«Тестопластика» в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Зобенкова Елена Юрьевна

Я считаю, что задача воспитателя в дошкольном учреждении: создать благоприятные условия для всестороннего развития воспитанников в сензитивный период. Приоритетной же остаётся работа над речью детей, как основного условия успешного и полноценного развития ребёнка. Я убеждена, что игры с тестом способствуют решению проблемы повышения речевой активности детей. Кроме того, решает ряд сопутствующих задач, которые благоприятно влияют на общее развитие ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pro_testoplastiku.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №16

 « Детский сад комбинированного вида»

 «Тестопластика» в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

                                                             

Выполнила: воспитатель МБДОУ №16

Зобенкова Елена Юрьевна

Кемерово 2023

«Тестопластика» в развитии речи детей младшего дошкольного  возраста

Речевое развитие – одна из главных задач, решаемая в нашей группе. Поэтому, мы  не выпускаем ее из виду во всех видах деятельности, включая и занятия тестопластикой.

Несформированность речи тесно связано с физическим и психическим развитием ребенка, его эмоциональным состоянием. Работая в тесном контакте с учителем-логопедом, наряду с общепринятыми способами и методами коррекции речи мы  стали применять тестопластику, реализуя через нее современные педагогические технологии.

Наша деятельность в первую очередь направлена на воспитание звуковой культуры речи и включает работу по обучению правильному звукопроизношению.  Реализуемые задачи способствуют решению проблемы повышения  речевой  активности детей младшего дошкольного возраста.

Делаем акцент, что младший дошкольный возраст - это возраст, когда у многих современных детей наблюдаются проблемы в речевом развитии, количество детей с нарушениями развития речевого аппарата увеличивается с каждым годом. Внести свой вклад в решение этой проблемы – задача каждого педагога дошкольного учреждения. 

Чтобы заинтересовать детей, мы применяем различные игровые технологии – обыгрывание поделок, “оживление” их различными способами, с ними можно разговаривать, советоваться, играть.

Наши  занятия, основанные на игровых приемах и творческой фантазии, интересны тем, что работы у всех детей получаются разными. Они предлагают ребенку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то свое, необычное.

Соленое тесто – это замечательный материал для поделок с детьми. Лепить могут даже самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки.

В работе с детьми мы учитываем  их желание, настроение, возможности, интересы. Занятия проводятся в спокойной атмосфере, часто под приятную музыку, что способствует релаксации и снятию усталости.

Перед Новым годом царит особая атмосфера приближающегося праздника. Мы делаем  украшения для елки из теста, в которое  подмешиваем  немного масла, ванили. Детям очень нравится этот запах детства и праздника. Каждое время года  и признаки времени года мы совместно с детьми закрепляем посредством тестопластики  «Дерево-осенью», «Зимний лес» и тд. Особенно полюбилась детям  лепка сказочных героев, одно из последних таких занятий, это лепка героев сказки «Заюшкина избушка»

Детские работы выставляются на выставках, ими украшается группа, их дарят ребята друг-другу, гостям, родителям. Ребенок учится получать удовольствие от сделанного изделия  своими руками. Даже после одного занятия он видит конечный результат своего труда. Домой дети уходят довольные и удовлетворенные.

В нашем детском саду комбинированного вида немало детей с  общим недоразвитием речи. Есть дети пассивные, неуверенные, часто отвлекающиеся – их работы примитивны, не яркие цвета. А есть дети, которые любознательны, стремятся выполнить работу самостоятельно, интересуются оценкой своего труда. Одни дети интересуются рисованием, другие лепкой, третьи аппликацией, четвертые сразу несколькими видами деятельности. Поэтому невозможно добиться хороших и одинаковых результатов от всех детей сразу.

Чтобы научить ребенка лепить недостаточно дать ему одного кусочка теста. Важно показать, как это сделать. Именно поэтому воспитателю самому необходимо уметь рисовать, лепить, мастерить, давая детям возможность наблюдать за процессом созидания изделия. Однако, стоит отметить, что занятие тестопластикой не требует от педагога специальных навыков и талантов, справится может любой педагог, главное – желание разнообразить досуг воспитанников.

Дети универсальны по своей природе. Они могут многое, если им интересно. А интересно им там, где присутствуют элементы игры, новизна, условия для самовыражения.

Особое  внимание  в нашей работе с детьми,  мы уделяем  развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Известно – если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

К каждой теме занятий тестопластики, у нас подобрано художественное слово: потешки, скороговорки, чистоговорки, загадки, небольшие стихотворения, в том числе и собственного сочинения.

Практические линии реализации  деятельности по развитию речи с элементами тестопластики.

            Основная работа реализуется путём осуществления разнообразных игр по развитию речи детей  младшего дошкольного возраста. Основная цель данных игр, это, конечно же, развитие речевого слуха и  способности к звукоподражанию.

Хотелось бы сделать акцент на вариативность методов и форм, которые могут использоваться при проведении игр, и тем самым, варьировать  поставленными задачами, исходя из потребностей каждого ребёнка. Предлагая ребенку игру, следует учитывать его индивидуальные особенности. Известно, что дети  имеют различные возможности как физические, так и психические.

            Например, если у ребёнка наблюдаются проблемы в речевом развитии, то игры проводятся по основному направлению: звукоподражание животным.

Если ребёнок испытывает затруднения на занятиях по конструированию (можно предложить ребёнку построить домик для животного, с которым он хочет поиграть. Опыт показывает, что данный приём формирует у детей положительную мотивацию к конструктивной деятельности. По мнению многих педагогов, конструирование – это единственный вид игровой деятельности, который позволяет ребёнку быть успешным, так как его результат деятельности совпадает с результатом деятельности взрослого.

               Сюжетно-ролевая игра  имеет наибольшее значение для развития детей. В процессе сюжетно-ролевых игры  дети действуют с различными предметами (сравнивают их, сопоставляют, отвлекаются от одних их качеств и дополняют воображением другие, используют одни предметы в качестве других), что совершенствует ощущения и восприятия, способствует развитию мышления, воображения. Для организации совместных действий, для осуществления согласованной деятельности в процессе игры  детям необходимо общаться друг с другом (это способствует развитию речи).                                                Именно поэтому, мы предлагаем детям «примерить» на себя ту или иную роль. Сюжетно-ролевая игра как никакая другая содействует сплочению детского  коллектива и способствует решению коммуникативных затруднений  у детей младшего дошкольного возраста.

            Отличительной чертой игр с героями, сделанными своими руками из солёного теста (впрочем, как и с другим пластичным материалом)  мы считаем  своеобразие и нестандартность самодельных игрушек. Детей всегда привлекает всё новое и неизведанное. В наше время очень сложно удивить ребёнка, у каждого дома большое количество игрушек, но… не самодельных. В нашей группе уже целая коллекция игрушек, выполненных  из солёного теста, раскрашенных  яркой краской и покрытых лаком. Удивительно, но дети их очень любят, берегут, после игры аккуратно убирают в коробочку.

         Дети третьего года жизни ещё не в состоянии в полной мере и  адекватно оценивать свои возможности, однако и здесь не стоит забывать про зону ближайшего развития. В  игре  с детьми одним из приёмов, мы рекомендуем  предлагать  детям взять только ту игрушку, которой он сможет ПРАВИЛЬНО звукоподражать. Ребёнок сам оценивает свои возможности. Если ребёнок слаб в речевой активности и выбрал себе игрушку со сложной звуковой конфигурацией, ничего страшного, пусть пытается, не отстаёт от других, его можно  похвалить. Если же ребёнок проявляет хорошие способности к звукоподражанию, но низко оценивает свои возможности, воспитатель должен сделать так, чтобы ребёнок поверил в себя в свои силы, подбодрить его.  Так или иначе, задачей воспитателя при осуществлении игры по данному направлению, остаётся формирование у каждого воспитанника адекватной самооценки себя как личности.

          При проведении игры воспитатель должен стремиться к тому, чтобы у детей было задействовано как можно больше органов чувств. Большего успеха можно добиться при проведении игры, если НЕ ЗАПРЕЩАТЬ ДЕТЯМ изучать объекты игровой деятельности посредством органов чувств: дети должны хорошо разглядеть игрушку, потрогать, понюхать если хочется, ощутить её вес т тд. Возможность использования в процессе игры органов осязания (дети с интересом берут в руки игрушки) увеличивает эффективность реализации поставленных задач.

              Также, во врем  игры с игрушками из теста, мы используем стихи разных авторов и , в том числе, собственного творчества, так называемые, заклички, зазывалки, побуждающие детей к той или иной деятельности. Обыкновенная речь воспитателя, просто приглашение присоединиться к игре так бы не заинтересовала ребёнка, как веселое четверостишье.

             В нашей работе над совершенствованием речевой активности, мы используем и тематические  физминутки с элементами речевой гимнастики. Мы  предлагаю детям показать то или иное животное (лягушка – попрыгать, уточка – пройтись на согнутых ногах и тд.) при этом, обязательно звукоподражать ему. Или другой вариант физической разминки. Воспитатель показывает детям  животное: взрослого или детёныша, а дети должны присесть, если это детёныш, или встать, вытянуть ручки вверх, если это взрослое животное.

Если дети почувствуют, что воспитателю так же интересно играть с ними, как им самим, если он деликатно, чувствуя себя в игре равноправным партнером, предлагает новые сюжетные повороты, ролевые ходы, привлекает в игру всех желающих - игра будет подхвачена самими детьми. Когда воспитатель увидит, что игра начинает разворачиваться и обретать собственную силу, когда в игре начинают выделяться лидеры, которые смогут вести игру дальше, он может незаметно выйти из игры, предоставив детям возможность играть без непосредственного участия взрослого. Но такое происходит не сразу. Самостоятельно дети смогут играть только после третьего или десятого (в зависимости от сложности игры) проигрывания данного сюжета.  Дети младшего дошкольного возраста могут самостоятельно проигрывать только несложные сюжетные линии, включая в них свою фантазию и воображение, изменяя тем самым сюжет игры, делая его более интересным и приемлемым для себя.

Вывод:

      Современная педагогика и психология выдвинули очень важное теоретическое положение, утверждающее, что наиболее благоприятно развитие ребёнка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учётом возрастных особенностей детей.

Игры со звукоподражаниями с опорой на наглядность являются прекрасным средством для активизации функций восприятия и воспроизведения речевых звуков языка общения.

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов.

 Мы считаем, что задача воспитателя в дошкольном учреждении: создать благоприятные условия для всестороннего развития воспитанников в сенситивный  период. Приоритетной же остаётся работа над речью детей, как основного условия успешного и полноценного развития ребёнка.  Мы убеждены, что игры с тестом и  продуктами способствуют решению проблемы повышения речевой активности детей. Кроме того, решает ряд сопутствующих задач, которые благоприятно влияют на общее развитие ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние тестопластики на развитие речи детей дошкольного возраста.

Ф. И. О- Хавшабо Елена Ивановна воспитатель высшей категории.Место работы– МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №29» г. Майкоп Республика АдыгеяРечь является важнейшей психической функцией человек...

Влияние тестопластики на развитие речи детей

Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка.Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из п...

Презентация на тему: «Использование тестопластики в развитии речи детей с общим недоразвитием речи»

Тестопластика как средство в развитии речи детей с общим недоразвитием речи...

Описание инновационного опыта «Тестопластика, как одна из инновационных технологий арт-терапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Описание инновационного опыта«Тестопластика, как одна из инновационных технологий арт-терапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»...

Влияние тестопластики на развитие речи детей

Влияние тестопластики на развитие речи детей...

Презентация на тему "Тестопластика в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

Младший дошкольный возраст - это возраст, когда у многих современных детей наблюдаются проблемы в речевом развитии, количество детей с нарушениями развития речевого аппарата увеличивается с каждым год...