают и специальные курсы. Ошибка всех этих людей состоит в том, что они не пытаются применять полученные знания в своей собственной жизни. Не стоит опасаться возможных промахов, но, бесспорно, стоит извлекать из них уроки, не наступая постоянно на одни и те же грабли.
Есть надежда, что ваше общение с ребенком в данном случае не пройдет даром, ну а если вы заодно и сами сумеете решить некоторые свои проблемы, вам останется поблагодарить за это своего ребенка. Он заслужил.
Общение является не только средством развития, но и одной из наиболее значимых человеческих ценностей. Оно необходимо для осуществления совместной деятельности, формирования и развития межличностных отношений и получения знаний, в том числе друг о друге. Выполнением этих задач и определяется устройство общения. Его организация зависит от конкретных потребностей ребенка, от средств, которыми он при этом располагает, — коммуникативных навыков — и от его индивидуально-психологических особенностей.
У грудного ребенка стимулом для общения является потребность в пище. При общении с матерью он удовлетворяет свою потребность, от которой зависит его жизнь. Но уже в это время закладываются основы будущих, более сложных форм общения.
Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых — помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя: 1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»); 2) умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; 3) знание норм и правил которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
Дети 5—6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребенок научается семье, в детской группе и в общении с взрослыми — педагогами и воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
Значение взаимоотношений с окружающими огромно и их нарушение — тонкий показатель отклонений психического развития. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от темперамента, но большинство маленьких детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Большинство детей, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних это быстро проходит, у других затягивается, и тогда уже родителям сложно самим справиться с этой проблемой, необходима помощь специалиста - логопеда. Кроме нарушения произношения звуков, ребенок может страдать и более глубокими речевыми нарушениями. Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение коммуникативной сферы.
Сначала ребенок, на первый взгляд, совершенно нормально общается с другими детьми. А потом мы вдруг начинаем замечать, что ребенок все больше и больше предпочитает играть один, не хочет идти на прогулку и в детский сад. Он начинает осознавать свой дефект и стесняется его. А иногда еще родители, подливают масла в огонь, говоря при других детях о речевом недостатке ребенка.
Ребенок с нарушенной речью может быть повышенно агрессивен или, наоборот, замкнут и подавлен. В общении со сверстниками ребенок боится быть несостоятельным, потерпеть фиаско. Он старается вообще избегать общения со сверстниками, либо вступает в конфликты. В отношениях с взрослыми очень часто появляется сильная привязанность к кому-либо. У такого ребенка очень неустойчивая самооценка, он хочет многого добиться, но при этом не верит в свои силы, поэтому старается избегать ситуаций, в которых могут проявиться его реальные способности.
Конечно, такой ребенок требует к себе особого внимания. Ему требуется помощь логопеда, который работает над звуковой стороной речи, и психолога, который помогает ребенку справиться со своими внутренними трудностями. И, конечно же, ребенку необходимо внимание любящих и заботливых родителей, которые верят в его силы и возможности и поддерживают ребенка своей любовью.
Каждый ребенок представляет собой яркую индивидуальность и требует особого к себе отношения. Поэтому подход к общению со своим ребенком можно и нужно найти самим. В помощь вам есть несколько общих рекомендаций, как вести себя с ребенком с нарушением речи:
— не стоит обращать особое внимание ребенка на речевой дефект. Значительно лучше его речь от этого не станет, а фиксация на дефекте может привести к нежелательным последствиям;
— ни в коем случае не связывайте неудачи ребенка с его речевым дефектом;
— объективно подчеркивайте достоинства своего ребенка;
— поощряйте его общение с другими детьми;
— не стоит напоминать ребенку о психических травмах и неприятных переживаниях;
— обратите внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которых речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.
В домашних условиях могут быть организованы некоторые игры и упражнения для развития сферы общения детей с речевыми нарушениями. Они способствуют также развитию речи ребенка и направлены на развитие воображения детей и умение передать свой замысел с помощью слов.
Чем младше ребенок, тем более бережным должно быть отношение к его речи и к его переживаниям. Пусть это будет разговор с заболевшей куклой или маленьким гномиком, для которых правильная и красивая речь необходима как лекарство. Пение помогает организовать правильное речевое дыхание без специальных упражнений и сознательного участия ребенка. Переход к привычной речевой активности должен осуществляться постепенно. В это время родители должны особенно тщательно следить за своей речью, не допуская торопливости и небрежно построенных фраз. Желательно, чтобы обращения к ребенку были достаточно короткими, а произношение как можно более четким. Лучше говорить о чем-то конкретном. Полезно использовать облегченные формы речи, когда ребенок говорит вместе с вами («Мы будем вместе кушать!», «Мы не устали сегодня!») или повторяет за вами («Хорошая киска»). Щадящий речевой режим необходимо сохранять и поддерживать не менее одного месяца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Почему ребенок плохо говорит?"
Почему ребенок плохо говорит? Существует ряд веских причин....
Почему ребенок плохо говорит?
Родителей всегда интересовали причины нарушения речи. Наступал момент, когда каждая мама задавала себе вопрос: Почему мой ребенок плохо разговаривает? Ответить на этот вопрос одним предлож...
Почему ребенок плохо говорит
В консультации для родителей раскрываются причины задержки речевого развития малышей, не имеющих патологии центральной нервной системы, аномалий в строении артикуляционного аппарата, нарушений слуха, ...
Почему ребенок плохо говорит?
К возникновению речевой патологии могут привести различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода, в процессе родов и первые годы жизни ребенка....
Тема для родительского собрания в средней группе "Почему ребенок плохо говорит? Что делать?"
Ребенку уже 4 года, у него плохая речь, искажены или отсутствуют некоторые звуки. Задержка речи? Наш папа тоже поздно заговорил и ничего. Вырастит, все само пройдет. Ой, то так мило звучит .Тако...
методическая рекомендация "Почему ребенок плохо говорит"
Данная методическая рекомендация предназначена как для родителей, так и для педагогов....
Почему ребенок плохо говорит
Консультациядля родителей...
- Мне нравится (1)