«Любимые сказки»
проект по развитию речи

Литвякова Вера Владимировна

Проект по развитию речи

«Любимые сказки»

С использованием мнемотаблиц.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazki_gg.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития» детский сад № 156

Утверждено:

Заведующий МБДОУ № 156

___________Ю.Г.Алонзова

«____» ___________20___г.

Проект по развитию речи

«Любимые сказки»

С использованием мнемотаблиц.

Подготовила:

 Воспитатель Литвякова Вера Владимировна

Владивосток

2016 г.

 Актуальность проекта.

В настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использование эффективных технологий, направленных на развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста.

Развитие познавательно-речевой активности ребенка дошкольного возраста развивает детскую любознательность, пытливость ума, формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Ребенок, как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов, т.к. возрастающая динамичность социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах.

Проблему повышения познавательно-речевой активности дошкольников широко исследовали в психологии Выготский, Леонтьев, Ананьев, Беляев, в педагогической литературе Щукина, Морозова и другие.

Познавательно-речевое развитие ребенка — один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющий уровень социальных и познавательных достижений дошкольника — потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств. В дошкольной педагогике инструментом познания могут стать приёмы мнемотехники. Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение.

Актуальность использования мнемотехники в работе по развитию познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста состоит в том, что:

• во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование приёмом мнемотехники;

• во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью;

• в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность приёмов мнемотехники детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).

Для ребёнка сказка всегда была и остаётся не только первым и наиболее доступным средством познания, но и способом познания социальных отношений, поведения в ситуациях его повседневной жизни. Сказка удовлетворяет тягу малышу к поступкам, к необычному, формирует и развивает фантазию.

При работе с детьми педагогами замечено, что дети без радости включаются в развивающую деятельность. У детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.

Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.

Наш детский сад работает по программе “От рождения до школы”.( Под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — м.: мозаика синтез, 2014) Программа “От рождения до школы ” позволяет развивать наглядно – образное мышление и воображение, любознательность и познавательно-речевую активность. У ребенка развивается интерес к экспериментированию, решению различных творческих задач. Но в данной программе нет системы использования мнемотехники для развития познавательно-речевых способностей детей дошкольного возраста.

Учитывая актуальность и практическую значимость использования мнемотехники в развитии познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста, нами составлен Проект «Любимые сказки» по развитию познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста с использованием приёмов мнемотехники. 

Проект «Любимые сказки» предназначен воспитателям детского сада для работы с детьми среднего дошкольного возраста. Целью проекта является создание условий для развития познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники. Проект построен с учётом возрастных особенностей детей. Для развития познавательно-речевых способностей задействованы разнообразные виды деятельности: игровая, двигательная, изобразительная, музыкальная, познавательно-исследовательская, конструирование.

Вид проекта: информационно - творческий.

По срокам проведения: долгосрочный – 9 месяцев

По составу: групповой

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Понятия, которые можно изучить в ходе реализации проекта: театр, ширма, театральное представление, сцена, зрительный зал, декорации, афиша, театр бибабо, ростовые куклы, кукольный спектакль.

Объект исследования: познавательно-речевое развитие детей 4-6 лет

Предмет исследования: процесс работы по запоминанию и рассказыванию русских народных сказок с помощью приёмов мнемотехники.

Цель проекта:

Создать условия для развития познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники.

Задачи проекта: 

Обучающие:

  • Создать условия для увеличения круга знаний детей об окружающем мире. Упражнять в умении драматизировать небольшие сказки.
  • Побуждать включаться в игровой образ и брать роль на себя.
  • Создать условия для развития умений запоминать и пересказывать небольшие произведения с помощью приёмов мнемотехники.

Развивающие:

  • Продолжать развивать артикуляционный аппарат, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.
  • Развивать навыки самостоятельности для преодоления у детей робости, застенчивости, неуверенности.
  • Продолжать работу по формированию интереса к русским народным сказкам, способствовать накоплению эстетического опыта, обсуждая литературные произведения.
  • Развивать продуктивную изобразительную деятельность детей.

Воспитательные:

  • Формировать навыки сотрудничества, воспитывать чувство дружбы и коллективизма.
  • Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей.

В работе с родителями:

  • Повышение компетентности родителей по вопросам познавательно-речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
  • Активное включение родителей в образовательный процесс.

Оборудование и материалы:

Иллюстрации к сказкам, разные виды театра, мнемотаблицы по сказкам, атрибуты для музыкальных и дидактических игр, музыкальное сопровождение к драматизациям сказок, элементы костюмов к играм драматизациям по сюжетам сказок, материалы для продуктивной деятельности.

Предполагаемый продукт проекта:

Праздник «В гостях у сказки», презентация по результатам проекта.

Содержание проекта.

Для развития познавательно-речевых способностей в проекте задействованы разнообразные виды деятельности: игровая, двигательная, изобразительная, музыкальная, познавательно-исследовательская, конструирование. Работа проходит на протяжении всего образовательного процесса нахождения ребёнка в детском саду. В течении месяца содержание может меняться и дополняться в зависимости от игровых ситуаций.

За основу взяты сказки. Обучение пересказу литературных произведений лучше начинать со знакомых сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», при этом используется приём совместного рассказа.

 Схема обучения пересказу сказки:

  1. Рассказывание сказки с одновременным показом настольного театра.
  2. Повторный рассказ воспитателя с детьми. Воспитатель начинает фразу, дети продолжают. Например, Жили-были дед…(и баба) Была у них…(курочка-ряба) Дети находят на столе предметные картинки или мне-моквадраты с цветным изображением героев сказки, раскладывают их в правильной последовательности.
  3. Показ иллюстраций, воспитатель обращает внимание на героев сказки и дети учатся описывать их внешний вид, действия. Используется приём художественного слова: читаются потешки, песенки на тему сказки.
  4. Привлечение детей к обыгрыванию сказки

Работа по использованию мнемотаблиц состоит из 3 этапов:

1 этап : Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодировние информации: символы в образы.

3 этап: После кодирования осуществляется перерассказ сказки с помощью взрослого...

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап. – 1 неделя сентября 2016 г.

1.Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

2.Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).

3. Подбор наглядно-дидактического материала.

4. Организация развивающей среды в группе.

5. Создание условий для продуктивной деятельности.

6. Разработка сценария литературно-музыкального праздника «В гостях у сказки».

Основной этап – 12.09.2016 – 15.05.2017гг.

План мероприятий.

Сроки проведения

Содержание работы

Сентябрь

1. Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба».

2. Показ настольного театра «Курочка ряба».

3. Слушание аудиозаписи «Курочка ряба».

4. Моделирование сказки «Курочка ряба».

Изобразительная деятельность: Рисование «Золотое яичко» (рисование пальчиками).

Двигательная деятельность: Подвижная эстафета « Кто быстрей до курочки», «Перенеси яичко»

Музыкальная деятельность: Обыгрывание элементов драматизации сказки под музыку.

Октябрь

1. Рассказывание русской народной сказки «Теремок».

2. Показ настольного театра «Теремок».

3. Показ плоскостного театра «Теремок» на ковролине.

4. Вспомним сказку по коллажу.

5. Рассказывание детьми сказки «Теремок» с помощью мнемотаблицы.

Продуктивная деятельность: Рисование «Кто в теремочке живёт?» (поролоновый рисунок)

Двигательная деятельность: Подвижная игра «Кто быстрей до теремка?».

Музыкальная деятельность: Инсценировка по сюжету сказки.

Ноябрь

1. Чтение русской народной сказки «Репка».

2. Показ плоскостного театра «Репка» на ковролине.

3. Н/печатная игра «Репка».

4. Вспомним сказку по коллажу.

5. Рассказывание детьми сказки «Репка» с помощью мнемотаблицы.

Продуктивная деятельность: Лепка «Репка большая и маленькая».

Двигательная деятельность: Подвижная игра «Вытяни репку».

Музыкальная деятельность: Муз. дид.игра «Урожай собирай».

Декабрь

1. Чтение русской народной сказки «Колобок».

2. Показ настольного театра «Колобок».

3. Игра-пазлы «Колобок».

4. Вспомним сказку по коллажу.

5. Рассказывание детьми сказки «Колобок» с помощью мнемотаблицы.

Продуктивная деятельность: Коллективная работа по рисованию «Я от бабушки ушёл».

Двигательная деятельность: Подвижная игра «Хитрая лиса».

Музыкальная деятельность: Музыкально-театрализованное представление по сказке «Колобок».

Январь

1.Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

2. Показ настольного театра «Маша и медведь».

3. «Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях сказки).

4. Слушание аудиозаписи сказки «Маша и медведь».

5. Моделирование сказки «Маша и медведь».

Продуктивная деятельность: Рисование «Маша и медведь» ( трафаретные рисунки) составление сюжетов сказки.

Двигательная деятельность: Подвижная игра «Медведь и пчёлы».

Музыкальная деятельность: Просмотр и музыкально-театрализованное представление по сюжетам мультфильма «Маша и медведь».

Февраль

1. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

2. Показ пальчикового театра «Заюшкина избушка».

3. Н/печатная игра «Собери фигурку».

4. Вспомним сказку по коллажу.

5. Рассказывание детьми сказки «Заюшкина избушка» с помощью мнемотаблицы.

Продуктивная деятельность: Рисование «Лисья избушка» (солёный рисунок).

Двигательная деятельность: Подвижная игра «Лиса и петухи».

Музыкальная деятельность: Разучивание песен про лису и зайца.

Март

1. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

2. Показ пальчикового театра по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко».

3. Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешки о животных.

4. Вспомним сказку по коллажу.

5. Рассказывание детьми сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» с помощью мнемотаблицы.

Продуктивная деятельность: Рисование набрызгом и ладошкой «Петушок и курочки клюют зёрнышки.

Двигательная деятельность: Эстафета «Петушки».

Музыкальная деятельность: Попевки про петушка.

Апрель

1. Чтение русской народной сказки «Волк и козлята».

2. Показ настольного театра «Волк и козлята».

3. Н/печатная игра «Собери картинку».

4. Игры-имитации «Волк», «Козлята».

5.Рассказывание сказки «Волк и козлята» при помощи моделирования.

Продуктивная деятельность: Рисование «Путаница для волка»(загадочные рисунки нитью)

Двигательная деятельность: Соревнование козлят с волком.

Музыкальная деятельность: Музыкальное представление по сказке «Волк и семеро козлят»

Май

Праздник «В гостях у сказки».

Отгадывание загадок по сказкам.

Дидактическая игра «Наши сказки».

Вспомним сказку по коллажу.

Инсценирование детьми сказок с помощью мнемотаблицы.

Заключительный этап – последняя неделя мая 2017г.

1.Анализ результатов проекта , выводы и дополнения к проекту.

2. Планы на расширение проекта по использованию приёмов мнемотехники в работе с детьми в подготовительной группе.

Работа с родителями.

Сентябрь: Информационная ширма «Мнемотехника для детей дошкольного возраста »

Октябрь: Семинар –практикум «Как работать с мнемотаблицами».

Ноябрь: Папка- передвижка с образцами мнемотаблиц составленных по сказкам.

Февраль: Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по сказкам.

Март: Изготовление с детьми поделок и рисунков для выставки «Ох уж эти сказки!».

Апрель: Привлечение родителей к изготовлению костюмов к презентации сказок «Петушок и бобовое зёрнышко», «Волк и семеро козлят».

Май: Подготовка к празднику «В гостях у сказок».

Предполагаемый результат.

  • В процессе реализации проекта «Любимые сказки»:
  • повысится интерес детей к познавательной деятельности, дети будут охотно включаются в образовательный процесс;
  • повысится творческая активность детей: они с удовольствием будут участвовать в драматизации сказок;
  • у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;
  • появится желание пересказывать сказки, придумывать свои сюжеты;
  • дети с интересом будут смотреть театральные постановки других и удовольствием будут воспроизводить их в своей игровой деятельности;
  • родители активно включатся в образовательную деятельность группы, будут интересоваться развивающими технологиями работы с детьми дошкольного возраста.

Приложение 2

Литература.

1.Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001.
2.Вераксы Н. Е. , Комаровой Т. С., Васильевой М. А..Программа «От рождения до школы»— М.: мозаика синтез, 2014.
3. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991.
4. Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологиию - СПб, 2000 г.
6. Смольникова Н. Г. , Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.
7. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издатель-ство ГНОМ и Д», 2001.
8. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993.
9. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогоднего праздника "Любимый праздник с любимою сказкой"

Сценарий новогоднего праздника для детей старшего возраста....

Путешествие по любимым сказкам А.С.Пушкина "Сказка о золотом петушке".

Путешествие по любимым сказкам А. С. Пушкина. Аппликация: «Сказка о золотом петушке».В нашей группе идет тематическая неделя, которая посвящена творчеству, замечательного русского поэта, А. С. Пушкину...

Мои любимые сказки.Литературная викторина по русским народным сказкам и произведениям Корнея Чуковского для детей старшей группы

Уважаемые коллеги представляю Вам литературную викторину, которая прошла успешно. Дети с удовольствием цитировали, играли, отгадывали, инсценировали и получили эмоциональный заряд....

Картотека форм и видов деятельности "В гостях у сказки" / "Любимые сказки", "Наш город"

Картотека форм и видов образовательной деятельности по приоритетной образовательной области "Речевое развитие"  пригодится педагогам при разработке конспектов НОД....

Тема: «Наши любимые сказки» (по сказкам А.С. Пушкина) Викторина для детей подготовительной к школе группы.

Цель: обогатить представления о жизни и творчестве А.Пушкина, создать    эмоционально - положительное настроение у детей.Задачи:1. Закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина, выз...

«Любимые сказки» Любимые сказки

Речевое развитиеПрецентация...