План по самообразованию по теме: «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей 4 – 5 лет»
материал по развитию речи (средняя группа)

Пименова Ирина Константиновна

 План по самообразованию по теме:   «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей 4 – 5 лет»  Возрастная группа «Средняя группа Б». Цель самообразования: Формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_pimenova.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» Г. НАДЫМА»)

 

Ф.И.О. педагога

Пименова Ирина Константиновна

Стаж работы Квалификационная категория

План по самообразованию по теме:

«Роль пальчиковых игр в развитии речи детей 4 – 5 лет»

Возрастная группа «Средняя группа Б»

Надым, 2023-2024г.


Актуальность выбранной темы самообразования:


В дошкольном возрасте работа по 
развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические игры пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию «Роль пальчиковых игр на развитие речи детей 4 – 5 лет», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

   

Цель самообразования: Формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

Задачи самообразования: 

  1. Научить детей с помощью пальчиковых игр устной речи, уметь управлять своими руками;
  2. Разработать перспективный план работы с детьми по данной теме;
  3. Провести диагностику на начало и конец учебного года;
  4. Воспитывать положительное отношение к пальчиковым играм;
  5. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
  6. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
  7. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр в дошкольном возрасте;
  8. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  9. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Ожидаемые результаты:

Для педагога: 

 - Проявление интереса у детей к пальчиковым играм;

 - Развитие координации движений, умение управлять своими движениями;

 - Развитие речи и пополнение словарного запаса детей;

 - Развитие творческих способностей;

 - Активизация познавательных процессов ребенка;

 - Накопление материала и опыта по пальчиковым играм.

Для воспитанников: 

 - Использование детьми пальчиковых игр в повседневной жизни;
 - Увеличение словарного запаса детей, повышение речевой активности;
 - Развитие у детей мимики, моторики пальцев рук; внимания, памяти, воображения.


 Для родителей:

 -  Использование родителями полученных знаний для укрепления здоровья детей;

  - Повышение уровня педагогической компетентности родителей по данной теме.

Перспективный план

Месяц

Форма работы

С детьми

Педагогами

Самообразование

Родителями

Сентябрь

Разучивание с детьми пальчиковых игр: дружные пальчики; как у нас семья большая; семья; пальчики засыпают.

 

1. Изучить литературу Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют»;

2. Изучить литературу Богуш Д.А. «Корейский метод Су-джок».

Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Осень».

Подготовить папку с подборкой пальчиковых игр. Подготовить картотеку пальчиковых игр с шариком Су-джок.

Изучение литературы: Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.

Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.

Консультация для родителей: «Пальчиковые игры для детей  дошкольного возраста».

Октябрь

Разучивание с детьми пальчиковых игр: наша группа; игрушки; осенние листья; вышел дождик погулять; осень.

-Д/и:  «Шнуровка»Цель: Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки»«иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.


Пальчиковая гимнастика: «Игрушки», «Ягоды», «Грибы», «Осень», «Деревья», «Овощи», «Фрукты».

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Создание

разнообразного «Пальчикового театра».

Разучивание пальчиковых игр: наша квартира; много мебели в квартире;

помощники; обувь.

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Разучивание пальчиковых игр: елочка; рыбка; каша.

Дидактические игры: «Закончи предложение»; «Какое что бывает»; «Игра в загадки».

Развитие координации движений пальцев ведущей руки; Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

«Задания для развития речи в картинках»

(упражнение 1,2,3,4,5)

Пальчиковая гимнастика:

«Транспорт», «Весна», «Насекомые».

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста

«Задания для развития речи в картинках»

(упражнение 6,7,8,9)

Ноябрь

Оформление папки передвижки. Тема: «Игры с пальчиками»

Декабрь

Изучить литературу Новицкая О.Н. «Веселые пальчиковые игры».   Изучение литературы Шанина С. «Играем пальчиками, развиваем речь» Оформить в группе уголок…

Изучить литературу Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»;

Изучить литературу Ермакова С.А. «Пальчиковые игры».

Оформление папки передвижки. Тема: «Игры с пальчиками»

Консультация для родителей:

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Январь

 Мастер-класс для родителей «Наши пальчики играют».

Февраль

Подготовить мастер-класс для педагогов по теме: «Наши пальчики играют».

 Оформить информационные листы для родителей. Практикум для родителей по теме: «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Консультация для родителей на тему «Наши пальчики играют - говорить нам помогают».

Март

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детейРазвивать фантазию и воображение.

Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.

Апрель

Оформление фотовыставки на тему «Говорящие пальчики».

«Задания для развития речи в картинках»

(упражнение 10, 11, 12,13, 14, 15)

 Подготовить консультацию для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей среднего возраста с использованием нестандартного оборудования».

Май

диагностика

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

Июнь

 Организовать выставку детских работ «Веселые ладошки».

Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу

Консультация для родителей: «Мнемотехника - это»

Июль

Август

Формы работы с детьми (диагностика детей, непосредственно образовательная деятельность, выставка детских работ, проектная деятельность, праздники и развлечения);

с педагогами (организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу, изучение литературы,  беседы в соответствии с планом работы кружка, оформление в группе центра активности, подготовить мастер-класс для педагогов, познакомиться с литературой в периодической печати, написание отчёта о проделанной работе за учебный год, выступление с ним на педсовете, организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу);

с родителями (консультации для родителей, беседы в соответствии с планом работы кружка, оформление папки-передвижки, совместное развлечение, выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год).

Контрольные точки по плану самообразования

Сроки (месяц)

Форма

Октябрь

Проведение открытого занятия. Тема: «Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста».

Ноябрь

Выступление на педсовете. Тема: «Пальчиковые игры с шариком Су-джок». 

Декабрь-Январь

Проведение мастер-класса для педагогов по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Февраль-Март

Проведение круглого стола для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Апрель

Публикация статьи, опыта работы по теме самообразования

Май

Участие в конкурсах институционального, муниципального, всероссийского уровней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Роль пальчиковой игры в развитии речи детей".

Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, особенно - от движений пальцев рук ( то есть от мелкой моторики).Малыши, которые ежедневно занимаются пальчиковой гимнастикой - ...

Статья на тему Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста

Статья на тему Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста...

Консультация для родителей. Тема: «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста». Воспитатель: Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР – д/с №14. г. Кропоткин

Консультация для родителей.Тема: «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста». Воспитатель: Лялюшкина А.П.МАДОУ ЦРР – д/с №14.        ...

Статья на тему: "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей младшего дошкольного возраста."

Известен тот факт, как велико влияние пальчиковой гимнастики на развитие умственных и речевых способностей ребенка, а также доказано, что на пальцах и ладонях есть активные точки, массаж которых полож...

Консультация для родителей. Тема: «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста». Воспитатель: Шашкова С.Г. МАДОУ ЦРР – д/с №14. г. Кропоткин

Консультация для родителей.Тема: «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста». Воспитатель: Шашкова С.Г.МАДОУ ЦРР – д/с №14.г. Кропоткин...

Консультация для родителей. Тема: «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста». Воспитатель: Койносова Е.А. МАДОУ ЦРР – д/с №14. г. Кропоткин

Консультация для родителей.Тема: «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста». Воспитатель: Койносова Е.А.МАДОУ ЦРР – д/с №14.г. Кропоткин...

Консультация для родителей. Тема: «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста». Воспитатель: Койносова Е.А. МАДОУ ЦРР – д/с №14. г. Кропоткин

Консультация для родителей.Тема: «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста». Воспитатель: Койносова Е.А.МАДОУ ЦРР – д/с №14.г. Кропоткин...