Картотека речевых игр, направленная формирование словаря дошкольников
картотека по развитию речи (старшая группа)

Рылькова Татьяна Анатольевна

Картотека речевых игр на  развитие словаря дошкольников. Играми могут воспользоваться воспитатели в своей работе, а также родители.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Картотека игр,  направленная на развитие речи старших дошкольников

                                        Речевые игры на развитие словаря

                                             

                                                          Игра   «О картинке я вам расскажу»

Цели: расширение объема словаря, уточнение представлений об особенностях внешнего вида, строения предметов.

Оборудование: большие карты, на которых изображены 6 картинок. К каждой карте прилагается набор из 6 маленьких предметных картинок - дубликатов: воробей, самолет, ель, стакан, корова, бусы; кот, табурет, торт, чашка, грузовик, яблоко; еж, лицо, кресло, кастрюля, корабль, ботинки; автобус, рубашка, чайник, стул, дуб, туфля.

Ход игры: Перед каждым ребенком – карта с 6-ю изображениями живых существ, предметов различных лексических категорий.

Взрослый задает вопрос: «У кого самолет? У кого чайник?» Ребенок находит соответствующую картинку обратной стороной к детям: «Картинку вам не покажу. О картинке я вам расскажу». Описание дается следующим образом. У этого предмета есть:

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);

Нитка, бусины (бусы);

Ствол, ветки, иголки, корни, кора, шишки (ель);

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль);

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет);

Рукава, воротник, манжеты (рубашка);

Спинка, сиденье, ножки (стул);

Подошва, каблук, шнурки, мех, задник, нос (ботинки);

Кабина, кузов, колеса, руль, фары (грузовик)

Тесто, крем, фрукты, шоколад (торт);

Кожица, мякоть, семечки, лист (яблоко);

Дно, крышка, стенка, ручка, носик (чайник);

У него есть: Ствол, ветки, листья, корни, кора

Глаза, лоб, нос, брови, рот, щеки (лицо);

Голова, туловище, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть (кот);

Голова, туловише, глаза, лапки, перья, крылья, клюв (птица);

Голова, туловище, лапки, иголки (еж);

Голова, туловище, лапы, хвост, рога, вымя (корова).

                                               Игра «Мяч бросай и животных называй»

В зависимости от темы игры возможны варианты:  «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Ход игры

Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку.

Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Взрослый: - Овощи;

Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.

Взрослый: - Фрукты;

Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Взрослый: - Ягоды;

Дети: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Взрослый: - Деревья;

Дети: - Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь и т.д.

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова.

Взрослый: Огурец, помидор, репа:

Ребенок: Овощи.

                                           

                                                       Игра  «Что бывает круглым?»

 

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, воспитатель задает вопрос, на который ребенок, поймав пи мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч педагогу, а педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)

2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф...)

4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)

5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)

6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)

7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)

8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)

9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)

10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)

11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец).

                                                   Игра  «Животные и их детеныши». 

Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч воспитателю, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей. Группа 1. У тигра –; у льва — ;у слона - у оленя - у лося — у лисы

Группа 2. У медведя — медвежонок, у верблюда — верблюжонок, у волка — волчонок, у зайца — зайчонок, у кролика — крольчонок, у белки — бельчонок, у коровы — теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи — поросенок, у овцы — ягненок, у курицы — цыпленок, у собаки — щенок. Группа 3.    — тигренок - львенок - слоненок - олененок лосенок – лисенок.

                                               Игра    «Кто где живет?»

Цель: закрепление знаний детей о жилищах животных, насекомых.

Оборудование: Мяч.

Ход игры:

Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей! Бросая мяч ребенку, взрослый задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.

 Вариант 1. Взрослый: Кто живет в дупле? Белка. Кто живет в скворечнике? Скворцы. Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д. Кто живет в будке? Собака. Кто живет в улье? Пчелы. Кто живет в норе? Лиса. Кто живет в логове? Волк. Кто живет в берлоге? Медведь.                  

 Вариант 2. Взрослый: Где живет медведь? Где живет волк? Ребенок: В берлоге. В логове.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Ребенку предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».

Игра «Кто как передвигается?»

Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

Ход игры. Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч воспитателю, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами.

Летают - птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки.

Плавают: рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы.

Ползают: змеи, гусеницы, черви.  

Прыгают: кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы

Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры. Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например:  Голубой, красный, спелый.

   Кабачок, огурец, лимон.

   Пасмурно, ненастно, ясно.

   Осень, лето, суббота, зима.

   Понедельник, вторник, лето, воскресенье.

   День, ночь, утро, весна.

   Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.

Игра «Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры. Врспитатель, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч воспитателю, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: цыпленок — яйцом

 лошадь — жеребенком

корова — теленком

дуб — желудем

 рыба — икринкой

яблоня — семечком

лягушка — головастиком

 бабочка — гусеницей

хлеб — мукой

 шкаф — доской

велосипед — железом

 рубашка — тканью

ботинки — кожей

дом — кирпичом

сильный — слабый.

Игра «Потому что»

Цель: расширение словаря, активизация, уточнение значения обобщающих слов (развитие понятийного аспекта значения слов).

Ход игры. Ребенок заканчивает фразу, начатую взрослым, и повторяет получившееся предложение целиком.

Речевой материал:

• Бабушка сварила варенье, потому что осенью мы собирали урожай (овощей, фруктов, цветов).

• В комнате пахнет деревом, потому что вчера привезли новую (посуду, мебель, одежду).

• Дети ходят в зоопарк, потому что любят (насекомых, животных, цветы).

• Миша намочил рукава, потому что старательно вымыл (посуду, электрические приборы, мебель).

• В комнате шумно, потому что под окном большое движение (мебели, обуви, транспорта).

• Паша быстро починил стул, потому что он умеет обращаться с (животными, инструментами, продуктами).

                                                 Игра «Бывает – не бывает»

Цель: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, их частей, местоположении, функциях.

Ход игры: Взрослый говорит предложение, содержащее в себе верное или ошибочное суждение. Дети, в случае необходимости, исправляют ошибку.

Речевой материал:

• По теме «Растения»: яблоко соленое; груши растут на деревьях; помидор красный; дуб высокий; морковь круглая; картофель гладкий; тыква тяжелая;

• По теме «Транспорт»: поезд летает по небу; автобус перевозит людей; корабль плавает по воде; у автомобиля есть кузов и кабина; самолет меньше лодки;

• По теме «Посуда»: в кастрюле жарят; а на сковороде – варят; чашка стеклянная; ложка деревянная; вилка железная; стакан резиновый; у чайника есть носик, ручка и ушко;

• По теме: «Животные»: лиса рыжая; волк злой; заяц смелый; еж пушистый; белка толстая; черепаха быстро бегает; волк живет в лесу; поросенок хрюкает; заяц летает; медведь спит в берлоге; волк спит в дупле;

• По теме «Профессии»: летчик летает; портниха варит суп; рабочий работает в школе; доктор лечит больных; милиционер рисует картины; медсестре нужна метла;

• По теме «Мебель»: кровать мягкая; диван железный; у стула есть ножки и сиденье; шкаф нужен, чтобы складывать вещи; табурет нужен, чтобы на нем лежать.

Игра с мячом «Хорошо — плохо»

Цель: расширение словаря, знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости.

Мир не плох и не хорош — объясню, и ты поймешь.

Ход игры. Дети сидят в кругу.

Вариант 1. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Педагог: Дождь.

Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным.

Педагог: Город.

Дети: Хорошо, что я живу в городе - можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Вариант 2. «Нравится - не нравится» (о временах года).

Педагог: Зима.

Дети: Мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.

                                                  Игра  «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, логопед задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч педагогу, а педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)

2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф.)

4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)

5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.)

6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)

7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)

8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка.)

9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)

10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)

11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец)

                                             Игра «Скажи наоборот»

Цель игры: расширять словарь антонимов.

Ход игры: у этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал:

Дедушка старый, а внук…

Дерево высокое, а куст…

Дорога широкая, а тропинка…

Перо легкое, а гиря…

Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого:

Пирожное сладкое, а лекарство…

Ночью темно, а днем…

У волка хвост длинный, а у зайца…

Чай горячий, а лед…

                                                               Игра   «Подбери словечко»

Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Ход игры: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать:

«Свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер);

«старый»… (дом, пень, человек, ботинок);

«свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть);

«старая»(мебель, сказка, книга, бабушка);

«свежее»… (молоко, мясо, варенье);

«старое» (кресло, сиденье, окно).

Игра «Магазин посуды»

Цель игры: расширять словарь, развивать умение подбирать обобщающее слово, развивать речевое внимание.

Ход игры: Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. Инструкция воспитателя:

Давай поиграем в «магазин». Я буду покупателем, а ты - продавцом. Мне нужна посуда для супа — супница.

Посуда для салата — салатница; посуда для хлеба — хлебница; посуда для молока — молочник; посуда для масла — маслёнка; посуда для конфет — конфетница; посуда для сухарей — сухарница; посуда для соли — солонка; посуда для сахара — сахарница.

После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

Игра «Что происходит в природе?»

Цель игры: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры:

Педагог, бросая мяч ребенку, задает вопрос, (например: Что делает солнце? Ручьи – что делают? Снег – что делает? И т. д., а ребенок, возвращая мяч воспитателю, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.  

                                                        Игра «Из чего сделано?»

Цель игры: закреплять в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход игры:

Педагог бросает мяч ребенку и говорит: «Рукавички из кожи», а ребенок, возвращая мяч педагогу, отвечает: «Кожаные рукавички».

ваза из хрусталя – хрустальная ваза;

мост из камня – каменный мост;

коробка из картона – картонная коробка;

кувшин из глины – глиняный кувшин;

мяч из резины – резиновый мяч;

стол из дерева – деревянный стол;

колесо из резины – резиновое колесо

таз из меди – медный таз

медвежонок из плюша – плюшевый медвежонок;

рукавички из шерсти – шерстяные рукавички;

стакан из стекла – стеклянный стакан и т. д.

Игра «Лови, бросай, дни недели называй!»

Цель игры: закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Ход игры: Дети становятся в круг. Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, может начинать с любого дня недели. Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели.

Игру можно повторить несколько раз, каждый раз начиная с нового дня.

Усложнить можно задание называния дней недели в обратном порядке.

Игра «Какое слово потерялось?»

Цель: Развитие слухового внимания, знакомство детей с многообразием слов.

Ход: Воспитатель читает стихотворение.

«Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих,

Ждет он и вздыхает:

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко»

Воспитатель: Вспомните стихи и скажите, какое слово «потерялось»

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку (гладко)

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в кроватку на (бочок) и т. д.

По окончании воспитатель подчеркивает, что в стихах много разных слов, и все они звучат по-разному.

Игра «Лови да бросай - цвета называй»

Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Оборудование: Мяч.

Ход игры: Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом.

Взрослый: красный –

Ребёнок: мак, огонь, флаг

оранжевый - апельсин, морковь, заря;

желтый - цыпленок, солнце, репа;

зеленый - огурец, трава, лес;

голубой - небо, лед, незабудки;

синий - колокольчик, море, чернила;

фиолетовый - слива, сирень, сумерки.

Игра «Какой это предмет?»

Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным.

Материал: Оборудование

Ход игры: Взрослый называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, которым обладает этим признаком, и возвращает мяч. Далее взрослый бросает мяч по очереди другим детям.

Например:

Длинная — веревка, шуба, нитка, улица, резинка, коса, юбка, дорога, резинка, лента, рубашка, занавеска.

Длинный — поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож, пиджак.

Широкая — улица, речка, лента, дорога, кофта, юбка, резинка.

Широкий — шарф, переулок, двор, коридор, подоконник.

Красная — звезда, ягода, лента, шапочка, рубашка, майка, малина.

Красный — шар, шарф, помидор, мак, дом, карандаш.

Круглый — мяч, шар, лепесток, помидор.

Круглое — солнце, яйцо, яблоко, колесо.

Игра «Угадай предмет»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры: Отгадай предмет по названию его частей.

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

Игра «Запоминай-ка»

Цель: Активизировать словарный запас по лексическим темам. Развивать навыки понятийного обобщения.  

Материал: Карточка с рядами слов (для воспитателя)

Ход игры:

Взрослый произносит ряды слов и дает задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц».

Только птиц: аист, стрекоза, сова, снегирь, кузнечик, сокол.

Только диких зверей: барсук, овца, слон, ослик, лиса.

Только овощи: свёкла, ананас, капуста, кукуруза, редис.

Только обувь: сапожки, носки, сандалии, кроссовки, колготки.

Только мебель: подоконник, сервант, стол, кресло, порог.

Только посуда: блюдце, скатерть, кастрюля, сковорода, салфетка.

Только транспорт: автобус, колесо, самосвал, такси, скамейка.

«Кто подберет больше слов?»

Цель: развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.

-Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)

-Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)

- Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.)

- Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.)

- Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, юбку, колготки и т. д.)

- Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.)

Побеждает тот, кто подобрал больше слов.

 

Игра «Подскажи словечко»

Цель: развивать мышление, быстроту реакции.

Оборудование: мяч

Ход игры: Взрослый, бросая мяч ребенку, спрашивает: Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч, должен ответить: Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

Сова летает, а кролик?

Корова ест сено, а лиса?

Крот роет норки, а сорока?

Петух кукарекает, а курица?

Лягушка квакает, а лошадь?

У коровы теленок, а у овцы?

У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

                                                           Игра  «Чье это жилище»

Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных.

Материал: Картинки животных и картинки, изображающие жилища животных.

Ход игры: На доске картинки.

Слева — картинки, изображающие жилища животных, справа — изображения животных (не у своих жилищ).

Воспитатель объясняет, что Незнайка перепутал домики животных. Надо им помочь найти свои. Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют, чьи это жилища:

нора — для лисы, мышки;

берлога — для медведя;

дупло — для белки, для совы;

гнездо — для птицы;

скворечник — для скворца;

коровник — для коровы, телят;

конюшня — для лошади, жеребят;

свинарник — для свиньи и поросят;

крольчатник — для кроликов.

Перед выполнением этого задания дети закрепляют названия жилищ домашних и диких животных и птиц по картинкам.

                                                    Игра «Подбери действия к предметам»

Цель: закреплять согласование существительного с глаголом.

Ход игры:

Подберите как можно больше действий к предметам:

Ветер — дует, воет, свистит, ревёт;

снег — падает, сыплется, ложится, тает, скрипит, искрится;

собака — лает, рычит, догоняет, встречает, обнюхивает, кусает, прыгает, вертится, ласкается, скулит;

мышь — скребётся, шуршит, грызёт, крадётся, прячется, забирается, пищит;

слон — топает, трубит, шагает, отдыхает, торопится, брызгается, жуёт;

вьюга — метёт, свистит, злится, завывает, заносит, осыпает;

лягушка — квакает, прыгает, плавает, забирается, ловит;

огонь — горит, греет, обжигает, сжигает, сверкает, мигает;

карандаш — рисует, чертит, пишет, набрасывает, штрихует, обводит;

цветок — растёт, поднимается, расцветает, склоняется, пахнет;

яблоко — растёт, висит, наливается, поспевает, созревает, падает, катится;

медведь — ревёт, охотится, спит, ломает, ловит, пробирается, шумит;

дождь — идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, поливает, орошает

Игра «Как назвать того, кто.. ?»

Цель: развивать мышление, активизировать словарный запас по теме «Профессии»

Ход игры:

Взрослый предлагает детям назвать того, кто.

• Кто на паровозе ездит? (Машинист)

• Кто утром делает зарядку? (Физкультурник, спортсмен)

• Кто песни сочиняет? (Композитор)

• Кто играет на рояле? (Пианист)

• Кто все ломает? (Хулиган)

• Кто водит самолет? (Летчик, пилот)

Вариант 2.

Взрослый называет глагол, а ребенок профессию (продает - продавец).

Игра «Что происходит в природе?»

Цель: закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Человек легко находит, что в природе происходит.

Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам. Например, тема: «Весна»

Взрослый: Солнце - что делает? Светит, греет.

Ручьи - что делают? Бегут, журчат.

Снег - что делает? Темнеет, тает.

Птицы - что делают? Прилетают, вьют гнезда, поют песни.

Капель - что делает? Звенит.

Медведь - что делает? Просыпается, выходит из берлоги.

Игра «Что делают животные?»

Цель: активизировать глагольный словарь детей. Закреплять знания о животных. Развивать воображение, ловкость.

Оборудование: Мяч.

Ход игры: Взрослый разными способами, бросая мяч ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Что животные умеют – птицы, рыбы, кошки, змеи?

Взрослый: собака;

Ребёнок - стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит;

Кошка (мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается);

Мышка (шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает);

Утка (летает, плавает, ныряет, крякает);

Ворона (летает, ходит, каркает, клюет);

Змея (ползет, шипит, извивается, жалит, нападает).

Игра «Говори наоборот»

Цель: развивать мышление, активизировать словарный запас. Закреплять в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Оборудование: Мяч.

Ход игры:

Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый – грустный,

быстрый – медленный,

красивый – безобразный,

пустой – полный,

худой – толстый,

умный – глупый,

трудолюбивый – ленивый,

тяжелый – легкий,

трусливый – храбрый,

                                                         

    Игра «Скажи наоборот»

Цель: расширить словарь антонимов у детей.

Оборудование: Мяч.

Ход игры: Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

 Например: темно, а наоборот — светло.

Друг… враг

День…ночь

Радость…грусть (печаль)

Потолок. пол

Жара…холод

Зло…добро

Правда…ложь

Быстро…медленно

Хорошо…плохо

Тяжело…легко

Высоко…низко

Далеко. близко

Можно…нельзя

Трудно…легко

Начало. конец.

Говорить…молчать

твердый – мягкий,

светлый – темный,

длинный – короткий,

высокий – низкий,

острый – тупой,

горячий – холодный,

больной – здоровый,

широкий – узкий,

глубокий – мелкий,

сильный – слабый,

жидкий – густой,

добрый – злой,

вежливый - грубый,

аккуратный – неряшливый,

чистый – грязный,

ясный – пасмурный,

хороший – плохой.

Покупать…продавать

Поднимать…опускать

Бросать…поднимать (поймать)

Прятать…искать

Зажигать…тушить

Одеть…раздеть

Потерять…найти

Положить…убрать

Дать…взять

Налить…вылить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с мячом, направленные на развитие речи дошкольников.

Игры с мячом могут быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике....

Консультация учителя-логопеда для воспитателей ДОО на тему: "Координация взаимосвязей учителя-логопеда и воспитателя ДОО в работе по развитию речи дошкольников"

Материал отмечает специфику  работы  учителя-логопеда  и воспитателя ДОО по роазвитию речи, а также содержит рекомендации для воспитателей....

Мастер-класс для педагогов «Технологии, направленные на развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

Настоящая Программа  Мастер-класса направлена на формирование единой партнерской системы в вопросах речевого развития ребенка и его социализации в последующем, при взаимодействии ДОУ и семьи в во...

Буклет «Образовательные технологии биоинформационной направленности в развитии речи дошкольника»

Образовательные технологии биоинформационной направленности - это  технологии, учитывающие природную сущность развития ребенка и информационный энергообмен  между первой и второй сигна...

Семинар - практикум для родителей детей группы компенсирующей направленности Тема «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру».

Знакомство родителей с дидактическими играми, направленными на формирование связной речи, мышления, зрительного и слухового внимания, памяти.Донести до родителей о значении дидактических игр в развити...

Мастер – класс для воспитателей ДОУ « Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста

Цель : Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми по развитию речи, пропаганда и распространение разновидностей и фор...

Мастер – класс для воспитателей ДОУ « Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста

Цель : Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми по развитию речи, пропаганда и распространение разновидностей и фор...