Конспект занятия по развитию речи в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Прокопенко Светлана Анатольевна

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая  карта

Тема: Составление рассказа по картине «Собака со щенками»

Возрастная группа: средняя (4-5 лет).

Образовательная область, интеграция образовательных областей: развитие речи, познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

 Цель: формирование умения описывать картину в определённой последовательности, называть картину. 

Задачи:

образовательные:

-формировать умение детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя;

-упражнять в подборе определений к качествам (большая, пушистая, рыжая);

-расширять словарный запас существительных, глаголов, прилагательных;

-закреплять грамматический строй речи (название детёнышей животных).

развивающие:

-развивать внимание, память, мышление;

-способствовать развитию речи при описании сюжета картины;

-развивать словарный запас, наблюдательность;

-развивать зрительно-пространственные ориентировки, воображение.

воспитательные:

-воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным;

-воспитывать умение слушать своего товарища и не перебивать.

Дополнительные задачи: (задачи к дополнительным образовательным областям).

Словарная работа:

обогащение словаря: миска, пятнистая

активизация словаря: щенки, лохматая

Материалы, оборудование: картина «Собака со щенками», мольберт, магнитофон, аудиозапись «Человек собаке друг».

Методы и приемы: игровой, наглядный: показ, словесные: словесные игры; беседа; пояснение; вопросы детям; образец воспитателя; дополнение ответа, словесная дидактическая игра, оценка рассказа, совместное составление рассказа с воспитателем, опорные слова.

Подготовительная (предварительная) работа: перед занятием, воспитатель проводит ряд мероприятий по определению уровня знаний и умений детей, проводит тесты, беседы, игры, рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных, чтение стихотворений и рассказов о животныхрассматривание картины «Кошка с котятами», словесные игры «Назови ласково»«Чего не стало?». Картина предварительно вывешена утром на фланелеграфе для самостоятельного рассматривания детьми.

Форма организации:  по количеству детей – подгруппа 5-6 человек, место проведения - музыкальный зал, по способу организации детей – фронтальное, дети сидят на стульях, поставленных полукругом.

Планируемый результат занятия: дети  описывают картину в определённой последовательности, называют картину.

Этапы, продолжитель

ность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Ожидаемый результат

1.

Организационно-мотивационный этап (вводная часть)

Заинтересовать детей предстоящей деятельностью.

-Ребята, отгадайте загадку.

Скажите, кто же этот друг,

Спит без подушки? Ест без рук.

Зимой без валенок гуляет,

А если рад, хвостом виляет. Кто это?

Дети отвечают:

-Это собака!

Дети заинтересованы предстоящей деятельностью.

-Ребята, вы, наверное,  уже успели обратить внимание, что у нас в группе сегодня появилась вот такая интересная картина. Многие из вас ее уже рассмотрели, давайте попробуем рассказать, кто на ней изображен?

Дети отвечают, что видели картину. Она им понравилась.

Выражают желание составить рассказ.

2

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Подготовить детей к восприятию предстоящей информации, выполнению предстоящих заданий.

Педагог подводит детей к мольберту.

- Ребята, сначала мы должны придумать название для этой картины. Как можно ее назвать?

Воспитатель выслушивает ответы детей, объясняет, что название картины не должно быть длинным, но и коротким. Одобряет такие названия, как «Собака и щенки», «Собачий двор» и др.

- Мне очень нравится название «Собака со щенками».

Дети придумывают названия для картины.

2.2

Этап восприятия материала

Решить ряд поставленных задач: (выбирается из задач, записанных выше, до таблицы).

-Для того, чтобы рассказ по картине получился понятным и интересным, без повторов, надо для начала рассказать все о собаке, затем все о щенках, и описать сам двор. Итак, обращаем внимание на собаку.

Педагог задает наводящие вопросы:

-Какая она? (большая, лохматая, пятнистая, рыжая)

-Что она делает? (лежит, отдыхает, смотрит на щенков и т.д.)

Выслушав ответы детей, воспитатель обобщает сказанное и дает образец рассказа:

Дети описывают собаку:

-Она большая, лохматая, пятнистая, рыжая. Она лежит, отдыхает, смотрит на щенков.

Дети отвечают на вопросы воспитателя о внешности собаки, щенков, о том, что нарисовано на картине.

Внимательно слушают рассказ воспитателя

-На этой картине изображена собака с двумя щенками. Собака большая, лохматая, пятнистая. Она наблюдает за своими щенками.

Затем воспитатель предлагает рассказать о щенках, задает вопросы, исправляет ответы детей и т.п.

-А кто еще изображен на картине? (щенки).

-Щенки какие? (маленькие, веселые, смешные, пятнистые).

-Что делают щенята? (стоят, виляют хвостиками, наблюдают за воробьями).

Выслушав ответы детей, воспитатель обобщает сказанное и дает образец рассказа.

-Рядом с собакой стоят маленькие, пушистые  щенки. Один высунул язычок и смотрит на прилетевших воробьев. Чуть дальше стоит другой щенок с поднятым кверху хвостиком.

-А что мы видим на картине, кроме собак?  (воробьев, миску с едой, будку).

-Ребята, собаки где живут? (в будке).

-Кто прилетел к ним? (воробьи).

-Что делают воробьи? (клюют корм).

-Молодцы, ребята. А теперь послушайте мой рассказ.

-На этой картине изображена собака с двумя щенками. Собака большая, лохматая, пятнистая. Она лежит и наблюдает за своими щенками. Рядом с собакой стоят маленькие, пушистые щенки. Один высунул язычок и смотрит на прилетевших воробьев. Чуть дальше стоит другой щенок с поднятым кверху хвостиком. На картине мы видим конуру. Это домик собак. Еще мы видим миску. На миске сидят воробьи. Один клюет корм из миски, а другой на него смотрит.

-На картине изображены щенки. Щенки маленькие, веселые, смешные, пятнистые.

Щенята стоят, виляют хвостиками, наблюдают за воробьями.

-На картине мы видим воробьев, миску с едой.

-Собаки живут в будке.

-К собакам прилетели воробьи.

-Воробьи клюют корм.

2.3

Этап практического решения проблемы

Решить ряд поставленных задач: (выбирается из задач, записанных выше, до таблицы).

Дети выслушивают рассказ педагога. Затем педагог предлагает одному ребенку повторить рассказ.

-Молодцы, ребята. А теперь давайте поиграем.

Физкультминутка

На лугу.

Мы по лугу прогулялись

И немножко запыхались (шагают на месте).

Встанем, глубоко вздохнем,

Упражнения начнем.

Руки в стороны, вперед (развели руки в стороны, вперед).

А потом наоборот.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети (присели).

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Вот как дружно хлопаем (хлопаем в ладоши).

И ногами топаем (топают ногами).

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали.

-Ребята, присаживаемся на свои места.

-Кто еще хочет рассказать про картину?

--На этой картине изображена собака с двумя щенками. Собака большая, лохматая, пятнистая. Она лежит и наблюдает за своими щенками. Рядом с собакой стоят маленькие, пушистые щенки. Один высунул язычок и смотрит на прилетевших воробьев. Чуть дальше стоит другой щенок с поднятым кверху хвостиком. На картине мы видим конуру. Это домик собак. Еще мы видим миску. На миске сидят воробьи. Один клюет корм из миски, а другой на него смотрит.

Дети по образцу повторяют рассказ по картине.

3.

Заключительный этап

Подвести итог, провести анализ детских работ и (или) провести рефлексию с детьми.

-Ребята, вы все молодцы!

-какую картину мы сегодня рассматривали? Как она называется?

-Понравилась вам эта картина?

-А теперь предлагаю вам послушать песню «Человек собаке друг». (стихи М.Либин, музыка В.Комаров).

В этом пункте рефлексивные детские ответы и ответы детей к анализу детских работ не записываются.

Дети повторяют название картины. Проговаривают, понравилась она им или нет.

Танцуют под музыку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Составление описаний персонажей сказки «Теремок».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет».  Составление описаний персонажей сказки «Теремок».Возраст воспи...