"Перелетные птицы!" 2022г
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Перелетные птицы".
Цель:
Обобщить полученные знания по теме "Перелетные птицы".
Задачи:
1. Учить образовывать множественное число существительных; согласовывать числительные с существительными; подбирать определения к названиям птиц; образовывать уменьшительно- ласкательную форму;
2. Закрепить знания детей о перелетных птицах.
3.Развивать связную речь
4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.
Ход занятия:
Воспитатель:
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Дайте руку другу справа
И скорей вставайте в круг!
Какой сегодня чудесный день!
Светит осеннее солнышко.
Первый лучик, нежный лучик
Заглянул он к нам в оконце
И принес с собой в ладошках
Теплоту, частичку солнца.
Давайте представим себя маленькими солнышками. Протянем вперед свои руки – лучики, соединим их вместе, как лучики солнца. Поделимся теплом с друзьями.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром иду я на работу, и вижу, на нашем участке лежит вот такое чудо (показ пёрышка)?
Передайте его друг другу, рассмотрите и скажите что это?
Дети: Перо
Воспитатель: Интересно, а чье это перо?
Дети: Птицы
Воспитатель: А как вы узнали, что это перо птицы? А я вот сомневаюсь?
Дети: Потому что туловище птицы покрыто перьями
Воспитатель: А как нам узнать точно от какой птицы это перо?
Дети: Надо найти эту птицу?
Воспитатель: Ребята, а где обитают птицы?
Дети: В лесу, в городе, в озерах.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать от какой птицы это перо?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда мы отправляемся в лес, где можно встретить много разных птиц.
Воспитатель: Становитесь все друг за другом, и мы пойдем в лес. Ребята посмотрите, как здесь красиво, сколько здесь много птиц.
-Скажите, как называется эта птица? Что вы можете рассказать о ласточке?
(Ласточка – меньше воробья, окраска перьев темная, грудка белая, крылья широкие. Хвост раздвоенный. Ласточка ловит комаров, мух.)
Скворец – голова, шея, крылья, хвост черные с фиолетовым отливом. На голове черный хохолок. Питается жуками, гусеницами, бабочками.
Грач – птица среднего размера. Черного цвета. Истребляет вредных насекомых.
Лебедь –красивая птица, средних размеров. Белого цвета. Длинная изогнутая шея. На красных лапах перепонки. Живет на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями.
Кукушка – небольшая птица, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв.
Воспитатель: Ребята подумайте, так от какой птицы это перо?
Дети: Это перо от лебедя..
Воспитатель: А по какому признаку вы решили, что это перо лебедя?
Дети: По оперению, внешнему виду, величине.
Дети: Потому что лебедь белый и перья у него небольшие.
Воспитатель: Правильно ребята, это перо лебедя.
Воспитатель: Ребята, скажите, как можно назвать этих птиц одним словом?
Дети: Перелетные птицы
Воспитатель: А почему их, называют перелетными птицами?
Дети: Потому что осенью они улетают в теплые края.
Воспитатель: Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?
Дети: Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых.
Воспитатель предлагает упражнение
Воспитатель: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. И мы поиграем в игру «Один - много». Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
- Грач (грачей).
- Аист (аистов).
- Жаворонок (жаворонков).
- Скворец (скворцов).
- Ласточка (ласточек).
- Кукушка (кукушек).
- Птица (птиц).
- Гнездо (гнёзд).
- Птенец (птенцов).
Физкультминутка
«Стая птиц летит на юг»
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
-Я буду называть слова, а вы будите называть признаки, характерные для каждой птицы, которые отвечают на вопрос: «Какой?», «Какая?». Можете называть и сложные слова, состоящие из двух слов.
а) грач (какой?
черный, небольшой, умный, шумный, полезный, крикливый, черноглазый,
остроклювый, быстрокрылый;
-ласточка (какая?
маленькая, ловкая, веселая, красивая, проворная, заботливая, умная, чернокрылая, белогрудая;
Кукушка (какая?
пестрая, разноцветная, певчая
- скворец (какой?
небольшой, черный, блестящий, красивый, певчий, умный, остроклювый,
звонкоголосый;
-лебедь (какой?
большой, белоснежный, прекрасный, гордый, заботливый, водоплавающий.
А теперь поиграем в игру «Кто как голос подает»
Ласточка – щебечет ("чирр-чирр). Если птица летит высоко, то мы звуки слышим тихие, если летит низко, то звуки слышим громкие.
Грач – каркает ("кар".)
Скворец – скворчит звонко, коротко "цетт-цетт...
Кукушка – кукует (ку –ку-ку)
Игра «Назови ласково»
Журавль – журавушка
Скворец – скворушка
Утка – уточка
Лебедь – лебедушка
Цапля – цапелька
Кукушка – кукушечка
Птенец – птенчик
Перо- перышко
Игра с мячом “У кого кто”. [Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ. с суффиксами –ат, -ят).]
- Давайте поиграем в игру с мячом “У кого кто”. Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.
- Грач (грачата).
- Скворец (скворчата).
- Ласточка (ласточата).
- Дрозд (дроздята).
- Стриж (стрижата).
- Журавль (журавлята).
- Кукушка (кукушата).
Пересказ сказки. Развитие речевого слуха, мышления, через формирование причинно-следственных связей.]
- Внимательно послушайте сказку.
Наступила весна. Посадила Таня в землю семечко подсолнуха. Из земли появился росток. А червяки и гусеницы тут как тут. Подползла гусеница к ростку и говорит: “Ты росток зеленый, молодой и сладкий. Я тебя съем”.
Попросил Росток: “Пожалей меня, гусеница. Дай мне вырасти!”
Засмеялась гусеница в ответ и подползла к Ростку совсем близко. А тут летит мимо Грач. Закричал Росток: “Грач, помоги! Гусеница меня съесть хочет”.
Услышал Грач голосок Ростка, схватил Гусеницу и был таков. Поблагодарил его Росток. А летом превратился в красавца Подсолнух и угостил грача своими семечками.
- Какое время года наступило?
- Что сделала Таня?
- Что появилось из земли?
- Кто мешал Ростку?
- Кого Росток попросил о помощи?
- Как помог Грач Ростку?
- В кого превратился Росток летом?
Дидактическая игра «Четвертый лишний?
Ласточка, воробей, грач, скворец.
Ворона, аист, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, ласточка.
Голубь, кукушка, цапля, журавль
Воспитатель: – Почему этих птиц называют перелётными?
Дети: – Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.
Воспитатель:– Почему птицы улетают осенью?
Дети: – Потому что становится холодно и нечем питаться.
Воспитатель: – Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?
Дети: – Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.
Воспитатель:– Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной?
Дети: – Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.
Рефлексия: Вы ребята - молодцы! А сейчас я предлагаю вам вспомнить, чем мы сегодня занимались на занятии?
-Каких перелётных птиц называли?
- В какие игры играли, что вам понравилось делать. (ответы детей).
Подготовила Абкарова Татьяна Рафаэловна
ГБОУ Школа №1476
Загадки про птиц для детей дошкольного возраста с ответами.
Этой белокрылой птице
В зоопарке не сидится.
Чтобы люди улыбались,
К ним летит со свёртком ... (Аист)
На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют. (Снегири)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ... (Снегири)
Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшек лучший друг.
Угадайте, кто?.. (Индюк)
У меня ходули —
Не страшит болото.
Лягушат найду ли —
Вот моя забота. (Цапля)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым —
Клё! клё! кпё — поёт со свистом. (Клёст)
Кто эта птица?
Никогда не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)
Не ворона, не синица —
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку —
Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка)
Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит. (Грач)
Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком? (Сова)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев — чёрный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: «Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!» (Ворона)
Эта птица хоть куда!
Не летает никогда,
Только бегает, как ветер.
Знают птицу все на свете. (Страус)
Птичка в клеточке сидит
И с тобою говорит,
Ей секрет не доверяй,
Разболтает... (Попугай)
Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни и полёт
Вошли в стихотворения! (Жаворонок)
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок —
Получается прыжок. (Воробей)
Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?... (Соловей)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Вот потеха так потеха
Для больших и для ребят:
Вон сидит на ветке эхо —
Повторяет всё подряд. (Попугай)
Два огромных страшных глаза
Кругом вертит голова,
Ты её узнаешь сразу,
Коль заухает... (Сова)
Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовёт обедать,
Крошек отведать. (Кормушка)
В зимний день
Среди ветвей
Стол накрыт
Для гостей. (Кормушка)
Крепкий деревянный дом
С круглым маленьким окном.
Он стоит на длинной ножке,
Чтобы не залезли кошки. (Скворечник)
В синем небе голосок
Будто крохотный звонок. (Жаворонок)
Кто в лесу у нас гадает
И про жизнь твою всё знает?
Прокукует, подсчитаешь,
Сколько жить тебе узнаешь!
Птичка, серая подружка,
А зовут её ... (Кукушка)
— Кар-кар-кар! — кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут её?... (Ворона)
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома —
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
Как снег бела,
Как сажа черна,
Вертится, как бес,
Повертелась да в лес. (Сорока)
В своей короне красной
Он ходит, как король.
Его ты ежечасно
Выслушивать изволь:
— Я тут! Я начеку-у-у!
Я всех вас допеку-у-у!
Уснули дети. Свет потух.
Молчи, горластенький ... (Петух)
Конспект НОД в старшей возрастной группе «Современные профессии».
Образовательная область: Познавательное и социальное развитие.
Направление: формирование целостной картины мира.
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Цель: обобщение и закрепление знаний умений и навыков полученных детьми в течение года по теме «Профессии».
Задачи:
образовательные:
- ознакомление с окружающим предметным миром.
- закрепить и расширить у детей знания о профессиях, название современных профессий.
- упражнять детей в умении составлять вопросы и давать ответы полным предложением.
Развивающие:
- развитие диалогической речи.
- развитие словесно-логического мышления, слуховой и зрительной памяти.
-стимулировать развитие мыслительных способностей.
Воспитательные:
-воспитывать у детей любознательность, наблюдательность.
-воспитывать взаимовыручку, самостоятельность.
Интеграция: «Соционально-коммуникативное развитие» - умение договариваться при выполнении коллективной работы.
Речевое развитие.
Обогащение словаря новыми словами:.
Средства: аудиозапись по магнитофону песня «Профессии»; демонстрационные карточки с профессиями, с атрибутами для профессии; беседа о профессии, вопросы поискового характера; мешочки с песком, для осанки; выносной материал для дидактической игры «Кто быстрее соберётся на работу»; картотека словесных игр.
Предварительная работа: заучивание стихотворений про современные профессии; беседы и просмотр предметных, сюжетных картинок о разных специальностях; наблюдение на прогулках за работой озеленителя, водителя и т. д.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент.
Дети входят в группу, подходят к воспитателю.
Предлагаю детям прослушать запись с песней о профессии.
Вопросы: Как, вы думаете, о чем сегодня будем с вами беседовать (ответы детей). Правильно, ребята, о современных профессиях. Предлагаю детям сесть за столы, правильно проследить за осанкой и соблюдать её положив мешочки на голову.
2. Основная часть.
Профессий много в мире есть.
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И актуальны и важны:
Спасатель, фермер, гувернер.
Телеведущий и актер,
Автомеханик, финансист,
И менеджер, и визажист.
Профессий на свете видимо-невидимо. А вы какие специальности можете назвать? (дети называют профессии). Отвечаем полным ответом.
Вот сколько профессии мы с вами знаем!
Расскажите, кем работают ваши родители.
Кем вы хотите стать, когда вырастите? Почему?
(рассказы детей о профессии своих родителей) 4-5 ребенка
Какая из них, на ваш взгляд, самая нужная и современная?
(ответы детей)
И учитель, и строитель, и повар, и водитель, и продавец, и милиционер — это профессии, которые всегда были важны и современны, без них невозможно обойтись и сегодня.
Однако вы все чаще слышишь новые не всегда понятные вам слова: менеджер, фермер, визажист, бухгалтер, озеленитель, гувернер и т. д. Кто же эти люди и чем они занимаются? Большинство из этих специальностей не являются новыми, но сегодня они стали более популярны. Что ж. Давайте немного повторим наши знания об этих профессиях по порядку и поиграем.
Игра «Спор профессионалов».
Я раскладываю на столе карточки с предметными картинками, изображающими определенную профессию, обратной стороной, и предлагаю одному ребенку выбрать карточку любую, посмотреть какая профессия первая.
Ребята, я предлагаю, взять на себя роль представителя данной профессии и доказать, что его специальность — самая нужная.
Например: «Я - фермер, я выращиваю пшеницу, овощи,
фрукты, развожу животных. Благодаря моей профессии у вас на столе есть хлеб, мясо, молоко. У меня самая нужная профессия». —
«А я спасатель, во время землетрясений, аварий, ураганов я всегда приду вам на помощь»
и т. д. (актёр, няня-гувернёр, озеленитель, ветеринар, телеведущий, охранник, визажист, менеджер).
Я выслушиваю всех «профессионалов», и отмечаю, что нужно прекратить спор, так как у каждого из них нужная, важная и уважаемая профессия.
Физкультминутка.
Мы в профессии играем (ходьба на месте)
Вмиг мы летчиками стали (прямые руки в стороны)
В самолете полетели (покружиться вокруг себя)
И шоферами вдруг стали (ходьба на месте)
Руль теперь в руках у нас (руки перед грудью)
Быстро едем, просто класс (бег на месте)
А теперь на стройке мы (руки перед собой согнуты в локтях)
Раз кирпич и два и три (руки вверх)
Строим дом мы, посмотри (соединить прямые руки над головой)
Вот закончена игра
А нам на стулья пора.
Игра «Угадай профессию по ключевым словам».
Я предварительно беседую с детьми о современных профессиях, затем предлагаю ребятам встать вокруг меня в хоровод и громко задаю им вопросы:
-Какой профессии подходят слова: поле, пшеница, ферма?
Ребенок, который первым даст правильное название профессии, загаданной педагогом, выходит на середину круга. Остальные дети аплодируют ему по просьбе воспитателя, после чего ребенок снова встает в хоровод. Тот, кто быстрее и чаще правильно угадывает профессию по ключевым словам, получает приз.
Ключевые слова: 1. Пшеница, урожай, ферма (фермер).
2. Стихийное бедствие, авария, спасение людей (спасатель).
3. Маленькие дети, игра, прогулка (гувернер, няня).
4. Животные, белый халат, лечение (ветеринар).
5. Съемка, камера, объектив (телеоператор).
6. Машины, инструмент, ремонт (автомеханик).
7. Цветы, деревья, благоустройство города (озеленитель).
8. Продажа, прибыль, менеджмент (менеджер).
9. Фасад здания, расчет, конструкция (архитектор).
10. Роль, кино, гастроли (актер).
11. Градусник, шприц, халат (врач).
12. Доска, мел, указка, букварь (учитель).
13. кирпич, раствор, подъёмный кран (строитель).
Подвижная игра: «Кто быстрее соберёт атрибуты?»
Воспитатель показывает атрибуты на столе и задает вопрос:
-Какой профессии принадлежат данные атрибуты?
Предложить соревнование, кто быстрее соберётся на работу?
Игра «Загадки».
В данном случае один ребенок загадывает какую-либо профессию и описывает ее, указывая, что делает представитель данной специальности, какую одежду носит, какими инструментами пользуется и т. д. А остальные дети отгадывают, о чем идет речь. Ребенок, который отгадал название профессии, составляет следующий описательный рассказ.
3. Заключительная часть.
Молодцы! Мы сегодня с вами поиграли, много узнали, закрепили свои знания!
Скажите, понравилось вам сегодня играть, что особенно запомнилось?
Сколько интересных профессии. Возможно, в будущем одна из них станет вашей.
Вывод. Все профессии важны, все профессии нужны!
И ты скорее подрастай.
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить.
Возможно, в будущем одна из них станет твоей.
Подготовила Абкарова Татьяна Рафаэловна
ГБОУ Школа №1476
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме "Перелетные птицы"
Закрепление знаний у детей о диких перелетных птицах....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.
Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...
Акция "Покормите птиц" 2022г.
Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей....
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Пластилинография в младшей группе. Тема: « Животные и птицы».2022г.
Пластилиновое чудо....
НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа
НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...