Картотека словесных игр для детей дошкольного возраста
картотека по развитию речи
Картотека словесных игр для детей дошкольного возраста (младший, средний и старший возраст)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_slovesnyh_igr.docx | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека словесных игр для детей дошкольного возраста
Словесные игры для детей младшего дошкольного возраста
«Подбери форму предмета».
Цель: развитие мышления, закреплять умение подбирать существительные, опираясь на форму предметов.
Ход: Воспитатель предлагает фигуры: прямоугольник, круг, треугольник. Ребенок должен решить, какой предмет похож на фигуру. Например, прямоугольник – окно, книга, альбом. Можно играть наоборот. Педагог называет предметы, а дети определяют, какая фигура им соответствует. Например, мяч, шарик, обруч – круг.
«Съедобное – несъедобное».
Цель: закреплять знания в умении определять признаки предметов.
Ход: Для игры понадобится мячик. Дети могут построиться в круг, ведущий (это может быть воспитатель или другой ребенок) стоит в круге и держит мяч. Называя любое слово, он бросает мяч ребенку, который стоит в общем круге. Если слово обозначает съедобный предмет, то мяч нужно поймать. Если названный предмет не съедобный – мяч следует отбить или вернуть ведущему. Следующее слово загадывается следующему ребенку по кругу.
«Добавь слово».
Цель: закреплять умение называть слова с ласкательно-уменьшительным суффиксом.
Ход: Воспитатель называет предмет, а ребенок должен назвать его с ласкательно-уменьшительным суффиксом. Например, стул – стульчик, мяч – мячик, нос – носик. При этом тоже можно использовать мячик, а детей выстроить в линию или круг.
«Один – много».
Цель: закреплять умение образовывать слово во множественном числе.
Ход: Воспитатель называет один предмет, а дети должны назвать его во множественном числе. Например, рука – руки, дом – дома, шарик – шарики. При этом тоже можно использовать мячик, а детей выстроить в линию или круг.
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос.
Вариант 1. Корова - мычит, тигр - рычит, змея - шипит, комар - пищит, собака - лает, волк - воет, утка - крякает, свинья - хрюкает.
Вариант 2. Ведущий бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.
«Животные и их детёныши».
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
«Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1. Педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?- Белка. Кто живёт в скворечнике?- Скворцы. Кто живёт в гнезде? - Птицы. Кто живёт в будке? -Собака. Кто живёт в улье? - Пчёлы Кто живёт в норе? - Лиса. Кто живёт в логове? - Волк. Кто живёт в берлоге? - Медведь.
Вариант 2. Педагог: - Дети: Где живёт медведь? - В берлоге. Где живёт волк? - В логове.
Словесные игры для детей среднего возраста
«Подскажи словечко».
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Кто как передвигается?»
Цель: обогащение словаря глаголами, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Педагог: - дети: Собака - стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)
«Горячий – холодный».
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. педагог: -дети: горячий - холодный, хороший - плохой, умный - глупый, весёлый -грустный, острый -тупой, гладкий - шероховатый.
«Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. Педагог:- дети: Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь. Бежит - ручей, время, животное, человек, дорога. Летит - птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт. Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек.
Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста
«Что за предмет?»
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»
«Угадай игрушку»
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход. На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.
«Кто больше увидит и назовёт»
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Ход. Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.
«Назови как можно больше предметов»
Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.
Ход. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения) Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.
«Разноцветный сундучок»
Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход. Воспитатель:
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.
Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.
«Скажи, какой?»
Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
Ход. Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»
«Волшебный кубик»
Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.
Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.
Ход. Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», — и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит сымитировать гул самолёта. Аналогично разыгрываются и другие грани кубика.
«Ветерок»
Цель. Развитие фонематического слуха.
Ход. Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь. Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека словесных игр для детей раннего возраста
Картотека словесных игр для детей раннего возраста...
картотека словесных игр для детей младшего возраста
картотека словесных игр для детей младшего возраста...
Картотека словесных игр для детей дошкольного возраста
Формирование умений по словообразованию и словоизменению глаголов, существительных и прилагательных....
Картотека «Словесно логические игры» старший дошкольный возраст.
Картотека «Словесно логические игры» старший дошкольный возраст....
Картотека - Словесные игры для детей раннего возраста
Словесные игры для детей раннего возраста...
Картотека словесных игр для детей дошкольного возраста
Словесные игры отлично подходят для развития речи, фантазии и находчивости. В них полезно играть и детям, и взрослым....
Картотека словесных игр для детей раннего возраста.
На первом этапе (примерно до 1,5 лет) быстрее развивается «пассивная» речь (есть понимание значения слов, но еще не развито словопроизношение).Достаточно два-три раза показать малышу ...