Картотека артикуляционных упражнений для детей 5 - 7 лет
картотека по развитию речи (старшая группа)

Атаманова Светлана Алексеевна

Укреплять мускулатуру губ, щёк. Расслаблять мышцы языка путём самомассажа. Учить направлять воздушную струю в нужном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx34.66 КБ

Предварительный просмотр:

            муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27 общеразвивающего вида»

  (МБДОУ № 27)

ул. 60 лет Октября, 47 «б», г. Красноярск, 660078, тел.8 (391) 261-76-55,

Картотека

Артикуляционных упражнений

для детей 5-7 лет.

                                                                  Составитель: воспитатель

                                                              Атаманова Светлана Алексеевна

г. Красноярск

2023 г.

   Артикуляционные упражнения для детей 5-7 лет.

  1. «Хоботок»

 Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их

           подвижность.

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд  «трубочкой». Удерживать их в таком положении под  счёт от 1 до 5-10.

2.«Домик открывается» 

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

 Цель: научиться спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя

            мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

3.«Улыбка»

Широка Нева-река,

 И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

 Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и

            верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их

            подвижность.

Описание:

    Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

4. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается». Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

 Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем

           переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

5. «Любопытный язычок» 

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?»

- Удивляется народ.

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

6. «Зайчик» 

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

 Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать

            подвижность и укреплять мышцы губ.

 Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

7.«Лягушка» 

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать

           подвижность и укреплять мышцы губ.

 Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

8. «Окошко» 

 Рот прикрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.

Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

9. «Язык здоровается с подбородком»

 Просыпается язык

 – Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

- Эй, какая там погодка?

Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать   упражнение 5-10 раз.

10. «Язык здоровается с верхней губой»

Улыбнись, не будь груба,

Здравствуй, верхняя губа!

Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы

            языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке

           подъязычной связке (уздечки), если она укорочена.

 Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

11. «Бульдог» 

За верхнюю губку заложен язык

– Бульдог уступать никому не привык.

 Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением

            более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

12. «Обезьянка» 

За нижнюю губку заложен язык

– Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным

            выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

13 «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог») 

Обезьянка и бульдог –

Всем покажет язычок.

 Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность

            языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на

            другую (низ – верх).

Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».

14. «Хомячок» 

Языком давить стараюсь,

 В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять

           мускулатуру языка и щек.

 Описание: Язык поочерёдно

           упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом

           положении на 3-5 секунд.

15. Чередование «Толстячки - худышки» 

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали:

 Видно, есть ему не дали.

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию

           движений. Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и

           втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом

           положении 3-5 секунд.

16. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)

 Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую.

 Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию

            движений и умение переключаться.

Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

17. «Кружок»

 Мой язык совсем не глуп

– Ходит кругом возле губ.

Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его

           мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж

           мышц губ и щек.

 Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

18. «Самовар»

Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу, как большой самовар.

Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.

Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».

19. «Шлёпаем губами по языку» 

А теперь уж не зубами

 – Я пошлепаю губами:

 «У быка губа тупа,

Па-па-па, па-па-па».

Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа

           (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык

            распластанным, широким.

 Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения: - пошлёпать губами кончик языка; - пошлёпать губами середину языка; - пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

20. «Чашечка»

 Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края

– Вот и «чашечка» моя.

Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у

          верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

21. «Вкусное варенье» 

Как будто варенье лежит на губе

– Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в

            форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».

22.«Ступеньки» (Чередование «чашечка» на верхней губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка» вверху за зубами) .

На верхнюю губку,

На верхние зубки,

За зубки скачок –

Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его

           подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать

           умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.

23. «Фокус» («Дуем с чашечки») 

Я «чашку» выведу вперед,

С нее подую вверх.

И теплый воздух обдает

 Мой носик, например.

Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх,

           удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

24 .«Не разбей чашечку» 

Широко открыт мой рот,

Ходит «чашка» взад-вперед.

Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая

          ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка.

 Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».

25. «Покусаем язычок» 

Выдвигай свой язык,

Чтоб лениться не привык.

 И от кончика до корня

Я кусаю все проворней.

Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления

           кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации

           (нервной проводимости).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («тата-та») помогает ребёнку выполнять задания.

26.«Кусаем боковые края языка»

 «Горкой» выгну язычок,

Пожую ему бочок:

Левый, правый, оба сразу

 Я жую как по заказу.

 Цель: преодолевать спастичность (напряженность) языка путем

             самомассажа (покусывания боковых краев языка),

             способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым

             зубам.

Описание: Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.

27.«Чистим зубы снаружи»

 Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние – не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать

            координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

28.«Загоним мяч в ворота» 

Щек своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

 Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную

 струю.

  Описание:  Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

29. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

Зубы верхние – смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка.

           Отрабатывать подъем языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

 

30.«Лопаточка»

 Поперек улыбки лег

 – Отдыхает язычок.

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном,

           расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

31.«Дуем на лопаточку» Дую, дую на «лопатку», Чтоб была широкой, гладкой. Цель: вырабатывать умение дуть посередине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть посередине языка.

32.«Горка» («мостик») 

Улыбаюсь, рот открыт

– Там язык лежит, свернувшись.

В зубы нижние уткнувшись,

Горку нам изобразит.

 Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для

             произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру

             языка, укреплять кончик языка.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

33.«Ветерок дует с горки» 

С горки дует ветерок,

И несет он холодок.

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для

           произношения свистящих. Укреплять мышцы языка.

           Научиться дуть посередине языка плавно и длительно.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть посередине языка. Воздух должен быть холодным.

34.«Мостик построим – мостик разрушим» 

Ставлю я язык «дугой»

 И кладу – даю покой.

 Цель: научиться попеременно, напрягать и расслаблять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3- 5 секунд.

35.«Чистим нижние зубы» (с внутренней стороны)

Ходит «горка» влево – вправо,

Чистит зубки очень браво.

Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами.

           Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.

Описание: Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

36.«Катушка»

 Широко раскрою рот,

 «Горку» выведу вперед.

И, назад отодвигая,

Я ее не разрушаю.

Цель: развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру. Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

37.«Жуём блинчик» 

Вот опять язык свернулся,

В зубы нижние уткнулся.

Двину чуть его вперед,

Разжую его вот-вот.

Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном

            для свистящих звуков.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.

38.«Гармошка» 

Присосу язык на нёбо,

А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз

– У нее такой круиз.

Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка.

           Отрабатывать подъем языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

39 .«Маляр» 

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.

40 .«Лошадка» 

Рот широко открываю,

К нёбу язык прижимаю.

Прыгает вниз язычок.

И раздается щелчок.

Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке

           вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку).

           Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

 

41 «Грибок» 

Широко открою рот,

 Будто щелкну я вот-вот.

Присосу язык на нёбо,

Челюсть вниз – и вся учеба.

 Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в

             положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы

             языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

42. «Кучер»

 Губы вместе я сведу,

Через губы буду дуть.

Поиграю я в игру

 И скажу лошадке: «Тпру!».

Цель: отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать

            артикуляционные органы к произношению «р». Развивать

             силу выдоха.

Описание: Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у». Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).

43. «Парус» 

Улыбаюсь, рот открыт:

«Парус» там уже стоит.

Прислоню язык, смотрю,

К зубкам верхним изнутри.

 Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы

            языка.

Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

44.«Иголочка» 

Улыбаюсь: вот шутник

 – Узким – узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

 Вылез длинный язычок.

Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком

            положении.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

45.«Маятник»

 Влево-вправо кончик ходит,

 Будто места не находит.

Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

 46.«Змейка» 

А у змейки язычок

Узок, тонок, как сучок.

Ходит-ходит взад-вперед:

Как же он не устает?

Цель: развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая

            узкий язык.

Описание: Открыть рот и производить узким языком движения вперёдназад («жало змейки»).

47.«Индюк» 

Широко открыт мой рот,

Язычок – назад – вперед.

Лижет «чашечкой» губу

И «болбочет» на бегу.

Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка. Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).

48.«Качели»

 «Чашкой» вверх

И «горкой» вниз

Гнется мой язык – Артист!

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка,

           развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и

           подвижность кончика языка.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

49.«Пароход» 

Вывожу язык вперед,

Закушу его – и вот:

«Ы» тяну – и к нам идет

Белый-белый пароход.

Цель: отрабатывать положение языка, необходимое для постановки

           «л»(особенно при напряженности языка и замене твердого

           «л» на мягкий «ль»).

Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и

50. «Барабанщик» 

За зубами в бугорок

 Бьёт широкий язычок.

 Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к

            вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы

            языка (особенно кончика языка).

 Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно. Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»). • Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»). • Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...

Картотека "Рассказы о детях-героях ВОВ" (для детей старшего дошкольного возраста)

В картотеке собраны рассказы о детях-героях ВОВ из методического пособия Шорыгиной Т.А....