Конспект занятия по развитию речи "Гуси - Лебеди"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Развитие сенсомоторных способностей у детей, активизировать сенсорное восприятие, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания; формирование речевой активности у детей, путем вовлечения их в игровые действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dlya_detey_6-7_let_puteshestvie_v_skazku_gusi_-_lebedi_.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область: речевое развитие
Возрастная группа: подготовительная группа 6-7лет
Тема: «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»»
Цель: развитие сенсомоторных способностей у детей, активизировать сенсорное восприятие, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания; формирование речевой активности у детей, путем вовлечения их в игровые действия.
Задачи:
Образовательные:
-закреплять умение отвечать на вопросы, побуждая к высказыванию несложных фраз, обогащать словарь детей;
- закрепить умение ориентироваться в пространстве;
-закреплять умения определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу;
-формировать умение обозначать результат сравнения словами – большой - маленький, широкий - узкий;
-закрепить умение детей употреблять в речи предлоги (за, в, на, перед, между);
- закрепление навыков счета на слух в пределах 10;
- обобщить и систематизировать: представления детей об основных чувствах человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание);
- закрепить знания детьми названий птиц и познакомить.
Развивающие:
- развивать у детей творческие способности, двигательную активность зрительное, слуховое восприятие, познавательный интерес, мышление, речь;
-развивать у детей познавательную мотивацию;
-развивать желание и интерес к продуктивной деятельности;
-развивать моторику рук;
-развивать коммуникативные качества.
-закрепить умения отгадывать и загадывать загадки на основе зрительно-воспринимаемой информации;
-помочь сделать детей участниками сказочных событий, дать им возможность почувствовать своеобразный алгоритм сказки, логику и взаимосвязь событий;
-формирование у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, взаимопомощи, отзывчивости.
Воспитательные:
-воспитывать у детей умение внимательно слушать и слышать рассказ взрослого;
-воспитывать внимательное, заботливое отношение к окружающим;
-воспитывать умение радоваться общему результату занятия;
-воспитывать у ребёнка эмоциональный отклик побуждающий к проявлению гуманности, сопереживания, эмоций.
-воспитывать умения видеть и понимать, сопереживать и сочувствовать.
Приемы руководства деятельности детей на занятии:
-приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание игровой ситуации, комментирование;
-приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, анализ, сравнение;
-приемы организации практической деятельности детей: рассматривание предметов, выполнение заданий, комментирование, продуктивная деятельность;
-приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, чередование видов деятельности;
-приемы оценки и самооценки: вопросы, поощрение.
Создание среды для организации и проведение занятия: кукла: Баба Яга, мальчик, рисунок печки, голубой материал «речка», рисунок домика Бабы Яги, дерево, рисунки для закрашивания, 3 стаи птиц (рисунки), перья, рисунки диких животных, краски, салфетки, кисточки, непроливайки, конструкторы, д/и «Четвёртый лишний».
Оборудование: телевизор, столы, стулья
Методические приёмы: дидактическая игра на восприятие цвета, формы, дидактическая игра на развитие внимания, работа с конструктором.
Предварительная работа: просмотр сказки, заучивание приветствия, стихов, загадок, рисование героев сказки, беседы по теме.
Виды детской деятельности на занятии:
-игровая;
-коммуникативная;
-познавательная;
-продуктивная.
Ожидаемые результаты:
-расширение и активизация словарного запаса;
-умение группировать предметы;
-развитие у воспитанников интереса в процессе речевой деятельности;
-умение детей действовать по самостоятельному выбору;
-проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками.
Ход занятия
Вводная часть:
Приветствие гостей.
- Добрый день!
Воспитатель с детьми:
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть,
Можно встречу начинать!
Введение в тему.
Слайд №1 (Отрывок из мультфильма)
Мультфильм: Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
- Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, а сама побежала на улицу гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, смотрит - а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда - нет нигде! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, - братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.
Звучит голос Маши, которая просит о помощи.
Целеполагание: Как же быть, что же будем делать, ребята? (Ответы детей). А вы любите сказки? А хотите побывать в сказке?
- Повертелись, покружились и в сказке мы очутились.
Воспитатель: Ребята, вы знаете эту сказку, как она называется?
Дети: Да, знаем – это русская народная сказка «Гуси-лебеди».
Слышите, кто-то плачет?
Посмотрите, а кто эта девочка? Почему она плачет?
Дети: Она потеряла своего братца. Не знает, что ей делать, куда идти?
Воспитатель:
Поможем Машеньке, ребята,
Братца ей вернуть обратно?
Нам нужно Иванушку срочно найти,
Но ждут преграды на нашем пути.
Воспитатель: Ребята нас в пути ждут очень трудные испытания, но мы должны с вами преодолеть их. Сможем?
- Ответы детей.
Воспитатель: А куда же мы с вами пойдём?
Дети: - Нужно идти в ту сторону, куда полетели гуси-лебеди.
- Мы можем встретить на пути кого-нибудь, кто видел, куда они полетели.
- Может кто-нибудь знает, куда гуси-лебеди уносят детей.
Воспитатель: - Тогда отправляемся в путь.
Но сначала посмотрим внимательно вокруг, что нас окружает?
Физкультминутка для глаз «Видят глазки всё вокруг»
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Ребята, а вы догадались над какой дорогой пролетели гуси-лебеди? Куда нам идти?
Дети: Гуси пролетели над дорогой, которая находится в центре.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Потому, что, когда пролетали гуси-лебеди, они обронили несколько своих перьев на дорогу.
Воспитатель: - Ну тогда в путь. А как вы думаете, что нам может встретится далее на нашем пути?
Дети: Мы думаем, что нам встретится печка.
Ребёнок:
-Печка - голубушка, скажи–ка нам ты,
Куда Гуси улетели?
Куда Ваню унести посмели?
А печка в ответ:
- Я вам, дети, помогу
И дорогу укажу.
Но и вы мне помогите-
Украсьте мои волшебные пирожки, тогда скажу.
Воспитатель: - Присядем за столы и раскрасим пирожки. (Раскрасить пирожки гуашью).
Звучит музыка.
Продуктивная деятельность.
Воспитатель: А какие мы дружные ребята?
Пальчиковая гимнастика «Дружные ребята»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
Мы с тобой подружимся маленькие пальчики.
1-2-3-4-5 начинаем мы считать,
1-2-3-4-5 мы закончили считать.
(Сцепить выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими.)
Складывают свои работы на поднос и демонстрируют их печке.
Печка: Молодцы, выполнили задание! Значит мы можем отправиться дальше.
Воспитатель: Что повстречала Маша дальше на своём пути?
Дети: Маша встретила дерево.
Воспитатель: - Ребята, а что это за дерево, кто знает?
Дети: Это яблоня.
Ребёнок:
Яблонька – душенька,
Будь нам подруженькой,
Скажи, куда гуси полетели?
Куда Ваню унести посмели?
Воспитатель: Ребята, яблонька нам поможет, если мы выполним её задание.
Догадайтесь, кто хочет отведать лесного яблочка? Кто спрятался на лесной поляне?
Д/ игра «Лесные жители» - дети стоя в кругу рассматривают картинки и рассказывают про зверей.
Воспитатель: Вы ребята, молодцы! Отлично справились с заданием.
Воспитатель: - Ну что продолжим искать Иванушку?
А что дальше встретилось на Машином пути?
Дети: Мы думаем - речка.
Воспитатель: - Давайте спросим у неё, куда гуси-лебеди полетели?
Дети: - Речка, речка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Воспитатель: - Ребята налетел ветер перекрыл моё течение огромными камнями и сломал мост. Речка нуждается в нашей помощи. А как мы сможем помочь речке?
Дети: Надо отремонтировать мост.
Воспитатель: А как это можно сделать?
Дети: Построить новый мост (индивидуальная работа детей с конструктором) – строим мост.
Работа в 2-х подгруппах по 2 ребёнка.
Дети собирают мост через реку из конструктора.
Пока дети строят мост остальные выполняют следующее задание.
Интерактивная технология «Большой круг»: Предлагается игра «Четвёртый лишний» дети по очереди отгадывают, что лишнее на рисунке и поясняют свой выбор.
Воспитатель: Ребята, вы слышите какие-то звуки?
Слайд (звук птичьей стаи - гусиной).
Дети: Слышим.
Воспитатель: А какие птицы так кричат?
Дети: Гуси.
Воспитатель: Посмотрите в небо там показалось несколько стай птиц, летящих на ночлег. Куда же нам идти? За какой стаей? Вы, знаете что это за птицы?
На стекле окна размещены силуэты трёх птичьих стай – гуси, утки и голуби.
Дети: Знаем. Первая стая утиная, вторая голубиная, третья гусиная. Нам нужно идти за стаей гусей-лебедей – летящих внизу справа.
Воспитатель: А тем временем стая гусей-лебедей вывела нас на опушку леса, там стоит избушка на курьей ножке, кругом себя поворачивается. В избушке старая Баба-Яга живет. Ну вот, наконец-то мы и добрались до братца Иванушки.
Баба-Яга: - Я о вас, детишки, знаю много, а вы знаете что-нибудь обо мне?
Дети: - Да, знаем.
Воспитатель: - Давайте Бабе-Яге расскажем, что мы о ней знаем.
Физкультминутка
В темном лесу есть избушка (шагаем)
Стоит задом наперед (поворот)
В той избушке есть старушка (наклоны)
Бабушка-Яга живет (поворот обратно)
Нос крючком (показать нос)
Глаза большие (показать глаза)
И поломана нога (показать на ногу)
Ах ты бабушка Яга! (качаем головой)
Не боимся мы тебя. (грозим пальцем
Баба-Яга: Но я так просто не отдам Иванушку. Вы должны отгадать мои мудрёные загадки. Ребята вы умеете отгадывать загадки?
Дети: Да! Нам нравится отгадывать загадки.
Баба-Яга: тогда слушайте внимательно.
Загадки:
1. Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (Мухомор)
2. Много дружных ребят
На одном столбе сидят.
Как начнут они резвиться –
Только пыль вокруг клубится. (Метла)
3. Попало наше тесто,
В горячее место.
Попало – не пропало,
Румяной булкой стало. (Печь)
4. Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я … (Табуретка)
Баба-Яга: - Молодцы вы всё знаете!
Теперь я посложнее хочу вам задачку предложить.
Догадайтесь, сколько яблочек лежит у меня на тарелочке?
Дети: На тарелочке лежит 10 яблочек. Можно посчитать их количество по контуру рисунка.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете загадки, умеете их загадывать!
Дети: - Да, мы знаем загадки и умеем их загадывать.
Загадки детей:
1. Я в любую непогоду,
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный серый (гусь)
2. Шапка набекрень,
Спрятался за пень.
Кто подходит близко,
Кланяется низко. (грибы)
3. Скрипит зубами,
Водит носом,
И русский дух не переносит.
Старуха с костяной ногой,
Зовётся … (Бабою-Ягой)
4. Везде летают,
Детей подбирают.
В тёмный лес забирают. (Гуси-лебеди)
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями Бабы- Яги и поэтому она, как и обещала, отпускает Иванушку домой.
Воспитатель: Ребята, хорошо поступила Баба-Яга, справедливо?
Дети: Да, обещания нужно выполнять, а если не уверен, что обещанное не сможешь выполнить, то лучше не обещать.
Воспитатель: - Ребята вот и закончилось наше путешествие и нам пора возвращаться в сад.
Рефлексия:
- Как вы считаете, мы помогли Маше?
- Тяжело было Маше помогать?
- Ребята, что было самым интересным? Весёлым?
- А какое было самым лёгким?
- Какое задание вам показалось самым сложным?
- А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?
Дети: - Потому что мы очень дружные, умеем отгадывать сложные задания, помогаем друг другу. Работали в команде.
- Я вас всех благодарю за активное участие.
- А теперь каждый из вас похвалите себя, скажите я – Молодец! (дети гладят себя по голове).
«Путешествие по сказке Гуси - лебеди»
Цель занятия: Повторение и закрепление звуков.
Задачи:
Обучающие:
- закрепить умение находить место звука в словах;
- закрепить умения делить слова на слоги;
- закрепить знания о гласных и согласных звуках, об их различии;
- совершенствовать диалогическую, устную речь.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать фонематический слух детей.
Воспитательные:
- воспитывать чувство доброжелательности, отзывчивости, желание помогать
слабым;
- воспитывать интерес к сказкам, несущим доброту, справедливость.
Оборудование: дерево-яблоня, яблоки с заданиями, печка, рядом лист с пирогами, речка с рыбками-заданиями, предметные картинки, тетради, карандаши, воздушные шары по количеству детей для сюрпризного момента.
Ход занятия: Входит воспитатель в народном костюме сказочницы, здоровается с детьми.
- Сегодня, ребята, у нас с вами необычное занятие по обучению грамоте, мы отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать:
В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Яблонька спаси меня,
Реченька спаси меня,
Печка помоги!
(Гуси - лебеди).
Правильно гуси - лебеди.
- Ребята, нам пришло письмо от Аленушки, она прости найти и спасти своего братца Иванушку, его гуси-лебеди унесли к Бабе Яге. Поможем Аленушке?
Я вас поведу вас по сказке, со мной вы можете ничего не бояться, давайте скажем волшебные слова, которые помогут нам с вами попасть в сказку. Послушайте их:
Ра-ра-ра – начинается игра.
Са-са-са - ждут в пути нас чудеса!
А теперь давайте повторим все вместе (дети повторяют 2 раза).
Ребята, вот и попали мы с вами в сказку (воспитатель обводит рукой все сказочные декорации, дети рассаживаются на стульчики возле сказочных декораций).
А скажите мне дети, где живет Баба-Яга? (в дремучем лесу).
А что там творится? Вот послушайте.
Фонетическая зарядка.
В лесу волки воют у-у-у
Шелестят листья ш-ш-ш
Ползают и свистят змеи с-с-с.
А теперь все вместе повторим ( дети повторяют 2 раза).
Что мы с вами произнесли? ( звуки).
Что такое звуки, ребята? ( мы их слышим и произносим).
Итак, наше путешествие начинается.
- Ребята, на нашем пути стоит дерево. Что это за дерево, знаете? (яблоня).
Давайте, спросим у яблони куда гуси- лебеди полетели, Иванушку понесли?
В этой сказке на яблоньке висят яблочки, а на них задания, нам нужно эти задания правильно выполнить, чтобы идти дальше (воспитатель срывает яблоко и читает детям задание, показывает предметные картинки):
Задание 1. Определите место звука в словах.
Что изображено на картинках? Какой звук находится в начале слова?
(3 картинки - арбуз, дом, собака).
Какой звук находится в конце этих слов?
(2 картинки – банан, машина).
Молодцы! Справились с заданием, все у нас с вами получается. Ну что, ребята, наше путешествие продолжается, идите все ко мне, вставайте в кружок, чтобы нам было веселее идти послушайте(воспитатель произносит слова, показывая движения).
Физминутка
В темном лесу есть избушка (шагаем)
Стоит задом наперед (поворот)
В той избушке есть старушка (наклоны)
Бабушка Яга живет (наклоны)
Нос крючком(показать нос)
Глаза большие (показать глаза)
Словно угольки горят
Ух, сердитая какая! (грозит пальцем)
Дыбом волосы стоят.
Повторяйте за мной (3 раза).
Ребята, смотрите мы дошли до речки, может речка знает куда гуси-лебеди полетели? В речке плавают волшебные рыбки да непростые, а с заданиями.
Нам нужно правильно их выполнить, чтобы продолжать наш путь, иначе кто же спасет Ваню?
Задание 2.
Чтобы пройти через речку, надо правильно определить согласные и гласные звуки, с которых начинаются слова на карточках. А вот и рыбки с заданиями
(3 карточки с изображением барабана, карандаша, очками).
Молодцы, ребята! Справились с заданием. Рыбку мы отпустим обратно, а сами пойдем дальше.
Вот дошли мы с вами до печки, устали (садимся на стульчики).
Печка, печка, куда гуси-лебеди полетели? Смотрите, ребята у печки-то все готово.
Воспитатель берет пирожок (импровизация с горячим пирожком и читает задание).
Задание 3.
Разделите слова на слоги, определите, сколько слогов в каждом слове (на слух). Воспитатель объясняет детям, как делить слова на слоги: подставить к подбородку руки и произносить слова, сколько раз подбородочек ударится о руку, столько и слогов в слове, попробуем: де-ре-во, печ-ка, ре-ка, гу-си, пи-ро-ги.
Молодцы справились с заданием.
Всех героев сказки мы посетили, задания выполнили правильно, не отдает нам Иванушку Баба Яга.
Ой, ребята, смотрите что это? Воспитатель находит возле печки перышко.
Ребята, гуси-лебеди пролетали, перо-то и потеряли. Воспитатель переворачивает перышко, да здесь же загадка, отгадаем?
На опушке,
На дорожке,
Стоит дом
На курьих ножках (изба).
Ребята, не отдает нам Баба Яга Иванушку, давайте задобрим ее, красиво украсим избушку на курьих ножках, может быть тогда она отпустит его.
Дети рассаживаются за столы, где перед ними рисунок избушки Бабы Яги и простые карандаши, воспитатель объясняет задание.
Дети работают в тетради. Штриховка избушки. Во время выполнения задания воспитатель помогает детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов мнемотехники «Путешествие по сказке «Гуси-Лебеди»» Средняя группа.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района...
Конспект занятия по развитию в младшей группе "Сказка гуси-лебеди"
Тема: «знакомство с русской народной сказкой«Гуси – лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке»Цель: познакомить детей со сказкой. Учить внимательно рассматривать иллюстрации к сказке. Отв...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС Тема: «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»».
Закрепить умение детей употреблять в речи предлоги (за, в, на, перед, между) .• Закрепить умение ориентироваться в пространстве. Закреплять умения определять пространственное напра...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» . В период самоизоляции с 25 по 29 мая.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
Конспект, посвящённый развитию речи в старшей группе...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»...
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. Игра-путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
конспект занятия по мотивам сказки "Гуси - лебеди". Способствует формированию интереса к чтению художественной литературы, развивает память, внимание и речь детей. Сожержит много игровых мом...