Картотека игр направленных на развитие речи.
картотека по развитию речи (средняя, старшая группа)

Азарова Кристина Владимировна

Картотека игр направленных на развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_napravlennyh_na_razvitie_rechi.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр направленных на развитие речи.

(старшая, подготовительная группа)

 Тема «В гостях у сказки»

«Докончи» (закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве)

Кощей  - … (Бессмертный)
Змей- …(Горыныч)
Конёк - …(Горбунок)
Крошечка - … (Хаврошечка)
Василиса - … (Прекрасная, Премудрая)
Баба - … (Яга)
Мальчик - … (с-пальчик)
Марья - …(искусница)
Курочка - … (Ряба)
Иван - … (дурак)
Воробей - … (крылатый)
Мышонок - … (мохнатый)
Блин - … (масленый)
Сивка - … (бурка

«Я назову, а вы продолжите».

Цель игры: развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти.

Ход игры:

Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.

Старшая и подготовительная группа

Крошечка – … (Хаврошечка)

Царь … (Салтан)

Царевна - … (лягушка)

Сивка … (бурка)

Финист - … (Ясный сокол)

Никита … (Кожемяка)

Серебряное … (копытце)

Цветик - … (семицветик)

Илья … (Муромец)

Добрыня … (Никитич)

Соловей - … (разбойник)

Василиса … (Прекрасная)

Царевич … (Елисей)

Мальчик … (с пальчик)

Конёк – (Горбунок)

Гадкий … (утёнок)

Тема «Дикие животные».

Игра «Назови по порядку»

Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.

На картинки посмотри

И их запомни.

Я все их уберу,

Ты по порядку вспомни.

(6-7 предметных картинок по теме).

Игра «Узнай зверя по описанию»

Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.

- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)

- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)

- Серый, злой, голодный. (Волк.)

- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)

- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)

Тема «Мебель»

Игра «Из чего – какой?»

Цель: образование относительных прилагательных, закрепление словаря по лексической теме.

Методические рекомендации: игра проводится после предварительной беседы по лексической теме.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку закончить предложения.

Ножки табурета (табуретки) из металла. Они (какие?) металлические

Дверцы шкафа из стекла. Они (какие?).........................................

Ручки на дверцах из пластмассы. Они (какие?)……………………

Столешница стола из дерева. Она (какая?)…………………………

Обивка на кресле из кожи. Она (какая?)……………………………

Стул из дерева. Он (какой?)………………………………………….

Шкаф из дерева. Он (какой?)…………………………………………

Игра «Какой? Какая? Какое?»

Цель: образование качественных прилагательных, закрепление словаря по лексической теме.

Методические рекомендации: игра проводится после предварительной беседы по лексической теме.

Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, просит его закончить предложение и подобрать как можно больше слов-признаков, а ребенок, возвращая мяч взрослому, отвечает на вопрос.

Шкаф (какой?) – прямоугольный, деревянный, вместительный, коричневый.

Диван (какой?) ……………………………………………………………………

Кресло (какое?)……………………………………………………………………

Кровать (какая?)……………………………………………………………………

Стол (какой?)……………………………………………………………………...

Стул (какой?)……………………………………………………………………...

Тумбочка (какая?)…………………………………………………………………

Полка (какая?)……………………………………………………………………..

Табуретка (какая?)………………………………………………………………...

Февраль 2 неделя «Инструменты»

Подсчитай

Игра учит согласовывать существительные с числительными. Ведущий произносит фразу, а дети говорят аналогичное предложение, только с употреблением числительных 3 и 5. Например:

  • одна острая иголка – три острых иголки, пять острых иголок;
  • один дедушкин напильник – три дедушкиных напильника, пять дедушкиных напильников;
  • одно новое сверло – три новых сверла, пять новых сверл;
  • один дверной ключ – три дверных ключа, пять дверных ключей;
  • одна папина дрель – три папиных дрели, пять папиных дрелей.



Скажи ласковым словом

От названия инструмента необходимо образовать уменьшительно-ласкательную форму:

  • игла – иголочка;
  • замок – замочек;
  • гитара – гитарочка;
  • тяпка – тяпочка;
  • метла – метелочка;
  • скрипка – скрипочка;
  • молот – молоточек;
  • сверло – сверлышко;
  • пила – пилочка;
  • гайка – гаечка;
  • лопата – лопаточка;
  • ножницы – ножнички;
  • лом – ломик;
  • балалайка – балалаечка;
  • кисть – кисточка;

Тема «Наши защитники»

НАША АРМИЯ

Координация речи с движением «Дозор»

Цели: учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение.

Свой ремень мне подарил старший брат. Целый день Я мастерил Автомат. А потом — надел пилотку, Изменил слегка походку: — Левой! Левой! — Через двор.

(Сводят и разводят кулаки перед грудью.)

(Ритмично ударяют кулаками друг о друга.)

(Надевают пилотку.)

(Ставят руки на пояс.)

(Маршируют на месте, ритмично двигая руками.)

«Подскажи словечко»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы. Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.

Подрасту и вслед за братом Тоже буду я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять свою... (страну).

Тема «Домашние птицы»


Игра «Кто с кем!»

Чему учится ребенок: употреблять в речи имена существительные

единственного и множественного числа в творительном падеже с

предлогом «с».

Оснащение: не требуется.

Ход игры: расскажите ребенку, что птицы пошли на прогулку со своими

птенцами. Предложите ребенку подумать и сказать, кто с кем идет на

прогулку.

«Курица— с цыпленком. А если птенцов много?» (С цыплятами.)

«Гусь— с гусенком. А если птенцов много?» (С гусятами.)

«Утка— с утенком. А если птенцов много?» (С утятами.)

Игра «Слова-антонимы»

Чему учится ребенок: разбираться в смысловом значении слов; усвоит

конкретные пары антонимов.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: объясните ребенку, что антонимы — это слова с

противоположным смысловым значением. Например, жарко — холодно,

большой — маленький, темный — светлый. Попросите ребенка подобрать

антонимы к словам.

Тема  «Посуда»

Лексическая тема: «Посуда»

Понедельник Артикуляционная гимнастика

1.      Дидактические игры:

«Один – много» (закрепление в речи детей множественного числа имен существительных)

тарелка – тарелки, кастрюля – кастрюли, ложка – ложки, вилка – вилки, стакан – стаканы, половник - половники и т.д.

- «Назови ласково» (образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов).

сковорода – сковородочка, тарелка – тарелочка, стакан – стаканчик, чашка – чашечка, поднос, сервиз, половник, солонка, маслёнка и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА. Речевое развитие. (Ранний возраст) Игры, направленные на развитие речи

КАРТОТЕКА. Речевое развитие. (Ранний возраст) Игры, направленные на развитие речи...

Картотека игр направленная на развитие речи детей.

Как известно, игра составляет ведущую роль в жизни ребенка, особенно дошкольного возраста....

Картотека упражнений, направленных на развитие речи дошкольников

В картотеке представлены различные виды упражнений, направленные на развитие речевого дыхания, фонематического восприятия и т.д....

Картотека игр направленных на развитие речи.

Развитие речи детей - одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного общения со взрослыми и детьми, но и развитие ...

картотека игр направленных на развитие речи

картотека игр направленных на развитие речи...

Картотека игр направленная на развитие речи старших дошкольников.

Картотека игр направленная на развитие речи старших дошкольников....