Играем дома
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.
Родители, сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении их ребенка, естественно, расстраиваются, задают многочисленные вопросы: почему ребенок безграмотно пишет; пропускает буквы при письме и теряет целые слоги при чтении; не может применять на практике хорошо выученные правила правописания и пр. А ведь многие из них занимались своим ребенком, водили его в различные кружки, центры развития и вроде бы добились цели, которую перед собой ставили,— ребенок умеет читать и писать, поступил в ту школу, которую они выбрали для него. В чем же дело? Что было сделано не так? И что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития своего ребенка? На эти и многие другие вопросы родители смогут найти ответы в программе для детских садов «Из детства в отрочество».
Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка,— необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом, предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых патологических).
Раздел «Домашняя игротека» знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данного раздела, педагоги учитывают и большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне». Например, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.
• «Помогаю маме». Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
• «Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.
• «Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.
• «Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
Можно играть с целью развития грамматического строя речи.
• «Приготовим сок». «Из яблок сок... (яблочный); из груш... (грушевый); из слив... (сливовый); из вишни... (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.»
Одна из рубрик «Домашней игротеки» — «Мастерская Золушки».
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
• Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.
• Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).
• Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в плотный поролон.
По дороге из детского сада (в детский сад:.
•«Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем — какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку — она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
•«Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
В свободную минутку:
Игровое упражнение на слоговую структуру слов.
• «Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр.»
Игра на обогащение словаря ребенка.
• «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей... (чирикает). Сова летает, а заяц... (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади... (жеребенок) и т. п.
Игра на развитие грамматического строя речи.
•«Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.
Подвижные игры:
• «Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга...»
• «Лягушка». Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.
Причинами плохо развитой речи у ребенка могут быть: нарушения в развитии мышц артикуляционно-речевого аппарата, низкое развитие фонематического слуха, бедный словарный запас, недостатки в развитии грамматических навыков. Нарушение звукопроизношения и артикуляции - ребенок неправильно произносит отдельные звуки, его речь отличается недостаточной внятностью и выразительностью, а ее темп медленнее, чем у сверстников.
Недостатки в развитии звукобуквенного восприятия и звукобуквенного анализа (низкое развитие фонематического слуха) - недостаточное развитие умения слышать, узнавать и различать звуки и их сочетания, не путать их. Не менее важны и навыки звукобуквенного синтеза - способности понимать взаимосвязь между звуками и их сочетаниями.
В число основных нарушений такого рода входят: неумение вычленить звуки последовательно или по месту их расположения; неумение различить звуки по твердости, мягкости, звонкости, глухости; неумение обозначать твердость - мягкость на письме. По этим же причинам тормозится приобретение навыка словообразования и словоизменения.
Недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи - ребенок не умеет грамотно составлять и понимать грамматические конструкции, неправильно использует роды и падежи. Сюда же относится неумение правильно ставить ударения, что ведет к искажению слова до неузнаваемости.
Недостаточное развитие смысловой догадки - ребёнок не умеет, исходя из контекста, правильно предугадывать окончание слова или фразы.
Недостаточное развитие лексики - бедный словарный запас, затруднения в понимании смысла слов из-за их отсутствия в активном словаре ребенка. Ребенку с трудом дается установление лексической связи между прочитанными словами, он не понимает новый смысл, который они приобретают в сочетании друг с другом.
Следует отметить, что качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Необходимо, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи.
Развитие речи у ребенка четвертого года жизни
Достижения вашего малыша множатся с каждым днем. Теперь уже он не только охотно слушает то, что ему рассказывают, но и сам хочет поделиться с вами своими новостями, планами, опасениями. Ребенок начинает рассуждать о том, что видит вокруг, о том, что привлекло его внимание, произвело какое-то впечатление. Это как бы собирательный портрет трехлетнего говоруна, но каждый ребенок развивается индивидуально, и темпы развития речи тоже не могут быть совершенно одинаковыми.
Еще на третьем году жизни малыш, случалось, ставил вас в тупик вопросами. Теперь количество вопросов растет не по дням, а по часам. Будьте готовы к вопросам-цепочкам: ребенок задает один вопрос, получает на него ответ и задает другой. "Почему утюг горячий?" Потому что его нагревает электричество. "А почему оно его нагревает?" Потому что идет ток. "Почему идет ток?"... И так продолжается долгое время. Постарайтесь не раздражаться, терпеливо отвечать и разъяснять ребенку интересующие его моменты.
Задавая вопросы, малыш просто хочет побольше узнать об окружающем мире, а вовсе не стремится вас подразнить. Ребенок теперь может говорить не только с вами или другими домашними и друзьями, но и с посторонними, на улице, в поликлинике или в магазине. Внимание малыша еще не слишком устойчиво, поэтому не удивляйтесь, если ребенок отвлечется на что-то другое и не дослушает вас. Объясняя, говорите понятным ребенку языком, доступно.
Запас слов, которым располагает ваш ребенок, несравненно больше, чем год назад. Недаром малыш так бойко болтает, послушайте-ка. Вы неплохо потрудились, и труд не пропал впустую. Но обратите внимание: если ребенку нужно вам что-то рассказать, и его очень волнует предмет разговора, речь становится неточной. Не хватает слов, чтобы описать какое-то событие, пережитое им непосредственно. Иногда ребенок сам чувствует, что подобранные им слова не совсем подходят смыслу рассказываемого. Некоторые дети раздражаются из-за этого, другим кажется, что их не понимают.
Вооружитесь хорошими детскими книжками. Читая, понаблюдайте, насколько внимательно малыш слушает вас. Если по ходу чтения он задает вопросы, обязательно отвечайте, чтобы не оставалось непонятного и ребенок усваивал сюжетную линию. Не грех и вам поинтересоваться пониманием читаемого, спросив малыша о чем-то из прочитанного.
Можно обсудить иллюстрацию, разыграть сценку. Сколько всего интересного могут мамы! Иной раз просто диву даешься, видя женщин, крутящихся, как белка в колесе, замотанных, озабоченных постоянными житейскими проблемами, но творящих чудеса для своих детей. Часто вспоминается одна мама, родившая двоих мальчишек в тридцать пять. Она была так счастлива, что не могла даже на секунду притушить свет глаз и улыбки... Жилось ей непросто, но она окружила детей теплом и любовью, каждый день был праздником общения. Она разыгрывала со своими близнецами такие представления, инсценируя сказки и рассказы о животных, что соседи по коммуналке собирались в комнате, как в театре...
В этом возрасте очень полезно заниматься "накопительством", накапливать новые слова, чтобы малышу было легче выражать свои мысли и понимать окружающих. Не жалейте времени на совместную игру с ребенком. Хорошо бы, чтобы игра была не просто манипулированием с предметами, а неким действом с сюжетом. Учитывая обилие игрушек, предлагаемых торговыми центрами, вы не будете испытывать затруднений с тематикой. Так как пора уже малышу учиться обобщать, игру можно организовать по какой-нибудь теме, например, "лечение" кукол на приеме у "врача", "продажу "овощей и фруктов в "магазине". Во время таких игр можно не только сообщать ребенку новые слова, но и приводить к тому, что группу предметов можно назвать одним словом. Это поможет ребенку усвоить понятие категории, обобщения. Например, в родовое понятие "мебель" включается множество видовых: "стул", "табуретка", "шкаф" и т. д.
Все эти знания в дальнейшем будут служить одним из показателей развития речи и прочих сторон личности маленького человека, их будут неоднократно проверять на тестированиях, экзаменах и всяческих испытаниях при поступлении в... туда, куда вы решите определить своего ребенка.
Старайтесь дать малышу возможность наблюдать, видеть признаки предметов и вещей, их особенности, отличительные черты. Вот вы накрываете на стол, расставляете посуду.
Сок малыш будет пить из стакана, а чай из чашки. Чашка стоит на блюдце, а каша положена в тарелку. Ребенок видит и сходство, и различия между предметами, которые, в общем-то, предназначены для одного и того же. Малышу нужно сделать выбор, например, чем есть кашу: вилкой или ложкой; если ложкой, то какой: большой, маленькой или средней. Это поможет определить и запомнить признак, который был для этого выбора решающим. Малыш также должен понять, что выбирать обязательно надо. Потом, когда вы будете вместе "кормить" кукол или угощать пришедшую в гости бабушку, станет ясно, насколько удается ребенку закрепить, отложить в память новые понятия.
Помните, что лучше всего ребенок будет усваивать, понимать, запоминать то, что видел своими глазами, мы не устаем повторять это! Пусть ребенок оценит размеры, форму, узнает назначение той или иной вещи, понаблюдает ее в действии, увидит, как ее используют, а то и сам попробует что-нибудь сотворить (с вашей помощью и под внимательным и доброжелательным контролем).
Малыш обязательно должен участвовать вместе с вами в различных действиях. Вот вы идете в магазин, и ребенок идет с вами. Вы выбираете товары, комментируя свои действия, а также попутно интересуетесь мнением малыша относительно покупок. Обязательно подводите итоги совместной деятельности: "Леша, мы с тобой ходили в магазин. Что мы купили, помнишь?" Предложите ребенку помочь вам выложить покупки из сумки и распределить по полкам и шкафам. При этом говорите с малышом о том, что вы вместе делаете: "Куда мы положим рис? В банку на полку. А картошку? В ящик под окном. А котлеты? В морозилку".
Через некоторое время, как будто забыв, что куда пристроили, поинтересуйтесь у малыша: "Ты не помнишь, куда мы положили рис?" Можно и немножко "попутать" ребенка: "Мы купили столько вкусного: и яблоки, и апельсины, и бананы, и помидоры. Это ведь все фрукты, да, Сережа?"... И вот Сережа удивленно поднимает на вас глаза, вынимая из пакета помидор и глядя на него: "Нет, помидор - не фрукт, он - овощ!" Браво, Сережа и мама! А теперь пусть ваш умненький и не попавшийся в ловушку ребенок помоет помидоры для салата.
К четырем годам малышу нужно знать и уметь рассказать, кем работают родители (естественно, на доступном пониманию ребенка уровне), то есть названия профессий перестают быть тайной за семью печатями. Малышу надо объяснять не только, как называется тот или иной специалист, но и что конкретно он делает. Продавец взвешивает товар, упаковывает, подает; парикмахер расчесывает волосы, стрижет, красит, завивает, укладывает и т. д. Малыш уже не только фиксирует то, что видит, он дает оценку действиям: мама очень чисто моет пол, бабушка ровно расставляет книги, папа быстро колет дрова. Так постепенно растет словарный запас, и вы не перестаете удивляться тому, как быстро ребенок вводит новые слова, обороты и выражения в свою речь. "Трудовую деятельность" не обязательно организовывать на каждом шагу, постоянно. Подойдут и разнообразные занятия, например, имитирующие процесс уборки-приборки.
Одна маленькая девочка очень любила наводить порядок в ящиках папиного письменного стола. Она очень тщательно, не торопясь, выкладывала все содержимое на кровать. Здесь были блокноты и блокнотики, карандаши и карандашики, скотч, резинки, лента для пишущей машинки, кнопки и т. п. Названия всех предметов девочка быстро усвоила, и процедура наведения порядка была отработана до мелочей, проводясь даже тогда, когда порядок был не нарушен... И педагогические закономерности сработали: когда девочка выросла, и у нее появился собственный стол, а, точнее, секретер, разбор содержимого организовывался регулярно и к порядку претензий не предъявлялось.
Помогайте ребенку высказываться, стимулируйте его желание поделиться с другими людьми: "Катя, расскажи бабушке, где мы с тобой сегодня были". После какого-нибудь интересного похода или события, впечатлившего ребенка, попробуйте вместе нарисовать картинку на тему увиденного. Пусть это не будет произведение искусства, но обсуждение нарисованного поможет малышу запомнить новые слова и точнее фиксировать свои наблюдения. Не забывайте, что ребенок будет стараться рассказывать вам что-либо только в том случае, если это вам действительно интересно.
На четвертом году дети еще не очень активно описывают признаки предметов, поэтому разнообразьте свою речь обилием прилагательных. Это хорошо получается и в бытовой обстановке. Например, малыш просит дать ему грушу, а вы предлагаете выбрать: "Тебе какую, большую или маленькую? Зеленую или желтую?"
Хорошо бы и игрушками пользоваться разнообразными, позволяющими видеть как можно больше признаков. Потренируйте ребенка, предлагая ему:
- выбрать из коробочки только маленькие (темные, светлые, гладкие, шершавые и т. д.) камушки, а камушки вы вместе насобирали на прогулке;
- назвать, из какой чашки он предпочитает пить молоко (из большой, маленькой, высокой, низкой, широкой, узкой);
- выбрать и сказать, какое пюре приготовить (горячее, теплое, холодное).
Ребенок с удовольствием выполнит вашу просьбу и прокомментирует свои действия. Если вы попросите, он разложит по ящичкам вилки и ножи, по полкам чашки и тарелки. Конечно, с этими предметами нужно быть осторожным, но помните, что если ребенок не будет знаком с ними, ему нелегко будет в будущем научиться обращаться с множеством вещей.
Вам, конечно, хочется, чтобы речь ребенка была правильной, точной. Еще раз придется напомнить, как важно следить за собственными высказываниями. Если бабуля выговаривает внуку: "Сколько разов я тебе говорила...", а мама возмущается: "Почему ты ихние игрушки берешь, а на место не ложишь?", подобные обороты усвоит и ребенок. Да и объем детской речи во многом зависит от общения с ним родителей. Однажды на приеме у логопеда мама четырехлетнего мальчика посетовала, что ребенок недостаточно разговорчив, хотя многое знает и прекрасно понимает, что ему говорят. Папа, сидевший рядом, не произнес за полчаса ни одного слова, изредка кивая. "В кого это он у нас такой молчун..." - вздохнула мама.
Хотите, чтобы ребенок грамотно говорил, - тренируйте его. Здесь вам поможет чтение, ну, и, конечно, игры. Доставайте-ка снова наш "Волшебный мешочек", он еще пригодится. Пусть ребенок узнает предмет по вашему описанию. Расставляйте на столе разные игрушки (только не очень много). Пусть малыш объясняет, что стояло на столе, а чего не стало. То же можно делать и с картинками. Да и просто спрашивайте "у кого газета?" - "у папы", "где ваза?" - "на столе" и т. д.
Одна из излюбленных тем на многих тестированиях и проверках "Животные и их детеныши". Показывайте и называйте ребенку кошку с котятами, собаку со щенками, и живых, и на картинках. Ребенок использует в речи чаще то, что видел, хорошо знает. Ну, а попутно можно рассказать и о том, как нужно заботиться о наших меньших братьях, чем кормить, какие повадки у зверей, это тоже важно и интересно ребенку.
Малыш не только слушает ваши рассказы, но уже начинает их пересказывать. Легче всего получается пересказ любимых сказок. Конечно, не нужно говорить ребенку: "Перескажи сказку!" Лучше попробуйте так: "Что ты запомнил из сказки про Колобка?" Или помогите малышу вопросами. Позволим себе снова посоветовать представлять действия персонажей, разыгрывать сценки. На первых порах достаточно приобрести несколько масок героев сказок и смастерить что-нибудь характерное для облика, например, картонную морковку для зайчика. И хотя рассказ малыша состоит всего из нескольких предложений, пусть он будет эмоциональным, живым, передающим отношение маленького человека к тому, что он говорит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр для родителей поиграть дома с детьми "Играем дома с детьми"
Игры в помещении могут быть также веселыми и познавательными, особенно, когда погода на улице не жалует. Вашему вниманию предлагаются совместные игры с ребенком, благодаря которым ребенок будет р...
Как совместить работу по дому с общением с ребенком или чем можно играть дома
Как совместить работу по дому с общением с ребенком или чем можно играть дома...
Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Консультация для родителей «Учимся играть дома в сюжетно-ролевые игры» ( 13.04- 17.04)
Воспитывают у детей умение контролировать свое поведение.Игры развивают фантазию ребенка, учат смотреть на ситуацию с разных сторон. развивают воображение ребенка, а также у детей появляется возм...
Рекомендация для родителей в формате"Сидим дома с пользой!" «Учимся играть дома в сюжетно-ролевые игры»
Консультация для родителей....
#сидим дома Консультация для родителей "Сюжетно-ролевые игры дома"
Чем еще заняться на самоизоляции дома? Конечно же, вместе с детьми возвращатьс в детство....
Играем дома . Логопедические игры в которые легко играть дома.
Представлены логопедические игры в которые можно играть дома....