Картотека игр по развитию речи на тему "Семья"
картотека по развитию речи
Предварительный просмотр:
Картотека игр по развитию речи на тему «Семья»
«Члены семьи»
Цель: Развитие словарного запаса и закреплять умение детей четко называть членов своей семьи
Материалы: Фотографии или карточки с изображениями членов семьи (например, мамы, папы, брата, сестры, бабушки, дедушки)
Ход игры: Покажите ребенку фотографию и спросите: "Кто это?" или "Какова роль этого человека в семье?" Предложите ребенку в ответ правильно назвать имя члена семьи.
Вариации: Используйте реальные фотографии членов семьи ребенка, попросите его указать на конкретного члена семьи на фотографии
«Семейные хлопоты»
Цель: Развивать словарный запас и понимание распорядка дня и обязанностей
Материалы: Фотографии или карточки, на которых изображены разные члены семьи, выполняющие домашние дела (например, мама готовит, папа убирает, брат кормит домашнее животное).
Ход игры: Воспитатель показывает ребенку картинку и спрошивает: "Что делает [член семьи]?" или "Кто помогает с [конкретной работой по дому]?" Предложите ребенку правильно назвать имя или действие члена семьи.
Вариации: Используйте сценарии из реальной жизни, попросите ребенка продемонстрировать выполнение конкретной работы по дому или спросите: "Кто помогает [члену семьи] с [конкретной работой по дому]?"
Семейная история»
Цель: Развивать навыки повествования и словарный запас
Материалы: Простой сборник рассказов или последовательность картинок, изображающих повседневную жизнь семьи.
Ход игры: Покажите ребенку сборник рассказов или последовательность картинок и спросите: "Что происходит на этой картинке?" или "Что [член семьи] делал сегодня?" Предложите ребенку ответить простым предложением или фразой.
Вариации: Используйте сборник рассказов без слов, попросите ребенка разложить картинки по порядку или спросите: "Что [член семьи] будет делать дальше?"
«Ласковое слово».
Цель: учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.
Материал: мяч.
Ход игры
Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т.д.
«Вежливые слова»
Цель: учить детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость - это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.
Материал: игрушка.
Ход игры: воспитатель предлагает детям научить игрушку говорить вежливые слова, например: «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т. д.
«Доброе слово»
Цель: учить детей согласовывать имена существительных с прилагательными, развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.
Материал: сюжетные картинки.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку взять картинку и сказать:
мама (какая) —. ,
папа (какой) —. ,
бабушка (какая) —. ,
дедушка (какой) —.
«Отгадай».
Дети должны закончить предложения и подобрать соответствующие картинки к ним.
О ком можно так сказать: старый, добрый, мудрый? (Дедушка).
Аналогичные вопросы задаются о каждом члене семьи.
Игра на мимику.
Называют ситуацию в семье, и если это плохой поступок, то нужно будет хмуриться, а если этот поступок очень хороший и он порадует семью, то вы улыбаетесь.
∙Вы разбили чашку;
∙Вы помогли маме пропылесосить;
∙Вы не убрали игрушки;
∙Вы обняли бабушку;
∙Вы помогли дедушке починить телевизор ;
∙Вы отняли игрушку у младшего братика;
∙Вы угостили сестричку конфетой;
∙Нарисовали красивую картину;
∙Подрались с другом;
∙Съели манную кашу;
∙Убрали игрушки на место;
∙Порвали книгу;
∙На прогулке замарали куртку;
∙Разбили чашку;
∙Уступили место в автобусе бабушке;
∙Помогли маме с уборкой
∙Отыскали потерянные бабушкой очки;
∙ Помогли маме вымыть посуду.
«Чей, чья, чье, чьи?».
Шарф (чей?) — мамин, папин, ... .
Шапка (чья?) — тетина, дядина ... .
Пальто (чье?) — бабушкино, дедушкино ...
Перчатки (чьи?) — мамины, бабушкины ...
«Три медведя».
Перед детьми игрушки трех медведей: большого, среднего и маленького.
Воспитатель, рассказывая сказку про трех медведей, произносит реплики очень низким, средним или высоким голосом.
Дети должны отгадать и показать, какой из медведей мог так сказать: мама- медведица, папа-медведь или сын — маленький Мишутка.
«Скажите самые хорошие слова о папе и маме».
-Какой у вас папа? (хороший, большой, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый, красивый, умный).
-А мама какая? (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая, внимательная, красивая, молодая).
«Кто что делает».
Игра на распределение обязанностей в семье.
Отец – зарабатывает деньги, готовит пищу, делает ремонт, убирает.
Мама - зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, ухаживает за цветами,г ладит.
Бабушка – вяжет, стирает, помогает маме, печёт пироги, гуляет с внуками.
Дедушка – мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками.
Сын – убирает, выносит мусор, ходит в магазин, пылесосит.
Дочь – моет посуду, вытирает пыль, ухаживает за цветами, делает уроки.
«Есть у меня братишка»
Есть у меня братишка,
Смешной такой мальчишка!
Мне во всем он подражает
И ни в чем не уступает.
Если мы играем в мячик,
Я скачу, он тоже ...(скачет),
Я сижу - и брат ... (сидит),
Я бегу, и он... (бежит).
Мяч беру - и он ... (берет),
Мяч кладу - и он ... (кладет)!
Куст стригу - и он ... (стрижет)!
Жгу костер - он тоже ... (жжет)!
Птицам хлеб щиплю - он ... (щиплет).
Сыплю корм - он тоже... (сыплет)!
Еду на велосипеде -
Он со мною вместе ... (едет).
Хохочу - и он ...(хохочет),
Есть хочу - он тоже ... (хочет)!
Маслом хлеб я мажу - (мажет),
Я рукой машу - он ... (машет)!
Такой смешной мальчишка –
Младший мой ... (братишка).
«Кто где живет»
Цель: учить детей называть свой домашний адрес; развивать память, внимание.
«Как мы помогаем родным?».
Карточки с членами семьи переворачиваются рисунком вниз и перемешиваются. Игроки по очереди берут по 1 карточке и отвечают на вопрос в соответствии с ней: «Как я помогаю своей бабушке?» (маме, тете и т.д.), например: «Я помогаю своей бабушке варить суп».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотеки игр для развития речи детей 5-7 лет
Первая часть: Игры предназначены для детей пятого года жини.Вторая часть: Игры предназначены для детей 6-7 лет...
Картотека игр по развитию речи
Картотека игр по развитию речи, цель и описание игры....
Картотека игр по Развитию речи
Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста...
Картотека игр по развитию речи «Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаё
Картотека игр по развитию речи...
Картотека игр по развитию речи «Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаё
Картотека игр по развитию речи...
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....
Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"
Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"...
- Мне нравится (1)