Консультация для родителей "Как развивать речь младших дошкольников"
консультация по развитию речи (младшая группа)

Современные родители в быстроменяющемся современном информационном мире, просто не находят времени для своих детей. Родители озабочены обеспечить детей всем необходимым, удовлетворить их физиологические жизненно-важные потребности, забывая о такой важной потребности, как общение.  

Дефицит общения – проблема развития речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvivat_rech_mladshih_doshkolnikov.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Нередко дети, не имеющие проблем в умственном и психическом развитии, испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин, одна из них недостаточность опыта общения.

Современные родители в быстроменяющемся современном информационном мире, просто не находят времени для своих детей. Родители озабочены обеспечить детей всем необходимым, удовлетворить их физиологические жизненно-важные потребности, забывая о такой важной потребности, как общение.  

Дефицит общения – проблема развития речи детей.

От того, насколько ребёнок чётко и красиво говорит, умеет ли выразить свои мысли, зависит его успешность в дальнейшей жизни, в учебной и профессиональной деятельности.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы -  взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными иди ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Речевое развитие детей 3-4 лет становится более совершенным и обширным. В этом возрасте большинство детей уже говорят простыми предложениями, могут рассказать о своих чувствах и поделиться впечатлениями, используя точные слова. Однако речь ребенка 3-4 лет еще находится на стадии развития, поэтому сейчас очень важно уделить внимание регулярным занятиям и упражнениям. Итак, в чем же проявляется особенность речевого развития детей 3-4 лет?

Звукопроизношение

В этом возрасте большинство детей произносят согласные звуки смягченно, шепелявят на шипящих и пропускают звуки, требующие четкости (р, л, ц, ж, с), в связи с чем речь малыша кажется немного картавой, шипящей и свистящей. Нечеткое произношение связано с тем, что у детей еще не выработался артикуляционный и речевой аппарат. Правильному и более чёткому произношению способствует артикуляционная гимнастика. После 3-х лет появляется возможность подъёма кончика языка вверх и напряжения спинки языка. К 4-м годам – появляется возможность вибрации кончика языка.

Слоговая структура

Речевое развитие ребенка 3-4 лет имеет еще одну интересную особенность: малыш может сокращать длинные слова, менять местами звуки и слоги, разбавлять стечение согласных гласной буквой.

Словарный запас

На рубеже 3-х и 4-х лет словарный запас ребенка включает в себя от 800 до 1100 слов. В этом возрасте малыш уже разговаривает простыми предложениями, состоящими из нескольких слов. Речь ребенка постоянно совершенствуется, т.к. в ней появляются новые слова с точным значением. Малыши этого возраста невероятно разговорчивые. Они постоянно что-то рассказывают, сопровождают свои действия словами и разговаривают с игрушками. Дети с удовольствием пересказывают сказки, любят учить стихи, потешки и песни.

В возрасте 3-4 лет ребёнок должен уметь:

  • называть предметы окружающей обстановки;
  • знать 4 основных цвета и геометрические фигуры;
  • понимать, какие предметы относятся к группе «Мебель», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты»…(слова - обобщения);
  • правильно образовывать существительные множественного числа (один - много) (ухо - уши);
  • называть действия людей и животных (бежит, прыгает);
  • находить предмет по описанию (круглый, резиновый, красный - мяч);
  • подбирать противоположные слова (маленький – большой, высокий - низкий) (слова - антонимы);
  • согласовывать существительные с прилагательными (красный зонт, красное яблоко, красные туфли);
  • образовывать и употреблять существительные в уменьшительно – ласкательном значении (дом – домик, зонт-зонтик, яблоко – яблочко);
  • правильно называть части предметов (детали одежды: рукава, манжеты, воротник, карманы…);
  • знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий;
  • рассказывать наизусть четверостишия, потешки, загадки;
  • составлять небольшой рассказ по картине с помощью взрослого;
  • понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть части тела (руки – лапы, ногти – когти…)
  • понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около)
  • самостоятельно составлять описание предмета;
  • пересказывать содержание услышанной сказки.

Грамматика и связность речи

Речевое развитие ребенка 3-4 лет с грамматической стороны еще не совершенно. В этом возрасте дети часто употребляют неправильный порядок слов, путают их согласование и падежи. Однако эти недочеты являются нормальным этапом развития речи, и со временем ребенок самостоятельно избавится от них. Речь трехлетних детей отличается диалогическим характером. Малыши уже могут отвечать на вопросы, обдумывать свой ответ, подбирая более точные слова.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно, строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Игры и стихи, упражнения, которые вы можете использовать дома. Они служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребенка.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата

«Лопаточка».

Рот открыт, широкий расслабления язык лежит на нижней губе.

Раз-два-три-четыре-пять,

Мы идем, идем гулять,

Все лопаточки возьмем

И в песочницу пойдем.

У меня лопатка —

Широка да гладка.

«Чашечка»

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Ты любишь пить чай?

Тогда не зевай!

Рот открывай,

Чашку доставай.      

«Стрелочка».

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Раскрывай пошире рот

И тяни язык вперед.

Раз, два, три, четыре, пять —

Стрелку будем выполнять.

Динамические упражнения для языка.

«Лошадка».

Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Цок-цок-цок!

Мы все сказали,

Как лошадки поскакали.

Вот лошадки поскакали,

Язычок, поцокай с нами

Эй, а где ж улыбка?

Зубки и «прилипка».

«Гармошка».

Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

У Антошки есть гармошка.

Поиграй-ка нам немножко.

«Маляр».

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

Старательно красим: назад и вперед,

Я улыбаюсь, а язык не поймет,

Как твердое небо он выкрасит в срок?

Давайте покрасим скорей потолок!

Маляр торопился

И кисть уволок.

«Вкусное варенье».

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Ох, какое объеденье!

Очень вкусное варенье!

Язык широкий положи

И края приподними.

Оближем верхнюю губу —

Варенье очень я люблю.

Всем на удивление

Вкусное варенье.

Кто любит варенье,

Делает движение —

Губу оближи,

Язычок покажи.

Упражнения для губ.

«Заборчик».

Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Улыбнись и ты,

Покажи зубки крепкие твои.

Мы покрасим дощечки

И поставим вот так.

За забором утки ходят

И кричат кря-кря!

Шире рот открыли мы,

Зубы показали

Губы растянули,

В улыбке утонули.

«Трубочка».

Выпячивать губы вперед бочкой.

Чи-чи-чи, как трубачи,

Все потянем губочки

И покажем трубочки.

«Хоботок».

Вытягивать сомкнутые губы впе

Посмотрите, это кто? Это слоник с хоботком.

Упражнения для пальчиковой гимнастики.

«Дом»

Разведенные книзу пальцы опираются на стол.

«Зайчик»

Указательный и средний пальцы разведены, безымянный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому.

Указательный и средний пальцы подняты вверх — это ушки; оставшиеся пальцы собраны в кулак — туловище.

Итоги четвертого года жизни

Словарный запас достигает 2000 слов.

В активной речи появляются слова второй степени обобщения.

Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.

Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.

В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.

У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов [Р], [Р'].

Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.

Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

Заключение

Для полноценного развития речи ребенку 3–4 лет обязательно нужно читать как можно больше сказок и стихотворений. При этом важно обсуждать с малышом прочитанное: задавать ему вопросы про сюжет и героев произведения, тем самым провоцируя на пересказ. В этом возрасте дети очень хорошо запоминают стихи и песни, а их разучивание поможет не только улучшить произношение ребенка, но и будет хорошим упражнением для развития памяти.

Кроме того, необходимо прививать ребенку любовь к творчеству и рукоделию. Развитие речи детей 3 лет находится в прямой зависимости от мелкой моторики, поэтому если ребенок играет с мелкими предметами, его речь будет совершенствоваться активнее. С малышом можно заниматься лепкой из глины или пластина, плести бусы, учить его завязывать шнурки или делать аппликации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как развивать речь младших дошкольников"

Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он овладел ей в полной мере в дальнейшем, родителям  необходимо соблюдать ряд условий.Консультация содержит советы и рекомендации род...

Консультация для родителей «Как развивать речь младших дошкольников?

Консультация для родителей «Как развивать речь младших дошкольников?...

Консультация для родителей «Как развивать речь младших дошкольников?

Счастливые родители обычно с нетерпением ждут, когда их малыш произнесёт первое слово, а вскоре будет радовать всех родственников, декламируя стихи на праздниках и рассказывая им о своих успехах. Одна...

Консультация для родителей «Как развивать речь младших дошкольников?

Консультация для родителей«Как развивать речь младших дошкольников?...

Консультация для родителей «Как развивать речь младших дошкольников?»

Счастливые родители обычно с нетерпением ждут, когда их малыш произнесёт первое слово, а вскоре будет радовать всех родственников, декламируя стихи на праздниках и рассказывая им о своих успехах. Одна...

Консультация дл родителей "Как развивать речь младших дошкольников."

в косультации дются советы и описываются методики для развития речи маленьких детей...

Консультация для родителей " Как развивать речь младшего дошкольника"

В консультации даются советы и рекомендуются методики для развития речи детей...