Картотека словесных игр для детей дошкольного возраста
картотека по развитию речи
Картотека словесных игр для детей дошкольного возраста (младший, средний и старший возраст)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека словесных игр для детей дошкольного возраста
Словесные игры для детей младшего дошкольного возраста
«Подбери форму предмета».
Цель: развитие мышления, закреплять умение подбирать существительные, опираясь на форму предметов.
Ход: Воспитатель предлагает фигуры: прямоугольник, круг, треугольник. Ребенок должен решить, какой предмет похож на фигуру. Например, прямоугольник – окно, книга, альбом. Можно играть наоборот. Педагог называет предметы, а дети определяют, какая фигура им соответствует. Например, мяч, шарик, обруч – круг.
«Съедобное – несъедобное».
Цель: закреплять знания в умении определять признаки предметов.
Ход: Для игры понадобится мячик. Дети могут построиться в круг, ведущий (это может быть воспитатель или другой ребенок) стоит в круге и держит мяч. Называя любое слово, он бросает мяч ребенку, который стоит в общем круге. Если слово обозначает съедобный предмет, то мяч нужно поймать. Если названный предмет не съедобный – мяч следует отбить или вернуть ведущему. Следующее слово загадывается следующему ребенку по кругу.
«Добавь слово».
Цель: закреплять умение называть слова с ласкательно-уменьшительным суффиксом.
Ход: Воспитатель называет предмет, а ребенок должен назвать его с ласкательно-уменьшительным суффиксом. Например, стул – стульчик, мяч – мячик, нос – носик. При этом тоже можно использовать мячик, а детей выстроить в линию или круг.
«Один – много».
Цель: закреплять умение образовывать слово во множественном числе.
Ход: Воспитатель называет один предмет, а дети должны назвать его во множественном числе. Например, рука – руки, дом – дома, шарик – шарики. При этом тоже можно использовать мячик, а детей выстроить в линию или круг.
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос.
Вариант 1. Корова - мычит, тигр - рычит, змея - шипит, комар - пищит, собака - лает, волк - воет, утка - крякает, свинья - хрюкает.
Вариант 2. Ведущий бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.
«Животные и их детёныши».
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
«Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1. Педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?- Белка. Кто живёт в скворечнике?- Скворцы. Кто живёт в гнезде? - Птицы. Кто живёт в будке? -Собака. Кто живёт в улье? - Пчёлы Кто живёт в норе? - Лиса. Кто живёт в логове? - Волк. Кто живёт в берлоге? - Медведь.
Вариант 2. Педагог: - Дети: Где живёт медведь? - В берлоге. Где живёт волк? - В логове.
Словесные игры для детей среднего возраста
«Подскажи словечко».
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Кто как передвигается?»
Цель: обогащение словаря глаголами, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Педагог: - дети: Собака - стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)
«Горячий – холодный».
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. педагог: -дети: горячий - холодный, хороший - плохой, умный - глупый, весёлый -грустный, острый -тупой, гладкий - шероховатый.
«Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. Педагог:- дети: Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь. Бежит - ручей, время, животное, человек, дорога. Летит - птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт. Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек.
Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста
«Что за предмет?»
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»
«Угадай игрушку»
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход. На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.
«Кто больше увидит и назовёт»
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Ход. Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.
«Назови как можно больше предметов»
Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.
Ход. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения) Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.
«Разноцветный сундучок»
Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход. Воспитатель:
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.
Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.
«Скажи, какой?»
Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
Ход. Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»
«Волшебный кубик»
Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.
Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.
Ход. Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», — и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит сымитировать гул самолёта. Аналогично разыгрываются и другие грани кубика.
«Ветерок»
Цель. Развитие фонематического слуха.
Ход. Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь. Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/11/picture-1100829-1547212172.jpg)
Картотека словесных игр для детей раннего возраста
Картотека словесных игр для детей раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/29/picture-1105661-1548762821.jpg)
картотека словесных игр для детей младшего возраста
картотека словесных игр для детей младшего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/29/picture-1230264-1585508769.jpg)
Картотека словесных игр для детей дошкольного возраста
Формирование умений по словообразованию и словоизменению глаголов, существительных и прилагательных....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/05/picture-1119699-1612544671.jpg)
Картотека «Словесно логические игры» старший дошкольный возраст.
Картотека «Словесно логические игры» старший дошкольный возраст....
Картотека - Словесные игры для детей раннего возраста
Словесные игры для детей раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/17/picture-457994-1402999231.jpg)
Картотека словесных игр для детей дошкольного возраста
Словесные игры отлично подходят для развития речи, фантазии и находчивости. В них полезно играть и детям, и взрослым....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/03/picture-1118760-1704297464.jpg)
Картотека словесных игр для детей раннего возраста.
На первом этапе (примерно до 1,5 лет) быстрее развивается «пассивная» речь (есть понимание значения слов, но еще не развито словопроизношение).Достаточно два-три раза показать малышу ...