Консультации для родителей
консультация по развитию речи
В данных консультациях представленны практические материалы, которые родители могут использовать во взаимодействии с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselo_igraem.docx | 20.82 КБ |
domashnyaya_biblioteka.docx | 15.92 КБ |
esli_rebenok_ne_govorit.docx | 21.55 КБ |
oshibki_pri_obuchenii_chteniyu_doma.doc | 37 КБ |
razvitie_pravilnyh_rechevyh_navykov.docx | 17.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Весело играем - свою речь развиваем»
консультация для родителей
Уважаемые родители!
Предлагаю вашему вниманию игры, которые помогут вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них можно играть в выходные дни, в будние дни по вечерам, по дороге домой из детского сада, на прогулках.
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.
Игры на активизацию словаря:
- «Кто или что может это делать?»
Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…
- «Отгадай, что это»
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
Движется по дорогам, по воде, по воздуху.
- «Что для чего»
Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.
хлеб – в хлебнице,
сахар – в сахарнице,
конфеты – в конфетнице,
мыло – в мыльнице,
перец - в перечнице,
салат – в салатнице, суп – в супнице,
соус - в соуснице и т. д.
- «Как можно…»
Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…»
Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…)
- Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…)
- Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…)
- Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)
- «Опиши предмет»
Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т.д.
Игры на речевые обобщения:
- «Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
- «Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
мама, подруга, папа, сын, бабушка.
- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
- «Лишнее» слово среди глаголов:
думать, ехать, размышлять, соображать;
бросился, слушал, ринулся, помчался;
выбежал, вошел, вылетел, выскочил.
- «Назови одним словом»
Помидор, огурец, репа, редиска (овощи)
Яблоко, груша, апельсин,киви
Игры на развитие звукового анализа и синтеза:
- «Цепочка слов»
Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова
Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста - ...
- «Придумай слово»
Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: со звуком Ж: жук, жилет, джинсы, желудь, уж и т. д.
Игры на развитие грамматического строя речи:
- «Веселый счет»
Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)
- «Подружи слова»
Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос,
- «Приготовим сок»
«Из яблок сок (какой?) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.
- «Один - много»
«Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров)» и т. д.
- «Чей, чья, чьё»
Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки - (чьи уши?) собачьи уши; хвост кошки – кошачий» и т. д.
Игры на развитие связной речи:
- «Потому что…»
Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы:
Я мою руки потому, что…
Почему ты идёшь спать? и т. д.
- «Кем (чем) был?»
Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.
Корова была телёнком
Бабочка была гусеницей
Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом
Лёд был водой и т. д.
- «Что мы видим во дворе?»
Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки".
Уважаемые родители! Развитие речи дошкольников в игре – это еще и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Проводите время с пользой! Желаю вам удачи!
Учитель-логопед Е.Н. Лесанова
Предварительный просмотр:
«СОСТАВЛЕНИЕ ДОМАШНЕЙ БИБЛИОТЕКИ»
Жизнь семьи запечатлевается в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри ее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом пример. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребенку лучше усваивать содержание прочитанного. В процессе семейного чтения реализуется психологическая, логопедическая и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входят социально значимые духовные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок.
Совместное чтение детских книг поможет родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения.
Значит, книг дома должно быть много. Должны быть книги для взрослых и книги для детей.
Стремление развить в малыше познавательную активность («хочу все знать») останавливает наш выбор на самых разных энциклопедических изданиях, которые так любят современные дети. Однако не стоит забывать о таких бесценных сточки зрения развития пытливости, любознательности ребенка литературных произведениях, как сказки и рассказы.
Незаменимы для развития наблюдательности загадки, небылицы, которые приучают видеть признаки предметов, сопоставлять предметы по тому или иному признаку в игровой форме, ведь основным способом познания для малышей является игра.
Шуточные, озорные стихи и сказки, рассказы очень полезны детям, потому что развивают чувство юмора, а тем самым способствуют формированию гибкости ума, сообразительности, тонкости восприятия.
Стихи
Дети с удовольствием слушают стихи и легко запоминают их. Поэтому чтение стихов – это не просто способ развлечь ребенка и познакомить его с окружающим миром, это также инструмент для развития детской речи, памяти и ритмического слуха. Всем малышам нравятся стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Бориса Заходера, Валентина Берестова, Юнны Мориц, Марины Дружининой, Ирины Токмаковой, Владимира Степанова, Корнея Чуковского. Можно предложить ребенку: «Девочка Чумазая», «Медвежонок невежа», «Машенька» Агнии Барто. «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», "Усатый-полосатый", «Детки в клетке», «Где обедал воробей?», «Кошкин дом», «Старуха, дверь закрой» С. Маршака «Дядя Степа», «Про мимозу», «А что у Вас», «Мой щенок», «Фома» С. Михалкова «Телефон», «Айболит», «Тараканище, «Путаница», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр» и др. Корнея Чуковского.
Сказки
«Теремок», «Три поросенка», «Кот в сапогах», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц», «Петушок-золотой гребешок», «Маша и три медведя», «Колосок», «Крокодил Гена и его друзья»
Можно предложить ребенку сказки по мотивам мультфильмов: «Трое из Простоквашино», «Мешок яблок», «Под грибом», «Палочка-выручалочка», «Кто сказал «Мяу», «Мышонок и карандаш» и др.
Немаловажным фактором является красочно оформленная книга с красивыми и «правильными» иллюстрациями, которые привлекут внимание ребенка и наглядно помогут понять и принять литературное произведение.
Чтение художественной литературы обогащает словарный запас ребенка, развивает его речевой слух, формирует связную речь и способствует освоению ребенком правильного грамматического строя речи.
Читайте вместе с детьми!
Предварительный просмотр:
Если ребенок не говорит.
Игры для неговорящих детей, направленные на формирование речевой активности.
(консультация для родителей)
Игра «Солнце-дождик».
Цель: формирование речевой активности, активизация повторения звукоподражаний.
Задачи: развитие слухового внимания, сенсорных ощущений, развитие общения.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку погулять по лесу, греясь на солнышке, поясняя, что может начаться дождик, показывая большой зонт, сообщая, что скрываться от дождика необходимо, прячась под зонт. Ребенок вместе с взрослым изображают прогулку по лесу (можно использовать фоновую магнитофонную запись с шумом леса): перешагивают через буреломы, оглядываются по сторонам, нюхают воображаемые цветы. Взрослый в это время постоянно произносит: «Солнце светит ярко. Уф, как жарко!», стимулируя детей к повторению междометия «Уф!». В определенный момент взрослый эмоционально восклицает: «Дождик! Дождик! Все прячемся под зонтик»; раскрывает зонт, если ребенок не спрятался под зонтик, зрослый слегка опрыскивает из пульверизатора. Когда ребенок спрятался под зонт, зрослый барабанит по зонту пальцами и эмоционально произносит звукоподражание «кап-кап. Как дождик капает: кап-кап». Затем снова взрослый произносит: «Солнце вышло, уф, как жарко!». Игра повторяется несколько раз.
Формирование слоговой структуры слова.
Игра «Взбиваем пену».
Цель: формировать слоговую структуру слов, типа СГСГ (пена, вода, мыло).
Задачи: развитие познавательной деятельности, мелкой моторики.
Оборудование: таз с водой, венчик, баночка с жидким мылом, две пипетки, губка, ведро, разные виды мыла (различных цветов и фактуры).
Ход игры: взрослый побуждает ребенка опустить руки в таз с водой, пошевелить ими, при этом эмоционально произнося «Смотри, вода! Ах, какая теплая вода!». Слово «вода» взрослым повторяется несколько раз с четкой утрированной артикуляцией, затем логопед побуждает ребенка повторить слово «вода» по слогам и на распев. Взрослый вместе с ребенком берут пипетки, опускают их в жидкое мыло, причем зрослый несколько раз произносит слово «мыло» в разных контекстах, выделяя его интонационно: «Смотри, мыло! Понюхай мыло! Набери мыло в пипетку», затем побуждает ребенка к произнесению слова «мыло»: «Давай вместе скажем, что это. Это мыло!». Затем набранное мыло опускается в миску с водой, после чего взрослый показывает ребенку как можно венчиком взбить пену, когда у ребенка получается, взрослый восклицает: «Пена!», стимулируя ребенка к его произнесению. Взрослый побуждает ребенка собрать пену губкой. По окончанию игры взрослый демонстрирует ребенку разные виды мыла, предлагает выбрать мыло разного цвета, разной формы, угадать разные виды мыла по запаху, постоянно побуждая ребенка произнести слово «мыло».
«Игры с продуктами».
Цель: формирование слов слоговой структуры.
Задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, кинестетического восприятия.
Оборудование: мешочек из цветной ткани, фасоль, мука, зерна кофе.
Ход игры: взрослый высыпает муку на стол, предлагает ребенку опустить в нее руки, похлопать руками по муке, сопровождая речевым комментарием: «Смотри, мука! Мягкая! Мягкая мука», можно похлопать ладошками и стряхнуть с них муку, можно подуть на муку, сделать из нее горки, постоянно произнося слово «мука» нараспев по слогам, побуждая вопросами и интонациями к повторению слова. Затем взрослый показывает ребенку фасоль и говорит: «Бобы!», прячет фасоль в муку, предлагая ребенку найти, когда ребенок достает фасоль и муки, взрослый снова эмоционально произносит «Бобы». То же взрослый делает с зернами кофе. Затем взрослый насыпает в мешочек муку, кладет фасоль и зерна кофе: «Найди бобы. Что это? Давай скажем вместе. Найди кофе. Что это? Давай скажем вместе».
Цель: формирование слоговой структуры, закрепление лексической темы «Продукты».
Оборудование: четыре мягких игрушки или куклы; четыре прозрачных стеклянных стакана, теплая вода в кувшине, маленькие баночки с чаем, растворимым кофе, какао, пищевым красителем; столовая ложка.
Ход игры: взрослый устраивает презентацию: показывает, что в кувшине теплая вода, прикладывая руку ребенка к кувшину, несколько раз произнося слова «теплая» и «вода», интонацией побуждая ребенка к повторению. Показывает баночки и называет несколько раз, что в них находится, вместе с ребенком нюхает содержимое баночек. Затем предлагает ребенку угостить его друзей разными напитками. Ребенок с помощью взрослого наливает воду из кувшина в стаканы. Логопед: «Угостим Мишку чаем. Где чай? Давай заварим чай. Что мы заварили?». Ребенок кладет ложку чая в стакан и размешивает. Взрослый: «Давай угостим Мишку соком. Приготовим сок. Что мы дали Мишке?». Ребенок кладет ложку красителя в стакан и размешивает. То же самое с кофе и какао.
Игры с крупами.
«Сухой бассейн».
Для этой игры заранее необходимо подготовить прозрачную емкость (миску, банку с широким горлышком и т.п.), в которую насыпать любую крупу, например, гречневую. Игру желательно проводить на полу, предварительно постелив на полу покрывало или старую простынь.
Цель: формирование слоговой структуры слова.
Задачи: развитие кинестетического восприятия, мелкой моторики пальцев рук, обогащение словарного запаса.
Оборудование: «сухой бассейн», мелкие игрушки, слоговая структура названий которых соответствует этапу коррекционной работы. Например: ваза, коза, лиса, пони, духи, боты, пума.
Ход игры: В начале игры взрослый устраивает презентацию. Демонстрирует ребенку все игрушки, называя их, побуждая ребенка произнести игрушки вместе с ним в сопряженной речи, «отхлопывая» слоговую структуру слов. Затем взрослый знакомит ребенка с «сухим бассейном»: опускает руку ребенка в банку с крупой, показывает, как можно пересыпать крупу. По окончании презентации взрослый объясняет ребенку: «Игрушки решили поиграть с тобой в прятки (прячет игрушки в «сухом бассейне»), сможешь ли ты найти их». Ребенок, опуская руку в «бассейн», пытается на ощупь угадать игрушку и назвать ее; либо достает и называет игрушку по инструкции взрослого.
Цель: формирование номинативного словаря в соответствии с лексической темой.
Задачи: те же.
Оборудование: «сухой бассейн», мелкие игрушки, названия которых соответствуют лексической теме. Например, лексическая тема «Животные»: коза, лиса, пони, пума, лама, косуля, бык, лев, хомяк, конь, кабан (одновременно в «сухой бассейн» рекомендуем опускать не более пяти игрушек).
Ход игры: тот же.
Цель: формирование предикативного словаря.
Задачи: те же.
Оборудование: «сухой бассейн», мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», изображающие действия, например: пьет, поет, сидит, плывет, готовит и т.п.
Ход игры: тот же.
Сенсорные альбомы.
Цель: формирование атрибутивного словаря (пассивного или активного в зависимости от этапа работы).
Задачи: развитие тактильного, кинестетического восприятия.
Оборудование: в альбом для рисования вклеиваются одинаковые кусочки различных материалов: вата, мех, шелк, шерсть, наждачная бумага, фольга.
Ход игры: взрослый показывает ребенку альбом, побуждает ребенка провести рукой по разным материалам, обращает внимание ребенка на их качества: пушистый, мягкий, скользкий, колючий, шершавый, гладкий. Некоторые материалы, название которых просто по слоговой структуре можно назвать: мех, вата, фольга. Затем ребенку предлагается показать по инструкции: Что гладкое? А что шершавое? А что мягкое? и т.п. А затем поочередно с ребенком угадывать на ощупь лоскутки в альбоме. Если уровень речевого развития уже достаточно высокий, то можно попросить ребенка назвать качества материалов.
Активизация речевого подражания, речевой деятельности.
Игра «Выжимаем губки».
Цель: формировать навык речевого подражания, стимулировать произнесение звукоподражания «кап-кап».
Задачи: развитие зрительного и кинестетического восприятия, мелкой моторики пальцев рук, пассивного словаря.
Оборудование: две тарелки, губки разных цветов.
Ход игры. взрослый ставит на стол две тарелки, в одной из них – вода, раскладывает на столе губки разных цветов. Он опускает губку в воду, выжимает в пустую тарелку, произнося при этом эмоционально звукоподражание «кап-кап». Затем взрослый предлагает ребенку выполнить это действие по инструкции: «Возьми желтую (красную, синюю и т.д.) губку». Детям нравится эта игра, на таком эмоциональном фоне ребенок произносит звукоподражание. Движение повторяется по несколько раз правой и левой рукой. Когда ребенок сможет по подражанию воспроизводить слова определенной слоговой структуры, можно повторять эту игру, стимулируя ребенка к произнесению слов: «вода», «губка», «капает».
Примерные игры и задания в соответствии с лексическими темами.
«Баночки и крышки».
Цель: формирование предикативного словаря, различение разноприставочных глаголов «открыть-закрыть»; закрепление понятий: «большой — маленький».
Оборудование: банки из-под круп с крышками разных размеров.
Ход игры: взрослый медленно отвинчивает крышки с нескольких банок разных размеров, сопровождая свои действия речевым комментарием: «Смотри, я открываю, смотри, я открыла». Затем взрослый перемешивает банки и крышки на столе и предлагает ребенку самостоятельно подобрать крышки для каждой банки. Действия ребенка взрослый также сопровождает комментарием: «Закрой вот эту баночку. Закрыл? Что сделал? Давай вместе скажем – закрыл. Теперь банка закрыта». По окончанию игры логопед предлагает ребенку открыть все банки для того, чтобы проверить, а справится ли логопед с заданием. Действия ребенка снова сопровождаются комментарием: «Что сделал? Открыл? Банка открытая. А что мне нужно сделать закрыть? А теперь открой все маленькие банки. Какие банки ты открыл?»
Игра «Что и какие звуки издает?»
Оборудование: аудиоэнциклопедия звуков окружающего мира (скрип двери, гудок машины, шелест листьев, журчание воды, звуки грома, шуршание бумаги), мультимедийная презентация с фотографиями, видеоматериалами, изображающими различные явления: открывающуюся дверь, едущую машину, листопад, течение ручья, гром, свертывание бумаги.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку посмотреть презентацию, а затем отгадать, что какие звуки издает, если ребенок отгадывает правильно, то логопед включает ему соответствующий звук. Вопросы: что скрипит? Что гудит? Что шелестит? Что журчит? Что грохочет? Что шуршит? Взрослый задает ребенку один вопрос, в этот момент на экране демонстрируются три явления из уже просмотренной презентации.
Лексическая тема «Части тела», «Части целого».
Учитель-логопед Е.Н. Лесанова
Предварительный просмотр:
«Ошибки, допускаемые родителями при обучении детей
чтению в домашних условиях»
Обучая ребенка чтению, родители нередко делают ошибки, на исправление которых педагоги и логопеды тратят потом не один месяц. Именно поэтому родителям необходимо знать, чего следует избегать, когда они делают первые шаги в этом нелегком деле.
Ошибка №1. У родителей быстрая смазанная речь.
Что такое обучение чтению? Это соединение слухового и зрительного анализаторов. Изначально восприятие языка у нас происходит через восприятие фонемы — буквально, звука, который попадает к нам в ухо. И самая главная ошибка при подготовке детей к обучению чтению — быстрая смазанная речь взрослых.
Когда ребенок слышит вместо четких звуков «кашу» из звуков, у него будут проблемы с их различением. А впоследствии и с обучением чтению.
Ошибка №2. Неправильное обучение ребенка алфавиту.
Родители, желая быстрее научить ребенка алфавиту, делают грубую ошибку, которую потом сложно исправить. В основе обучения чтению не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребенку новую букву, например, М - следует научить его слышать звук [М] в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково — т.е. так, как звучит звук.
ЗВУК — это то, что мы слышим и произносим. Его можно петь, тянуть, говорить, голосить, слушать. БУКВА — это то, что мы видим и пишем, то есть графическое изображение звука.
Не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребенка читать.
Многие родители начинают обучение именно буквам, а не звукам. Показывают на букву и говорят: «Это буква "мэ" или "эм", это буква "рэ" или "эр"». Усваивая таким образом буквы, ребенок затем будет читать слово «мама» так: «эм-а-эм-а» или «мэ-а-мэ-а». Поэтому, очень важно, называть буквы так же, как звуки ([б], а не [бэ], [р], а не [эр]) до тех пор, пока ребенок не будет знать все буквы и читать слова и предложения с ними. Только тогда нужно познакомить с правильными названиями букв русского алфавита.
Кроме того, необходимо обращать внимание на слоговую структуру слова, чтобы он знал последовательность слогов.
Для этого надо отстукивать ритмы в ладоши или по столу. Например, «мо-ло-ко». Если ребенок плохо воспринимает речь на слух, для отстукивания можно использовать бубен или звучащие молоточки.
Ошибка №3. Неправильный выбор методики для обучения.
Следует поговорить о такой ошибке, как обучение побуквенному чтению, т.е. ребенок сначала называет буквы слога: «М!А!» — и только после этого читает сам слог: «МА». Читая побуквенно длинное слово, ребенок не помнит, какие звуки назвал и что за слово из них получается.
Правильное чтение — это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколько угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: «ММММА». Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога!
Родителям необходимо учитывать следующее:
- В русском языке гласных ЗВУКОВ всего 6 – [А], [У],[О],[И],[Ы],[Э], а гласных БУКВ 10: А,О,У,И,Ы,Э, Я, Е,Е,Ю.
- Йотированные гласные буквы содержат по два звука: Я=[Й+А], Е=[Й+Э], Е=[Й+О], Ю=[Й+У].
- Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков в русском языке – 42, за счет мягких согласных (например, буква М обозначает два звука – [М] и [МЬ], как в словах мал-мял; буква Б обозначает два звука – [Б] и [БЬ], как в словах был-бил и т.д).
- Звуки Ц, Ж, Ш не имеют мягких пар, они всегда твердые. Звуки Й, Ч, Щ не имеют твердых пар, они всегда мягкие.
При обучении чтению лучше придерживаться традиционного метода через звуко-буквенный анализ, слоговое чтение и сопоставление слова с картинкой.
Ошибка №4. Психологическое давление.
Нередко родители сравнивают своего ребенка с другими детьми. Одним из критериев оценки становится умение читать. Старшее поколение забывает, что процесс познания у дошкольников долгий и трудоемкий.
Мамы и папы, бабушки и дедушки начинают требовать быстрых и хороших результатов с помощью запугивания, угроз, ультиматумов.
Любое обучение, в том числе и чтению, должно быть комфортным для ребенка и родителей, приносить удовольствие, пробуждать интерес. Только при благоприятных условиях у ребенка появится желание научиться читать и понять тяжелый мир букв и звуков, получать знания из книг.
Ошибка № 5. Отсутствие культуры чтения в семье.
Научить читать недостаточно для того, чтобы дети продолжали самостоятельно и с интересом совершенствовать свои навыки. Здесь нужен комплексный подход, в том числе и личный пример родителя. Ребенок подражает маме и папе буквально во всем. А значит, завидев кого-то из родителей с книгой, он непременно повторит это.
Поэтому, если в семье решили учить ребенка чтению, важно:
- читать вслух, устраивать семейные посиделки с книгой;
- слушать аудиокниги;
- читать книги самим, обсуждать их.
Без соблюдения последнего условия взрослым вряд ли удастся по-настоящему привить ребенку любовь к чтению.
Успехов Вам и терпения, уважаемые родители!
Учитель-логопед Е.Н. Лесанова
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:
1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической и грамматической сторон детской речи.
2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением, а именно:
- посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например: это мяч, это шапка и т. д.);
- в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т. д. (например: это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу.Коля рисовал, а Даша рисовала и т. д.);
- обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т. д.);
- привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т. д.);
- совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у те6я…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).
3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).
4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю – ребенку.
5. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ему овладевать сложной структурой родной речи.
6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы. Наоборот, учитывая особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, родители могут сделать все, чтобы их ребенок преодолел речевые затруднения.
Учитель-логопед Е.Н. Лесанова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...