КАртотека дыхательной гимнастики
картотека по развитию речи (старшая группа)

Голикова Алена Николаевна

Представлен набор карточек с комплексами дыхательных упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_dyh.gimnastiki._st._gr.docx34.48 КБ

Предварительный просмотр:

№1      Дыхательная гимнастика    ст.гр.

                     

Специальные

дыхательные упражнения

«Задуй свечку». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.

«Полное дыхание». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («Ха!»). Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться.

№2      Дыхательная гимнастика     ст.гр.

                                   

Упражнения на укрепление

мышцы носоглотки и

верхних дыхательных путей.

Упражнения можно выполнять стоя или в движении.

«Ёжик». Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым  носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напряжена); выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

«Ушки». Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, а уши тянутся к плечам. Следить, чтобы при наклоне головы туловище не поворачивалось.

Вдохи выполняются с напряжением мышц носоглотки. Выдох произвольный.

№3     Дыхательная гимнастика     ст.гр.                                   

                         

        Упражнения

на удлинение выдоха

«Наклоны вперед». И.п. — ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.

Спокойный вдох в и.п. 1—2—3 — пружинистые наклоны вперед с тройным выдохом. Руки за спину, смотреть вперед. 4 — вернуться в и.п.

«Наклоны в сторону» («Наклоны с зонтиком»). И.п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Спокойный вдох 1—2—3:  тройной наклон в сторону, поднять разноименную руку над головой — «накрылись зонтиком» — выдох. 4: вернуться в и.п.

«У кого дольше колышется ленточка». Каждый ребенок берет в руку узкую ленточку. Ноги на ширине плеч, руки внизу, слегка отведены назад. Спокойный вдох. На выдохе поднести ленточку ко рту, сделать небольшой наклон.

№21   Дыхательная гимнастика     ст.гр.                                   

Игровой комплекс: 

   «Жук».

Дети сидят, скрестив руки на груди. Опустить голову. Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо – вдох

Ритмично сжимать обеими руками грудную клетку, произнося «жжж…» - выдох.

Повторить упражнение 4-5 раз:

            Жж-у, - сказал крылатый жук,

            Посижу и пожужжу.

№5     Дыхательная гимнастика     ст.гр.                                   

                      по методу  Б. С. Толкачёва

Комплекс 1, часть 1: 

1. «Качалка».

И.п. – сидя на стуле, руки на коленях. Раскачивать туловище вперёд-назад, произнося на выдохе «Ф-р-оо-хх!». Повторить 6-8 раз.

2. «Ёлочка растёт».

И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх шире плеч. Приседая, произносить: «Страх-х!». Повторить 2-3 раза.

3. «Зайчик».

И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить.  Приседая, сгибать руки к плечам ладонями вперёд, как зайчик, становящийся на задние лапки. Произносить на выдохе: «Фр!». Повторить медленно 5-7 раз.

№6      Дыхательная гимнастика     ст.гр.                                   

                                               

                      по методу  Б. С. Толкачёва

Комплекс 1, часть 2: 

4. «Как гуси шипят».

И.п. – встать, ноги врозь, ступни параллельно, держа палку на сгибе рук. Наклониться вперёд, смотря перед собой и вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш…». Повторить в среднем темпе 3-4 раза.

5. «Прижми колени».

И.п. – сесть, ноги вытянуть, палку опустить. Притянуть ноги к себе, прижать колени палкой к груди, произнося : «Уф-ф!». Выпрямить ноги, руки опустить. Повторить медленно 5-7 раз.

№7     Дыхательная гимнастика     ст.гр.                                   

                      по методу  Б. С. Толкачёва

Комплекс 1, часть 3: 

6. «Гребцы».

И.п. – сесть, ноги врозь, палку держать у груди. Наклониться вперёд, коснуться палкой носков ног, произнести: «Гу!». Выпрямиться, палку притянуть к груди. Повторить медленно 3-5 раз.                                                        

7. «Скрещивание рук внизу».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Опуская прямые руки вниз и скрещивая их перед собой, произносить: «Та-ак!» - и поднимать их в стороны. Повторить в среднем темпе 4-6 раз.

8. «Достань пол».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки вперёд. Наклониться вперёд и достать ладонями пол со словами : «Бак». Повторить медленно 2-4-раза.

№8      Дыхательная гимнастика     ст.гр.                                   

                      по методу  Б. С. Толкачёва

Комплекс 1, часть 4: 

9. «Постучи кулачками».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Присесть и 3 раза постучать кулачками о пол, приговаривая: «Тук-тук-тук».Повторить в среднем темпе 2-3 раза.

10. «Прыжки».

Прыгать на обеих ногах, произнося на каждый прыжок: «Ха». Каждые 12-16 прыжков чередовать с ходьбой.

№9     Дыхательная гимнастика     ст.гр.                                   

                      по методу  Б. С. Толкачёва

Комплекс 2, часть 1: 

1. «Погрейся».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки поднять в стороны. Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам, произнося: «Ух-х-х!». Разводить руки в стороны – назад. Повторить 8-10 раз.

2. «Конькобежец».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки заложить за спину. Сгибать то правую, то левую ногу, наклоняя туловище с полуоборотом в стороны (подражая движениям конькобежца) и произнося: «Кр-р-р!». Повторить в среднем темпе 5-8 раз.

3. «Заблудился».

И.п. – поставить ноги вместе, руки сложить рупором. Вдохнуть и на выдохе громко произнести: «А-у-у-у!». Повторить 8-10 раз.

№10    Дыхательная гимнастика     ст.гр.                                   

                                               

                      по методу  Б. С. Толкачёва

Комплекс 2, часть 2: 

4. «Снежный ком».

И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперёд, обхватить руками голени, голову опустить. При этом произносить: «Хр-р-р!». Повторить медленно 3-5 раз.

5. «Снеговик веселится».

И.п. – поставить ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами с одновременным выдохом, произнося: «Ха!». Повторить 6-8 раз.

6. «Вырасти большим».

И.п. – встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, произнося: «У-х-х-х!». Повторить 4-5 раз.

№11   Дыхательная гимнастика     ст.гр.                                   

Игровой комплекс 3: 

     1. Ходьба.

Встать прямо, голову не опускать, ноги вместе, плечи опущены и отведены назад, грудная клетка развёрнута. Проверить осанку. Повторить все виды ходьбы, меняя направление движения по залу. Следить за осанкой. Продолжительность ходьбы 40-60 с. Педагог говорит стихи, направляя ими детей на нужные движения:  

                  Мы проверили осанку

                  И свели лопатки.

                  Мы походим на носках,

                  Мы идём на пятках,

                  Мы идём, как все ребята,

            И как мишка косолапый (стихи Е. Антоновой-Чалой).

Повторить медленно 2-4-раза.

2. Дуем на султанчики

Ребенок дует на султанчик 10-20 сек.

№12    Дыхательная гимнастика     ст.гр.                                   

Игровой комплекс 3: 

3.. «Куры».

Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки-«крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам – вдох.

Повторить 3-5 раз:

 Бормочут куры оп ночам,

         Бьют крыльями тах-тах (выдох),

 Поднимем руки мы к плечам (вдох),

 Потом опустим – так

             (стихи Е. Антоновой-Чалой).

4. «Трубач».

Дети стоят или сидят. Кисти сжаты и как бы удерживают трубу; поднося «трубу» ко рту, дети произносят:

                  Тру-ру-ру, бу-бу-бу!

                  Подудим в свою трубу.

№13   Дыхательная гимнастика     ст.гр.                                   

Игровой комплекс 3: 

5. «Самолёт».

Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху. Поднять голову вверх – вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «жжж…» - выдох; стать прямо, опустить руки – пауза.

Повторить 2-4 раза в каждую сторону:

          Расправил крылья самолёт,

          Приготовились в полёт.

          Я направо погляжу:

          Жу-жу-жу.

          Я налево погляжу:

          Жу-жу-жу

             (стихи Е. Антоновой-Чалой).

6. «Полное дыхание». 

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание. Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («Ха!»).

№14    Дыхательная гимнастика     ст.гр.                                   

Игровой комплекс 3: 

7. «Насос». 

Дети стоят. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочерёдно вправо и влево. Наклоняясь, выдох с произнесением звука «ссс…», выпрямляясь – вдох.

Повторять 4-6 раз:

                  Это очень просто –

                  Покачай насос ты.

                  Направо, налёг…

                  Руками скользя,

                  Назад и вперёд

                  Наклоняться нельзя.

                  Это очень просто –

                  Покачай насос ты

             (стихи Е. Антоновой-Чалой).

 8. «Трубач».

Дети стоят или сидят. Кисти сжаты и как бы удерживают трубу; поднося «трубу» ко рту, дети произносят:

                  Тру-ру-ру, бу-бу-бу!

                  Подудим в свою трубу.

№15   Дыхательная гимнастика     ст.гр.                                   

Игровой комплекс 3: 

9. «Дом маленький, дом большой».

Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). Ходьба по залу: «Мишка наш пошёл домой, да и крошка заинька».

Повторить 4-6 раз:

             У медведя дом большой,

             А у зайки – маленький.

             Мишка наш пошёл домой

                   Да и крошка заинька 

10. Дуем на султанчики

Ребенок дует на султанчик 10-20 сек.

№16    Дыхательная гимнастика     ст.гр.                                   

Игровой комплекс 3: 

11. «Подуем на плечо».

Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. На вдох – голова прямо. На каждый выдох делать губы трубочкой – подуть – поворачивать голову поочерёдно налево, направо, вниз, вверх.. Повторить 2-3 раза:

Подуем на плечо,

Подуем на другое.

Нас солнце горячо

 Пекло дневной порой.

 Подуем на живот,

         Как трубка станет рот.

 Ну а теперь на облака

 И остановимся пока.

 Потом повторим всё опять:

 Раз, два и три, четыре, пять.

                    (стихи Е. Антоновой-Чалой).

№17   Дыхательная гимнастика     ст.гр.                                   

Игровой комплекс 3: 

12. «Косарь».

Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом перевести руки в сторону влево, назад, вправо. Вернуться в исходное положение. Слегка отклониться назад – вдох. Махом снова перевести руки через перёд влево со звуком «зз-уу». Педагог читает стихи, а дети повторяют вместе с ним слоги «зу-зу», делая упражнение. Стихотворение, сопровождаемое упражнениями, прочитывается 3-4 раза:

              Косарь идёт косить жнивьё:

              Зу-зу, зу-зу, зу-зу.

               Идём со мной косить вдвоём:

       Замах направо, а потом

       Налево мы махнём.

       И так мы справимся с жнивьём.

      Зу-зу, зу-зу вдвоём.

                  (стихи Е. Антоновой-Чалой).

№18   Дыхательная гимнастика     ст.гр.                                   

Игровой комплекс 3: 

13. «Цветы».

Дети стоят по кругу. Педагог читает им стихи:

Каждый бутончик склониться бы рад

        Направо, налево, вперёд и назад.

        От ветра и зноя бутончики эти

Спрятались живо в цветочном букете                  

                        (стихи Е. Антоновой-Чалой).

По команде педагога дети ритмично под чтение стиха поворачивают голову («бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад, чередуя вдох и выдох. При чтении последней строки стиха дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» (головы) спрятались.

Упражнение повторить 6-8 раз.

    14. Дуем на султанчики

Ребенок дует на султанчик 10-20 сек.

№19   Дыхательная гимнастика     ст.гр.                                   

Игровой комплекс 3: 

15. «Ёж».

Дети ложатся на спину (на ковёр), руки прямые, вытянуты за голову. В этом положении по команде педагога дети делают глубокий вдох через нос при чтении двустишия:

               Вот свернулся ёж в клубок,

               Потому что он продрог.

Дети руками обхватывают колени и прижимают согнутые ноги к груди, делая полный, глубокий выдох при чтении стиха:

              Лучик ёжика коснулся,

              Ёжик сладко потянулся.

Дети принимают исходное положение и потягиваются, как ёжик, становятся «большими, вырастают», а затем, расслабляясь, делают спокойный вдох и выдох через нос.Всё упражнение повторить 4-6 раз.

№20   Дыхательная гимнастика     ст.гр.                                   

Игровой комплекс 3: 

16. «Трубач».

Дети стоят или сидят. Кисти сжаты и как бы удерживают трубу; поднося «трубу» ко рту, дети произносят:

                  Тру-ру-ру, бу-бу-бу!

                  Подудим в свою трубу.

     17. «У кого дольше колышется ленточка». Каждый ребенок берет в руку узкую ленточку. Ноги на ширине плеч, руки внизу, слегка отведены назад. Спокойный вдох. На выдохе поднести ленточку ко рту, сделать небольшой наклон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дыхательной гимнастики

Дыхательная гимнастика в 12 карточках в которых 3-4 упражнения.Понятное описание для того кто проводит и масса положительных эмоций у тех с кем проводят!))...

Картотека дыхательной гимнастики

С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой ...

Картотека Дыхательной гимнастики для 2 младшей группы

Картотека дыхательной гимнастики для 2 младшей группы....

картотека "Дыхательная гимнастика"

Карточка № 1.«Кошка- царапушка». И.П.- стоя, руки вытянуты вперёд. Вдох через нос- кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулак; лопатки должны сойтись вместе. Резкий выдох через нос- вы...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....