«О чем говорить с ребенком в семье?»
консультация по развитию речи (старшая группа)
С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особое значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_o_chem_govorit_s_rebenkom.docx | 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«О чем говорить с ребенком в семье?»
Уважаемые родители!
Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним?
Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое?
Как развита у вашего ребенка фантазия?
Составляет ли он сам сказки, рассказы?
Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе. Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической. Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация. В устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели
Взрослый. Какое сейчас время года?
Ребенок. Весна.
Взрослый. Какие птицы прилетают к нам весной?
Ребенок. Весной из теплых стран прилетают грачи, скворцы, ласточки.
С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особое значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь. Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребенок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово - и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи (мамой, бабушкой). Некоторые родители не разговаривают с ребенком на темы этикета и правил поведения, так как считают, что он еще мал и ничего не понимает. Напротив, ребенок улавливает и анализирует каждое слово! Тематика бесед для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки. Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела. Развитию диалогической речи способствует игра «Телефон». Можно использовать игрушечный телефон или воображаемый. Собеседником ребенка в этой игре выступает взрослый, который и предлагает тему диалога. Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-ом году жизни ее уже недостаточно, и ребенок сам старается рассказывать сказки, передавать содержание просмотренных фильмов, т.е. пользуется монологической речью. Монолог - речь одного человека, последовательное изложение мыслей, описание действий, связанность рассказа. Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. Взрослым нужно помочь научить описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу…), придумывать сказки на заданную тему. Для описания нужно подобрать известные ребенку предметы, игрушки, картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это кукла. Она пластмассовая. Куклу зовут Алиса. У Алисы голубые глаза, белые волосы, красные щечки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носочки и синие туфли. На голове красный бант. С куклой дети играют, кладут ее спать, кормят, одевают». Потом берется другой предмет. Взрослый напоминает, в какой последовательности следует рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет?», «Из чего сделан?», «Для чего нужен?». После шести лет необходимо научить ребенка сравнивать и сопоставлять два, а потом и три предмета или картинки во время их описания. Можно предложить такие группы предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и др. При этом рекомендуется помогать ребенку вопросами. Ребенок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребенку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит посреди комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» а теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать. Можно предложить игру «Веселые путешественники». Ребенок представляет, что он летит на самолете, едет на поезде, плывет на теплоходе, идет пешком по стране: описывает воображаемые города, леса, горы, колхозные поля. Родители должны отгадать место «путешествия». Как научить ребенка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребенка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке. Детям старшего возраста необходимо предложить самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображенными на картинке, и что будет потом (особенно про одного из героев или предмет) или рассказать от своего лица. Еще до школы рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый легкий вид такого творчества - составление рассказов по трем-четырем опорным словам. Например, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения».( «Настала зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на конька и на лыжах, девочки - на санках с высокой горы. Вот вышли Аленка и Дима, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Веселые зимние развлечения у детей»). Можно предложить составить рассказ, начатый родителем, например: «Мальчик был в лесу, вдруг он услышал, что где-то близко …» Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки можете придумать вы, например: «В сказочном лесу жила зайчиха с маленьким зайчонком, который был непослушным. Ему хотелось все сразу узнать. Как-то вышел он погулять, а зайчиха и говорит: «Не ходи далеко, заблудишься». Не послушал зайчонок маму, увидел бабочку и побежал за ней в лес…»
Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком. Помните, что основные собеседники для ребенка в семье - мама, папа, бабушка или дедушка, старшие братья и сёстры.
Рассматривайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи
. Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2-3-месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
как говорит ваш ребенок
консультация для родителей об этапах становления речи у детей....
Консультация для родителей "Как говорит Ваш ребенок?"
Как развивается речь ребенка. Что необходимо делать родителям. Практический материал по развитию речи ребенка для родителей....
Правильно ли говорит ваш ребенок
развитие речи детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей на тему "О чем говорить с ребенком в семье"
Консультация для родителей по развитию речи детей...
Статья "Как будет говорить ваш ребенок" с советами родителям, как развивать грамотную, четкую речь у ребенка.
Советы родителям, как развивать грамотную, четкую речь у ребенка, дает ведущий отечественный специалист по преодолению речевых расстройств у детей и взрослых, педагог-дефектолог М. Шохор-Троцкая....
Консультация для родителей детей дошкольного возраста на тему: «Прежде чем что-то категорично заявить своему ребенку о последствиях; не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.»
Уважаемые родители! Задумывались ли вы, какие установки дали вам ваши родители не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненна пути?Внимате...
Если ребенок не начинает говорить. Почему ребенок молчит?
роль пальчиковых игр в развитии речи детей...