Консультация - практикум для родителей «Формирование фонематического восприятия через игру»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Семенова Нина Ивановна

 

Консультация направлена на повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах развития фонематического слуха и необходимость в его развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация - практикум для родителей

«Формирование фонематического восприятия через игру»

Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах развития фонематического слуха и необходимость в его развитии.

Задачи:

  1. Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах развития фонематического слуха и фонематических представлений, пробудить в них интерес и желание участвовать в правильном развитии речи своего ребенка.
  2. Познакомить родителей воспитанников с играми и упражнениями, направленными на развитие фонематического слуха, которые можно организовать в домашних условиях.

Участники: Родители воспитанников, воспитатель.

Материал и оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, игровой материал.

Программное обеспечение:

Microsoft Office PowerPoint 2007

Использование технологий:

Использование презентации (Microsoft Office PowerPoint 2007) для повышения уровня восприятия информации.

Предварительная работа:

  1. Разработка сценария собрания-практикума.
  2. Подготовка необходимого оборудования и материала для проведения мероприятия.
  3. Подготовка презентации 

План проведения:

  1. Сообщение воспитателя: Семенова Н.И. «Что такое фонематическое восприятие, фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи?»
  2. Презентация: «Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка?»
  3. Практикум для родителей «Игра – как средство преодоления фонематических процессов».
  4. Подведение итогов, вопросы родителей. Рефлексия.

 Ожидаемый результат: Обучить родителей конкретным игровым приёмам работы, для закрепления у детей знаний и навыков по фонематическим процессам. Стимулировать их к активному систематическому сотрудничеству.

Основная часть

Слайд 1.  Добрый вечер, уважаемые родители! Очень рада нашей встрече.

Сегодняшнее наше мероприятие посвящено развитию фонематических процессов у детей старшего возраста.

Слайд 2. Правильно и точно выразил своё мнение профессор, психолог-исследователь Даниил Борисович Эльконин про развитие фонематических процессах у детей.

Наше мероприятие состоит из на 3 частей:

Слайд 3. 1. Беседа в вопросно-ответной форме.        

2. Консультация «Что такое фонематический слух?»

3. Практикум «Как развивать фонематический слух через дидактические игры и упражнения?»

Начнем наше мероприятие с игры «Да – нет!»

Цель: активизировать внимание родителей.

Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы "Да", если вы согласны с моим высказыванием и "нет", если не согласны.

Скажите громко и хором, друзья, деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет, вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю…, как быть, господа? Проблемы деток решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ, помочь, откажитесь мне? (нет)

Последнее спрошу вас я, активными все будем? (да)

Итак перейдем к первой части нашей встречи

1.  Как вы понимаете, что такое готовность детей к школе? (Ответы родителей: развитая мелкая моторика, запас знаний и представлений об окружающем мире, сформированные психические процессы в соответствии с возрастом, познавательная активность, желание учиться, любознательность, умение слушать учителя, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи и правильная речь). Слайд 4.

2. Что такое правильная речь? (Ответы родителей: правильное произношение всех звуков родного языка, умение пользоваться словообразованием, словоизменением, выделять звуковые и смысловые различия между словами (меховая, - ой, образовывать прилагательные от существительных, сформированность грамматического строя речи: умение работать с предложением, владеть пересказом рассказа, составлять рассказ - описание, сформированность фонематического восприятия). Слайд 5. 

Вы правильно перечислили все базовые предпосылки успешного обучения в школе.

Правильная речь – это один из важнейших показателей готовности ребёнка к обучению в школе. Ведь именно правильная речь – залог успешного овладения чтением и письмом.

Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, компьютеры, планшеты, вместо живой бабушкиной сказки – аудио-сказка с магнитофона или диски с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен.

В последние годы отмечается значительная тенденция увеличения количества детей, приходящих в детский сад с признаками выраженных речевых расстройств. Также, все чаще к нам поступает информация от учителей начальных классов, о том, что многим детям трудно усвоить школьную программу по развитию речи с первого класса, они путают, пропускают и переставляют звуки и слоги. Дети не могут определить количество, последовательность и место звука в слове, не понимают прочитанного. Все это указывает на слабое развитие фонематических процессов. Вот что получается, когда у детей не развиты фонематические процессы.

Слайд 6,7.  – ошибки в письме школьника

Что же такое фонематические процессы? – Слайд 8.

Слайд 9. Фонематические процессы – это развитие, прежде всего фонематического слуха, фонематического восприятия и фонематических представлений.

Слайд 10. Что такое слух?  Слух - это способность человека с помощью ушей воспринимать  и различать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.

Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.

Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи.

Физическим слухом ребенок обладает со дня рождения, а фонематический появляется только к году, одновременно с первыми словами. Замедленное развитие фонематического слуха — явление достаточно частое. По разным причинам у многих детей, имеющих нормальный физический слух, не вырабатывается привычка прислушиваться к речи окружающих; дети безразлично относятся к тому, как говорят они сами и как говорят другие, их слуховое (акустическое, звуковое) внимание ослаблено.

Дети со слабо развитым фонематическим слухом не могут определить, из каких звуков состоит слово, даже правильно сказанное ими самими, путают слова, близкие по звучанию, не могут выделить начальный и конечный звуки слова и т. п., то есть при несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал,- что-то точно, а что –то очень приблизительно. Например, «игла», превращается во мглу, «лес» в «лису», «Мишина каша» в «мыши на машине» и т. д.

Развитие фонематического слуха и правильного произношения взаимосвязано. Если ребенок плохо различает звуки на слух, он и произносить их начинает нечетко, хотя его речевой аппарат в полном порядке. Возможна и обратная связь: развитие фонематического слуха замедляется из-за того, что ребенок не овладел еще необходимыми навыками произношения.

 Формирование фонематического слуха является важной задачей в развитии речи дошкольников. В процессе становления речи происходит нравственное, эстетическое, умственное воспитание, ребенок познает окружающую среду, предметный мир и развивается как личность в целом.

Слайд 11. Что такое фонематическое восприятие – это способность различать фонемы     (звуки) родного языка, определять звуковой состав слова, то есть производить умственные операции по звуковому анализу. Сколько слогов в слове? Сколько в нём звуков? Определять позицию звука в слове (где стоит звук – в начале, середине, или в конце слова), какой гласный звук в середине слова. Вот над этим мы сейчас и работаем с детьми. Именно фонематическое восприятие помогает ответить на все эти вопросы и формируется в основном в процессе специального обучения (это детский сад, занятия с логопедом, а дома идет только закрепление  всей этой работы) Как, узнаете немного позже.

 Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Слайд 12. Фонематические представления – это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

 Сегодня мы с вами подробнее остановимся на очень важном элементе подготовки детей к школе как Фонематический слух и Фонематическое восприятие.

Вся работа над развитием фонематических процессов, это и есть подготовка детей к обучению грамоте, которое необходимо для успешного обучения в школе. Это  беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитый фонематический слух. О чем я вам только что говорила.

В средней группе дети знакомятся с гласными звуками и их артикуляцией. В старшей группе дети знакомятся с согласными звуками.  В старшем возрасте детям даём понятия гласного и согласных звуков. Характеристика произношения звуков. Для того чтобы детям было легче запомнить определения звуков, я изготовила вот такие таблицы – шпаргалки (показать)

Работу над развитием фонематических процессов условно разделили на 6 этапов

Слайд 14. Чтобы вам было понятно как, эти процессы развивать, перейдем к практической части.

Слайд 15. Узнавание неречевых звуков. На слайде вам представлены в какие игры можно поиграть с ребенком дома.

А мы с вами поиграем в игру: «Будь внимательным!» - с сигнальными карточками.

Слайд 16. На развитие высоты, силы и тембра голоса можно поиграть не только дома, но и на свежем воздухе.

 «Угадай, чей голосок»

Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений.

Оборудование: мишка (игрушка).

Описание игры: Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой. Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

Слайд 17. Различение слов близких по составу.

«Будь внимателен»

Цель: учить определять правильность произношения слов.

Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.

Описание игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно - красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка, къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка

Слайд 18. Дифференциация слогов

«Повтори правильно»

Цель: развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Оборудование: мяч.

Описание игры: Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са....

Слайд 19. Дифференциация фонем

«Не ошибись»

Цель: дифференциация звуков [с] - [з].

Оборудование: картинки: «Свисток» и «Звонок».

Описание игры: Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой - звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком - в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с... А если звук [з], то - со звонком и говорят: з-з-з... Повторяя игру, можно

вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

Слайд 20. Развитие навыков звукового анализа

«Угадай-ка»

Цель: развивать умение составлять слова из предложенных звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок - сон, ключ, обруч, топор - кот). Работа с колечками

      А сейчас вашему вниманию предлагаю посмотреть фотографии с наших занятий по развитию фонематических процессов.

Вывод: Опыт показывает, что реализация такой системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые возможности дошкольников. Использование игровых технологий помогает организовывать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.

        

Памятка для родителей

Игры на развитие фонематического слуха

Игра «Будь внимательным!»

Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «Р»: л,р,м,р,ч,р,л; ла-ра-ша-ка-ра; нос, рот, корка, шутка.

Игра «Назови картинки»

Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ш. Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т. д.

Игра «Придумай имя»

Задача – учить подбирать слова на заданный звук.

Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача – учить выделять первый звук в слове.

Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, КОТ – К, БАНКА - Б.

Игра «Назови последний звук»

Задача – учить выделять последний звук в слове.

Назови предметы, изображенные накартинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом –М, сын – Н.

Игра «Отгадай слово»

Задача – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.

Угадай по первым звукам, изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

Игра «Добавлялки»

Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш. уба (шуба,. апка (шапка,. ар (шар, мы. (мышь, но. (нож, ду. (душ).

Игра «Определи место звука в слове»

Задача - развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец) Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах : мышь (в конце, шапка (в начале, машина (в середине).

Игра «Не ошибись».

Взрослый показывает картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага». Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на нее.

Игра «Добавлялки»

Взрослый произносит начало слова, а ребенок заканчивает его на СЫ или ЗЫ, после чего произносит все слово целиком: Бу, ве, во, та, ча, ко,плак, гро., рель., бере., моро., арбу., колба., алма., серви, заве… и т. д.

Игра «Скороговорки»

Взрослый произносит любую скороговорку, а ребенок находит звук, который чаще всех произносится в ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол совместно с родителями старшей группы компенсирующей направленности. «Формирование фонематического восприятия через игру»

Круглый стол совместно с родителями старшей группы компенсирующей направленности. «Формирование фонематического восприятия через игру»  Данный материал поможет учителям-лого...

семинар-практикум для родителей "Формирование фонематического восприятия через игру".

В данном материале представлены игры для развития фонематического восприятия....

Логопедический тренинг для родителей детей имеющих речевые нарушения «Формирование фонематического восприятия через игру»

Логопедический тренинг для родителей детей имеющих речевые нарушения «Формирование фонематического восприятия через игру»...

«Формирование фонематического восприятия через игру»

Цели: • Учить родителей правильно организовывать работу по развитию фонематического восприятия, в ходе игр, игровых упражнений в условиях семьи. • Дать практические советы и рекоме...

Семинар – практикум для педагогов по теме: «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста»

Формирование  мотивации  у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений....

Семинар-практикум для родителей «Формирование фонематического слуха и восприятия через игру»

Познакомить родителей детей с ОНР с понятием «Фонематическое восприятие, фонематический слух», обосновать необходимость его развития, дать рекомендации по осуществлению данного направления...