Консультации для родителей по развитию речи
консультация по развитию речи (старшая группа)
Консультации для родителей по развитию речи. В них представлен как информационный материал, так и речевые игры, в котрые можно играть с детьми в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультации для родителей по развитию речи | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему: «Дефицит общения – проблема развития речи детей»
Нередко дети, не имеющие проблем в умственном и психическом развитии, испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин, одна из них недостаточность опыта общения.
Современные родители в быстро меняющемся современном информационном мире, просто не находят времени для своих детей. Родители озабочены обеспечить детей всем необходимым, удовлетворить их физиологические жизненно-важные потребности, забывая о такой важной потребности, как общение.
Дефицит общения – проблема развития речи детей.
От того, насколько ребёнок чётко и красиво говорит, умеет ли выразить свои мысли, зависит его успешность в дальнейшей жизни, в учебной и профессиональной деятельности.
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со всеми членами семьи, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.
Не стоит забывать, что речь дети усваивают на подражательном уровне, поэтому взрослым необходимо следить за своей речью, быть для ребёнка примером (исключить из речи жаргонные словечки, не сюсюкать, правильно и чётко говорить).
Очень важным этапом в развитии речи является переход от диалогической речи к различным формам монологической. Диалогическая речь – это простая форма речи, которая состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонации, которые могут изменять значение слова. Не имея навыков общения, дети испытывают трудности даже в этой простой форме речи. Необходимо развивать у детей умение строить диалог – спросить, ответить, объяснить, попросить, пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого рекомендуется проводить с детьми беседы на самые различные темы, связанные с жизнью в семье, в детском саду, о его отношениях с друзьями и со взрослыми, о его интересах, желаниях. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.
Монологическая речь более сложная и в большей степени произвольная. Говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание. Монологическая речь – это организованный и относительно развернутый вид речи. Владение связной монологической речью – одна из центральных задач речевого развития детей.
У детей в период дошкольного детства необходимо развивать и совершенствовать все стороны речи (грамматическую, лексическую, фонетическую, связную). Связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики, представляющая собой единое целое, обладающая относительной самостоятельностью, законченностью.
Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников.
Развивать речь необходимо в игровой форме и делать это можно где угодно, не затрачивая на это много времени. Например: по дороге домой, в магазин, детский сад, на кухне при приготовлении еды, на даче, в транспорте и т.д.
При работе по развитию речи можно использовать следующие игры:
- Игра «Отгадай, на что я смотрю? »
Ребёнок (или родитель) по дороге в детский сад находит предметдля описания и, не называя его, описывает его признаки, его предназначение, а родитель (или ребёнок) отгадывает предмет.
- Игра «К чему относится?»
Взрослый называет какой-либо предмет, а ребенок называет обобщающее понятие, к которому этот предмет относится.
Например: заяц – животное, карась – рыба, диван – мебель и т.д.
- Игра «Потому и почему»
Цель игры - научить детей задавать вопрос: «Почему?» и отвечать на него, используя союз « …потому что ».
- Игра «Назови лишний предмет»
Вы называете ребенку серию обобщающих слов, среди которых
Находится одно, не подходящее данному понятию. Ребенок называет лишнее слово.
- Игра «Бывает – не бывает»
Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает – не бывает», например: весной созревают яблоки.
- Игра «Отгадай слово».
Предложите малышу отгадать слово, которое вы задумали,
пользуясь подсказками, например: круглое, румяное, красное (яблоко)
- Игра «Скажи наоборот».
Вы называете ребенку прилагательное или глагол, ребенок подбирает
противоположное по смыслу слово. Пример: старый – молодой, стоит – идёт и т.д.
- Игра «Кто больше придумает слов»
Вы называете ребенку предмет, ребёнок придумывает к нему слова– прилагательные. Пример: дом – кирпичный, высокий, крепкий и т.д. Затем вы меняетесь ролями: ребенок называет слово, вы подбираете
Наряду с речевыми играми обязательно также развивать у детей навыки: в пересказе текстов, рассказывании сказок, составлении описательных и повествовательных рассказов, в отгадывании загадок, выразительном рассказывании стихов.
Мышление – это внутренняя речь. И от того как происходит развитие речи, зависит развитие мышления.
Консультация на тему : «Роль родителей в звуковой культуре речи детей»
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
В 4-5 лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.
Наша задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.
В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, чем раньше вы научите ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Особую значимость вопрос о чистоте речи приобретает с приходом ребенка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика.
Особенно важное значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.
Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.
Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.
Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2—3 года учить правильно, произносить шипящие, звук р).
Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы - взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.
Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.
Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными иди ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.
Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.
Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.
Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т. п.), взрослый же за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.
Игры и стихи, упражнения, которые вы можете использовать дома. Они служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребенка.
Упражнения для развития артикуляционного аппарата
- «Лопаточка».
Рот открыт, широкий расслабления язык лежит на нижней губе.
Раз-два-три-четыре-пять,
Мы идем, идем гулять,
Все лопаточки возьмем
И в песочницу пойдем.
У меня лопатка —
Широка да гладка.
- «Чашечка»
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Ты любишь пить чай?
Тогда не зевай!
Рот открывай,
Чашку доставай.
- «Стрелочка».
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Раскрывай пошире рот
И тяни язык вперед.
Раз, два, три, четыре, пять —
Стрелку будем выполнять.
Динамические упражнения для языка.
- «Лошадка».
Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Цок-цок-цок!
Мы все сказали,
Как лошадки поскакали.
Вот лошадки поскакали,
Язычок, поцокай с нами
Эй, а где ж улыбка?
Зубки и «прилипка».
- «Гармошка».
Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
У Антошки есть гармошка.
Поиграй-ка нам немножко.
- «Маляр».
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
Старательно красим: назад и вперед,
Я улыбаюсь, а язык не поймет,
Как твердое небо он выкрасит в срок?
Давайте покрасим скорей потолок!
Маляр торопился
И кисть уволок.
- «Вкусное варенье».
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Ох, какое объеденье!
Очень вкусное варенье!
Язык широкий положи
И края приподними.
Оближем верхнюю губу —
Варенье очень я люблю.
Всем на удивление
Вкусное варенье.
Кто любит варенье,
Делает движение —
Губу оближи,
Язычок покажи.
Упражнения для губ.
- «Заборчик»
Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
Улыбнись и ты,
Покажи зубки крепкие твои.
Мы покрасим дощечки
И поставим вот так.
За забором утки ходят
И кричат кря-кря!
Шире рот открыли мы,
Зубы показали
Губы растянули,
В улыбке утонули.
- «Трубочка»
Выпячивать губы вперед бочкой.
Чи-чи-чи, как трубачи,
Все потянем губочки
И покажем трубочки.
- «Хоботок».
Вытягивать сомкнутые губы впе
Посмотрите, это кто? Это слоник с хоботком.
Упражнения для пальчиковой гимнастики
- «Дом»
Разведенные книзу пальцы опираются на стол.
- «Зайчик»
Указательный и средний пальцы разведены, безымянный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому.
Указательный и средний пальцы подняты вверх — это ушки; оставшиеся пальцы собраны в кулак — туловище.
Консультация на тему: «Воспитание звуковой культуры речи в домашних условиях»
При решении многих задач воспитания звуковой культуры речи в детском саду ведущими являются фронтальные формы работы с детьми в непосредственной образовательной деятельности. Но в силу разных причин некоторые дети плохо усваивают материал, неправильно произносят звуки или вовсе их пропускают. В этом случае необходима, среди прочих, помощь родителей, как закрепляющий и упражняющий фактор. Не все родители, даже при большом желании, имеют навыки работы по воспитанию звуковой культуры речи, владеют необходимыми методами и приемами. Одним из самых необходимых условий становления правильного произношения в домашней обстановке можно считать правильную, грамотно построенную, литературно выдержанную речь близких людей, окружающих ребенка дома. Именно она послужит примером для подражания.
Не секрет, что ребенок, слыша дефекты речи от старших родственников, может перенять их, не подозревая об их неправильности. Особенно ярко это проявляется у детей младшего дошкольного возраста, когда запас впечатлений еще очень мал, работа речедвигательного аппарата несовершенна, но вместе с тем ярко выражена способность к подражанию. В таких случаях необходимо мягко, но настойчиво поправлять ребенка, не произнося неправильный звук.
Эффективным методом стимуляции правильного произношения у детей могут стать совместные чтения родителей и ребенка таких поучительных детских произведений, как рассказы Н. Носова, В. Драгунского. Читая их вместе с детьми, нужно показать ребенку всю комичность такого произношения, подтолкнуть к желанию произнести тот или иной звук правильно. Плохую услугу и детям, и родителям могут оказывать неконтролируемые ими просмотры телепередач, мультфильмов, особенно последнего поколения. В них герои, на которых наши дети равняются, им подражают, зачастую шепелявят, картавят, сюсюкают, произносят слова и словообороты, далекие от стандартов литературной речи. Ребенок хочет быть похожим на них, особенно если это Супермен, Человек-Паук и т.д.
Для закрепления полученного в детском саду материала дома можно поиграть с детьми в несложные словесные игры» «Цепочка слов», «Поймай звук», «Назови слово, «Сколько в слове частей», «Где спрятался звук?», «Скажи иначе» и т.д. Эти игры не требуют специального оборудования, особой подготовки, но хорошо развивают фонематический слух, речевой аппарат. По дороге в детский сад можно поиграть в другие словесные игры на развитие слухового внимания: «Какие звуки ты слышишь?», «Как гудит транспорт?». В это время можно повторить с детьми знакомые стихи, потешки, считалки, заклички – все это развивает у ребенка дикцию, темп, дыхание, позволяет родителям чаще произносить «неудачные» звуки с детьми, добиваясь лучшего результата.
Многие родители, вопреки рекомендациям педагогов, очень рано стремятся научить детей читать в ущерб развития других речевых задатков. Механический способ обучения всегда менее эффективен чем тот, который строится на понимании звукового анализа слова. Развитие звуковой культуры речи тесно связано с обучением ребенка грамоте, умением распознавать место звука в слове, вычленяя звуки шипящие, свистящие, сонорные, мягкие и твердые, гласные и согласные. Все эти умения необходимы ребенку для дальнейшего обучения его чтению. На помощь родителю в этом случае придут такие игры, как «Сосчитай слоги в слове», «Звуки подружились», «Какой звук потерялся», «Звуковые паровозики» и т.д.Как только ребенок поймет слогослияние, его можно приобщать к такому увлекательному и развивающему занятию, как разгадывание ребусов. Это можно делать и раньше — когда он знакомится со звуками и буквами. Это замечательные игры с родителями: «Секретное письмо», «Разведчики», «Шпионы», «Первобытный человек».
Таким образом, работая с детьми над устранением недостатков и дефектов речи, и педагогам, и родителям нужно:
1) правильно произносить все звуки родного языка, иметь ясную, четкую и отчетливую речь;
2) следить за речевым окружением детей, пресекая сюсюканья, коверканья слов;
3) больше внимания уделить развитию речевого слуха, речевого аппарата, используя для этого игровые задания, ребусы;
4) привлекать детей к семейным чтениям, дружеской беседе.
Итак, семья – важный элемент системы образования, где работа с детьми по воспитанию звуковой культуры речи продолжается в неформальной обстановке, закрепляется, совершенствуется. Родители, не равнодушные к будущему своего ребенка, способны совместно с воспитателями детского сада качественно улучшить, а при необходимости и исправить недостатки речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...
Консультация для родителей по развитию речи "Особенности развития речи детей."
Форма проведения: традиционное собрание Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка Задачи: · Познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка раннего воз...
Консультация для родителей по развитию речи.( В чем заключается влияние пальцев на развитие речи.)
В чем заключается влияние пальцев на развитие речи....
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Консультация для родителей по развитию речи«Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики» «Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев, от...
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Консультация для родителей по развитию речи«Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики» «Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев, от...