НОД по развитию речи воспитатель. Новикова О.В. Народные промыслы".
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Новикова О В

Цель. Формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа.

Задачи: Учить составлять рассказ по заданной теме, рассказывать связно, полно, выразительно, четко выстраивать композицию рассказа. Использовать в рассказе речевые конструкции, договариваться о структуре рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_narodnye_promysla.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

" НОД по развитию речи воспитатель. Новикова О.В.

Народные промыслы".

Цель. Формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа.

Задачи: Учить составлять рассказ по заданной теме, рассказывать связно, полно, выразительно, четко выстраивать композицию рассказа. Использовать в рассказе речевые конструкции, договариваться о структуре рассказа.

Продолжать учить детей подбирать слова для характеристики качеств и признаков, согласовывать их в роде, числе. Составлять словосочетания с заданными словами.

Закрепить знания о народных промыслах. Учить различать особенности, характерные для каждого вида росписи. Содействовать обогащению словаря, развивать навыки речевого общения. Развивать умение видеть красоту изделий прикладного искусства. Продолжать знакомить с народными традициями, воспитывать уважение к труду народных мастеров. Воспитывать у детей гордость за свою страну.

Оборудование: мяч, письмо, иллюстрации изделий народных мастеров, посуда с гжельской росписью, изделия с городецкой, хохломской росписью, дымковские, филимоновские игрушки.

Предварительная работа.

Беседы о народных промыслах, лепка дымковских игрушек, роспись заготовок филимоновских игрушек, разучивание стихов. Чтение рассказов "Свистулька" А. Митяева, "Про игрушки" Л. Токмакова, "Золотые ложки" Е. Каменевой, "Русская прялка" Л. Токмакова.

Ход деятельности:

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

Воспитатель. "Ребята, я рада вас всех видеть. Хочу пожелать вам доброго утра и чтобы ваш день был наполнен добрыми, интересными делами. Ребята, я предлагаю сказать друг другу добрые и хорошие слова.

Мы употребляем слова: друг, подруга, мальчик, девочка. К этим словам вы должны подобрать определения: какой друг, какая девочка. Дети по кругу говорят добрые слова друг другу. (Например, Семен, ты хороший друг; Ангелина, ты заботливая подруга.)

Раздается стук в дверь. В группу заносят письмо, дети вместе с воспитателем его рассматривают, читают.

Музей народного декоративно-прикладного искусства.

«Ребята группы «Василек», приглашаем вас на экскурсию в наш музей».

Воспитатель. Ребята, а на чем мы можем поехать на экскурсию? (Ответы детей). На автобусе. Проходите, занимайте свои места. А чтобы нам было не скучно ехать, сделаем

гимнастику для глаз:

Жук в автобус к нам влетел.

Залетел и запел: ж - ж - ж.

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Покружил над головой,

Сел на носик твой.

Вот мы и подъехали к музею народного декоративно - прикладного искусства.

Воспитатель. Ребята, а что вы знаете о музеях? Какие бывают музеи? Для чего они нужны?

(Ответы детей).

- Итак, бывают музеи технические, художественные, краеведческие, исторический.

А кто проводит экскурсии в музее? (экскурсовод). А что вы знаете об этой профессии?

Ребята, ну, что начнем с вами экскурсию: В старые, добрые времена, когда мастера приносили свои изделия на ярмарку, чтобы продать их, то они устраивали веселые гулянья, пели народные песни, плясали.

Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

Подойдем к первой выставочной полке.

(отгадаем загадку)

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые

А может, солнцем залитые.

(Хохлома)

Хохлома Хохломская роспись, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.

Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка ты откуда?

Видно, с севера пришла

И цветами расцвела

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

(Гжель)

Гжель, гжельская роспись — народный промысел, зародившийся в России в одноименном регионе Гжель (примерно в XI-XIII веках, превратившийся в народное искусство, в основном характеризуется росписью фарфоровых изделий краской оттенками синего цвета на белом фоне.

Из липы доски сделаны,

И прялки и лошадки.

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

Оживки черно-белые

На солнышке блестят.

(Городец)

Городецкая роспись - народный художественный промысел. Яркие фактурные рисунки выполняются свободным мазком с графической обводкой. Русскими мотивами украшали самые разнообразные предметы быта и декоративную атрибутику.

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять…

Даже всех не сосчитать!

Загляделася старушка-

а в руках - одна игрушка.

(Матрешки)

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол — обычно три и более. Обычно имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух разъёмных частей, верхней и нижней. На традиционных матрёшках изображена женщина в красном сарафане и платке.

Физминутка «матрешки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Итог занятия.

Воспитатель: Что нового, необычного вы узнали, посетив музей народного прикладного искусства?

Какие моменты были наиболее интересны, чем-то запомнились?

Кто такие народные умельцы?

Мы побывали на выставке изделий народных умельцев.

Наша страна Россия огромна и богата талантливыми людьми. Мы должны гордиться, что наша страна Россия и что мы живем в такой счастливой и талантливой стране.

В заключении предложить детям раскрасить по выбору детей какой промысел понравился больше всего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».

Работа по данной Программе  направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эм...

Консультация для воспитателей " Ознакомление дошкольников с народными промыслами".

Консультация для воспитателей " Ознакомление дошкольников с народными промыслами"....

Консультация для воспитателей " Ознакомление дошкольников с народными промыслами русского народа и родного края"

Консультация для воспитателей включает в себя  информацию о необходимости знакомства детей с русской народной культурой и традициями....

Отчет: "Развитие художественного творчества у детей через народные промыслы"

Отчет :"Развитие художественного творчества удетей старшей группы через народные промыслы "....

Творческий проект «Использование ручного труда в развитии речи детей через изучение русских народных промыслов»

С первого года жизни ребенка хватание и ощупывание предмета имеет большое значение не только для развития моторики, но и для развития речи. В этом возрасте малыш пытается «взять весь мир в свои ...

Особенности развития эстетического восприятия дошкольников средствами изделий народного промысла

В статье представлены особенности развития эстетического восприятия средствами народных промыслов - росписи....

Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с народными промыслами русского народа»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Жаворонковская СОШ дошкольное отделение- детский сад №53  Консультация для воспитателей«Ознакомление дошкольников с народными промысл...