Выдержки по развитию речи с ФОП ДО (задачи, содержание, приемы)
статья по развитию речи
Выдержки с федеральной образовательной программы дошкольного образования по развитию речи в части обучения грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОП ДО
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
От 3 лет до 4 лет
Задачи образовательной деятельности по ФОП ДО | Содержание по ФОП ДО | Приёмы и игры |
2) Звуковая культура речи: продолжать закреплять у детей умение внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность; отчетливо произносить слова и короткие фразы | 2) педагог продолжает развивать у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, умение правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]); слышать специально интонируемый в речи педагога звук, формирует правильное речевое дыхание, слуховое внимание, моторику речевого аппарата, совершенствует умение детей воспроизводить ритм стихотворения | - Артикуляционная гимнастика. - Звукоподражательные игры, по называнию взрослым символа звучания: [и] - кричит жеребёнок, [ква] - квакает лягушка. |
5) Подготовка детей к обучению грамоте: - формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане. | 5) педагог формирует у детей умение вслушиваться в звучание слова, закрепляет в речи детей термины «слово», «звук» в практическом плане | - Игры «Подскажи словечко», «Загадки и отгадки», «Ответь правильно», «Назови предмет», «Покажи и назови», «Лото» Овладение некоторыми графическими навыками. Управление движениями рук и пальцев - Рисование фломастером дорожек, линий, округлых форм, линии от одного предмета к другому. - Рисование фломастером по пунктирным линиям. - Закрашивание предметов, не выходя за контуры. |
От 4 лет до 5 лет
Задачи образовательной деятельности по ФОП ДО | Содержание по ФОП ДО | Приёмы и игры |
2) Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Проводить работу по развитию фонематического слуха: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком. Совершенствовать интонационную выразительность речи. | 2) педагог помогает детям овладеть правильным произношением звуков родного языка и слово произношением, развивает у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, закрепляет у детей умения правильно произносить свистящие и шипящие звуки; четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова; формирует умения говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания стихотворения. | - Артикуляционная гимнастика. - Игры «Подскажи словечко», «Закончи предложение» - Игры «Назови правильно», «Звук потерялся». - Игры «Звонко, громко, тихо», «Какие бывают слова?» - Игры «Стань артистом», «Узнай по голосу» |
5) Подготовка детей к обучению грамоте: продолжать знакомить с терминами «слово», «звук» практически, учить понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучания (короткие и длинные). Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком; выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно | 5) педагог закрепляет у детей умение понимать термины «слово», «звук», использовать их в речи; формирует представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими; формирует умение сравнивать слова по протяженности; помогает детям осваивать начальные умения звукового анализа | - Игры «Подскажи словечко», «Загадки и отгадки», «Назови скорее» - Моделирование слова в виде прямоугольника. - Игры «Соедини картинки, названия которых звучат, похоже», «Выбери созвучные слова парами», «Звуки поменялись местами». - Игры «Раздели правильно», «Что длиннее - Игры: «Песенка насоса», «Как поют комары?», «Песенка ветра», «Песенка жука и т.д Овладение некоторыми графическими навыками. - Рисование коротких отрывистых линий, округлых линий, овалов, дорожек, предметов. - Рисование по точкам. - Закрашивание рисунка. - Штриховка. |
От 5 лет до 6 лет
Задачи образовательной деятельности по ФОП ДО | Содержание по ФОП ДО | Приёмы и игры |
2) Звуковая культура речи: закреплять правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка; умение различать на слух и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки (с-ш, ж-з); определять место звука в слове. Продолжать развивать фонематический слух. Отрабатывать интонационную выразительность речи | 2) педагог развивает у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, способствует освоению правильного произношения сонорных звуков ([л], [л'], [р], [р']); упражняет в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов; формирует умение использовать средства интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания). | - Артикуляционная гимнастика. - Игры «Подскажи словечко», «Закончи предложение» - Игры «Назови правильно», «Звук потерялся». - Игры «Звонко, громко, тихо», «Какие бывают слова?» - Игры «Стань артистом», «Узнай по голосу» |
5) Подготовка детей к обучению грамоте; формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины. Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова. | 5) педагог помогает детям осваивать представления о существовании разных языков, термины «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный звук» и «согласный звук», проводить звуковой анализ слова, делить на слоги двух-, трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов: интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова; составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении. Педагог развивает мелкую моторику кистей рук детей с помощью раскрашивания, штриховки, мелких мозаик. | - Игры «Ушки - послушки», «Соотнеси картинки с заданным звуком», «Подбери слова на заданный звук», «Где звук живёт?»: на схеме указать место звука в слове (начало, середина, конец), используя условное обозначение. Моделирование гласного и согласного звука. Красный и синий кружочек или квадрат. (мягкие и твердые согласные) - Модель (прямоугольник или горизонтальная линия, разделенная вертикальной линией на две части) - Игра «Позови слово». - Игра «Слоговые домики». - Анализ состава предложения, моделирование с помощью полосок разной длины Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими навыками - Составление букв из палочек, выкладывание из шнурка и мозаики. - Печатанье букв по точкам, а затем самостоятельно. - Лепка, штриховка в разных направлениях, рисование по пунктиру. - Ориентировка на листе бумаги |
От 6 лет до 7 лет
Задачи образовательной деятельности по ФОП ДО | Содержание по ФОП ДО | Приёмы и игры |
2) Звуковая культура речи: совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией. Совершенствовать фонематический слух: называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце). Развивать интонационную сторону речи (мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп). | 2) педагог способствует автоматизации и дифференциации сложных для произношения звуков в речи; проводит работу по исправлению имеющихся нарушений в звукопроизношении. | - Артикуляционная гимнастика - Игра «Соотнеси картинки с предметами, в названии которых слышится заданный звук». - Игра «Скажи, как меня зовут» (правильно называть буквы русского алфавита) и другие |
5) Подготовка детей к обучению грамоте: упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности. Формировать у детей умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами; знакомить детей с буквами; читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов | 5) педагог продолжает формировать у детей интерес к языку, осознанное отношение к языковым явлениям, помогает освоить звуковой анализ четырехзвуковых и пятизвуковых слов; закрепляет умение интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, давать им характеристику, составлять схемы слова, выделять ударный гласный звука в слове; определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов; ориентироваться на листе, выполнять графические диктанты; штриховку в разных направлениях, обводку; знать названия букв, читать слоги | - Игры «Доскажи словечко», «Собери слово», «Рассыпалось слово». - Игра «Прочитай-ка» - Определение количества и последовательности слов в предложении. - Моделирование предложений с помощью полосок разной длины - Игра «От слова к звукам» (звуковой анализ): односложные слова без стечения согласных (мак); двусложные слова с открытыми слогами (лужа); двусложные слова с закрытыми слогами (бублик); двусложные слова со стечением согласных (трава); односложные слова со стечением согласных (клык). Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими навыками - Конструирование и трансформирование пройденных букв из различных материалов. - Узнавание наложенных и «зашумленных» изображений пройденных букв. - Графические диктанты в тетрадях по речевой инструкции. - Штриховка, закрашивание контуров предметов, орнаментов, сюжетных картинок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/30/picture-259548-1369894831.jpg)
«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/02/picture-439367-1412267528.jpg)
Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/07/picture-604830-1425742485.jpg)
«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Консультация для родителей....
Консультация для родителей на тему: «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Консультация для родителей на тему:«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/10/picture-771440-1460316691.jpg)
Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей.
Особенности речи детей пятого года жизни и способы их развития с использованием приема моделирования....
«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Данная консультация поможет родителям работать с детьми над обогащением словаря, формированию грамматического строя речи,развитию и совершенствованию звуковой культуры речи и связной речи с помощью иг...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/18/picture-421361-1395121620.jpg)
«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Данный материал раскрывает, как правильно и своевременно подойти к развитию речи ребенка используя прием моделирования....